Переписка омоля
==========================================
Привет!
Я Омоль. Я уже подрос и научился читать и писать по-русски и даже на иврите, потому что мы с дядей Мадхобом и дедом переехали в Израиль из Индии и живём теперь в Иерусалиме.
У меня здесь столько друзей!
Во-первых – это ребята из студии «Корчак». Ничего, что я не могу бывать в студии (здешние доктора тоже не разрешают мне выходить из дома). Зато я с ними переписываюсь, потому что очень люблю получать письма. И сам пишу их с удовольствием. Поэтому я узнаю так много новых людей – и больших и маленьких. Все они рассказывают мне такие интересные истории из своей жизни: как им было тяжело, и кто им помог в тяжёлое время, и как им стало легче, и как они сами помогли кому-то.
Этих историй у нас хватит на целый журнал, который мы с дядей Мадхобом и дедом решили выпускать.
А называться он будет очень просто:
«ОМОЛЬ»!
А тому, кто захочет написать мне письмо – ещё одно задание: попробуй-ка нарисовать меня, как ты себе представляешь. И пришли свой автопортрет или фотографию.
А вдруг ты на меня похож настолько, что сможешь сыграть в «Почте» самого Омоля! Особенно, когда придётся играть в настоящем театре на настоящей сцене.
И это ничего, если ты девочка. Мы же пока ставим радиоспектакль, а в нашем возрасте ещё невозможно отличить, где говорит мальчик, а где девочка, если не видеть.
Привет! То есть шалом! Успехов тебе! Бэацлаха! Жду письма.
Омоль
Мой адрес: omol_gupto@mail.ru
А если у тебя нет интернета, передай письмо дяде Мише, он отправит мне.
Омоль.
Дорогой Омоль! Привет!
Я очень тебе сочувствую (я имею ввиду, что ты не можешь выходить из дома). Я тоже не могу. Но я не из-за болезни, а из-за уроков. Я в седьмом классе и очень занята + я пропустила целых два класса и поэтому сижу после школы, нагоняю одноклассников. У меня есть свободное время погулять только в субботу. Но не будем о плохом, ну его. Лучше поговорим о чём-нибудь интересном... О стихах! Я люблю писать стихи. А ты?
Стихи для Омоля.
Мишка.
Косолапому мишке упала на лапу шишка.
Завизжал бедный мишка,
Побежал мишка жаловаться на шишку.
Выгнали из суда мишку:
Не будем судить шишку!
Рассердился мишка, растоптал ту шишку,
Посадили за решётку мишку.
Сон.
Мимо проносятся кони.
Дамы сидят в фургоне.
Я в том же фургоне сижу
С ружьём фургон сторожу.
Вижу, что за нами гонятся бандиты в масках.
Скинул тогда я каску,
С фургона спрыгнул в долину,
Спрыгнул и исчез.
Проснулся я и воскликнул –
Как же я дам в беде оставил!
Лето.
На что похоже лето?
На воду в ручейке,
На белые цветочки
И на румяные мамины щёчки.
Нищий
Нищий идёт по лужам
Никому он совсем не нужен
все ругаются ему во след:
ох, пошёл бы ты отсюда, дед.
Ходит бедный старик по сёлам,
а люди называют его вором.
Подходит он к чужому дому,
Просит милостыню за забором,
а его называют вором.
Дорогой Омоль!
Я знаю, что ты не умеешь читать, но твой дядя Дотто может помочь тебе. А ещё я пришлю тебе мои рисунки. (рисунок: персонажи пьесы «Почта» - Омоль, Дядя, Дед, Доктор, Шудха.)
Пурим 2001.
Здравствуй Настя!
Только что почтальон принёс мне письмо от тебя. Это первое письмо, которое я получил здесь в Иерусалиме. Вот здорово! Спасибо тебе.
Знаешь, я очень тебя понимаю. Это так трудно догонять в учёбе одноклассников, да ещё на новом для тебя языке. И я знаю, что кроме этого у тебя есть ещё две младших сестрички и два братика, и ты самая старшая, и тебе приходится помогать маме и делать всё в доме как взрослой. Вот почему ты так хорошо играешь Шудху в нашем спектакле – ведь и ей тоже хочется поиграть и погулять, а вместо этого приходится помогать маме. А как же иначе? Ты же любишь её и всех своих братиков и сестричек. Я даже тебе завидую немножко. Знаешь, я ведь один. Вот если бы ты была моей сестрой! Тогда бы я тебя так поздравил с праздником:
Дорогая сестрёнка Настя!
Поздравляю тебя и всю твою семью с прошедшим Пуримом и наступающей Пасхой! Я очень тебя люблю и хочу, чтобы у тебя всё получалось, и чтобы ты могла сделать хоть немножко счастливыми всех, кого любишь. Вот как меня своим письмом.
Твой брат Омоль.
