Евангелие. Эпизоды в стихах
От Авраама до царя Давида
И от Давида через вавилонский плен,
Так, трижды по четырнадцать колен –
Скала дороги в пыль избита.
***
002
И совершилось прореченное на деле:
Вот дева юная зачнет во чреве,
И дастся имя сыну в срок
Еммануил, что значит: с нами Бог.
***
003
Иисус родился в Иудейском Вифлееме
Во времена правленья Ирода царя.
Звезда Его и новая заря
Увиденными были в дальнем небе.
004
И прибыли волхвы из стран восточных
С дарами "Иудейскому Царю",
Чтоб в пеленах, увиденных воочью
Найти надежду и любовь свою.
***
005
Встревожен Ирод, с ним Иерусалим.
Спешат с заботою о власти и устоях
Найти испуг внушающее им,
Смущающее в царственных покоях.
006
Но упрежден отец семейства.
Иосиф из жилища своего
Увел в Египет от злодейства
Младенца с матерью Его.
007
Решенья Ирод не найдя иного,
Убить младенцев всех до одного
Приказывает в страхе, будь и много
Их в Вифлееме и в окрестностях его.
008
Там слышен вопль и горький плач.
То безутешная Рахиль о детях стонет.
Они мертвы - безумный их палач
По щиколотку в лужах крови тонет.
***
009
Как только умерли искавшие убить,
Иосифа Всевышний направляет
С семейством в город Назарет прибыть.
Тем из Египта Сына призывает.
***
010
Настало время, из пустыни
Иудиной на реку Иордан
Предвествовать о Божьем Сыне
Пришел Креститель Иоанн.
011
Одежды из верблюжьей шерсти были.
И подпоясанные кожаным ремнем.
Все знали: пищею при нем
Лишь саранча и дикий мед служили.
012
Глас вопиющего в пустыне:
Прямыми сделайте пути Тому,
Кто приближается, и ныне
Готовьтесь встретиться Ему.
013
И приходили к праведнику двое –
Иерусалим да Иудея вся –
Принять крещение водою,
Грехи с собою принося.
014
Иных же у священных вод
Он вопрошал: вы ль не боитесь неба?
Достойный сотворите покаянья плод,
Чтобы избегнуть будущего гнева.
015
Не оправданье, что отец ваш Авраам.
Бог из камней потомство Аврааму
Создаст; не вам, входящим в храм,
Прибегнуть к истинному Храму.
016
Уже топор под деревом, и горе
Тому, что не приносит доброго плода.
Отделено от корня будет вскоре
И брошенным в огонь сгорит дотла.
017
Крещу водою ради покаянья,
Но - недостойный – знаю превосходство в Том,
Который будет, не страшась страданья,
Крестить вас Духом и огнем.
018
Уже в руках лопата у Него.
Гумно расчистит Он неторопливо
И, в житницу свою собрав зерно,
Солому пламенем сожжет неугасимым.
***
019
В те дни к Крестителю на Иордан
Пришел Иисус из Назарета
Крещение принять, но Иоанн
Так говорит Ему на это:
020
Тебе ль пристало приходить ко мне?
Тут должно поменяться нам местами.
Но ради правды высшей о Тебе
Допустим сей обряд под небесами.
021
И небеса напряжены подобно луку,
Едва из вод Он вышел, далеко
Увидел Он летящую голубку,
И с ней сошел Дух Божий на Него.
022
И голос с Неба раздается громом:
Вот человечья плоть и кровь,
Мой Сын возлюбленный, в котором
Мое благоволенье и любовь.
***
023
Затем Иисус был Духом послан
В пустыню искушенья испытать
От дьявола; и сорок постных
Он дней провел, чтобы взалкать.
024
Тут искуситель молвит: или сыт?
Ведь можешь всё Отца руками?
Так пожелай же Божий Сын,
Чтоб камни сделались хлебами.
025
Сказал в ответ: написано: не только
Нам хлеб дарует жизнь, и вкус
Его нас укрепляет не настолько,
Как слово, исходящее из Божьих уст.
026
Тогда диавол перенес и ставит
Его на крышу храма, говорит:
Сын Божий, сбросься! Иль оставит
Тебя Отец, что так благоволит?
027
Иисус ему: написано ведь также:
Не искушай ты Бога своего;
И если искусить, то как же
Отличным быть внушителю сего?
028
Несет Иисуса на высокую вершину.
Все царства мира перед Ним:
Всё это дам Тебе, как сыну,
Лишь поклонись, упавши ниц.
029
Но тверд Иисус пред сатаной:
Написано: поклона своего
Лишь Господа ты Бога удостой
И почитай Его лишь одного.
***
030
Однажды, проходя по берегу, заметил
Иисус двух братьев – Симона (Петра)
С Андреем, что ловили рыбу в сети,
И там же с раннего утра
031
Чинивших снасти Якова и Иоанна
С отцом своим; и призывает речью:
Со мной научитесь без сети и капкана
Ловить вы души человечьи.
032
И, бросив сеть свою и невод,
Оставив лодку и отца,
Пошли за Ним, не взяв ни хлеба,
Ни рыбы малой, ни яйца.
***
033
И шел Иисус, благую весть
О Царстве Божьем вкладывая в уши.
И множество людей из дальних мест
Брели, чтоб Странника послушать.
034
Увидев толпы велики,
Иисус взошел и сел на гору.
Приблизились к Нему ученики,
И стал Он наставлять в ту пору:
035
Кто нищ и наг – получит Царство;
Того, кто плачет, утешенье ждет;
Лишь кроткий унаследует богатство –
И землю у Отца, и тучный скот.
036
И всякий, алчет кто и жаждет,
Найдет питанья сытного и много;
Прощенным будет милосердный каждый;
Кто сердцем чист – увидит Бога.
037
Кто справедлив и миротворец,
Тот удостоится Отеческой любви;
Тот будет Бога царедворец,
За правду кто растерзан и убит.
038
Вы – соль земли, и если соль
Безвкусной станет, что солить
Ей можно будет? Бросят, коль
Уж не годна и негде применить.
039
Вы – мира свет, и если город,
Стоящий на вершине не укрыть,
То и свечу не прячут в короб,
Дабы могла для всех светить.
040
Не думайте, писанья и закон
Не упразднить пришел Я, но восполнить.
Я – зелень для древесных крон,
Но подо мной - питающие корни.
041
Так предкам сказано: не убивай,
Суду подвергнется убивший;
Но говорю: судимым будь любой,
На брата гнев свой обративший.
042
Кто скажет ближнему: болтун –
Судимым должен быть синедрионом;
Кто скажет: ты глупец – тому
Быть изгнанным своим народом.
043
Поэтому, когда несешь свой дар
На жертвенник, а ближний твой
Тебе прощения не дал,
То долг верни сначала свой.
044
Но и с врагом спеши мириться,
Пока вы с ним идете в суд;
Поверь, не выйдешь из темницы,
Отдав кодрант последний тут.
045
Что значит: не прелюбодействуй?
На жен глядящий с вожделеньем
Уже грешит, а мысли или действа –
Здесь разница мала, и нет деленья.
046
Как было сказано: не избегай обета,
Но исполняй пред Господом его.
Но не клянитесь вовсе, где-то
И что для клятвы той найдете своего?
047
Кому для клятвы голова иль борода,
Тот черный волос сделает ли белым?
Да будет слово, если "да", то "да",
А "нет", так "нет"; не слово нужно, дело.
