Давно

1
Пергаменная рукопись

Черная птица, птица зигзица
хвост выгибает до самой земли.
Брату Терентию долго трудиться,
чтобы сестрицу развеселить.
Мускусом душным, шкуркой коричной,
как по песку,
белка лукавая, злая куничка —
юркая буква бежит под строку.
Нюхает воздух, горький и пыльный, —
ловкий прыжок —
птица забила, захлопала крыльями,
звякнул надломленный позвонок.
В язвинку, дырочку, ровную, круглую,
спряталось, смотрит горящим глазком.
Жгутся так весело красные угли,
язвочки лижешь больным языком.
Время сочится из маленькой ранки,
быстрые начерки легких чернил,
брата Терентия следы безымянные
мягкий пергамен мне сохранил.

13 апреля 2002

2
Монастырь

Натянули нитки прочные
на коньки тесовых крыш.
И качались враны ночью,
И кричали еле слышно.
Дверь открылась нараспашку,
К ним из кельи тихо вышел
В старой рясе мой монашек
Напоить их терпкой бражкой,
Накормить их горькой кашей.
Вынес полное лукошко —
И чернильные орешки,
Торфяные хлеба крошки
Он кидает им поспешно.
Птицы кланяются в ножки,
Птицы плачут безутешно.
Как нам вырваться из плена?
Хрустнул колокола хрящик,
Надорвался. Но нетленный
Купол неба настоящего
Увенчал пустые стены.
Может быть, услышу ясно
Ангельских соборов гласы
В лепестках опавших красок.
Только положить ладони
На следы кирпичной крови.
В небе сладостно бездонном
Души Бога славословят,
Церкви подняли трезвон.

7 апреля 2002


Рецензии
Редакторская рецензия с ТЗ:

Три стихотворения, объединенных одной темой – темой, близкой сердцу каждого влюбленного в историю человека. Феномен реконструкции исторического текста, феномен тесной связи, которая так часто возникает между исследователем и – жившим за сотни лет до него – автором исследуемого текста. Так, что за начерками букв начинаешь угадывать личность писавшего. Этот феномен позволил воссоздать в первом стихотворении цикла момент создания текста "изнутри" (пусть и с внешней, палеографической, стороны):

Мускусом душным, шкуркой коричной,
как по песку,
белка лукавая, злая куничка —
юркая буква бежит под строку.

Брат Терентий и лирический герой – палеограф – две точки на временной оси, между которыми и существует время. И это время позволяет палеографу увидеть современный мир глазами писца, таким, каким он был в то время:

Может быть, услышу ясно
Ангельских соборов гласы
В лепестках опавших красок.
Только положить ладони
На следы кирпичной крови.

Третье стихотворение – окончательный переход в наше время: береста под стеклом в музее, но
Третье стихотворение – окончательный переход в наше время: береста под стеклом в музее, но связь между двумя точками на временной оси сохраняется:

Я твою повторяла работу
и под руку тебе попала,
в полумраке холодной кельи
я ловила твои движенья.

Круг замыкается: текст, созданный братом Терентием, проходит свой путь в современность, а современный палеограф – свой путь в прошлое. Дырочка из первого стихотворения ("В язвинку, дырочку, ровную, круглую, // спряталось, смотрит горящим глазком".) появляется и в последнем:

Я дошла до конца, и тильды,
будто вороны разлетелись:
на пергаменных створках сердца
только дырочка и осталась.

С уважением,

Ауринко   19.01.2004 13:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.