У тебя так здорово получаются стихи! Жаль, что я не умею их писать. А то бы всё это письмо я написал бы тебе стихами. Но я попробую.
Весёлые солнечные зайчишки
попали в комнату ко мне,
и запрыгали как мальчишки
по кровати и прямо по мне.
Говорят: попрыгай с нами!
Хватит целый день лежать!
Лучше выйди погулять!
Не могу я выйти с вами.
Но вы прыгайте по мне!
Это же такое счастье!
Потому что с зеркальцами ко мне
пришли Наташа и Настя!
Это письмо мне помог написать на компьютере дядя.
Вот и всё. С нетерпением жду ответа.
Омоль.
15.03.2001
Здравствуй, Дорогой Омоль.
Сначала я хочу рассказать тебе про себя: меня зовут Женя, я учусь в шестом классе и я очень хочу тебя увидеть. Я думаю, что ты тоже хочешь со мной увидеться. У меня есть очень много вопросов к тебе: где ты сейчас живёшь, или ты женат? И так далее. Так что я очень хочу, чтобы ты приехал в Иерусалим и рассказал про себя. Приезжай поскорее!!!
(Рисунок: мальчик в индийском наряде). Это ты, когда вырастешь.
Здравствуй, Женя!
Большое тебе спасибо за письмо. Ты меня им очень обрадовала. И у меня есть для тебя хорошая новость. Мы с дядей Мадхобом и дедом переехали в Израиль!!! Мы живём теперь в Иерусалиме!!!!!
Но есть и плохая новость. Я ещё не совсем здоров и врачи не разрешают мне выходить из дома и вообще с кем-нибудь встречаться.
Зато у меня есть телевизор и я знаю все новости. А во-вторых, мне подарили настоящий компьютер!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Это потому, что я учусь в школе. Правда я туда не хожу. Это дядя или дед приносят мне задания из шестого класса, а я их выполняю на махшеве! Но я всё равно немножко завидую всем ребятам, которые могут взять ручку и написать без всякого махшева. Я этого пока не могу сделать из-за болезни.
И ещё я хочу сказать тебе по секрету об очень важном.
У нас в Индии был такой обычай. Родители могли договориться между собой, что когда их дети вырастут, они поженятся. И иногда дети, даже маленькие, если нравились друг другу, просили своих родителей, чтобы они их потом поженили. Но родители не всегда слушаются своих детей. Ты же знаешь, как получилось у меня. Я хотел жениться на племяннице продавца творога, а он взял и выдал её за другого. А по нашим индийским обычаям, если девушка выходит замуж, она больше не должна дружить с мальчиками. И сейчас у меня нет такой подружки, какой была она.
А ты здорово меня нарисовала!
А теперь нарисуй себя!
Жду письма! Очень-очень жду!
Омоль.
08.06.01
Здравствуй, Омоль.
Я никогда тебя по-настоящему не видела и никогда про тебя не читала книг. Я лишь только видела о тебе спектакль. Твоя история меня заинтересовала. Я узнала, что ты любишь получать письма и поэтому решила написать тебе письмо.
Меня зовут Марина. Мне 11 лет. Я живу в Иерусалиме. Я слышала, что ты отвечаешь на письма друзей. Я бы тоже очень хотела получить от тебя письмо. Я хочу поближе познакомиться с тобой. Я слышала, что ты был болен и тебе доктора запрещали выходить на улицу. Я надеюсь, что настанет день и твоя мечта сбудется. Я хочу пожелать тебе здоровья.
Пока! Жду ответа.
Марина.
Здравствуй, Марина!
Твоё письмо меня очень обрадовало. Я всегда радуюсь, когда дядя Миша присылает письмо. Это бывает так редко. Я сразу его открыл. Вот это да!
Я никогда не видел такого красивого почерка. Тем более, что самому мне трудно писать ручкой на бумаге, поэтому приходится писать на махшеве.
Ты так мало написала о себе. Но мне кажется, что я о тебе кое-что знаю.
Во-первых ты очень аккуратная и старательная девочка.
Во-вторых, ты очень любишь всё красивое. Ты умеешь различать, что красиво, а что нет.
Угадал? Значит ты и сама красивая девочка. Опять угадал?
А открыть тебе секрет, как я угадываю?
По почерку! Ведь он же у тебя красивый!!!
Жалко, что мы не можем увидеться из-за моего здоровья. Зато я могу смотреть на твоё красивое письмо и ждать от тебя новых писем.
Напиши поскорей!
Омоль.
08.06.01
Здравствуй, мой маленький дружок!
Я знаю, что тебя зовут Омоль. Я слышала, что ты очень болен и ждёшь письмо от раджи. Но ладно, забудем о том пока что.
Я видела спектакль про тебя. Это была Наташа, но я верю, что ты тоже на свете есть! Может оно не так? Но знаю, ты обрадуешься моему письму, ведь я не раджа, письмо от которого ты ждёшь, я только девочка.