048
За око – око, зуб за зуб;
Но заповедь даю иную:
Не отвечай людскому злу -
Ударят по щеке, подставь другую.
049
И кто позарился на твой хитон –
Пускай одежду всю получит;
Не видишь, драки ищет он,
И темен взгляд его колючий.
050
А если кто попросит встать,
Чтобы пройти с ним вместе милю,
Пройди и две; попросит дать
Статир взаймы, отдай и мину.
051
Указано вам: ближнего люби,
Врага же своего возненавидь.
Но и врага благослови,
Ему, как и любому, должно быть.
052
Господь над добрыми и злыми
Возводит солнце каждый день,
Неправедным и праведным в пустыне
Ниспосылает дождь и тень.
053
Любовью только за любовь
Платить вы будете, друзей
Приветствовать, родную кровь?
Не так ли поступают все?
054
Пусть праведность – не людям напоказ;
Кто, жертвуя, трубит об этом громко,
Весь мир оповещая всякий раз,
Получит только похвалу ребенка.
055
Пусть левая рука не знает,
Что милостыню правая дает.
Кто видит тайное – внимает
И скоро явно воздает.
056
Не в синагогах и дорог скрещеньи
Общенья таинство твори,
Молись Отцу в уединеньи,
Дверь за собою затворив.
057
Не пустословьте вы в надежде,
Что многословие скорей всего
Услышится; Отец узнает прежде,
Чем вы попросите Его.
058
Постясь, лицо свое омой,
Не будь, как лицемер, угрюм и мрачен;
Не людям пост являешь свой,
Твой пост тебе лишь предназначен.
059
Не на земле сокровища копи,
Но там, где моль и тля не поедают,
И вор не украдет; а где твои
Сокровища, там сердце пребывает.
060
Не око ли твое – светильник тела?
Но если свет в тебе есть тьма,
Светильник, тлеющий без дела,
То какова же тьма сама?
061
Двум господам не угодить,
Деля меж ними скот в загоне.
Так одинаково нельзя служить
Прилежно Богу и мамоне.
062
Чтоб наготы твоей не знали,
О пропитании заботишься, невежда.
Душа не более важна ли,
Чем пища, тело – чем одежда?
063
Кто сможет всей своей заботой,
С лица стирая пот и копоть,
Забыв про отдых и субботу,
Прибавить в росте хоть на локоть?
064
Взгляните-ка на птиц небесных,
Они не сеют и не жнут.
И лилии полей окрестных
Не трудятся и не прядут.
065
Но кормит всех господь и одевает.
В величьи славы даже Соломон
Не одевался так, как лилия любая,
Которая то есть, то брошена в огонь.
066
Итак, не спрашивайте, разводя руками:
Что будем есть, что станем надевать?
Господь не ближе ли гораздо с вами,
Чем с птицами, которым дал клевать?
067
День завтрашний иных забот
Сам понесет оставленное бремя;
Для дня сего достаточно хлопот
Своих, и истекает время.
068
Не обвиняйте, дабы вас не обвинили,
Ведь мерой вашей же отмерят вам.
Ты сук в чужом глазу увидел?
Так, от бревна в своем избавься сам.
069
Священножертвенного не давайте псам,
Чтоб не вернулись вновь уже за вами.
Не рассыпайте вы жемчужин там,
Где свиньи топчут их ногами.
070
Просящий получает так же,
Как ищущий находит; у дверей
Стоящему безмолвно стражи
Отворят вряд ли, так стучи скорей.
071
Судья неправедный - и тот
В разборе дела сложного поможет,
Когда доймете просьбами его.
Тогда просить у Бога что же?
072
Тот человек меж вами есть ли,
Кто камень сыну своему
Подаст, попросит хлеба если,
И вместо рыбы даст змею?
073
Благими к детям вы делами
У Бога благ заслужите одних;
Творите людям то, что сами
Хотите видеть вы от них.
074
Врата широкие и легкие пути
Влекут к погибели беспечных;
Но узкими вратами проходи
Дорогой трудной к Жизни Вечной.
075
Распознавайте лжепророков по плодам
Их дел, они – в овечьей шкуре волки.
Когда-нибудь и где-нибудь ли дал
Терновник - виноград, репейник – смоквы?
076
Кто слушает Мои слова,
Согласно с ними поступая,
Тому фундаментом скала
Для дома выбрана крутая.
077
Кто, слушая, не следует, в надежде,
Что, на песке построив дом,
В ненастье поспешит укрыться – прежде
Услышит шумное паденье он.
***
078
Когда спустился Он с горы,
Дивилось множество народа,
Как немощи и скорбные дары
Болезней брал Он, и природа,
079
Расторгнув с недугом объятья,
Людская очищалась вмиг.
И слышалось в народе: братья,
Кто Он, который столь велик?
***
080
И отвечал Он жителям столиц,
Последовать за Ним желавших честно:
Есть птицам гнезда, норы у лисиц,
Но нет у Сына Человеческого места.
081
Ученику, отца похоронить
Просившему, сказал: среди живых
За Мною следуй, хоронить
Дай мертвым мертвецов своих.
082
Кто руки возложил на плуг
И смотрит в ноги, осторожен,
И озирается вокруг –
Для Бога неблагонадежен.
***
083
С учениками в лодку сел,
И в путь отправились, но вскоре
На озере их парус бел
Раскачивался будто в море.
084
Он спал, когда волны внезапной
Страшились спутники Его;
А разбудили – луч закатный
Уже ложился на Него.
085
Все стихло; и готовые погибнуть,
Но будто от дурного сна
Очнувшиеся – предавались гимну
Безмолвному, стараясь у весла.
***
086
Лишь только достигает града,
В котором жил, больного пастухи
Несут к Нему; и Молвит: чадо,
Дерзай! Прощаются твои грехи.
087
Но многие подумали: кощунство!
И, зная помышленья их,
Он вопрошает: легче ли искусство
Сказать недужному: "ходи"?
088
Но если слышите вы часто
Подобное в своем краю,
И Я скажу ему: несчастный,
Вставай, возьми постель свою.
***
089
Тогда приводят женщину к Нему,
Захваченную в прелюбодеяньи:
Нам заповедал Моисей жену
Подобную забрасывать камнями.
090
А Ты что скажешь нам на это?
Иисус же на земле перстом
Чертил задумчиво, с ответом
Не поспешая, но потом,
091
Когда повторно задали вопрос,
Сказал, не отрываясь: между вами
Кто без греха, тот первый брось
В нее своей рукою камень.
092
И обличаемые совестью своею
Все стали уходить по одному,
Так, что остался только с нею
Перстом Чертивший по песку.
093
Где обвинители твои?
Никто не осудил тебя такую?
И Я не осуждаю; так иди
И плоть укрой свою нагую.
***
094
Обедал Он с бродягами босыми.
К ученикам подходит некто: почему
Учитель ест и пьет с такими?
Услышав, Сам ответствовал ему:
095
Не жертвы, милости хочу;
Лечить здоровых не Мое призванье;
Больному надобно к врачу,
Не праведным, но грешным – к покаянью.
096
И если два к заимодавцу должника
Придут с повинной головою,
А тот, увидев, что никак
Долги не взять, простит обоим,
097
Когда один был должен пятьдесят,
Другой – пятьсот динариев, который
Из этих будет больше рад?
Возлюбит более - который?
098
Так, двое взрослых сыновей
У человека некоего было.
И мысль пойти дорогою своей
Однажды сына младшего смутила.
