Узри, дотошливый читатель..

Келья полутёмная, свод из кирпича,
Голова склонённая, оплывшая свеча.
Бледен лик над книгою, старое перо,
Кисти под веригами судоргой свело.
Стылый запах ладана, паучок в углу,
Сквозняком негаданно тянет под полу.
Тень по стенам мечется, как случайный сон.
Память человечества изучает он.
Изнурённый схимою, истощён постом,
Песнями и гимнами, молитвой и крестом.
Окруженный братией, позабывший свет,
Познаёт понятия, коих в мире нет.
В провиденьи случая, в божеских словах
Ищет только лучшее сумрачный монах.
В поисках неистовых, в пустоте ночей
Постигает истину – меру всех вещей.
Святость озарение превращает в прах,
Но, мучимый бременем, все творит монах,
Хоть и знает бывшее, разумом остёр.
И свеча оплывшая светит как костёр.


Рецензии
Сразу вспоминается дореволююционная гимназическая молитва-скороговорка "Святой пророк Наум, наставь меня на ум".
Вы знаете, правильно говорят "схима", "схимою", и ещё - вериги надевались на торс, но не на руки. Если помните: "Звон вериг под власяницей...".
С уважением, Я.

Olgerd   18.07.2002 13:42     Заявить о нарушении
Век живи - век учись! Каюсь, оплошал, исправлю.
С "веригами" сложнее. Общепринятых норм по их применению не было. В разнообразии монастырей, внутренних течений (теополитики), изощрённости самих людей возможно предположить и наличие ручных оков. Тем более, что вериги, как рецепт от бренной плоти, могли прописываться (если условно разделить) а) уставом монастыря, б) лично главой монастыря, в) самим монахом. А индивидуальность в свободном полёте может легко дойти и до чугунного горшка на голове. С той разницей, что вериги от настоятеля это больше наказание, а вериги от личности это борьба с собой.
Здесь получается, что некий думающий монах на основе Слова Божьего (догма того времени) создаёт Своё Слово. И начинает понимать, что в возможностях творения Он равен Богу. Он пытается ограничить себя - не писать (вариант: его ограничивает настоятель. кому нужны мыслители в обители?) Отсюда и ручные вериги.
А Оно пишется! И пусть завтра сожгут (не без предчувствий), но сегодня, сейчас я напишу Своё Слово. Я - Творец.

Истолкование современное. Понимаю, что цепочка допущений условна и сложна. Но реальности раннего средневековья не противоречит.
Ваш должник и читатель.

Дмитровец   19.07.2002 19:00   Заявить о нарушении
Да, допущение условно весьма и весьма. Почему-то вериги на кистях ассоциируются с новорусскими "болтами" и "гайками" из червонного золота на каждом пальце. Действительно, это мешает при письме, а иногда и при раздумьях - отвлекает блеском. Разумнее сдерживать себя от написания текстов силой воли - тогда слова будут проникновеннее, выдержанее.
Ну, это мне так кажется. Простите за нравственные прописи, это спонтанно.
PS. А в чём должник? Я Вам субсидий не выдавала.
Я.

Olgerd   22.07.2002 12:51   Заявить о нарушении
Я проверю реальность допущения. Результат сообщу.
1. При раздумьях блеск не отвлекает, всвязи с его отсутствием. Технологии средневековья предполагали в посведневном быту довольно грубый металл. Ближайший визуальный образ - молоток. Отражающая способность такого металла, что и воспринимается глазом как блеск, низка, а в условиях освещения свечами - ничтожна.
2. Небольшой жизненный опыт подсказывает мне, что силою воли разумнее сдерживать порывы и действия, которые могут причинить вред другим людям в реальности. В данном тексте, была сделана попытка /возможно наивная/ показать, что потребность мыслить не всегда диктуется окружающей средой. Для моего ЛГ Ваш совет насущнее - сожгут, ведь, особо не разбираясь..
3. Как Вы заметили слова, употребляемые людьми, в разговорной или письменной речи имеют смысл. Некой внутренней сущности в словах нет, это лишь символы, которые используются для взаимопонимания и обретают выдержанность и проникновенность в процессе общения, т. е. при наличии, как минимум, двух собеседников. Степень проникновенности здесь определяется не самим фактом слова, а адекватностью понятий собеседников. К примеру: слово "хлеб" для сельчанина и горожанина в повседневной жизни наполнено разным смыслом.
Хрестоматийное "Я Вас любил.." совершенно по разному проникает в сердца мужчин и женщин /не говоря о возрасте, соц.положении и национальности/ при одном и том же наборе слов.
3. Должник: а)"схимна" для меня грубейшая ошибка, б)Вы были моим читателем, в)денег не давали, но в начальном значении субсидия от subsidium (лат) - помощь, поддержка, г)мне стало интересно
4. Нравственных прописей не обнаружил.
Извиняюсь за многословность - мне интересно понимание.
Однако, тоже Я.

Дмитровец   22.07.2002 16:45   Заявить о нарушении
День добрый, olgerd!
Ситуация в приближенном расмотрении такова:
1. Толковый словарь Владимира Даля.
ВЕРИГА ж. более употребляется мн. вериги, кандалы, цепи, железа, оковы; разного вида железные цепи, полосы, кольца, носимые спасающимися на голом теле, для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от нее, иногда пронятыми сквозь тело или кожу и пр.
2. Большая советская энциклопедия.
Вериги (древнерусские), орудия религиозного самоистязания — железные или медные цепи, кольца, кандалы и т. п., носимые кающимися и «подвижниками» в целях «умерщвления плоти». Первоначальное. значение слова «В.» — тюремные кандалы, цепи.
3. Российский энциклопедический словарь.
Вериги, тяжёлые железные цепи, обручи и т. п., носимые на голом теле для доказательства преданности Богу.

