Господину фултону человеку и пароходу
Чем полезен простому народу?
Сделал, собственно, Роберт Фултон не пустяк,
Он родителем стал парохода.
Но не сразу. Сначала родился он сам
В Пенсильванской убогой глубинке.
Интерес проявлял к украшеньям, к часам,
Вообще, мыслил жить по старинке.
А потом передумал и стал рисовать
И увлекся настолько он даже,
Что в Британии старой решился искать
Педагогов по части пейзажа.
Долго ль, коротко ль красками пачкал мольберт,
Приобщаясь к английским Пенатам,
И однажды случайно, а может, и нет,
Познакомился с Джеймсом Уаттом.
И сказал Бобу Джеймс: « Посмотри на себя,
Ну, какой ты художник, приятель?
Я же вижу насквозь совершенно тебя
Ты ж - талантливый изобретатель!
Погляди на меня, я создал паровоз,
Заработал людей уваженье.
Кто использует силу вращенья колес,
Придает ускоренье движенью».
И задумался Роберт. Поехал в Париж,
И, хоть скоро опух от учений.
А додумался все ж, и построил, поди, ж!
Пароходик, что плавал на Сене.
То ли речка мала, то ль он был патриот,
Это нам неизвестно из хроник,
Но Фултон начал строить большой пароход
На раздольном, как Волга Гудзоне.
Меж Нью-Йорком и Олбани – водная гладь
И, дымя на поля кукурузы,
Работяга «Клермонт», чтоб себя показать,
Развозил пассажиров и грузы.
И к работе Фултона большой интерес
Был проявлен страны Президентом.
За заслуги в строительстве флота, Конгресс,
Наградил инженера Патентом.
И пусть бизнес давал очень скромный доход,
Не считал он себя обделенным
И построил военный корабль – пароход,
Что в его честь назвали «Фултоном».
-------------
…А не встреться герою случайно Уатт,
Мы б не ведали ценного дара -
Плыть по пенистым волнам вперед и назад
При посредстве обычного пара.
Свидетельство о публикации №102042100127
Историческая основа. Стихотворение точно передаёт ключевые моменты биографии Фултона: его интерес к искусству, знакомство с Джеймсом Уаттом, создание парохода «Клермонт» и даже получение патента от Конгресса. Это делает текст не только занимательным, но и познавательным.
Ритм и рифма. Стих обладает чётким ритмом и хорошо подобранными рифмами, что делает его мелодичным и лёгким для восприятия. Структура строф логична, каждая из них раскрывает новый этап жизни героя.
Образность. Удачные метафоры, такие как «дымя на поля кукурузы» или «пенистые волны», оживляют повествование, создавая яркие визуальные образы.
Замечания:Некоторая вольность с фактами. Например, утверждение, что Фултон познакомился с Джеймсом Уаттом и тот вдохновил его на изобретательство, скорее является художественным вымыслом, чем историческим фактом. Это не умаляет поэтической ценности, но может слегка смутить читателей, знакомых с историей.
Местами простоватый тон. Использование слов вроде «поди, ж!» или «приятель» придаёт стиху фольклорный оттенок, что может быть не всем по вкусу, особенно если читатель ожидает более возвышенного стиля.
Растянутость некоторых строф. Некоторые части, например, описание пребывания Фултона в Париже, могли бы быть чуть короче, чтобы сохранить динамику.
Общее впечатление: Стихотворение удачно балансирует между развлекательностью и информативностью, рассказывая о значимом изобретателе в доступной и увлекательной форме. Оно идеально подходит для широкой аудитории, особенно для тех, кто любит историю, поданную с лёгкостью и юмором. Генин создал произведение, которое не только прославляет Фултона, но и ненавязчиво напоминает о важности случайных встреч и вдохновения в жизни великих людей. Рекомендация: Стих можно использовать как для чтения в удовольствие, так и в образовательных целях, например, на уроках литературы или истории, чтобы познакомить детей с биографией Фултона в увлекательной форме.
Михаил Генин 26.08.2025 15:24 Заявить о нарушении