099
Отец именье разделил.
И младший сын ушел далече;
И скоро достоянье расточил,
Живя распутно и беспечно.
100
Случился голод в той стране.
Несчастный шел от дома к дому;
И благодарен был – пасти свиней,
И рад он был свиному корму.
101
Тогда воскликнул в сердце: отче!
Я сыном недостоин быть твоим.
Но, может, ты меня захочешь
Принять в число наемников своих?
102
Когда старик с тревогою большею
Издалека завидел чада своего,
Он побежал и сыну пал на шею,
И со слезами целовал его.
103
И приказал рабам: несите
Одежды лучшие в дому!
И обувь на ноги босые,
И перстень на руку ему.
104
И закололи тучного тельца,
И стали в доме веселиться.
А в это время у крыльца
Старшой, придя, остановился:
105
Я слышу пение и шум,
И ликованье среди ночи?
Слуга ответил: брат пришел –
Отец обрадовался очень.
106
Отец же, выйдя, звал его.
Но старший шибко осердился:
За столько лет служенья моего
Ни разу я не оступился.
107
Но ведь ни разу ты не дал
За это нам с друзьями и козленка.
А этого, как только увидал,
Так тут же заколол ему теленка.
108
Старик же с нежностью скупою
Себя в объятья отдает:
Ты, верный сын, всегда со мною,
И все, что есть мое, твое.
109
Но будто в засуху на солнце
Находит туча, загремев:
Твой брат – потерян и нашелся,
Мой сын – очнулся, умерев.
***
110
Но беспокоились блюстители обычья:
У нашей пищи постный вкус,
У вас же пир и туша бычья.
На что ответил им Иисус:
111
Должны ль скорбеть на свадьбе гости,
Коль вместе с ними и Жених?
Тогда поститься будут вдосталь,
Когда Жених отымется от них.
112
Никто к одежде, что стара,
Не шьет заплат прочней и толще –
Уж оторвались, и дыра
На этот раз гораздо больше.
113
И, так же, в ветхие меха
Вино не заливают молодое.
Так перелейте в новые, пока
И то сохранно и другое.
114
Сей род – без пастыря овечье стадо.
Над падшими уж кружит воронье.
Молите же Владыку жатвы, надо,
Чтоб Он работников направил на нее.
***
115
Учеников числом двенадцать
Призвал и властью наделил
С телесной немощью справляться,
И к ним совет Свой обратил:
116
Что даром получили – даром отдавайте.
Ни с медью, ни с сумой не станет легче путь.
А пропитание себе работник, знайте,
Всегда добудет как-нибудь.
117
Вы, в дом входя, приветствуйте его:
Мир дому этому; окажется достоин,
Мир снизойдет ваш на него,
И возвратится к вам, коль не достоин.
118
Кто слушать ваших слов не станет
Или не примет, тот порог,
Те покидая города ли, страны,
Пыль отрясите с ваших ног.
119
Вы – овцы кроткие по сути,
А посылаю в волчью стаю точно;
Как змеи, осторожны будьте,
Как голуби – чисты и непорочны.
120
Людей остерегайтесь – предадут
И в синагогах будут бичевать;
Откроется, коль приведут на суд,
И как, и что вам отвечать.
121
Брат против брата восстает,
Отец на сына, дети на отца;
Возненавидят Имя в вас Мое,
Спасется претерпевший до конца.
122
Как в городе одном преследуют, найди
Убежище в другом и в следующем, право,
Всех не успеешь городов пройти,
Настанет Сына Человеческого слава.
123
Учителя не выше ученик,
И раб не выше господина; славно,
Коль кто подобия достиг;
Хозяин – веельзевул, домашние – подавно.
124
Поэтому гонителей не бойтесь,
У них все тайны на виду;
А вы же сами им откройтесь,
Всем возвещая на свету –
125
Что в темноте внушаю вам;
Скажите – где народ толпою –
Во всеуслышание там –
Что вам наедине открою.
126
Не бойтесь тех, кто, убивая тело,
Душе не в состояньи повредить.
Бояться стоит могущих умело,
Начав с души, и тело погубить.
127
Не бойтесь, даже два птенца,
Что за ассарий продаются,
Без воли вашего Отца,
На землю пав, не разобьются.
128
У вас же каждый волос
На голове сосчитан Им.
Поэтому, не птичий голос,
Ваш – благозвучней перед Ним.
129
Тот, кто Меня признает пред людьми,
Того и Я перед Отцом признаю;
Кто отречется от Меня, увы,
Того и Я, должно быть, не узнаю.
130
Не мир Я принесу, но меч.
И будут человеку те врагами,
Кто уз родства подогревает печь
От жертвенника взятыми дровами.
131
Кто не берет свой крест
И с ним не следует за Мною –
Сегодня обжитых жалеет мест,
А завтра – под могильною плитою.
132
Дружите с истиной одною, человеки.
А если ноша не покажется легка,
Свободные от уз ее – останетесь навеки
Рабами заблуждений и греха.
133
Кто праведника примет у порога
Как праведника – с правдою обручен;
Принявший же пророка за пророка
Награду же пророка и получит.
134
Кому Я уподоблю сей народ?
Подобен детям он, что хором
К друзьям на перекрестии дорог
С наивным обращаются укором:
135
Мы на свирели вам играли,
А вы не пели не плясали;
Мы песни погребальные вам пели,
А плакать вы не захотели.
136
Так, Иоанн пришел, ни пьет, ни ест;
В нем бес засел – толкуют вам;
Сын Человеческий и ест, и пьет, но есть
Друг грешников, по их словам.
137
От мудрых что сокрыто и разумных –
Откроется младенцам; и любой
Приди ко Мне от улиц шумных,
Я подарю тебе покой.
138
Смиренью сердца вас учу
И кротости; принять настало время
Вам иго на себя Мое; хочу,
Чтоб легким было это бремя.
***
139
Мимо засеянных полей
Однажды Проходил с учениками.
Колосья налиты; и некий фарисей
Заметил – обрывать и есть их стали.
140
И говорит Ему: в субботу
Ученики Твои, забыв закон,
Непозволительную делают работу;
На что ревнителю ответил Он:
141
Давид и спутники его,
Когда проголодались, ели
Священный хлеб из храма, на него
Не ропщешь: как они посмели?
142
Но успокойся, рядом Тот,
Кто выше храма; и заботы
Раба понятные, но вот –
Который Господин субботы.
***
143
И в синагоге на Него смотрели косо.
Там человек с рукой сухою был.
Возможно ль – подошли с вопросом –
Чтоб кто его в субботу исцелил?
144
Не знаю Я в субботу чудака,
Оставит кто овцу, что в яму пала;
Добро творить спешите! И рука
Здоровой, как другая, стала.
***
145
И запретил нетерпеливым
Идти, повсюду разглашая,
Что знают в Нем; и справедливо
Поэтому сказал пророк Исайя:
146
Ни спора не подымет Он, ни крика,
Чуть тлеющий в дыхании Его
Светильник не погаснет, и тростинка
Не гнется под ногою у Него.
***
147
Но стали обвинять тогда
Его во связи с веельзевулом:
Каким иначе бесов череда
Из бесноватых изгнана посулом?
148
И отвечал Он фарисеям:
Любое царство или город
Не устоит и опустеет,
Междоусобицы в котором.
149
Коль сатана изгонит сатану,
Враждует он с самим собою;
Ты в доме, не связав хозяина, а ну,
Попробуй что украсть без бою.