Можно ли считать эти формулировки предварительным подтверждением реальности утверждения, что "кисти под веригами судоргой свело"?
Если в этом есть необходимость, то я могу найти в первоисточниках прямое упоминание о ручных веригах. Возможно, даже есть и иллюстрации. Единственно, это потребует неопределённого времени.

Или я сумел обосновать уместность именно такого образа?
Кстати, в ходе обсуждения я всё больше склоняюсь к мысли, что этот вариант вериг должен быть придумкой самого монаха, мы-то знаем как больнее себя укусить.
Однако, два споткнувшихся путники меня смущают. "А есть ли коряга?" Надо поискать Знатока для разборки.
С Интересом. Виктор.

Дмитровец   22.07.2002 17:23   Заявить о нарушении
День добрый, Виктор!
Признаюсь, я потрясена до глубины души столь полным разбором и глубоким анализом единожды употреблённого слова.
Мне бы не хватило терпения - я поверхушечница (в смысле - по веточкам, по прутикам, но не вглубь дерева).
Начинаю проникаться Вашей убеждённостью в своей правоте и упорством в защите собственного мнения. Но:
1. Блеск. Многие кандальники от тоски сидения в камере начищали свои цепи до матового блеска. Такие полированные кандалы в общей толпе заключенных выделялись и четко обозначали наказанных пожизненной каторгой. Это, кстати, отражено в произведениях Куприна, Лескова и у Чехова в "Сахалине". Почему бы монахам для наибольшего умертвления души не делать что-либо подобное.
2. То, что в словах нет внутренней сущности - не согласна.
Она есть изначально, просто собеседники в зависимости от душевного настроя придают ей определенную эмоциональную окраску при произнесении и восприятии.
3. Почему БЫЛ читателем? Всё настолько пасмурно на моей страничке?
4. Подпись Я является монограммой моего имени.
С огромным уважением и желанием далнейших бесед, Я.

Olgerd   23.07.2002 09:03   Заявить о нарушении
Прошу пардону за опечатку, разумеется "дальнейших бесед".
Я.

Olgerd   23.07.2002 14:29   Заявить о нарушении
День добрый, Оlgerd!
Я, признаюсь, тоже поверхностен, но организм так устроен. что при поставленном вопросе ищет все ж реальный ответ. Хорошо в Интернете есть словари, так бы искал дольше.
Возможно, покажусь занудой, но.. Куприн, Лесков и Чехов это максимум середина XIX века. Лет за 500 до них технологии были гораздо проще. И кандалы были коваными. Поверхность вся в бугорках и ямках. Но это уже не столь важно.
С изменением восприятия слов в зависимости от настроения согласен полностью. Но, изначальная внутренняя сущность слова "кенгуру" переводится на русский как: "Я не понимаю", а негативное по смыслу слово "урод" определяло не физические недостатки, а видимые отличия чужого человека, живущего рядом с каким-то славянским родом. Для нас сейчас эти слова наполняются другим смыслом, скажем так. в зависимости от общего словарного фона.
На Вашей страничке всё в порядке. Я предполагаю еще неоднократно там быть (время будущее), разве что, пока не решаюсь оставлять автографы.
Про Я. Из всего того, что я у Вас прочитал, помнится, ни разу не поддались на расшифровку псевдонима. Разве что молчаливо согласились с именем Оля.
Если Вас не смущают мои многословные разглагольствования, то с превеликим удовольствием. С одной оговоркой - могу быть нерегулярен. Жизнь такая.
С ожиданием. Виктор.

Дмитровец   23.07.2002 23:54   Заявить о нарушении
День пасмурный, дождливый, серый, но... добрый всё равно!
Спасибо за намерения бывать на моей страничке, хотя помню-помню - "хорошими намерениями вымощена дорога в ад".
Не смею требовать Ваших автографов - на мои вирши обычно реагируют молчанием типа "прочитал - пожал плечами..."
Что же касается регулярности... хм, её требуют другие отправления, более приближенные к телу, что-ли, а для души... Даже регулярно читаемые "Верую" и "Богородице" не приблизят душу к порогу святости настолько, как её может приблизить одно лишь прозрение о сути Господа. Возможно именно об этом и писал Ваш монах и тогда оправданы вериги, как способ прервать работу тела, но не работу души. А из этого логически следует аутодафе, как способ борьбы с душой.
Вы знаете, Виктор, по моему мы обсудили Ваше стихотворение со всех возможных точек зрения.
Что касается расшифровки имени, то в предпоследнем из размещенных стихов я официально объяснила, кто я и что, почти по пунктам.
Вообще-то, темы, не касающиеся смысла стиха, пишутся на e-mail, но у меня сейчас сложности с отправкой и, надеюсь, они не протянутся далее середины сентября. Так что, не смея ничего требовать от Вас, намекаю, что получать письма я могу, адрес есть на страничке, но с ответами... увы и ах!
Возможно для ответа придётся развинтить на запчасти ещё одно их Ваших стихотворений.
С нетерпением ожидая Вашей реакции, Я.

Olgerd   24.07.2002 08:38   Заявить о нарушении
Уже засыпаю, потому буду краток. Развинчивайте все, что хотите, но, надеюсь ответный визит за мной. Мой e-mail для Вас открыт всегда. Отлежусь и доберусь до Вас.
Мне кажется, или дождик постепенно прекращается?
Извините за столь вялую реакцию, честно, устал за ночь.
Однако, доброе утро и приятных сновидений.
Виктор.

Дмитровец   24.07.2002 10:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.