Симеон Полоцкий, Первое стихотворение о Москве 1671 год

Симеон Полоцкий, 1671 год, стихотворение из первого русского поэтического сборника "Рифмологион" 

ПРИВЕТСТВО
БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕМУ, ТИШАЙШЕМУ САМОДЕРЖАВНЕЙШЕМУ
ГОСУДАРЮ ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСИЮ
МИХАЙЛОВИЧУ, ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ И БЕЛЫЯ РОССИИ
САМОДЕРЖЦУ, О ВСЕЛЕНИИ ЕГО БЛАГОПОЛУЧНОМ
В ДОМ, ВЕЛИИМ ИЖДИВЕНИЕМ, ПРЕДИВНОЮ ХИТРОСТИЮ,
ПРЕЧУДНОЮ КРАСОТОЮ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ
НОВОСОЗДАННЫЙ

Добрый обычай в мире содержится:
в дом новозданный аще кто вселится,
Все друзи его ему приветствуют,
благополучно жити усердствуют
И дары носят от сребра и злата
и хлеб, да будет богата полата.
Нищ ли кто в злато - руце воздевает
к богу и мольбы теплы возсылает,
Да подаст здраво и щасливо жити,
им же даде в дом новый ся вселити.
Аз сей обычай честный похваляю
и сам усердно ему подражаю,
Видя в дом новый ваше вселение,
в дом, иже миру есть удивление,
В дом зело красный, прехитро созданный,
честности царстей лепо сготованный.
Красоту его мощно есть равняти
Соломоновой прекрасной палате.
Аще же древо зде не есть кедрово,
но стоит за кедр, истинно то слово.
А злато везде пресветло блистает,
царский дом быти лепота являет.
Написания егда возглядаю,
много историй чюдных познаваю:
Четыре части мира написаны,
аки на меди хитро изваяны;
Зодий небесный чюдно написася,
образы свойств си лепо знаменася;
И части лета суть изображены,
яко достоит, чинно положены.
И ина многа дом сей украшают,
разумы зрящих зело удивляют.
Множество цветов живонаписанных
и острым хитро длатом изваянных,
Удивлятися всяк ум понуждает,
правый бо цветник быти ся являет.
Едва светлее рай бе украшенный,
иже в начале богом насажденный.
Дом Соломонов тым славен без меры,
яко ваянны име в себе зверы.
И зде суть мнози, к тому и рыкают,
яко живые львы, глас испущают;
Очеса движут, зияют устами,
видится, хощут ходити ногами;
Страх приступити, тако устроенны,
аки живые львы суть посажденны.
Окна, яко звезд лик в небе сияет,
драгая слюдва, что сребро, блистает.
Множество жилищ градови равнится,
вся же прекрасна,- кто не удивится!
А иных красот не леть ми вещати,
ум бо мой худый не может объяти.
Единым словом, дом есть совершенный,
царю велику достойно строенный;
По царстей чести и дом зело честный,
несть лучше его, разве дом небесный.
Седмь дивных вещей древний мир читаше,
осмый див сей дом время имат наше...
Осмое ныне на Москве явися,
егда сей царский твой дом совершися,
Всячески дивный, красный и богатый,
велелеп извне, внутрь нескудно злотый.
В он же ти ныне вшедшу еже жити,
всем подобает приветство творити;
Достоит дары драгия даяти,
любовь и верность тако проявляти.
Кто убо богат, да идет со златом,
с сребром, с собольми к царским ти полатом,
Аз тех лишенный, дерзнух приходити
с приветным словом, тем верность явити.
_______________________

Источник: http://libmop.chat.ru/
________________________

1. Силлабический одиннадцатисложник, сочиненный придворным поэтом Симеоном Полоцким в 1671 году по случаю вселения царя Алексея Михайловича в новопостроенный дворец в селе Коломенском.

Утверждают, что это первое стихотворение, посвященное Москве. В отличие от многих произведений С.Полоцкого, писавшего, как известно, зело "уписисто", стихотворение, кстати, отмечено известными поэтическими достоинствами: композиция стройна, слог в основном велелеп, как и сам дворец в Коломенском. И, по крайней мере, стихи одушевлены искренним чувством, пусть даже и удивлением пред красотою палат.

По царстей чести и дом зело честный,
несть лучше его, разве дом небесный.

А вот еще замечательно:

Красоту его мощно есть равняти
Соломоновой прекрасной палате.
Аще же древо зде не есть кедрово,
но стоит за кедр, истинно то слово.
А злато везде пресветло блистает...