Я учусь в 5 классе, и решила написать тебе письмо. Ведь я знаю, ты отвечаешь на письма твоих новых и старых друзей. Я хотела бы знать, учишься ли ты в школе и где ты сейчас живёшь. Ведь я знаю, что ты жил в Индии. Я очень надеюсь, что выздоровел. Если ты ещё болеешь, выздоравливай побыстрее. Я очень буду ждать ответа и думаю, что мы будем хорошими друзьями.
Зовут меня Нина и у меня есть ещё маленькие братики и сестра. Один братишка твоего возраста, ему недавно исполнилось 8 лет. Было бы очень здорово, если бы ты приехал к нам и поиграл с ним. Мы сейчас живем в Израиле в святом Иерусалиме.
(рисунок) Так я представляю тебя.
До скорого свидания!
Нина.
Здравствуй, Нина!
Когда дядя Миша присылает мне письмо, я так радуюсь, что бросаю все дела и сразу его читаю. А твоё письмо я прочитал три раза. Я очень люблю знакомиться с новыми друзьями. Лучше друзей и своей семьи ничего нет. А моя семья – это дядя Мадхоб и дед. И ещё мои друзья из студии «Корчак». Я знаю про этот спектакль. Мне подарили видеокассету с его записью. Я часто его смотрю. Особенно, когда мне бывает грустно. Конечно, это не комедия какая-нибудь весёлая. Но когда я вижу, как играют и ребята и взрослые, и особенно Наташа, мне становится легче. Я радуюсь оттого, что у меня есть такие друзья. Ведь они всё понимают!!!
Жалко, что мы не можем встретиться из-за моего здоровья.
Расскажу о себе. Я учусь в шестом классе. Но я учусь дома. Мне дед и дядя приносят задания из школы и я их выполняю на махшеве. Потому что писать ручкой мне трудно из-за болезни. Зато я научился оформлять письма. Это я делаю в программе «Ворд».
Совсем забыл! Мы же сейчас живём в Иерусалиме!!! Мы тоже переехали недавно!!!!!!!
А ещё я умею делать на махшеве разные картинки.
Эту картинку я сделал для тебя и всех твоих братиков и сестричек.
Нарисуй мне ещё что-нибудь. Что ты видишь из своего окна, например.
Яркое солнце. Ясное небо. Белые домики с крышами красными. Синее море. Я на нём не был. Бурю на море с волнами ужасными. Птиц нарисуй. Мне особенно горлинки нравятся здесь. Они очень красивы. Дом, где живёшь. И соседние домики. Братьев с сестрёнкой. Себя. То есть Нину.
А ты умеешь стихи сочинять?
Вот и всё. Пожалуйста, ответь сразу.
Омоль. 08.06.01
Омоль привет.
Как ты себя чувствуешь сегодня? У меня всё хорошо.
У меня есть для тебя просьба. Пожалуйста напиши мне свой адрес в Иерусалиме, не интернета, а дома твоего. И ещё я хочу тебе написать – рассказать о тиюле в который я ездила с моим классом на море. Мы были там. А ты хочешь на море? (…)
Ну ладно. От темы этой отойдём. Стих для тебя написала, послушай ты его скорей.
Туда хочу я.
Туда хочу я, где около дома растёт трава, а за травой ещё дома.
Из моего дома видна гора и за рекой бежит река.
В реке смеются облака. А к облакам хочу и я.
Плескаться в голубой реке, играть с облаком в воде и песни преть и танцевать.
Туда лечу пока во сне.
Напиши ответ.
Нина.
Привет, Нина!
Получил твоё письмо, но сразу не смог ответить. Был занят лечением и уроков было много.
А ещё я люблю записывать разные интересные события.
Сейчас у многих ребят есть коркинеты и я вижу, как они катаются прямо перед моим окном. А мне нельзя кататься и коркинета у меня нет. Вот если бы я вдруг выздоровел и мне подарили бы коркинет! Это было бы настоящее событие. Я его так записал.
Завтра мне 12 лет. Мне подарят коркинет! Красный, новенький, блестящий! Коркинетик настоящий! Чувствую себя на нём самым главным королём! Потому что коркинета лучшего, чем этот нету. Два крыла и вентилятор. До свидания, ребята! Коркинетосамолёт унесёт меня в полёт! Буду я на нём носиться над всем городом как птица. Будут все внизу стоять, рты на небо разевать и кричать: ух ты! Ух ты! Из какой планеты ты?! Я в ответ им прокричу: «Я спустился по лучу! Я летаю, где хочу! Я уроков не учу!
- Нас возьми с собой в полёт, в коркинетосамолёт!
- С вами я его не сдвину. Я возьму одну лишь ....! Только вам я не скажу. С кем дружу, того вожу!
Вот и всё письмо на этом с самолётокоркинетом.
Пока! Жду письма.
