В полночный час над книгой золотой.. Из сборника стихов

В полночный час над книгой золотой
сижу впотьмах, как бы привороженный
незримымым миром, свуком окруженный.

Нисходит он, сияющий,двукрылый,
все больль дневную в памяити стререть.
Так призрак вдруг,несшимый и милый,
дарует сон, чтоб тихо умереть.

И,сном объят, легко, привороженно,
протянет спящий мускулы свои
в воздушный свет,в летящие струи.
Он  там уже–для странствия рожденный.


                Мы протиягиваем руки–
                что нам в этом тихом звуки?
                будто сонные струи…

                В тьме и призраке пещеры–
                там невидимые сферы
                мечут быстрые рои.

                Просим мы: « благослови!
                Сыну дай неизреченно
                силу , зрящую мгновенно
                обитания  Твои.

               
                Что нам в звуке этом властном,
                будто служим безучастно ?
                В час полуночный внемли!

                Протяни свои нам руки,
                будто мы с  тобой в разлуке,
                как   небесные струи.

                Там серебряный папирус,
                звезд бесчетных сонм и слирос,
                в тайне Духа своего.

                Разум дай нам,чтоб мгновенно,
                меж пределов сокровенно
                оглядеть все естество.

                Этот шорох ,зов тревожный!
                Отстраняя ужас ложный,
                дай нам миг,для душ возможный.–
                Воскресенья своего!»

               
                1975


Рецензии
Стихотворение А.И.Аргутинского-Долгорукого «В полночный час» можно отнести к новому жанру светско-духовной поэзии. Такая классификация вызвана соединением традиционных разновременных и разноименных начал: эпоха, Платона ( тема пещеры ) и христианства.
В вечные темы входит еще одна – тема поэзии.
Стихотворение двучастно: топос (описание места) и логос – смысловая диалектика событий.
Сидящий перед книгой поэт окружен звуком .Это символический, молчащий звук – мысли. Поэт в задумчивости, телесно неподвижен. Подвижен его дух, устремленный к двукрылому призраку, обладающему благодатной способностью устранять душевную и физическую боль.
Призрак символизирует субстанцию света , формирующую, подобно сну, космическую субстанцию поэта, неподвластную ограничениям времени и пространства.
В истории поэзии прием близок Державину (одическое обращение к Богу ) и Гете ( «Фауст»).
Аргутинский-Долгорукий на малом пространстве стиха максимально концентрирует духовные события, стремясь к интонационному эффекту .
Интонация становится у него информационным персонажем, посланником духовно-мыслительного чувства.
Это – литургический повтор, эмоциоальное усилине. Но это и философское усиление, обращенное из будущего в прошлое. Категория «Сын», имеет у поэта надвременный, семиотический смысл.
Поэт интегрирует повтор возванием к Богу наделить человество ясновидческой силой и бессмертием.

«Просим мы : «Благослови!
«Сыну дай неизреченно
силу, зрящую мгновенно
обитания Твои.»

Интонация поэта энергична и прогностична. Поэтические открытия формируются прежде всего в этой области!

Кемельбекова У.Б.   12.10.2002 14:24     Заявить о нарушении