Сыновья Иуды и Христа

Солнце выглянуло корочкою дынной
Из-за острых розовеющих вершин.
Сын родился у Марии Магдалины,
И еще в одном дому родился сын.
Магдалина целовала сыну ножки
И упрямо повторяла, как в бреду,
Про какие-то песчаные дорожки
В Гефсиманском нестареющем саду.

А  в другом дому купец ронял посуду,
Все не веря счастью, словно сну,
И не ведал, что покойный друг Иуда
Обнимал его красавицу- жену...
Молодая мать сияла, хорошея.
Ей беспомощное тельце принесли.
Боже! Боже! У ребенка след на шее -
Если всмотришься, как будто от петли...

Вот так и росли они в разных местах -
Потомок Иуды, потомок Христа.

Сын Марии, сорванец и забияка,
(Безотцовщина, бандит, чего скрывать!)
Постоянно ввязывался в драку,
Не давая оскорблять себя и мать.
Но зато, преображаясь и светлея,
(Ишь ты, славный получился паренек!)
Слушал вечером Луку или Матвея,
Заходивших иногда на огонек.

Сын Иуды ковырял шербет на полках,
Кушал пряное ширазское вино,
Закрывал цветным индийским шелком
Необычное родимое пятно.
Торговать не помогал - не та порода.
Но уж вспыхивал, дрожал душою всей,
Если вдруг о возрождении народа
Говорил достопочтенный фарисей...

И книги читали, и рылись в листах
Потомок Иуды, потомок Христа.

Ты смыкаешь шелковистые ресницы.
Ночь колдует над тобой, легко дыша,
Сын бродячего пророка и блудницы,
Молодая и свободная душа...
Вот отец - совсем как по рассказам -
Свет вокруг красивой головы...
И беседует с тобой воскресший Лазарь,
И смешные появляются волхвы...

А в другом дому - рубашечку надень-ка,
Не ступай босою ножкой на паркет...
Только парню почему-то снятся деньги,
Тридцать новеньких серебряных монет.
А потом ночной враждебный город
Так и ломится, и ломится в окно,
И все туже перехватывает горло
Непонятное родимое пятно...

Все! Дышать, и жить, и радоваться нечем!
В спертом воздухе носилось - быть войне!
Старика-купца в один весенний вечер
Затоптал конем легионер.
Весть о том прошла по городу кругами.
Фарисей в деревню убежал.
Сын Марии подобрал с дороги камень.
Сын Иуды со стены схватил кинжал.

Ярость ширилась в душе слепящим шаром -
Толстый, добрый, недалекий - но отец!
Значит, вот каков итог ночным кошмарам?
Что же, славный получается конец!
И тогда в слезах, отчаяньи, моленьях,
Разодрав лицо, и косы распустив,
Мать упала перед сыном на колени:
- Не отец тебе он! Выслушай! Прости!

Разве казнь такую вам придумать, судьи?
Горло сжало ледяным кольцом...
Сын Иуды слушал об Иуде
С побелевшим опрокинутым лицом.
Выслушал и усмехнулся длинно.
Мать завыла, чувствуя беду...
- Где живет Мария Магдалина?
Ты не знаешь? Ладно, я найду...

И мальчишки чудеса вдвоем творили,
И никто не знал, что неспроста
Были рядом сын купца и сын Марии,
Сыновья Иуды и Христа...


Рецензии
Надежда, привет!
Прочел поэму и все отзывы к ней. Удивился Вашему ассоциативному ряду образов и событий.
Привлекла внимание Ваша переписка с Владимиром О. Сергеевым и Андреем Широкоглазовым.
Мне не кажется верным использовать образы сыновей Иуды и Христа как повод, чтобы поговорить о постреволюционном безумии целого народа.
И потому, что произвольная трактовка биографий и семейных связей ключевых фигур Евангелия отторгает от вас читателей задолго до того, как вы попытаетесь с ними объясниться.
И потому, что современное массовое идеологическое противостояние – по масштабу – в Евангельскую пору исторических аналогов не имело.
Кроме того, надо иметь в виду многолетнюю эпоху безграмотного атеизма в СССР. Найти книгу Фаррара, Антония Сурожского, да и Фейхтвангера было не просто, даже при сознательном поиске.
http://www.stihi.ru/2012/09/01/931 Это история моего псевдонима. Уверен, что оба знаем эпоху, послужившую поводом для Вашей поэмы. Не стоит её затемнять спорными трактовками образов из Евангелия.
Сергей