Омоль
22.06.01.
А правда красивый шрифт я нашёл в махшеве? Называется «Monotype Corsiva». Первый раз им пишу. А как сделать такой фон мне дядя объяснил. Заодно и ошибки исправил.
Здравствуй Омоль!
Не знаю даже, с чего начать. У нас в студии происходят неприятные вещи. Представь себе: начинается репетиция, а в студии нет половины людей. При этом, взрослые хоть предупреждают, что у них какие-то уважительные причины, а дети или опаздывают без всякого предупреждения, или не приходят вовсе. Как тебе это нравится? Вот и мне противно присутствовать при этом.
Но и это ещё не всё. Ты не представляешь себе, какой хохот и ор стоит на наших занятиях. Может быть ты думаешь, что это так мы репетируем, потому что по пьесе нужно орать? Вовсе нет. До пьесы мы доходим с огромным трудом. Все орут и хохочут как ненормальные и на это уходит почти вся репетиция.
Но самое главное даже и не это. Ты ни за что не угадаешь в чём. Недавно у нас был спектакль в доме престарелых – гостинице «Хэн». Мы там выступали перед бабушками, для которых наш спектакль был большим событием и радостью. Так вот, на этом спектакле были две наши девочки Марина и Женя. Нужно тебе сказать, что бабушки смотрели весь спектакль затаив дыхание. Поэтому особенно хорошо было слышно, как кто-то хихикает всё время. А поскольку они сидели на самых лучших местах посередине впереди, их и видно было прекрасно. Это были наши девчонки!!!
Ты же знаешь, что такое финал «Почты». Мы все стоим перед зрителями со свечами и поминаем по именам наших погибших в гетто. При этом Женя корчит рожи Эле, чтобы заставить её забыть имена и чтобы она начала гнусно хихикать так же, как сама Женька. И она добилась этого почти на сто процентов. Произнося имена убитых людей Элька и правда улыбалась, как идиотка, не в силах отвести глаз от Женьки, как кролик от удава.
Ну, и как ты думаешь, можно простить такое?
Конечно, я сразу же позвонил Женькиной маме и сказал ей, чтобы она больше свою дочку в студию не посылала. Понятно, что она ещё мала, глупа и неспособна ни присутствовать на общих занятиях в студии, ни, не приведи господи, бывать на наших спектаклях. А вкладывать ей мозги индивидуально у меня ни желания ни времени нет.
А на прошлой репетиции произошло вот что.
Мы с огромным трудом смогли сосредоточиться, чтобы записать минуты три спектакля. Потом дошли до какого-то слова, которое Нина сходу не могла выговорить. Подумаешь, проблема. Конечно, нет в этом ничего особенного. Наташка, и та, не всё сходу выговаривает. Вобщем, на том репетиция и закончилась. Нинка надулась, и её пришлось уговаривать всей группой, чтобы она вернулась в класс. Но уже не для того, чтобы работать – какая уж тут работа, а чтобы торт трескать, который принесли по случаю дня рождения Никиты. Ну, и как ты думаешь, стоит тратить время на этот балаган?!
А вечером звонит мне эта самая отличившаяся на репетиции Нинка, и рядом там сидит Марина (со строгим выговором за поведение на спектакле) и они меня умоляют, чтобы я принял обратно их подружку Женю. Понимаешь, они срывают репетиции и ещё имеют наглость уговаривать меня принять обратно в студию предателя. Да что же я, враг самому себе и нашему делу? Да и что другие взрослые скажут? Ты же знаешь, как они приезжают после тяжёлых работ и из-за этих – не знаю даже каким словом их обозвать – теряют время на репетициях так же, как и мы с Ларисой.
Вот и всё пока. Поздравляю тебя с прошедшим днём рождения. Хоть кто-нибудь ещё тебя поздравил? Срочно напиши ответ.
Дядя Миша.
20.07.01
Здравствуй, дядя Миша.
Получил твоё письмо и сразу отвечаю. Это дело срочное и тут даже подумать как следует некогда.
Мне очень жалко, что в студии всё так происходит. Но и девчонок жалко – где они ещё найдут такую студию? Мне даже не верится, что всё это правда. Разве они не понимают, какое это счастье – наша студия? Разве они не помнят, как тяжело мне было, когда я так болел, что даже не мог ни с кем разговаривать? Как я приставал к каждому, и ведь не все хотели или могли со мной разговаривать. Ведь это только в пьесе со мной все разговаривают, но не всё, что было в жизни туда попало. Знаешь, сколько раз от меня просто отворачивались или даже посылали подальше? Ты им объясни, пожалуйста всё это. А принять или не принять Женю, или там ещё кого ни будь принять или выгнать, я так сразу решить не могу. Пусть они мне сначала напишут и объяснят, что там с ними происходит. Может быть ты, дядя Миша, слегка преувеличил и не всё так плохо? Вот и дед говорит то же самое, и дядя Мадхоб.
