Славянские боги

В России овраг на овраг не похож,
Но к радости сирых и голых
Славянские боги Перун да Мокошь
Живут до сих пор в тайнодолах.
Над мирной душой учиняют разбой,
Владеют удачей и правят судьбой.

Вот парень - высок и собою хорош,
Да солнца не видит он в небе.
Ведь ночью над ним колдовала Мокошь
И черный отметила жребий.
Шептала, плескала водой у окна -
И в сердце отрава, и жизнь решена.

А вот у другого в улыбке - весна
И в песне - бессмертная юность.
Хлебнул, озорник, молодого вина
Из пенного кубка Перуна.
Он радость несет,
Он, как птица, поет,
И счастлив, пока этот дар не пропьет...

Вот так и бесчинствуют боги славян,
И правят Россией украдкой.
Кто пьян, да несчастлив, кто весел, да пьян -
Ни благости и ни порядка...
А в церквах высоких лампады горят,
О Правде и Боге они говорят.


Рецензии
В качестве рецензии я могу привести лишь свои стихи о славянских богах:

http://www.stihi.ru/2003/01/27-54

У меня подозрение, что госпожа Коган не понимает славянской души. Во всяком случае, я вижу славянских богов иначе.

Ольга Славянка   13.01.2009 21:09     Заявить о нарушении
Ну, уж где уж нам, Коганам, каганов славянских понимать!:))
А если серьезно, Оля, то Ваши стихи - я их, конечно прочитала - чистой воды декларация, без попытки вдуматься в то удивительное сплетение верований, язычества и православия, которое живет даже и в современной русской душе. Именно эти, казалось бы, взаимоисключающие друг друга культуры (да еще и привой культуры Востока) - и дали, мне кажется русскому характеру его стойкость, глубину, цельность и умение посмеяться над собой. Вы славянских богов отделили от России, превратили их в карающий меч - очень плоскостное мировосприятие. А я говорю, что они живы - внутри нашей культуры, и это мое стихотворение - попытка вывести наружу глубоко скрытый диалог...

Надежда Коган   13.01.2009 22:55   Заявить о нарушении
Извините, я не чувствую в своей душе никакого православия – оно мне глубоко чуждо, и я не перестаю ощущать себя русской по этому поводу. Не было в России никогда такого православия, каким оно изображается ныне. Вчитайтесь в наши пословицы: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Может ли такая пословица возникнуть в душе верующего человека? А само слово «поп» вам, извините, ничего не говорит? Само обозначение духовных лиц несло в себе враждебный, презрительный оттенок. А как Некрасов описывает народ? Процитируем "Кому на Руси жить хорошо":

Теперь посмотрим, братия,
Каков попу почет?
Задача щекотливая,
Не прогневить бы вас?..
Скажите, православные,
Кого вы называете
Породой жеребячьею?
Чур! отвечать на спрос!"

Крестьяне позамялися,
Молчат - и поп молчит...
"С кем встречи вы боитеся,
Идя путем-дорогою?
Чур! отвечать на спрос!"
Крехтят, переминаются, Молчат!
"О ком слагаете
Вы сказки балагурные,
И песни непристойные,
И всякую хулу?..

Мать-попадью степенную,
Попову дочь безвинную,
Семинариста всякого -
Как чествуете вы?
Кому вдогон, как мерину,
Кричите: го-го-го?.."

***

Фактически все русские писатели восставали против православия. Русская культура насквозь антихристианская по своей сути. Как изображал Пушкин попа в сказке о попе и его работнике Балде? Пушкин пишет, что поэтами движет языческое божество. Языческие персонажи встречаются в стихах Пушкина намного чаще христианских и всегда с симпатией, чего нельзя сказать о христианских персонажах. В творчестве Пушкина не встречается христианских идей. Никого из героев Пушкина христианские идеи не занимают и не волнуют. Скажем, Онегин никогда не задумывается над 10 заповедями или Нагорной проповедью. Т.е. христианство никакой роли в жизни Онегина не играло... А это типичный представитель своего времени. Ясно, что Пушкином двигали языческие божества.

А волнуют ли Печорина христианские идеи? А Базарова? А это ведь разные романы, их написали разные писатели и по-разному нарисовали нашу действительность. Это картина жизни России.

В рассказе 'Олеся' Куприна главные героини из простонародья не христианки. Поскольку рассказ написан в жанре романтического реализма, а не фантастики, то публикой он воспринимался как изображение возможных реальных событий. Если такое было бы невозможно, рассказ бы не имел ценности, и публика его бы отвергла. Так что общественный резонанс говорит о том, что в то время в лесах остались люди, не обращенные в христианство, т.е. осколки язычества дожили до 19-го века в лесах. Более того, Олеся изображена с симпатией, а церковь и прихожанки - с антипатией, что говорит и о симпатиях самого автора, которые никак нельзя назвать христианскими.