150
Кто не со Мною, против тот Меня;
Не собирающий со Мною – расточает;
Но не отвергший Бога от себя,
Меня бичующий прощенье получает.
151
Не знаете, хорошее ли древо,
Так рассмотрите у него плоды,
И дерево по их гнилому чреву
Иль крепкому познайте вы.
152
Что говорят уста – сердца переполняет;
Злы будучи, не говорите о добре;
Как за слова свои оправданы бывают,
Так за слова же и предстанут на суде.
153
Лукавый род питал давно
Пристрастие к знаменьям новым.
Но ничего не будет им дано,
Кроме знамения Ионы,
154
Три дня и ночи три который
Во чреве был кита один;
И столько же в могиле скоро
Пребудет Человечий Сын.
***
155
И сообщили, что Его родные вскоре
Желают видеть: что же не вчера?
Кто Моего Отца покорен воле,
Тот Мне и мать, и братья, и сестра.
***
156
В тот день у озера людей
Вокруг Него столпилось много.
Вошел Он в лодку; сидя в ней,
Свое Он притчам отдал слово:
157
Вот вышел сеять сеятель; одни
Упали семена вблизи дороги;
И налетели птицы, и они
Склевали павшее под ноги.
158
Другие, мало где земли,
На почву каменистую упали;
Под солнцем сразу проросли,
Но, не имев корней, пропали.
159
И между терний проросли; но вот
Затмили их, и к свету не пробиться.
Но на земле хорошей дали плод
И во сто крат, и в шестьдесят, и в тридцать.
160
Ученики спросили Иисуса: почему
Ты притчами гласишь, уразумеют?
В ответ: имеет кто, умножится тому,
А нет – отымется и что имеет.
161
Но дальше слушайте, имеющие уши.
Посеял человек хорошую пшеницу.
Но ночью – кто враждой недужен
Там плевелы посеял. И налиться
162
Когда настала колосу пора –
И плевелы на поле появились.
Откуда ж сорная трава
В хороших семенах? – рабы дивились.
163
И вызывались истребить их.
Но запретил хозяин: так вы
Пшенице больше повредите.
Оставьте все расти до жатвы.
164
О Царстве том, что есть от Бога,
Хочу не разъяснить, но подсказать.
Коль не найти у своего порога,
То негде более искать.
165
Не скажут вам о нем: вот здесь,
Или: вот там; но тем и краше,
Что, неприметное, оно суть есть
Приобретенье внутреннее ваше.
166
Оно подобно найденным на поле
Сокровищам – и, утаив о том,
От радости нашедший продал вскоре
Все, что имел, за поле то.
167
Или как если бы купец
Искал красивый жемчуг и нашел
Бесценную одну, и за нее скупец
Отдал все золото и шелк.
168
Из всех семян являясь наименьшим,
Так поднимается горчичное зерно,
Что птицы прилетаю и щебечут,
И гнезда вьют в ветвях его.
169
Так, женщина муки мешает
Три меры, а закваски у нее
Немного, но спокойно ожидает
Заквасится покуда всё.
170
В том Царстве, невод рыбаки
Закинув, рыб захватят разных,
И, выбрав тех, что велики,
На берегу оставят несуразных.
***
171
Не плотника ли сын? – негодовали,
Но и смутились слов Его:
Нигде пророка так не презирали,
Как в доме и в отечестве его.
***
172
И Он отплыл на лодке в место
Пустынное, но многие толпой
По берегу последовали вместо
Того, чтобы отправиться домой.
173
Поскольку приближался вечер,
Ученики к Нему: достаточно воды,
Но накормить нам стольких нечем,
Отправь же их купить себе еды.
174
Иисус такой дает ответ:
Есть пять хлебов и две печеных рыбы,
Спешить им надобности нет.
Вы сами сделать то могли бы.
175
И усадил пять тысяч человек.
И преломил, и дал, и ели.
Двенадцать же корзин набрали те,
Насытившись, того, что не доели.
***
176
Затем в уединении побыть
Он захотел, взошел на гору,
Велев ученикам отплыть
На лодке к берегу другому.
177
Но ветер дул навстречу им.
Не видя берегов, на середине,
Терпели бедствие они,
Почти уж будучи в пучине.
178
И видят, что ступает по волнам
То ль призрак, то ли плод смятенья…
И говорит: довольно вам,
То Я иду. Но новое волненье…
179
И Петр воскликнул: если Ты,
То, Господи, позволь мне так же
Пойти, ступая средь воды,
С Тобою ничего не страшно.
180
Иди же! И пошел, пока
Не испугался, и забился.
Но тотчас крепкая рука
Его сдержала: усомнился?
181
Взошли на лодку - стихли дали.
И все, кто в этой лодке был,
Тут поклонились и сказали:
Воистину, Ты Божий Сын.
***
182
И снова книжный люд, что ищет
Закону вред и нарушенье,
Находит новое: вкушают пищу,
Но рук не совершают омовенье?
183
Все, что устами входит в человека,
Очистится и скоро выйдет вон.
Но оскверняет каждый день и век от века –
Что с уст своих извергнет он.
184
Негодованье слышу! Кто взрастил
Меж грядками растения иные?
Оставьте ж негодующих, они –
Поводыри слепых слепые.
185
Увещеваю если о земном,
И не найду в их сердце места,
Что можно ожидать потом,
Когда скажу им о Небесном?
***
186
Тогда поведал Иисус ученикам,
Что тела храм разрушит скоро
В Иерусалиме через суд и казнь,
Но в третий день воздвигнет снова.
187
Да не случится этого с Тобою –
К Нему с призывом Петр – и Ты
Не можешь жертвовать Собою!
Но гнев в ответ ему: людьми
188
Мне уготовано ли это? Знаешь
Что Сам иду на крест; и Тот,
Кто надо Мною, говорит: одна лишь
Дорога та, что через кровь и пот.
189
Бери и ты свой крест, коль сможешь
Отречься от себя, иль завоюй
Весь мир; но даст он что же -
Какой за душу выкуп он твою?
190
Когда у одного богатого на поле
Случился добрый урожай,
И некуда уж было сыпать боле,
Он так с собою рассуждал:
191
Сломаю житницы мои
И новые хранилища устрою,
Намного большие, и в них
Все достояние укрою.
192
Душе моей скажу тогда:
Душа! Вот у тебя хранится
Добра на многие года,
Осталось есть и пить, и веселиться.
193
И Бог сказал ему: безумец!
Придут к тебе в полночный час
И душу заберут твою, кому же
Достанется все то, что ты запас?…
194
Но прежде чем пойти за Мною,
Ты обсчитай желание свое,
Как если бы задумав башню строить –
Издержки на строительство ее.
195
Дабы, когда положишь основанье
И далее не сможешь продолжать,
Тебя бы не подвергли осмеянью
За неумение твое считать.
196
Так же и царь благоразумный,
Идя войною, скажет: я смотрю –
Их двадцать тысяч, так смогу ли
Противостать своими десятью?
197
Тогда, пока противник далеко,
Пошлет к нему просить о мире.
Так вот, не отрешившись от всего,
Учениками вы не станете Моими.
***
198
Однажды задались ученики
Вопросом: кто же будет главным,
И чьи заслуги будут велики
В Твоем Небесном Царстве славном?
199
И подозвав ребенка, ставит среди них
И говорит: не станете - как дети,
Смиренье с чистотою так соединив,
То вовсе не войдете в Царство это.