А с днём рождения меня никто не поздравил. Но они, наверно, и не знали, когда. Хотя один человек, по крайней мере, знал. Это Нина. Я ей об этом за день до дня рождения написал. Это было 22.06. У меня же осталась копия того письма в махшеве, поэтому я всё помню. Я ей тогда написал: «Завтра мне 12 лет. Мне подарят коркинет». Но она меня не поздравила. И вообще, ни она и ни кто мне больше не пишут. Да ну их! У меня и так в интернете знакомых полно, с кем можно переписываться.
Жду ответа от тебя и от них.
Привет.
Омоль.
20.07.01
Ошибки опять проверял дядя Мадхоб и их было штук десять.
Здравствуй, Омоль!
Извини, что так долго не писала тебе писем. Во-первых, у меня всё хорошо, но я хотела бы узнать, как у тебя дела, какие приключения произошли с тобой за этот период. Как ты себя чувствуешь, как проводишь каникулы. Напиши мне письмо, я буду ждать.
Недавно в нашей студии произошло такое: я вела себя плохо и после этого Михаил не разрешил мне прийти на следующий урок.
Когда я сидела дома, я обдумала всё и поняла, что я себя вела неправильно. И теперь я хочу извиниться перед Михаилом, Ларисой и перед всей студией. Я поняла, насколько важна для меня эта студия, насколько я к ней привыкла. За период занятий в студии «Корчак» эта студия стала для меня частичкой моей жизни. Я сама не понимаю, почему я себя так ужасно вела. Передай Михаилу, что я извиняюсь и не буду больше так делать.
Пока! Жду ответа.
Марина.
Здравствуй, Омоль.
Как у тебя дела? Я очень долго не была на кружке и поэтому я хочу, чтобы ты мне написал, что происходило после того как я ушла с кружка. Теперь я хочу вернуться в нашу студию и рассказать, почему я из неё ушла: мы с Мариной пошли на представление «Почты», и когда читали погибших в гетто мы начали смеяться, когда пришла Элина очередь, она посмотрела на меня и забыла слова. Дядя Миша сказал, что меня за это… И выгнал, хотя я не понимаю, почему Эля не могла посмотреть в другое место.
Передай, пожалуйста, дяде Мише, что я осознала, что была не права и извиняюсь! Я очень хочу вернуться!
Женя.
08.10.01
Здравствуй, Женя.
Сегодня дядя Миша мне переслал твоё письмо. Вот оно. (копия письма)
Я думаю, что Марина тебе рассказывала о том, что происходит у нас в студии. И слышал, что она просила дядю Мишу, чтобы тебя приняли обратно. Тебе можно позавидовать. Не у каждого есть такая подруга. И на репетициях она себя ведёт хорошо: старается не тратить время зря. И дома работает – слова учит и картинки рисует. Она очень изменилась с тех пор, когда вы приходили вместе. Так мне тётя Лариса сказала. Если она просит, ей нельзя отказать. Может быть ты тоже изменилась. Мы пока этого не знаем. А дядя Миша сказал, что он уже давно забыл ту Женю. А с новой Женей готов снова познакомиться. Так что ты можешь пока ходить и участвовать в разминках. И если подружишься с ребятами и взрослыми, тебе тоже найдётся работа в спектаклях.
Пиши мне, как пойдут твои дела в студии.
Омоль.
09.10.01
18.08.01
Марина, привет!
Получил сегодня твоё письмо и сразу пишу ответ. А кроме письма, был у меня ещё разговор с дядей Мишей и тётей Ларисой. Мы обсуждали один вопрос: для чего ребята приходят в студию? И что такое наши занятия? Отдых и развлечение или трудная и важная работа? Некоторые ребята ведут себя на занятиях так, как будто они приходят развлекаться, и никто не должен им в этом мешать. А другие ребята приходят и действительно работают. И они не могут понять, почему эти мешают им работать. Тем более, что это не только дети, но и взрослые наши студийцы. Они не понимают, почему они должны тратить своё дорогое время, пока кто-то балдеет и валяет дурака. А, между прочим, за развлечения везде деньги платят. А в нашей студии все занимаются бесплатно. Значит, это никакое не развлечение. Я спросил у дяди Миши: ну, а если это работа, почему тогда никто за неё не получает денег? А он мне ответил, что мы ведь пока выступаем бесплатно, потому что мы пока ещё не очень-то настоящие артисты. Вот когда нас будут приглашать выступать за деньги, тогда другое дело... За деньги люди будут приходить посмотреть на нас как на развлечение. А сейчас? А сейчас мы не развлекаем. Мы спасаем людей от тоски и одиночества. За это нельзя брать деньги. Так дядя Миша сказал. Я спросил: а почему? А он говорит: это мицва. А что такое мицва? И вот тут мне было трудно понять его ответ, но я тебе попробую пересказать, потому что когда пересказываешь, сам лучше понимаешь. Так вот. То, что мы собрались вместе и у нас получилась студия – это чудо. И чудо то, что у нас получился такой спектакль, который спасает и нас, и наших зрителей. И чудо то, что мы его уже восемь раз показали и ещё будем показывать. И чудо даже то, что это всё происходит с нами здесь, в святом Иерусалиме. И все эти чудеса мы получаем от Бога бесплатно. Как же мы можем делиться этим с другими людьми за деньги? Когда мы бесплатно раздаём то, что сами получаем бесплатно – это и есть мицва.
