На столе стоял пузырёк чернил,
Кто-то эти чернила пролил.
-Кто пролил чернила?-
Учительница спросила.
-Это не я,- ответил Саша.-
Это, наверное, наша Наташа.
Наташа сказала: - Это не я.
Чернила, конечно, пролил Илья.
Илья покраснел и ответил сурово:
-Это сделал не я, а Вова.
А Вова пожал плечами: - Странно,
Чернила пролил не я, а Анна.
Аня заплакала как ребёнок:
-Это не я, это котёнок.
И сразу же все обернулись назад.
Ну, конечно, котёнок во всём виноват!
Михаил Генин — мастер короткой детской поэзии, который умел в нескольких строчках уместить и смешное, и поучительное, и бесконечно узнаваемое. «Не я!» (иногда публикуется под названием «Кто пролил чернила?») — один из его хрестоматийных шлягеров, который знают наизусть несколько поколений советских и постсоветских детей.Сюжет до гениальности прост: в классе пролиты чернила, учительница спрашивает «кто?», и начинается классическая цепная реакция взаимных доносов. Саша винит Наташу, Наташа — Илью, Илья — Вову, Вова — Аню, Аня… выдаёт финальный гениальный ход — «это котёнок». И весь класс, как по команде, соглашается: конечно же, котёнок!Форма — чистый детский фольклор: куплеты по две строчки, строгая рифма (чернил-пролил, Саша-Наташа и т.д.), ритм, который моментально ложится на язык. Читать вслух — одно удовольствие, а уж рассказывать детям — вообще песня (в прямом смысле: стихотворение легко поётся на любой простенький мотив).Но за внешней лёгкостью прячется очень точное зеркало. Генин с хирургической точностью показывает механизм коллективного снятия ответственности: каждый готов обвинить любого, лишь бы не себя. И самое страшное (и самое смешное) — как легко класс принимает абсолютно абсурдную версию с котёнком. Потому что котёнок не может возразить. Идеальный козёл отпущения.Финал — это маленький шедевр сатиры. Дети (да и взрослые тоже) мгновенно объединяются, когда появляется общий «виноватый», который не даст сдачи. Котёнок здесь — символ всех тех, кого мы назначаем крайними: «компьютер глючит», «кошка съела зарплату», «мигранты/чиновники/американцы виноваты». Генину хватило десяти строчек, чтобы показать, как работает этот механизм.При этом стихотворение остаётся абсолютно детским: никакого нравоучения в лоб, никакого «ай-яй-яй, так нельзя». Просто смешно и чуть-чуть стыдно — и именно поэтому оно работает лучше любых моральных лекций.Итог: короткое, звонкое, безупречное. Один из тех текстов, которые можно читать в пять лет и хмыкать в пятьдесят — и каждый раз находить в нём что-то своё. 10/10 в жанре «детская сатира с взрослыми последствиями». Классика, которая не стареет.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.