200
А если кто посмеет очернить
Того, чья добродетель недоступна,
То лучше бы ему не быть,
Покинув с жерновом на шее судно.
201
Коль соблазнят тебя глаза твои,
Своей рукою вынь иль выбей –
Слепому лучше в Жизнь войти,
Чем Смерть двумя глазами видеть.
202
Не искушайся тех немногих
Своей дорогой увести;
За вами всеми Тот приходит,
Кто призван погибающих спасти.
203
Когда кто сто овец имеет
Одну при счете не найдет овцу,
Тот не оставит разве девяносто девять
И не пойдет искать заблудшую одну?
204
И если посчастливится на воле
Среди холмов ее найти,
То ей он радоваться будет боле,
Чем незаблудшим девяносто девяти.
205
Иль женщина, имея десять драхм,
Когда одну нечаянно обронит,
Неужто не зажжет свечи и там,
Куда упала, все не перероет?
206
Тогда бежит к соседкам, в доме
Перевернув все кверху дном,
Счастливая, рассказывать запоем
О драхме, найденной с трудом.
207
У твоего обидчика коль совесть дремлет,
Пойди и обличи наедине его;
Если твоим словам он внемлет,
То спас ты друга своего.
208
Ты спрашиваешь, Петр: не семь ли раз
Прощать я должен ближним всем?
А сколько же Отец прощает вам?
Не семь, скорее, семьдесят по семь!
209
Поэтому, тому подобно Царство
Небесное, как если б некий царь
Решил собрать долги, и государство
Оповестил, и пред собой поставил ларь.
210
К нему слугу приводят, десять тысяч
Талантов серебра чей долг ему.
Но так как из мешка дырявого не высечь
Потерь, то самого, и достоянье, и жену
211
Продать велит за долг. Послушно
Тот голову клонит и ниц упал в бреду.
И сжалившись, его великодушно
Царь отпустил и долг простил ему.
212
При выходе его сопровождавший обнял,
Но тот схватил его и горло сжал:
Про сто динариев ты вспомнил?
Верни мне то, что задолжал!
213
Припал к его ногам несчастный:
Ты подожди, я все тебе верну.
Но заключил его в темницу безучастный:
Не рассчитаешься – останешься в плену.
214
И удрученные велико происшедшим
Все, наблюдавшие сие, пошли
И доложили государю; и пришедшим
Велит тот, чтобы дерзкого нашли.
215
И говорит приведенному: раб!
Весь долг простил тебе сердечно,
Но ты не благодарен и не рад,
Иначе б сам был милостив беспечно.
216
И повелел во гневе истязать
Раба, покуда тот не сможет
Любыми средствами отдать
Все то, что он остался должен.
217
И снова Петр спрашивает: Равви,
Скажи, а кто же ближний мой,
Кого прощу я сердцем, равно
Как возлюблю его душой?
218
И так Петру ответил Он:
Однажды из Иерусалима
Дорогою в Иерихон
Шел человек неторопливо.
219
И на беду разбойникам попался,
И те жестоко поступили с ним.
В пыли дорожной он остался
Избитым и едва живым.
220
По случаю дорогой тою
Священник проходил, затем левит.
Но обходили каждый стороною.
Заметив, что израненный лежит.
221
И ехал некто самарянин,
И натолкнулся на него;
И, подойдя, ему на раны
Возлил и масло, и вино.
222
И посадив на своего осла,
Привез в гостиницу калеку.
Поскольку тот был очень слаб,
Всю ночь он отдал человеку.
223
Наутро отъезжал и деньги
На содержание больного дал,
Сказав хозяину: что более издержишь –
При встрече я тебе отдам.
224
Так кто из всех ему был ближний?
Ты говоришь: кто сердцем не лентяй,
Своим сословьем самый нижний?
Тогда иди и так же поступай.
***
225
На том Иисус закончил речь
И, удалясь из Галилеи,
Дорогой наблюдая Иордана течь,
Пришел в пределы Иудеи.
226
Там окружен Иисус толпой.
И юноша один к Нему подходит:
Скажи, Учитель, мне, Благой,
Деяние какое Ты находишь
227
Мне надо ныне совершить,
Чтоб быть достойным Жизни Вечной?
И через гомон Он спешит
Ответить юности беспечной:
228
Никто не благ, но только Бог.
Во всех свершеньях правило простое,
О чем гласят и заповедь, и опыт, и пророк:
Все доброе твори, не делав злое.
229
Но праведен и хочешь совершенства
Дальнейшего, и рано получить
От мудрости седой блаженства,
Тогда настало время поступить
230
С именьем, как с одеждой, что тесна.
Распорядись, чтоб нищим все раздали.
Но был богатым юноша весьма.
И от Иисуса отошел в печали.
231
Ему вослед: верблюду легче
В ушко игольное пройти,
Чем в Царство Божье, человече,
Со всем имуществом войти.
232
Ко всем, кто был, продолжил Он:
Так первые становятся вторыми –
Как сами выбирают свой резон –
И первыми становятся вторые.
233
Так, некий виноградника хозяин,
С утра нашедший у ворот своих
Работников, динарий за день
Назначил каждому из них.
234
По рынку проходя примерно в девять,
Сказал другим работникам: хочу,
Чтоб у меня нашли вы дело,
Что будет причитаться – заплачу.
235
И в полдень выходил, и в три часа,
И в пять хозяин делал то же.
А вечером всем выдать приказал
Ту плату, что заранее положил.
236
Сначала наградились платой той же
Те, что работать начали с пяти.
Те, что с утра, подумали – получат больше.
Но получили свой динарий и они.
237
Тотчас роптать на господина стали:
Один лишь час работали они,
А ты же уравнял их с нами,
Работавшими тяжко от зари.
238
И одному из тех, что возмутились
Сказал: обидел ли тебя,
Не за динарий ли с тобой договорились?
Так получи – за что ценил себя.
239
Иль я не властен направлять дела свои,
И к твоему я должен прибегать совету?
Иль от того глаза завистливы твои,
Что добрый я к другому человеку?
240
Так, если первые заявят, что желанны,
Последние заменят место их;
Ибо всегда так много званных,
Что мало избранных средь них.
241
Поэтому не стоит торопиться
В застолье место первое занять,
Чтоб кто из приглашенных не случился
Заметней и почетнее тебя.
242
Иначе звавший вас обоих
Тебя попросит: уступи ему.
Последнее из мест оставшихся собою
Займешь тогда к великому стыду.
243
Но если скромен, и из мест
Последнее ты выбрал нарочито,
То смогут только ближе пересесть,
Просить тебя, коль будешь не забытый.
244
Тогда с особым приглашением пойдет
К тебе хозяин через зал огромный;
Ибо насколько возносящийся падет,
Настолько же превознесется скромный.
245
Так, в храме Божием однажды
Молились двое: впереди
Сановник чопорный и важный
И мытарь жалкий позади.
246
И первый рассуждал при этом:
О, Боже! За себя благодарю,
Что не такой, как мытарь этот
И все подобные ему.
247
Второй же, голову потупив,
И ударяя в грудь себя,
Твердил: я грешен и преступен,
Но, Боже, Ты прости меня!
248
Все, кто уверены в себе
Настолько, что других презреют –
Насколько много рассуждают о себе,
Настолько же и мало разумеют.
***
249
И вот направились они в Иерусалим.
Учеников предупредил Он строго:
Пришел, не чтобы преклонялись перед Ним,
Но чтобы жизнь отдать во искупленье многих:
250
На землю павшее пшеничное зерно,
Тепла и влаги если не запросит
И не умрет – останется одно,
Но, только умерев, плоды приносит.
