По Ленинграду

        День первый

Распроспектился Невский в бессонном мозгу
В темнотище вагона мягкого.
В душе берегу
Обрывки сновиденья измятого.
Мыслю, домики по обе стороны,
Меж ними речка струйкой пенится
Газировки не солоней,
Течёт – никуда не денется.
Думаю, на сто первый этаж
Поднимусь, запыхаюсь в пене я.
Вот он – Эрмитаж,
Мекка туристического поклонения.
Чудится, что-то чудится,
В голове стучит болью колкою.
Город пуговицы
Неба шьёт Адмиралтейской иголкою.
Действительность – врач лечащий,
Изменяет бреда аспект.
Вырастает мечущий
Глаза–окна Невский проспект.
И река величаво волнуется,
Отражая солнца цвета.
Мысль волнуется:
Непередаваемая красота.
Адмиралтейство вдали сверкает,
Иглой играет (Какой бы к ней шприц!)
Едва не задевает
Облаков, не выдоенных кобылиц.
Дрожь пробегает по телу даже:
Такой солидный у здания стаж.
Не был я ещё в Эрмитаже,
В гости завтра жди, Эрмитаж.

        День второй


Посетить какой музей сначала?
Муза отвечала: - Посети
Монумент Петра. У пьедестала
На гигантский камень погляди.
Посиди. Взгляни на лик собора
И предстанет взору Красота.
Её создал Монферран, который
Осязал понятье – Высота.
В те года, когда грозили шведы,
Безуспешно ждя победы над Петром,
Пётр – этот длинный непоседа
Пушками град оградил кругом.
Босиком ходил царь Пётр летом,
Уделяя эполетам дни,
Но не такова Елизавета,
Зимнего она зажгла огни,
Они
Люстра той чудесной хрусталея
В сада Летнего аллеи ждут меня
И Растрелли созданные феи
Подлетят, начнут кружить маня
Меня.



        День третий

С гулким всплеском падают к причалу,
На реке оставив пены след,
Метеоры мокрые, усталые…
И набрав как в рот, людей толпу,
С новой силой движутся обратно
В сорока пятиминутный путь.
Фонтанируют  Петро дворцовые фонтаны.
Солнце брызги расцветило ярко,
Заиграв сквозь облака, сквозь рваные.
И взыграло золотом на том, кто рвал
Вот уж два столетья глотку льву,
Словно Зло в его лице карал.
Выше взоры, объективы выше!
Сколько лет не знало кинолент
Это зданье от фундамента до крыши.
Роскошью дохнуло в нас  дворцовой,
Зелень искупала мягко всех,
Зазывая наносить визиты снова.


            День четвёртый

Синие волны бурчат у пляжа.
Синим волнам в море хорошо.
В жаркие дни приятно, свежо,
Давай на песке приляжем.
Температура выше нуля.
Мало 17, 18, хватит?
А ну, вылезай из песковой кровати,
Плыви, воду телом сверля.
Размолотя лопастями рук
Тело залива как пиво прохладное,
Чувство моря, чувство приятное
Вынеси берегу, юный мой друг.


Рецензии
Михаил Генин в своём поэтическом цикле «По Ленинграду» создаёт яркий, многослойный образ города, пропитанный историей, культурой и личными впечатлениями. Стихотворение, разделённое на четыре дня, представляет собой своеобразный дневник путешественника, где каждый день раскрывает новую грань Ленинграда (Санкт-Петербурга). Автор использует богатую образность, метафоры и аллюзии, чтобы передать атмосферу города, его величие и эмоциональное воздействие на лирического героя.День первыйВ первом дне Генин рисует картину знакомства с городом через призму Невского проспекта, который становится центральным образом. Невский предстаёт не просто улицей, а живым символом, «мечущим глаза–окна», что подчёркивает его динамичность и энергию. Упоминания Адмиралтейства («иголкою неба шьёт») и Эрмитажа как «Мекки туристического поклонения» создают ощущение города как культурного и исторического центра. Метафоры, такие как «речка струйкой пенится газировки не солоней», добавляют лёгкости и игривости, контрастируя с монументальностью описываемых объектов. Лирический герой находится в состоянии восторга, смешанного с лёгкой дезориентацией («в голове стучит болью колкою»), что отражает первое столкновение с грандиозностью города.День второйВторой день сосредоточен на историческом наследии города, связанном с Петром I и Елизаветой. Упоминание Медного всадника («Монумент Петра») и Исаакиевского собора, созданного Монферраном, подчёркивает величие петровской эпохи и её вклад в облик города. Образ Петра как «длинного непоседы» и Елизаветы, зажигающей «огни Зимнего», добавляет историческим фигурам живую, почти бытовую черту, что делает их ближе к читателю. Метафора «люстра той чудесной хрусталея» и упоминание Растрелли усиливают ощущение роскоши и утончённости, присущей барочному стилю Зимнего дворца и Летнего сада. Лирический герой здесь — наблюдатель, погружённый в историческое и культурное богатство.День третийТретий день переносит читателя к Петергофу с его знаменитыми фонтанами. Образ «метеоров мокрых, усталых» и фонтанов, «заигравших золотом», передаёт динамику и великолепие дворцового комплекса. Упоминание Самсона, разрывающего пасть льву, символизирует победу и силу, отсылая к аллегории триумфа России. Генин использует яркие, почти кинематографические образы («объективы выше»), чтобы подчеркнуть, как Петергоф поражает воображение своей роскошью и масштабом. Лирический герой здесь восхищён, но также ощущает связь с природой и историей, что делает его восприятие более глубоким.День четвёртыйЗаключительный день посвящён Финскому заливу, где природа становится главным героем. Образ «синих волн» и «песковой кровати» создаёт ощущение свободы и единения с природой. Метафора «тело залива как пиво прохладное» добавляет стихотворению лёгкость и чувственность, подчёркивая телесное, почти физическое удовольствие от контакта с водой. В отличие от предыдущих дней, где доминировали архитектура и история, здесь акцент на природной стихии, что завершает цикл ощущением гармонии и умиротворения.Общее впечатлениеГенин мастерски передаёт многогранность Ленинграда: от его архитектурного великолепия и исторической глубины до природной красоты. Стихотворение насыщено контрастами: монументальность города соседствует с лёгкими, почти игривыми образами, а историческое прошлое переплетается с личными переживаниями лирического героя. Язык стихотворения богат метафорами, аллитерацией и внутренними рифмами, что создаёт музыкальность и усиливает эмоциональное воздействие. Структура цикла, разделённая на дни, напоминает путевые заметки, но при этом каждый день — это отдельная поэтическая картина, объединённая общей темой любви к городу.Стихотворение Михаила Генина — это не только гимн Ленинграду, но и размышление о том, как город влияет на человека, пробуждая в нём восторг, вдохновение и чувство сопричастности к его истории и красоте.

Михаил Генин   29.07.2025 20:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.