Понятно? Уф!!! Даже я сам кажется понял, наконец.
Еще я спросил: а как же все взрослые получили лиры – это же почти что деньги, правда? А дети не получили? А он мне сказал, что когда мы сыграем десятый спектакль, то и все дети, занятые в «Почте», получат по одной лире. А взрослые получили сразу по десять лир, потому что они все входят в попечительский совет нашей студии. А тот кто из детей наберёт 10 лир, тоже может стать членом попечительского совета.
Передай дяде Мише и тёте Ларисе, чтобы они на тебя не обижались. А я попросил их, чтобы они попросили и других студийцев не обижаться. Бывает так, что человек не сразу понимает, где он и что с ним происходит. Но потом понимает и меняется.
Ну, вот и всё. Всегда жду писем.
Омоль.
Привет, Омоль.
Как у тебя дела? У меня всё хорошо. Я давно тебе не писала, просто мы на прошлой неделе ездили в Тель-Авив на израильскую радиостанцию, которая называется РЭКА. Тебе, наверное, дядя Миша уже писал про это, но я напишу тебе своё мнение об этой поездке. Мне, конечно, понравилось, но мне кажется, что у нас не очень получилось играть. Но это потому, что мы не привыкли к выступлениям на радио.
До свидания, но на прощание рисунок. (рисунок)
Если ты не понял, что это, то это слон, которому ты очень понравился и поэтому он несёт тебе цветок.
Женя.
Привет Омоль.
Как дела. Как ты себя чувствуешь? Из сцены я понял, что ты очень любишь разные страны и путешествия.
Я расскажу тебе о России. В частности, я жил в Азии, в Сибири. Там зимой бывает минус 45, но зато лето потом жаркое, приятное, все деревья зелёные, цветы цветут. Возле моего города есть самое глубокое озеро Байкал. На летних каникулах я езжу туда с друзьями и семьёй.
В России есть как бы две столицы: Москва и Санкт-Петербург. Оба города красивые, но больше мне нравится Питер. Там красивая природа, красивые места. Много рек. Там есть прекрасный Финский залив.
Я очень люблю Иркутск и Петербург. Иногда я скучаю по Иркутску, но в Израиле мне тоже нравится. Я люблю Израиль!
Ну, ладно, Омоль. Жду ответа.
Марк.
Привет, Марк!
Получил от тебя письмо и сразу отвечаю.
Во-первых за письмо тебе большое спасибо. Я очень люблю получать письма. Люблю знакомиться с новыми людьми. Когда узнаёшь о каком-то человеке из книжки или из телевизора, или даже из спектакля в театре – это тоже интересно. Но это совсем другое. Ты-то его узнаёшь, а он-то тебя нет! Но наша студия не обычная. Потому что у нас он тоже может узнать про тебя. Ведь ему можно написать письмо! А он – то есть я – может сесть за компьютер и ответить!
Конечно, я не могу побывать в дальних странах. Я могу их видеть только по телевизору. Но телевизор тоже надоедает. Смотришь и завидуешь тем людям, которые сами там побывали и сняли все эти фильмы. У них было столько приключений! Иногда даже бывают передачи, где они рассказывают о своих приключениях всем-всем-всем, кто их смотрит. Это, конечно, интересней, чем просто красивые картинки. Но лучше всего – это когда кто-нибудь из друзей рассказывает что-то мне одному. Потому что рассказывать одному, даже в письме, это совсем не то, что всему миру по телевизору. Такого рассказа про Россию, Санкт-Петербург и Иркутск больше ни у кого нет. Только у тебя и у меня. У тебя – потому что это же твой рассказ, а у меня – потому что ты мне его прислал, значит, подарил. Правда?
А я родился в Индии. У нас там тоже было очень-очень красиво. Хоть и не так, как в России или в Израиле. Но два года назад в тех местах, где я жил было сильное землетрясение. Все дома разрушились и очень много людей погибло. После этого мы с дядей и дедом приехали в Израиль. И здесь меня тоже лечат. Некоторые мои друзья говорили мне, что тот доктор, который меня лечил в пьесе плохой, потому что он мне всё запрещал и давал горькие лекарства. Ну и что?! Здесь доктора другие, есть даже очень добрые. Но всё равно, когда лечат – это неприятно. Иногда больно. И всегда очень тоскливо! Хорошо ещё, что друзья меня не забывают. Как ты.
