Виталий, игумен Дубенский, О вел я излишес т ва и срама до 1612

["Диоптра", Ч.1 глава 3 "Яко суета мира познаваетъся от житїя И[исуса] Х[ристо]ва"] 

О велїя излишес[т]ва и срама,
Что прочее реку, народ без брама. 
Или кумир, во мирЪ истуканны[й],
Паче черв земленны[й] окаянны[й]
Толма тщится на земли возносити
И Сп[а]су не хощет ся подобити.
_____________________

Источник: "Диоптра", пер. Виталия, 2-е изд., Евье или Вильно, Братская типография, 1642 (Оригинал. Отдел редкой книги Нац. библ. РБ, 094/166).
_____________________

Силлабический 11-сложник. Первые две строчки лично для меня загадка, не знаю, что они означают точно. В первом издании (1612 г.), судя по "Анталогii беларускай паэзii", т.1, Мн., 1993, стихотворение звучит точно таким же образом.

Слова "брам" в церковнославянском, похоже, нет. В старобелорусском есть слово "брама", означающее "врата". Народ без брамы, то есть без защиты, с брешью в защите?

"Что прочее реку" - то есть, вероятно, "о чем говорю в других главах книги".

Толма - настолько, столь.

В целом же смысл главы сводится к тому, что "все нарицаютъся быти хр[ис]тїаны, но не мнози послЪдуютъ житїю Х[ристо]ву. Суть именемъ сообразны, но житїемъ зЪло сопротивны". Надо в общем сойти с высокого "велбуда чести и власти мира".

Напротив первой строчки на поле содержится ссылка на 4 гл. библейской книги пророка Варуха.


Рецензии