А что писала Тэффи?

МОНАХИНЯ

Вчера сожгли мою сестру,
Безумную Мари.
Ушли монахини к костру
Молиться до зари...
Я двери наглухо запру.
Кто может - отвори!

Еще гудят колокола,
Но в келье тишина...
Пусть там горячая зола,
Там, где была она!..
Я свечи черные зажгла,
Я жду! Я так должна!

Вот кто-то тихо стукнул в дверь,
Скользнул через порог...
Вот черный, мягкий, гибкий зверь
К ногам моим прилег...
- Скажи, ты мне принес теперь
Горячий уголек?

Не замолю я черный грех -
Он страшен и велик!
Но я смеюсь и слышу смех
И вижу странный лик...
Что вечность ангельских утех
Для тех, кто знал твой миг!

Звенят, грозят колокола,
Гудит глухая медь...
О, если б, если б я могла,
Сгорая, умереть!
Огнистым вихрем взвейся, мгла!
Гореть хочу! Гореть!

Что это, симпатия к христианству? Русская литература насквозь антихристианская по своей сути.

Откуда влияние Востока? Это тоже притча во языцах. Лично я не ощущаю никакой разницы между русской и западноевропейской культурой. Это все фантазия! Или пропаганда.

Язычество для русского народа – родная вера, поскольку оно содержит в себе поэзию, это основа нашей культуры, а православие – чужая религия, которая насаждалось насильно (так же, как в советское время насаждался коммунизм). Я подозреваю, что далеко не все наши священнослужители верили в бога – они просто делали карьеру. Просто мое поколение вынуждено было хвалить Ленина, а поколения наших предков вынуждено было хвалить Иисуса Христа, а иначе человека лишали средств к существованию и вообще могли сослать без суда в острог.

А вы этого, извините, не чувствуете.

Ольга Славянка   13.01.2009 23:27   Заявить о нарушении
Оля, ну я же не в вакууме живу. Да и еще и рядом с оплотом русского православия - Троице-Сергиевой Лаврой. И такие диспуты со священнослужителями веду, мама дорогая! Я ведь тоже человек не православный, Вы это уже могли заметить. Но вот именно со стороны (мама русская, отец - еврей, муж - внук православного священника, расстрелянного в 1937 году) мне, наверное, виднее. Да, Вы правы, есть в русской душе неубиенное язычество. Но оно сплетено с христианской религией самым удивительным образом. Пасха, Рождество, Крещение, Праздник Казанской Божьей матери, родительские субботы - все это народные праздники, соединившие в себе поклонение древним языческим святыням в обложке библейских сказаний. И вот уже Воскресение Христово отмечается возгласами "Христос воскрес", но и обязательными крашеными яйцами - символом Солнца, бога Ярила. И на Троицу народ идет в церковь - Вы не поверите! - святить березовые ветки, языческий символ летнего солнцестояния! А веточки ивы в Вербное воскресенье! Вот что такое евхаристия, никто не помнит, а что на Казанскую убирают рожь - так пожалуйста:)) Вот об этом сплаве культур я и говорю - в вечной их трагедийной несовместимости и все же единстве...

Надежда Коган   14.01.2009 00:59   Заявить о нарушении
Русское общество еще в 19-ом веке разделилось на западников и славянофилов. Это деление отражало этнографический процесс. Часть русского населения оставалась несмешанной и чувствовала общие корни с другими арийскими народами и общность своей культуры с культурой западных европейцев. Другая часть русских смешалась с представителями восточных народов, в том числе евреев, и культура этой части населения унаследовала как культуру славянских предков, так и культуру восточных народов и стала отличаться от культуры Западной Европы. Из-за нелепого стечения обстоятельств именно это смешанное русское население стало называться «славянофилами», хотя их следовало бы называть «востокофилами». Ниже я излагаю свои мысли по этому поводу.

Христианство интернационально по своей сути, оно провозгласило, что «нет эллина», а эта идея очень импонирует людям смешанных кровей – она решает их семейные проблемы. «Страшнее кошки зверя нет». Если у человека комплекс неполноценности на почве этнического происхождения, то все остальные аспекты его мало волнуют. Закомплексованных людей мало волнует, что несет в жизнь проповедь непротивления злу - они об этой проповеди даже не думают, а решают свои семейные проблемы, возникшие из-за разного этнического происхождения родителей, и не видят тех, кому христианство уродует жизнь. Эти проблемы просто игнорируются. В моем понимании, именно на этой почве возник ряд страстных проповедников славянофильства.