А недавно мне прислали запись нового спектакля «Ужин Тигриллы». Как жалко, что тебя в нём нет. Это такой весёлый спектакль! Мне очень нравится, как там играют все. И Эдик с Наташей маленькой, и Марина, и Женя, и Наташа большая, и Алла-Тарантелла, и, конечно, Никита-Камамбер!!!
Совсем уже хотел закончить это письмо, но вот получил видеозапись «Почты» с музыкой. И ты там играешь Старосту. Знаешь, я много раз видел «Почту», когда её играли без музыки. Старосту тогда играл Илья, ты его знаешь? И Дед был тогда другой, его играл папа Ильи и Никиты Юра. Я так привык к тому, как они играют, что других Старосту и Деда даже и представить себе не мог. Но теперь…
Музыка всё изменила, всё перевернула… Теперь, когда я смотрю спектакль, я забываю обо всём на свете – обо всём мире с неприятностями, болезнями, горем… Остаётся только то, что происходит со мной-Наташей и всеми остальными на сцене, как будто там всё более настоящее, чем в жизни. Даже болезнь!
Ну, вот уже целый лист исписал.
Вобщем, желаю тебе успехов и в школе, и в студии и везде.
Дядя опять проверял ошибки в словах и нашёл штук 20. А дед тоже проверял и поисправлял целые предложения. Они говорят, что я ещё не совсем забыл, как нужно красиво и правильно говорить на родном языке, только потому, что переписываюсь со всеми. Очень-очень жду новых писем. И о школе, и о студии и вообще о жизни в Израиле.
Омоль.
03.03.02.
Дорогой Омоль. Я пишу тебе это письмо на следующий день после моего шестидесятивосьмилетия. Когда-то мне казалось, что сорок, а потом пятьдесят, а потом шестьдесят лет – это очень много. А сейчас я понимаю, что 68 – это просто две цифры, а точнее одно число, которые к старости, а, впрочем, и к молодости) прямого отношения не имеют.
Не так давно я написал стихотворение, в котором об этом есть такие строчки:
…Но будням никогда не уничтожить
той области, где пламень не угас.
И многие, что много нас моложе,
на самом деле много старше нас.
Возможно ты над этим ещё не задумывался, но мой большой опыт позволяет мне знать один важный секрет, который я тебе открою. Старость, как и молодость, это не столько возраст, сколько состояние души. И мне очень приятно до сих пор чувствовать себя молодым! И это ощущение в большой мере даёт мне общение с тобой и всеми твоими друзьями – участниками студии «Корчак» и её руководителем Мишей Польским, который по возрасту – почти мой сын, а по состоянию души – такой же мальчишка, как и я.
От всего сердца желаю всем вам, мои новые друзья, долго-долго оставаться мальчишками и девчонками и до седых волос (и много позже) хранить в душе наивность и это бесценное состояние!
Ваш молодой друг Анатолий Шехтман.
Здравствуй, дедушка Толя!
Твоё письмо меня ужасно обрадовало. Пока кроме дяди Миши мне никто из взрослых не писал. А дети и дядя Миша пишут!! Ты видишь - мы переписываемся по-настоящему, как взрослые. Потому что в письмах мы взрослые вопросы обсуждаем А кому сколько лет, мы об этом даже и не думаем. А теперь еще и ты написал. Значит, теперь и ты в нашей компании!
А я тебя давно знаю! Мне про тебя дядя Миша и тётя Лариса рассказывали, что ты очень хороший дедушка и что тебя все дедушки и бабушки во всём нашем Иерусалиме знают и любят. Особенно у нас в Кирьят-Менахеме. Потому что ты когда работал в нашем матнасе им всегда помогал. Как жалко, что ты сейчас там не работаешь. Если бы ты там работал, ты бы увидел, где нас там заставляют заниматься. То в такой комнате, где нам очень тесно и так воняет, что потом у всех болит голова. Ведь у нас на занятиях бывает даже 15 человек! Наших студийцев! Больших и маленьких! Это ещё если гости не приходят. То в бомбоубежище загонят, где нельзя дышать, а если откроешь окошко – сразу становится очень холодно. А если откроешь дверь – сразу начинают ребята из других кружков заглядывать и отвлекать. Потому что мы ведь на репетициях так кричим, что их отвлекаем. Но мы же не балуемся, это у нас в пьесе крысы так кричат, мы же не виноваты! Поэтому мы часто занимаемся в квартирах, где сами живём. Но постоянно заниматься в одном месте не получается никак.
Вот что я придумал, дорогой дедушка! Может быть твои друзья бабушки и дедушки из нашего района пустят нас позаниматься у них дома хоть на одну репетицию? А мы за это им тоже роли в наших спектаклях дадим. Пусть играют, нам не жалко! Паука Афанасия, например, или Василису-старую крысу… А ещё мы им наши лиры выдадим. Такие же как у тебя.