***
251
На молодом осле, задумчивый и кроткий,
Сопровождаемый ликующей толпой…
И в городе смятенье, и короткий
У всех вопрос: кто Он такой?
***
252
И входит в храм, и видит диво:
Тут покупают соль, там продают птенцов;
И всех изгнал, во гневе опрокинув
Столы менял и лавки продавцов.
253
На следующий день учил Он там же.
И подошли старейшины к Нему:
Мы до сих пор тебя не знали даже,
Так поступаешь дерзко почему?
254
Иисус же говорит: вопрос задам,
И если вы откроете Мне правду,
Тогда и Я отвечу вам –
И почему, и по какому праву.
255
Был на Крещение подвигнут Иоанн
Людьми иль свыше? И советоваться стали:
Сказать, что голос Свыше дан,
Тогда Он спросит: почему же не признали?
256
Ответить же: "людьми" – народ прогневать,
Ведь как пророк тот всеми почитаем.
Так и не выбрав ни земли, ни Неба,
Иисусу отвечали: мы не знаем.
257
Иисус же продолжал: так, вот.
Сынов у человека было двое.
На поле старшего послал; а тот
Ответил: "хорошо", но передумал вскоре.
258
Тогда и младшему он возле
Своих хозяйств занятие нашел;
И сын ответил: "не хочу", но после
Все же, одумавшись, пошел.
259
Те поступили, как сумели.
Отец не упрекнул их в том.
А вы же и не захотели,
И не раскаялись потом.
260
Затем еще Он притчу предложил
Послушать и составить мненье:
Так, некий человек на свете жил,
И было у него именье.
261
И насадил он виноградник, и оградой
Обнес его, и чан с давильнею на нем
Устроил, чтобы все служило правдой.
Затем уехал, сдав его внаем.
262
Когда же время сбора наступает,
И плод лозы рекой течет,
Рабов своих хозяин посылает,
Чтоб получить от виноградарей доход.
263
Но виноградари пришедших в кровь
Избили, а иных убили даже.
И дважды так он посылал рабов,
И дважды с ними поступали так же.
264
И, наконец, подумал он в печали:
Не устыдит ли сын их мой?
А те, как только сына увидали,
Уже решили меж собой:
265
Да, этот будет всех важнее,
Давайте же наследника убьем,
Тогда его наследством завладеем.
И вот – одежды порваны на нем.
266
Когда же виноградника владелец
Придет, что уготовит им?
Жестокой смерти он предаст злодеев,
А виноградник передаст другим.
267
Неужто не читали никогда:
Тот камень, что строители отвергли,
Поставлен будет во главу угла.
Поэтому Я говорю вам: перлы
268
Отымутся от вас и переданы будут
Народу, приносящему плоды;
И камень этот сокрушит, откуда
Не приближались бы к нему рабы.
269
И слушали Его вожди народа,
И понимали, что о них;
И поджидали Одного у входа,
Но побоялись множества других.
270
Иисус же продолжал о Царстве
Небесном, что подобное тому:
Как если б некий царь на свадьбу
Столы готовил сыну своему.
271
И вот послал он слуг своих,
Чтоб приглашенных всех позвали;
Но были заняты они,
И потому придти не пожелали.
272
И вновь послал друзьям своим
Сказать: готовились мы долго,
И чаши полны, и тельцы мои
Заколоты, и все уже готово.
273
Но не пришли они опять.
И царь тогда повелевает
На каждом перекрестке слугам встать,
На пир прохожих созывая.
274
Так пригодились и тельцы, и овны,
Был многолюден царский пир.
И было много там и злых, и добрых,
Но благодарных перед ним.
***
275
Но затаившие вражду меж тем
Поймать на слове Иисуса
Решили и отправили за тем
Учеников своих с вопросом:
276
Учитель, знаем, справедлив,
И не всегда лицеприятен,
Не угождаешь никому, правдив,
Твой ясен слог и голос внятен.
277
Должны ли подать кесарю платить,
Иль нет, коль ходим все под Богом?
Иисус же, разумев коварство их,
Окинул подошедших взглядом строгим:
278
Подайте ту монету Мне,
Платить приказано которой вечно.
Чей лик и надписи на ней?
И отвечают: кесаря, конечно.
279
Так знали вы уже давно,
Народ, толкущий в ступе воду,
Что будет кесарево кесарю дано,
Но Божье будет оставаться Богу.
***
280
И обратясь к народу тем же днем,
Сказал им: место Моисея
Сегодня занято, на нем
Законники сидят и фарисеи.
281
И если указанья их годны,
То подражанье неуместно никакое,
Ибо они вам говорят одно,
А сами делают другое.
282
На плечи людям возлагая бремя
Обязанностей многих и пустых,
Не пошевелят пальцем в то же время,
Чтобы самим исполнить их.
283
Они с Писанием Святым
Налобные повязки расширяют
И кисточки одежд своих
Как можно больше удлиняют.
284
Они так любят первые занять
Места на пиршествах, сиденья в синагогах,
Что-либо совершить – и принимать
Почет на улицах, поклоны на дорогах.
285
Из вас же пусть никто не назовет
Себя учителем, вы – братья;
Учитель же Один, и даже Тот
Не призывает вас распахивать объятья.
286
Не называйте никого отцом своим,
Вам от земли дающим пищу;
Ибо у вас Отец один –
На небесах Его жилище.
287
Рожденное от плоти плоть и есть,
Едва рождается – уже старуха;
Но не узнает старости, коль есть
Она вместилище рожденному от Духа.
288
Кто на себя груз первенства возложит,
Пусть тем он дар покажет свой,
Что для оставшихся он сможет
Быть добросовестным слугой.
289
Но горе лицемерам, что упрямы
Настолько, что ворота на пути
Закрыли – сами не проходят прямо
И не пускают никого пройти.
290
Сначала разоряете жилища вдов,
Потом молитвам предаетесь напоказ,
Повсюду ищете себе учеников,
Что станут вдвое хуже вас.
291
Щедры в избытке, но вдова
Щедроты ваши превзойти сумела,
Что в храме лептой малой отдала
Все пропитание, которое имела.
292
Как с мяты, тмина и аниса все
Вы по закону десятину отдаете?
А правосудие и милость, вера где?
Так ради малого большое предаете.
293
Верблюда прежде проглотив,
Выплевывают комара иные.
О, лицемеры! Имя их –
Поводыри слепых слепые.
294
Вы очищаете снаружи чашу,
Тогда как изнутри полна
Неправедно добытым вашим
И проливает через край она.
295
Вы, как гробницы, что снаружи
Украшены венками из цветов
Благоухающих, внутри же
Полны костями мертвецов.
296
Надгробия пророкам воздвигая,
Вы заявляете: во времена отцов своих
Мы если б жили, то не стали б
В убийстве праведных сообщниками их.
297
Но сами обличаете себя
Вы, право, родословьем этим.
Убийц кровавых сыновья,
Отцов вы превзойдете в этом.
298
Иерусалим, Иерусалим,
Пророков побивающий камнями!
Ты детям не даешь своим
Стать теми малыми птенцами,
299
Которых птица под крыло
Согреться к ночи собирает.
И дом ваш пуст уже давно,
Так пусть пустым и пребывает.
300
И выходя из храма, Он возвел
На стены древние глаза печальны,
Сказав: разрушится тут все,
И камня не останется на камне.