Сергей Таллако   26.12.2019 22:15     Заявить о нарушении
Сергей, мне кажется, что вот здесь Вы не правы. Свою позицию я объяснила в предыдущих диалогах по поводу "Сыновей". Повторяться не буду.Фейхтвангера я еще в юности читала благодаря сибирским библиотекам. А что касается нашего с Вами опыта, то у меня он втройне. Моего деда, директора уральского треста "Самоцвет" посадить не успели, он умер в 1931 году от инфаркта. На него один за другим писали доносы, одна за другой приезжали комиссии, ничего не находили, но вот сердце не выдержало. Дед моего мужа, священномученик Василий Парийский, был расстрелян в 1937 году. Мои родители выжили в сталинских лагерях и рассказывали нам о людях, погибших там, и о тех, кто не сдался, кто передавал свои знания и помогал выжить молодым, так что называть безумием то страшное, горькое и гордое время я бы не стала. И мы никогда не скрывали свою принадлежность к "врагам народа", ни родители, ни дети... Да и национальность тоже. Несмотря на то, что мама русская, я паспорте была записана по фамилии отца и, соответственно, еврейкой по моему требованию. В паспортном столе уговаривали сделать наоборот, но я рогами уперлась - из гордости и чувства справедливости. И Вы хотите, чтобы я ради популярности что-то меняла в своем мировоззрении?

Надежда Коган   27.12.2019 11:44   Заявить о нарушении
Надежда, благодарю за быстрый ответ!
Вы пятидесятого года рождения, а я – тридцать шестого. Не чувствуете разницы? Я далёк от желания состязаться с кем бы то ни было в числе родни и близких – моих, жены и близких – в числе жертв довоенных, военных и послевоенных наветов и преследований. «Мёртвые сраму не имут!» Надо чтить их память и жить так, чтобы им за нас стыдно не было, продолжать то, что им не дали сделать.
В 1966 году, получая свой паспорт, Вы поступили правильно, но не забывайте, что это была уже эпоха не сталинского «раннего репрессионизма», а начало брежневского «позднего реабилитанса», говоря словами старого анекдота советской поры.
Пожалуйста, не забывайте, что Павел Коган, автор «Бригантины», погиб, прикрывая огнём товарищей во время Отечественной войны.
Рассказ о псевдониме появился только потому, что некая сволочь по имени Геннадий Сарховский позволила себе глумиться над моим псевдонимом, а я, взяв его, никак не предполагал подобного последствия. Пришлось написать это эссе, побудив «писаку» в конце концов исчезнуть со страниц сайта.
У нас с Вами, Надежда, идёт речь не о Вашем мировоззрении или национальной принадлежности, имейте их те, которые Вам ближе. Мы обсуждаем работу, сделанную Вами в 2003 году. Конечно, Вы вольны разбрасывать свои соображения по разным произведениям, но пожалейте время своих читателей!
С уважением и улыбкой
Сергей

Сергей Таллако   27.12.2019 13:39   Заявить о нарушении
Сергей, это я ее разместила в 2003 году. А написала после смерти мамы в 1989, задумавшись о потомках тех, кого предали и тех, кто предавал, и отказавшись от стремления осуждать детей предателей. Ведь половина страны писала доносы на вторую половину! Кстати, поэму "Крылатые люди я написала еще раньше - в 1982...

