Легенда про учителя и его ученика
Мне рассказал один старик.
Он почерпнул из древних книг
Быль стародавних лет
О том, что жили той порой
В селеньи над рекой Курой
Учитель с головой седой
И мальчик – ученик.
Был мальчик худ и невысок.
Талантом не обидел бог
И, чтоб из парня вышел прок,
Учитель наставлял.
И вот, придя однажды в класс
В обычный предрассветный час,
Вручил он мальчику наказ,
Отвес и мастерок.
Наказ гласил, что должен он
Построить пышный Пантеон.
Где вскоре будет погребён
Великий патриарх.
Наш юный мастер не спешил,
Собор на свитке начертил
И камни в стены заложил
Как требовал закон.
Учитель в это время сам
Неподалеку строил храм.
( По замыслам быть должен там
Основан монастырь).
Придя на монастырский двор,
Старик раскладывал костёр,
В чанах замешивал раствор
И лазал по лесам.
И вот подобно топору
Три года канули в Куру,
Когда однажды поутру
Взглянул учитель вдаль.
А там за крышами домов
И выше их на сто голов
В густом скопленье облаков
Проделал крест дыру.
И в эту щель лавиной вниз
Лучи как в крепость ворвались
И ослепительно зажглись
В оконницах и свет
Пролился водопадом брызг
С карниза на другой карниз
Потоки золота лились,
Лились, лились, лились.
Как будто громом поражён,
Старик издал ужасный стон,
Ужели видит он не сон
И гнев сверкнул в очах.
Мальчишка дерзостью смутил,
Посмел в искусстве превзойти,
Он должен кару понести,
Да будет осуждён!
Схватили парня палачи,
Кричи теперь иль не кричи…
-За что?- Раздался крик в ночи
И оборвался вмиг.
По приказанью старика
У мальчика – ученика
Была отсечена рука
При пламени свечи.
-Иные времена, сынок,
Был мир завистлив и жесток,
Так пострадать, не дай нам бог,
Сказал мне аксакал.
-Взгляни, пожалуйста, наверх
До нас донёс далёкий век
В стене из камня барельеф:
Рука и мастерок.
Свидетельство о публикации №102052600036
Содержание и тематика
Поэма рассказывает историю о талантливом ученике, который под руководством учителя строит великолепный Пантеон, превосходящий по красоте храм, возводимый самим учителем. Однако вместо похвалы учитель, охваченный завистью, наказывает ученика, приказывая отсечь ему руку. История обрамлена рассказом старика, который передаёт эту легенду как урок о жестокости, зависти и цене таланта в «старые времена».
Основные темы:
Зависть и соперничество. Учитель, неспособный принять превосходство ученика, становится жертвой собственных эмоций, что приводит к трагедии.
Талант и его цена. Ученик, чей талант сияет ярче, платит за это высокую цену — физическое увечье.
Моральная деградация. Произведение показывает, как зависть может разрушить не только отношения, но и человеческую душу.
Исторический контекст. Легенда, вероятно, отсылает к реальным или мифологизированным историям, где мастера сталкивались с жестокостью из-за своего мастерства (например, история зодчих, ослеплённых или искалеченных после создания шедевров).
Художественные особенности
Язык и стиль. Поэма написана в классической повествовательной форме с чётким ритмом и рифмой (преимущественно парной). Язык образный, но сдержанный, с элементами архаики, что соответствует духу легенды («быль стародавних лет», «аксакал»). Использование метафор (лучи как «водопад брызг», храм, пробивающий крестом облака) усиливает визуальность и драматизм.
Символизм. Пантеон и храм символизируют достижения и амбиции, а отсечённая рука — жертву, которую приносит талантливый человек ради своего дара. Барельеф с рукой и мастерком в финале становится символом вечной памяти о трагедии.
Структура. Поэма делится на три части: вступление (рассказ старика), основная история (конфликт учителя и ученика) и финал (мораль и отсылка к барельефу). Это создаёт эффект обрамления, усиливая ощущение притчи.
Эмоциональное воздействие. История вызывает сильные эмоции: от восхищения мастерством ученика до ужаса перед жестокостью наказания. Контраст между красотой созданного Пантеона и трагедией усиливает драматизм.
Сильные стороны
Универсальность темы. Зависть и соперничество — вечные темы, которые находят отклик в любой эпохе.
Яркие образы. Описания строительства, лучей света и финального барельефа создают сильные визуальные картины.
Моральный урок. Поэма побуждает задуматься о природе зависти, цене успеха и человеческой слабости.
Ритмика и мелодичность. Рифмованный текст легко читается, а ритм поддерживает напряжение сюжета.
Слабые стороны
Прямолинейность морали. Мораль произведения очевидна, что может показаться избыточным для читателей, предпочитающих неоднозначность.
Схематичность персонажей. Учитель и ученик — скорее архетипы, чем глубоко проработанные характеры. Это, впрочем, оправдано жанром легенды.
Некоторая предсказуемость. Трагический финал угадывается уже в момент, когда учитель замечает превосходство ученика, что может снизить эмоциональное напряжение для опытного читателя.
Общая оценка
«Легенда про учителя и его ученика» — это сильное произведение в жанре поэтической притчи, которое удачно сочетает лаконичность, образность и моральную глубину. Оно не претендует на сложный психологизм, но эффективно доносит свою идею через яркие образы и драматический сюжет. Поэма особенно хороша для тех, кто ценит классические формы, аллегории и истории с моралью.
Оценка: 8/10. Произведение выделяется своей эмоциональной силой и художественной выразительностью, но некоторая предсказуемость и прямолинейность слегка снижают его оригинальность.
Михаил Генин 20.06.2025 15:31 Заявить о нарушении