Вы же путаете славянофилов и русских, отождествляете русскую культуру со славянофильской, и совсем забываете о западниках, которым славянофильство претит. Из того, что вас окружают славянофилы, вовсе не следует, что на Руси не было и нет западников. А в России всегда, во веки веков, христианство-православие было ненавистно части русского населения, в первую очередь, несмешанного русского населения. С точки зрения логики, русскими нужно называть именно западников, а славянофилов называть «востокофилами». Поэтому русская культура – это западная культура, и в ней не ощущается влияние Востока. Влияние Востока ощущается в славянофильской культуре, но она не есть русская.

Ольга Славянка   14.01.2009 12:04   Заявить о нарушении
Ага, а завтра будем обмерять головы и носы на предмет принадлежности к арийской расе. Знаем, уже было... Всякое заявление о приоритете несмешанной крови почему-то уверенно ведет к фашизму. А арийцы-то у нас кто? Вы читали об исселедованиях ДНК? Так вот у пресловутых чистокровных арийцев столько намешано кровей, считая и древнюю иудейскую! Следовательно, комплекс неполноценности в полной мере должен присутствовать. А он и присутствует - как только человек начинает высказываться в том смысле, что вот он - представитель высшей, избранной расы, значит, пора к психотерапевту...

Надежда Коган   14.01.2009 13:30   Заявить о нарушении
М O tempora! O mores!
(О времена! о нравы!

Трудно придумать что-нибудь более нелепое, чем отождествление западников с фашистами. И вообще слово «фашист» давно стало просто бранным словом, потерявшим какой-либо конкретный смысл. Первоначально так назывались сторонники Муссолини. Давайте оставим этот термин за ними. А иначе это выглядит, извините, как попытка просто зажать рот собеседнику, обвинив его в нарушении конституции.

Комплекс неполноценности может присутствовать у кого угодно – у арийцев, не арийцев и т.д. Можно всегда найти причину для комплекса неполноценности. Когда человек не видит вреда идеи о непротивлении злу, у меня лично возникает подозрение, что у него какой-то психический комплекс. Весь мой жизненный опыт говорит о том, что непротивление злу не приводит к раскаянию, а в 98-99% случаев приводит к попытке самооправдания или попытке избавиться от ненужных свидетелей.

Понятия высшей расы, видимо, не существует вообще, поскольку не существует объективного критерия, по которому можно было бы оценивать, какая раса высшая, а какая низшая.

Когда я обсуждаю разделение российского общества на западников и славянофилов, я, извините, не делаю заявлений о приоритете какой-то нации или расы. Я обсуждаю культурные и этнографические процессы. Культура разных народов отличается – и этот факт смешно отрицать. Людям свойственно перенимать культуру своих предков, как в силу воспитания, так и в силу генетики. В России произошли сложные процессы, приведшие к разделению культуры. Россия не была однородной страной в плане культуры уже в 19-ом веке. При этом не все население её перемешалось.

Хотя мои предки, в основном, были славянами, но ныне в Интернете появились документы, из которых явствует, что одна моя прапрабабушка была записана в книгу прибалтийских рыцарей. Небольшая часть моих предков пришла в Прибалтику в качестве рыцарей-крестоносцев и там осела. Тем самым и у меня есть нерусская примесь. Я не думаю, что она делает меня не русской в душе. Культура отражает не только этническую принадлежность. У Пушкина была примесь эфиопской крови, а в литературе у него была совсем русская душа, хотя жену он ревновал с темпераментом Отелло, т.е. эфиопа. Нет прямой связи между культурой и этнической принадлежностью.

Но это не значит, что нельзя обсуждать это соотношение или соотношение между строением мозга и культурными предпочтениями. Это вполне научный вопрос, к нему должен быть научный подход, а не подход на основании выплеска эмоций.

Предлагаю вам в этой связи оставить в стороне свои эмоции и обсуждать проблемы с научной точки зрения.

В частности, я утверждаю, что славянофилов нельзя отождествлять с русским народом. Если человек не является славянофилом, отсюда нельзя сделать вывод, что он является фашистом – это было бы ненаучным подходом. А не славянофилы тоже могут хотеть иметь этническую принадлежность, и с этим фактом, извините, нужно считаться.

Если подходить с научной, исторической точки зрения, то русской культурой нужно называть скорее культуру западников.

Ольга Славянка   14.01.2009 14:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.