Надежда Коган   27.12.2019 14:51   Заявить о нарушении
Надежда, добрый день!
Удивила Ваша оценка: «Ведь половина страны писала доносы на вторую половину!» Ведь если к ней отнестись доверчиво, то в наших семьях каждый первый «стучал» на каждого второго, а павлики морозовы «сажали» своих пап и мам через одного! Чувствуете иронию? Да, опасались «трепать языком», зная, что «скорость стука опережает скорость звука,» - это правда. Но тогда же знали, что за стукачество часто и мстила по-серьёзному пострадавшая сторона. Вы в сознательную жизнь вошли в пору Хрущёва – Брежнева, а в сталинскую пору прослыть «легавым» было опасно.
Об этом мало или совсем не писали ни Булгаков, ни Василий Аксёнов, но фильм «Ворошиловский стрелок» возник не на пустом месте, за подлость мстили, не прибегая к «правоохранительным органам». Не так красиво, как у Станислава Говорухина, но, как говорится у физиков, «каждое действие получает равное по силе и противоположно направленное противодействие». Это можно называть и вендеттой, и гражданским противостоянием, и Божьей Карой.
Клеветать и доносить осмеливалась («курвилась», извините за лексику) только малая часть общества, уверенная в своей безнаказанности, и далеко не всегда ей это сходило с рук. Не даром и в фильме «Мастер и Маргарита» Иуда гибнет за подлость от ножа.
Сергей

Сергей Таллако   28.12.2019 15:11   Заявить о нарушении
Сергей, вот выдержка из Википедии: "Если из общей численности населения вычесть лиц до 14 лет и старше 60, как малоспособных к преступной деятельности, то выяснится, что в пределах жизни одного поколения — с 1923 по 1953 г. — был осуждён практически каждый третий дееспособный член общества». Только в РСФСР общими судами приговоры были вынесены в отношении 39,1 млн чел" Сами посудите, ведь на каждого из них кто-то донес. А кто-то промолчал и не выступил против, своим молчанием тоже осуждая людей на лагеря и смерть. Да что далеко ходить, уже в 1958 году, вроде и бояться было нечего, а Бориса Пастернака травили, не читая... И на моей памяти осуждение Солженицына, тоже не читая. Правда наша группа в институте писателя осуждать отказалась. Сказали - дайте почитать! Но много ли нас было таких? А равнодушие - это тоже предательство...

Надежда Коган   28.12.2019 20:34   Заявить о нарушении
Надежда, благодарю за ответ. Приведённое Вами число грандиозно, но это не половина населения. Википедия не договаривает: многие осуждались не судами, а «тройками». Я надеялся, что мы с вами приблизимся к словам Бруно Ясенского: «Не бойтесь друзей – они могут лишь предать вас; не бойтесь врагов – они могут лишь убить вас; бойтесь равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия совершаются предательства и убийства». Последствия революций тем и ужасны, что рушатся законы и правоохранительные институты при попустительстве равнодушных.
Рискну предположить, что победи белые, жертв в последующие годы было бы значительно меньше. Но в числе «равнодушных» оказываются и те, на плечах которых те самые малолетние и престарелые. Им-то как быть?
Пастернак и Солженицын и близко не были к судьбам репрессированных довоенной поры.
Сергей

Сергей Таллако   28.12.2019 21:27   Заявить о нарушении
Так я не о них, а о равнодушных. О тех, кто одобрял или осуждал, не вникая, отходил в сторону, дабы не тронули...
А что касается массового идеологического противостояния, было оно в Иудее. Насколько я помню из "Иудейской войны", там ведь тоже речь шла о благополучии. Римская власть не трогала иудеев, запретив им только распространять свое единобожие. А оно особо и не распространялось из-за жестких требований: обрезание, свод строгих правил. Но учение, которое нес Иисус Христос, было доступно всем и грозило массовой сменой идеологии. Так что Синедрион и его сторонники защищали свой образ жизни. Почти та же гражданская война...

Надежда Коган   28.12.2019 23:16   Заявить о нарушении
Крушение одной из мировых империй и политико-религиозные разборки в одной из небольших провинций Рима я бы на одну доску не поставил бы. Масштабы слишком разные.
С наступающим Новым Годом, Надежда!
Сергей

Сергей Таллако   31.12.2019 10:37   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.