Пьер Паоло Пазолини. Религия моего времени I

Два дня горячки. Я уже не в силах

владеть собой, соприкасаясь с внешним миром,
хоть он и посвежел в тени горячих
октябрьских туч. И молодым, и сильным

я становлюсь, не замечая сам.
Взбираюсь по отвесным склонам улиц
вслед за двумя мальчишками. Они уже — вон там.

Невзрачны, без прикрас. И всё ж сверкают
их волосы счастливым бриллиантином,
украденным у старших братьев. Их штаны

убелены тысячелетними лучами
горячей Остии, потрёпаны в ветрах.
И всё-таки прекрасны их причёски –

их возвели, забыв мозоли на руках,
рассчитанными взмахами расчёски.
И не сравним ни с чем в белёсых прядях чуб.

Из-за угла особняка они, прямые,
идут, устав от долгого подъёма,
и исчезают, спрятав пятки молодые

за угол нового особняка. Их жизнь
как будто никогда не начиналась.
И солнце, цвета неба, смотрит волком

и выливает в тёплый воздух сладость.
А воздух, потемнев от туч, её разносит...
И вновь всплывает предо мною всё,

чем был богат мой век: вот снова он,
рассвет таинственный Болоньи и Казарсы,
благоуханный, совершенный, как бутон.

Он поднимается в мерцающих лучах,
сквозя в униженных мальчишеских глазах,
из всех искусств знакомых лишь с искусством

теряться. Светел он на тёмных гобеленах…
Я в этой жизни не познал ещё греха:
я чист, как древний старец, но и это

уже мне не поможет, всё равно
дар плотских радостей бесплодный и нелепый
растаял в дымке. Я теперь — хороший,

как тихий полоумный. Всё, что было
назначено мне строгою судьбой,
зияет безутешною дырой…

В ней утешение моё. Я наблюдаю
облокотясь о подоконник, как те двое
шагают в солнечных лучах. Я, как дитя,

готов оплакать то, что не было моим,
но также то, что никогда моим не будет.
И в этом плаче мир — всего лишь аромат.

Он исчезает. Предо мной цветы полей —
весенние, названия которых
мне говорила мать. Дрожит их запах.

И сладостен мой плач, в нём невзначай
рождаются слова и краски. Недвижим
язык безумных голосов, знакомый с детства.

Правдивый, он всё также ясно различим.

П.П. Пазолини, 1957. Перевод с итальянского, 1998, 2010, 2022.


Рецензии