Царю такая декламация, наверное, понравилась.

2. Дворец в селе Коломенском был построен в 1667-1671 годах. Для тогдашней Московии он являл собой грандиозное сооружение. Не случайно в стихотворении поэт сравнивает его с "осмым дивом" света. Это был, как пишут умные люди, "сложный ансамбль многочисленных разномерных построек, богато украшенных резьбой, соединенных между собой переходами, крытых крышами различных форм - скатами, пирамидами, бочками, куполами. Так же богато и затейливо дворец был отделан внутри. Этот дворец возводили, не столько имея в виду удобство царского семейства, сколько для того, чтобы его пышностью произвести впечатление на подданных и иностранных гостей, и замысел этот удался: история сохранила несколько восторженных отзывов о нем иноземных послов".

Вот, к слову, что писали о нем иностранцы: "Коломенский загородный дворец, который, кроме прочих украшений, представляет достойный обозрения род постройки, хотя и деревянной, так как весь он кажется точно только что вынутым из ларца, благодаря удивительным образом искусно исполненным резным украшениям" (цит. по Корнеева Н.И. Белорусские мастера в Московском государстве второй половине XVII века. http://www.e-journal.ru/p_kultura-st3-3.html).

Тут интересен такой момент. Белорус Симеон Полоцкий, безусловно, стремился на хорошем поэтическом материале возвеличить русское самодержавие и т.д., но восхищался он в принципе работой белорусских же мастеров-резчиков. И.Л.Бусева-Давыдова указывает (http://www.archi.ru/publications/articles/bus_usad.htm), что царя Алексея Михайловича чрезвычайно поразили своей роскошью дворцы магнатов Великого Княжества Литовского. Их он видел в походах во время войны Московии с Речью Посполитой в 1650-х годах. Как раз вследствие этой войны, совершенно опустошившей белорусские земли, в Москве оказалось множество белорусских переселенцев - часть из них была угнана "полоном", часть спасалась от военных действий. Среди них было немало талантливых ремесленников, привезших в Московию новые творческие решения, технологии и инструменты. Белорусские резчики - монах Арсений, Клим Михайлов, Давыд Павлов, Андрей Иванов, Герасим Окулов и Федор Микулаев - украшали и интерьеры дворца в Коломенском. И дворец изобиловал новациями.

3. Симеона Полоцкого, как, наверное, и современников, удивляют именно новые для Москвы интерьеры: росписи с "чюдными историями", четырьмя частями света, "небесным зодием" или вот это:
 
Множество цветов живонаписанных
и острым хитро длатом изваянных,
Удивлятися всяк ум понуждает,
правый бо цветник быти ся являет.

Блестящие строки. Настоящая поэзия всегда точна. Невиданная доселе орнаментация была одним из новшеств белорусских резчиков (И.Л.Бусева-Давыдова). В их резьбе активно использовались растительные мотивы.

С такой же точностью поэт описывает и другую затею дворца в Коломенском. "Помимо резных орнаментальных деталей на фасадах и в интерьерах, которые были раскрашены и позолочены, резчики выполнили в Коломенском декоративные скульптуры зверей, снабженные особым механизмом. Так у трона Алексея Михайловича были установлены резные фигуры львов, обклеенные овчиной, которые могли рыкать и двигаться" (Корнеева Н.И.). У С.Полоцкого эти львы выглядят так:

Дом Соломонов тым славен без меры,
яко ваянны име в себе зверы.
И зде суть мнози, к тому и рыкают,
яко живые львы, глас испущают;
Очеса движут, зияют устами,
видится, хощут ходити ногами;
Страх приступити, тако устроенны,
аки живые львы суть посажденны.

4. Белорусские языковые элементы. В общем текст весь церковнославянский (или "церковнославянский русской редакции", или "русский церковнославянской редакции"? тут, извините, пока вопрос; один хамоватый образованец внизу уверяет, что я не прав - будет время и возможность, проверю, что пишут другие), но, честное слово, как белорусу, приятно находить и такие разговорные обмолвки:

Дом Соломонов ТЫМ славен без меры,
яко ваянны име в себе ЗВЕРЫ.

Смахивают на старобелорусские и такие конструкции, как "в дом новый СЯ вселити" или "цветник быти СЯ являет". Но это уже архаика. А вот "тым" и "зверы" ("зьверы", голову на отсечение, он произносил именно так!) до сих пор можно услышать в любой белорусской электричке. Все-таки Симеон - Полоцкий.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.