***
301
И отошел с учениками
На гору Елеонскую, и там
Иисус рассказывал часами
О предстоящем Веке так:
302
Когда смоковниц ветвь мягка
Становится, и листья вырастают,
Вы можете судить наверняка,
Что скоро лето наступает.
303
Но бодрствуйте, будьте наготове –
Не знаете, в который день и час
Господь придет; что б ни готовил –
Все будет неожиданно для вас.
304
Умен ли будет раб и верен,
Кому, уехав, господин
Питанье подавать доверил
Домашним вовремя своим?
305
Когда, вернувшись, господин найдет,
Что поступает он как должно,
То, уверяю вас, решит хозяин тот,
Что все имение рабу доверить можно.
306
Но если раб окажется ленив
И скажет про себя: "не скоро
Приедет господин", и будет, пив
Его вино, валяться под забором,
307
То в час, никто которого не знает,
Застанет господин своих рабов
И одного примерно покарает –
Там будет плач со скрежетом зубов.
308
Однажды десять отроковиц,
Когда настала ночь тиха,
Сидели вместе у смоковниц
И поджидали жениха.
309
В руках светильник был у каждой,
Но пять из них не принесли с собой
Сосуды с маслом, чтоб однажды
Наполнить им светильник свой.
310
И в ожиданьи долгом задремали,
А в полночь раздается крик:
Идет – которого вы ждали!
И все в светильниках своих,
311
Чтобы идти встречать его,
Огонь поправили поспешно:
Благоразумных пять – легко,
Пять нерадивых – безуспешно.
312
И запросили нерадивые подруг
Благоразумных поделиться маслом:
В светильниках у нас иссякло вдруг,
И вот сейчас они погаснут.
313
И те ответили: тогда ни нам,
Ни вам не хватит, так идите
За маслом поскорее по домам
И в этот раз достаточно возьмите.
314
Пришел жених, и вместе с ним
Которые готовы были
Отправились на брачный пир
И двери за собою затворили.
315
Когда пришли и остальные
В веселья праздничного час,
Жених спросил: кто вы такие?
Увы, но я не знаю вас.
316
Так, бодрствуйте! Если знать
Не можете, когда вернется –
Кого вы ждете; выбирать
Другого вам не остается.
317
Так, некий, уезжая, господин
Призвал рабов доверенных и деньги
Свои оставил на храненье им,
Распределив по разуменью –
318
Насколько был способен каждый.
Так, пять талантов серебром
Дал одному, другому – два же,
А третьему – один; и отбыл он.
319
Кто поимели пять и два –
Так в дело их употребили,
Что срок закончился едва,
Еще по стольку получили.
320
А третий раб, скупой и осторожный,
Того предпринимать не стал.
И дабы сохранилось все надежно,
Пошел и в землю закопал.
321
Приехав, господин велит отчет
Держать; к нему приходят двое,
И каждый перед ним кладет
То серебро, которое удвоил.
322
И говорит он добросовестным рабам:
Вы, в малом верные, старались,
Теперь я большее доверю вам,
Так разделите ж господина радость!
323
Подходит третий: господин, тебя я
Давно жестоким человеком знал –
И жнешь ты там, где никогда не сеял,
И там берешь, куда не клал.
324
Поэтому пошел я в страхе
И спрятал серебро твое,
Чтоб не сидеть потом во мраке
Темницы; вот, возьми свое.
325
И господин сказал ему в ответ:
О, раб лукавый и ленивый!
Друзей своих не внял совет,
Доверие не лечит нерадивых.
326
Ты отличиться мог, когда всего
Отсутствовал я в доме месяц.
Придется взять талант его
И передать имеющему десять.
327
Ибо все сущее дано
И приумножится тому, кто разумеет.
Кто ж не имеет, у того
Отымется и то, что он имеет.
328
Все, кто имеет уши, да услышат!
Когда был голоден, вы дали есть;
Бездомен был, и приняли под крышей;
А был Я наг, нашли, во что одеть;
329
Когда Я жаждал, напоили;
Босым пришел, и обувь Мне нашли;
Когда был болен, навестили;
В темнице был, ко Мне пришли.
330
Но уверяю вас: не сделав это
Для каждого из братиев Моих,
Со Мною поступая так иль эдак,
Перед Отцом Моим ответите за них.
331
Вот, вы, раба пасущего имея
Иль пашущего, скажите ль ему
По возвращении его: "скорее
Садись за стол, стопы разув"?
332
Напротив, к ужину собраться
И, подпоясавшись, служить,
Затем уж самому питаться
Прикажите, не став благодарить.
333
Поэтому и вы, исполнив справно
Все предначертанное вам,
Скажите: мы рабы средь равных,
И только сделали что должно нам.
334
Закончив речь, сказал печально
Ученикам своим: два дня,
И будет пасхи день прощальный,
И скоро не увидите Меня.
***
335
Тем временем вожди Иерусалима
Решили хитростью Иисуса захватить:
Так говорит, когда проходит мимо,
Что вынуждает Сам Его убить.
***
336
Когда Иисус обедал у больного,
Одна из женщин подошла к Нему
С сосудом мира очень дорогого
И стала возливать на голову Ему.
337
Ученики же на нее негодовали:
Такая трата нам зачем?
Уж лучше миро мы продали
И нищим роздали затем.
338
Иисус же им сказал: не огорчайте
Вы эту женщину, она
Мне вовремя служила, знайте,
Что к погребенью подготовила Меня.
339
Детей наивных никогда
Не попрекайте добрыми делами;
Я с вами буду не всегда,
А нищие повсюду будут с вами.
***
340
Был человек по имени Иуда
Среди учеников, Искариот
По прозвищу, отправился оттуда
К первосвященникам; и вот,
341
Придя, спросил он: сколько мне
Заплатите вы за Того, Кто учит?
И тридцать получив серебряных монет,
Искал предательству удобный случай.
***
342
И вот уж праздник наступил.
И вечером за трапезой пасхальной
В кругу учеников Он говорил:
Был ближний Мой, а станет дальний,
343
Один из вас предаст Меня.
И те Его в большой печали
Спросили каждый про себя
По очереди: Господи, не я ли?
344
Иисус же отвечает: в блюдо он
Со Мною руку опустить решился
Сейчас, а завтра потеряет сон
И пожалеет, что родился.
345
И взял Он хлеб, благословляя,
И преломил, и передал его
В протянутые руки, наставляя:
Вкусите тела Моего.
346
И чашу полную вина
Им подает: покуда не остынет,
Испейте, это – кровь Моя,
За многих проливаемая ныне.
347
Теперь Я не вкушу плода,
Взращенного лозою виноградной,
Пока не выпью нового вина
У Моего Отца в стране отрадной.
348
Все в эту ночь покинете Меня,
Мои обласканные чада,
Ибо написано: сражу поводыря,
И в суматохе разбежится стадо.
349
И Петр, обращаясь со слезами,
Клянется: даже если все
Тебя покинут и не будут с нами,
То буду я с Тобой везде.
350
И говорит Иисус: твое похвально рвенье,
Но уверяю, прежде чем тебя
Застигнет петуха предутреннее пенье,
Успеешь трижды ты отречься от Меня.
351
Но снова в верности все клялись
С Петром ученики Его.
Иисус же попросил: останьтесь,
Но не оставьте Одного.
352
И взяв троих учеников с Собою,
Он говорит: душа Моя полна
Печалью и объята скорбью тою,
Которой смерть предчувствует она.