Я бы тебе ещё много написал, дорогой дедушка, но дядя Мадхоб отгоняет от махшева, говорит, что мне пора спать. А сам будет всю ночь в интернете сидеть.
Ответь мне сразу, пожалуйста. Ты же знаешь, как я люблю получать письма!
Твой друг Омоль.
19.11.01
Здравствуй, Омоль.
С наступающим тебя Новым годом!
Как поживаешь? Давно тебе не писал, но не потому, что про тебя забыл. Я про тебя всегда помню. Просто мы с тобой привыкли разговаривать об очень важных вещах. А когда в жизни всё идёт гладко, то кажется, что все важные вопросы решены, а о неважных и говорить не стоит. Но это только так кажется.
А сейчас у нас возник очень важный вопрос. От него зависит дальнейшая судьба в нашей студии двух девочек. Да и других ребят тоже.
Ты мне скажи, было у тебя в жизни такое, что какой-нибудь человек тебе не нравился? Вот он тебе постоянно вредит, ты это чувствуешь. И, главное, ты видишь, что этот человек САМ НЕ ПОНИМАЕТ, что тебе вредит?!
Есть у нас одна большая девочка, которой очень не нравится другая девочка поменьше. Меньшая даже не может понять, что она такого плохого большей сделала. А большая на неё злится и устраивает всякие пакости прямо у всех на глазах. А когда у неё спрашивают, зачем она это делает, она говорит, что та девочка ей вредит исподтишка. Но никто никогда не видел, как это она ей вредит. Всё это ужасно мешает работать и создаёт в студии плохое настроение. Ещё немножко, и меньшая девочка не захочет ходить на занятия. А мы все её любим! И большую тоже любим.
Что бы ты сделал?
Дядя Миша.
29.12.02
Знаешь, дядя Миша, я много думал об этом. Может быть большая девочка тоже сирота, как и я,
и нет у неё даже такого дяди как мой дядя Мадхоб, и её никто
никогда не любил? А злится она потому, что завидует тем, кого хоть кто-нибудь любит?
И ей всё время нужно доказывать себе, что она не хуже их? Она, может быть думает
так: вот если бы тебе было так же плохо, как мне, если бы с тобой так плохо
обращались, как со мной, смогла бы ты быть такой хорошей? И тут же устраивает
меньшей какое-нибудь зло, как и ей устраивали. Значит, её научили злиться, а любить
не научили. Как ей живётся даже подумать страшно. Она думает, что все хорошие люди
только притворяются хорошими ей назло. Надо их разоблачить: сделать им какую-нибудь
гадость. Вот тут-то они покажут, какие они на самом деле! Легко им быть хорошими,
когда их любят! А вот если бы как меня, никто бы не любил? И наплевать мне, что эти
счастливчики сами не могут понять, что плохого они мне сделали. Я всё равно испорчу
им настроение! Потому что Я ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! ПУСТЬ НЕЛЮБОВЬ ТОЖЕ РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО-СПРАВЕДЛИВОСТИ!
Представляешь, дядя Миша, этот ужас? Человека по-настоящему ничего в жизни не радует.
Но когда у другого неприятности он счастлив. Страдает от того, что его никто не
любит, и делает так, чтобы его любить было невозможно.
Помнишь, в пьесе был Староста. Он меня не любил, я это сразу почувствовал. Он мне всё
время хотел навредить, даже выдумал, что Раджа дал ему письмо для меня. А на самом
деле это была чистая бумага. Он сознательно мне вредил, специально. Ведь его
никто-никто не любил, только боялись. Он на всех злился и обижался, если видел, что
человек его в чём-нибудь лучше или умнее. Он хотел доказать всем, что он лучше хоть
кого-нибудь, ну хоть меня. Но за меня заступился Дед и у Старосты ничего не вышло. И
тогда мне стало его очень жалко. Он не сумел доказать даже, что он умнее
маленького мальчика. А ведь он взрослый. Да ещё староста. Он бы ещё больше обозлился
после этого. И тогда я стал его благодарить за самое дорогое для меня. За то, над чем
он хотел поиздеваться:
О, мой добрый господин
Староста! Дай мне умыться
прахом из-под ног твоих!
Я не думал, что случится
чудо, что тебе дано
передать своей рукою
мне посланье дорогое
от Раджи - его письмо!
И он не обозлился! Он сказал, что я, хоть и глупый, но уважаю старших! Ну и ладно.
Зато он из-за меня не станет вредить дяде.
Дядя Миша! А почему бы тебе не обсудить этот вопрос с ребятами на студии? Что они
скажут?
Чуть не забыл!
Поздравляю тебя, тётю Ларису и всех студийцев ребят и взрослых с Новым годом!
Твой Омоль.
30.12.02
Свидетельство о публикации №103011800382