353
Побудьте же со Мною вместе
И бодрствуйте так же, как и Я.
И отойдя немного, пав на месте,
Молился, руки возведя:
354
Отец Мой! Если так возможно,
Пускай меня минует чаша горькая сия;
Однако пусть свершится то, что должно,
Что Ты захочешь, но не Я!
355
А возвратясь, всех спящими застал.
И, разбудив Петра, дивился:
И часа одного ты сон бороть не стал?
Затем Он отошел и вновь молился:
356
Отец Мой! Если невозможно
Той чаше миновать Меня,
То пусть же будет непреложна
И да свершится истина Твоя!
357
Но снова спутников сонливых
Одолевал усталости недуг:
Взбодритесь, засыпающие, ибо
Плоть ваша немощна, но бодр дух!
358
Все почиваете, не зная,
Что с вами Я в последний час,
Что в руки грешных предавая,
Идет ко Мне один из вас.
359
И не успел услышать их ответ,
Как оказался окруженным
Тотчас с Иудой во главе
Толпой людей вооруженных.
360
Приветствовал Иуда: здравствуй, Равви!
И, подойдя, поцеловал Его,
Чтобы, узнав Его средь равных,
Пришедшие схватили Одного.
361
И возложили на Иисуса руки.
И тут один из спутников Его
Отсек, мечом ударив, ухо
Рабу, что прикоснулся до Него.
362
Но говорит Иисус: постой,
Спор разрешить оружьем хочешь?
Тем самым меч в руке чужой
Над головой своей заносишь.
363
А вы так снарядились на кого,
Не на разбойников ли лютых?
Иль ночью легче повязать Того,
Кто каждый день бывал на людях?
***
364
И повели к первосвященнику Его.
И там, средь многих обвинений
Все не могли найти того,
Что не оставило б сомнений.
365
И наконец, из бывших там
Свидетелей последним дали слово:
Он говорил, что Божий храм
Разрушит и воздвигнет снова.
366
Иисус не спорил и мочал.
И, встав, спросил Его первосвященник:
Ты ни на что не отвечал,
Ты или Богу нашему изменник,
367
Иль, может быть, Ты Сын Его,
Что лишь одно Тебя и оправдает?
Скажи нам ради Бога Самого,
Чтобы не сделать, что невинный пострадает.
368
И говорит Иисус: ты сам
Промолвил это, Я же вскоре
Воссяду одесную от Отца,
Увидишь со своей земной юдоли.
369
И тот воскликнул: хватит обвиненья!
И вопросил синедрион:
Так каково же ваше мненье?
И все ответили: повинен смерти Он.
***
370
В то время Петр, одолевая страх,
И заслонив лицо свое от света,
Сидел со слугами, что грелись у костра,
И ожидал, чем кончится все это.
371
Одна служанка, подойдя, его спросила:
Ты был с Галилеянином, а здесь сидишь?
Но в том признаться не хватило силы:
Не знаю я, о чем ты говоришь.
372
Тогда другая говорит, над ним склонясь:
Ты с Назореем был до своего побега.
Но вновь ответил он, клянясь:
Не знаю я такого человека.
373
И все сказали: это ты,
Тебя твой говор обличает,
Ты точно с Ним сегодня был.
И клялся Петр, что не знает.
374
Тотчас петух пропел протяжно.
И вспомнил Петр Иисусовы слова.
И зарыдал он горестно и тяжко.
И прочь ушел от своего стыда.
***
375
Наутро узника связали,
Свое решенье утвердив,
И Понтию Пилату передали,
Который был наместником у них.
***
376
Тем временем, Учителя предавший,
Придя к первосвященникам, сказал:
Вот тридцать сребреников ваших,
Я вам Невинного предал.
377
А те Иуде отвечали:
Что нам до этого? Смотри же сам.
И бросил деньги он в печали,
За город отошел и удавился там.
***
378
Правитель, облеченный по закону
Все приговоры точно исполнять,
Что было решено синедрионом –
Обязан был сначала утверждать.
379
И вот, Пилат у Осужденного спросил:
Так что же, Царь Ты Иудейский?
Но те, кто Иисуса обвинил,
Вновь обступили трон судейский.
380
И, слушав долго, сделал заключенье
Закона и порядка римский страж:
Я много выслушал сегодня обвиненья,
Но ничего не говорит Преступник ваш.
***
381
Правитель же имел обыкновенье
На праздник Пасхи отпускать
Народу одного из заточенья.
Народу оставалось выбирать.
382
Когда толпа сошлась, как на забаву,
Он громко обратил ко всем вопрос:
Вам отпустить разбойника Варавву
Или Иисуса, что как будто бы Христос?
383
И закричали все: Варавву!
Пилат же спрашивает их:
Какое наказание Иисусу вам по нраву?
И те кричат ему: распни!
384
И снова заступился за Него:
Какое совершил от преступленье?
Но вновь в ответ: распни Его!
И чтоб не увеличивать смятенье,
385
Дивясь великому упорству,
Омыл он руки, взяв воды,
И так сказал народу черству:
Я чист от крови, но не вы.
***
386
И вот, Иисуса воины свели
В преторию; Его одежды сдернув,
В пурпурные одели и сплели
На голову Ему венец из терна.
387
И в руку правую Ему они
Вложили трость, и восклицали дерзко,
Пред Ним колена преклонив:
Да здравствует Владыка Иудейский!
388
Затем, вернув Иисусу одеянье,
Собрались на распятие отвесть.
И встретившийся им киринеянин
Заставлен был нести Иисусу крест.
***
389
Когда пришли на место казни,
Для облегченья предстоящих мук
Вина подали – отказался; взяли камни
И вбили гвозди в связки ног и рук.
390
Над головой же надпись поместили,
Обозначавшую вину
Распятого, которая гласила:
Царь Иудейский Иисус.
391
Распявшие подбрасывали жребий,
Деля Его одежды меж собой.
И, пот стирая, убивали время,
И пили уксус, перемешанный с водой.
392
А проходившие кивали головами:
В три дня Воссоздающий храм!
Сын Божий! Чтобы царствовать над нами,
Спаситель наш, спасись сначала Сам!
***
393
Когда же спал полдневный зной,
Он, будучи совсем уже ослаблен,
Вскричал: О, Боже! Боже Мой!
Зачем же Ты Меня оставил?
394
Тогда один из ратного народа
Взял губку, напитав ее
Водою с уксусом, и подал
Иисусу, насадивши на копье.
395
Но кончено. И громкий вопль
Оповестил безлюдную пустыню.
И вместе с воплем дух Его
Растерзанную плоть свою покинул.
396
И тотчас твердь земная сотряслась,
И в храме, разметав посуду,
Завеса пополам разодралась,
И валуны растреснулись повсюду.
397
И ноги подкосил у воинов испуг,
И выпало из рук у них оружье,
И прошептали только: сей Иисус
Не был ли точно Сыном Божьим?
***
398
На третий день пришли ко гробу,
Куда обвитый светлым полотном
Положен Был, как матери в утробу.
Но видят – в ореоле золотом
399
У входа Муж в блистающих одеждах:
Мир вам! Смотрю – на полпути
От страха в полумертвых нет надежды
Живого между мертвыми найти.
400
О, несмышленые, медлительные сердцем!
Мужайтесь, коль не весел пир.
Но радуйтесь, что сердцем дерзким
Я победил ваш скорбный мир!
Свидетельство о публикации №102050400390