Хитопадеша

Эзоп - Северная мастерская Феано.

«Хитопадеша» — сборник басен на санскрите в прозе и стихах, составленный в XII веке н. э. Представляет собой независимое переложение более древнего сборника рассказов, басен и притч «Панчатантра», т. е. «Пятикнижие», предположительно сформировавшегося в эпоху Гуптов (II-VI вв. н. э.). Рассказы из этой книги разошлись по многим странам.



Одна из самых читаемых санскритских книг в Индии, «Хитопадеша» содержит короткие истории, кладезь нравственности и знаний, рассказанные будто бы животными животным и преподанные в виде поучений мудрецом Вишну Шармой избалованным сыновьям раджи. Басни из «Хитопадеши» написаны очень логично и просто и не надо делать много усилий, чтобы выяснить, какова их мораль. «Хитопадеша» была переведена на многие языки и была распространена по всему миру. Она очень популярна во многих странах и является одной из самых читаемых книг для детей. Даже в современном мире, она продолжает удивлять людей своей простотой, многие люди до сих пор вдохновляются её баснями.

Фрагмент сборника "Хитопадеша"  в ритмах Феано впервые был опубликован на сайте
Индия.Ру в 2000 г. http://biblio.india.ru/open.php?category=tales&f=4


Редакция 2014 г.


Индия  - далёкая  страна.
В  сказках  же  индийских  - глубина.
Но  совсем  обычным  языком
В  них  всегда  ведётся  речь  о  том,

Что  зовётся  мудростью,  мой  друг.
Ты  же  нарисуй  смелее  круг,
Да  попробуй  смысл  его  извлечь.
Круг  -  единство  мысли,  нити  -  речь…




Часть 1



На  берегу  реки  из сказочной  страны
Большое  дерево  росло.  А  к  ночи  птицы
Сюда  слетались  отдохнуть  и  подкрепиться,
Да  рассказать   друг  другу  сказки  старины.


Однажды  Ворон,  по  прозванью  Легкокрылый,
Когда  кончалась  ночь,  а  месяц  укрывался
Уж  за  вершиною  горы,  вдруг  оказался
Над  неким  полем. 
Опечаленный,  унылый…
Он  Птицелова  разглядел,  чей  грозный  вид
Его  подобным  богу  смерти  представлял.
И  он  раздумывал:
- Что  случай  предвещал?
Дурная  встреча  ведь  о  многом  говорит…


Что  день  грядущий  мне  готовит?   -  и  вослед
Он  за  Охотником  зловещим  полетел,
Борясь  с  предчувствием  беды: 
-  Где  тот  предел,
Что  отвратит  меня  от  сотни  тяжких  бед?
Нам  каждый  день  печалей  тысячи  грозят,
И  сотни  бед,  но  те  угрозы  -  для  глупца.
Ведь  не  коснутся   беды  эти мудреца.  -
Подумал  Ворон,  устремляя  вдаль  свой  взгляд.


А,  между  тем,  Охотник  рисовые  зерна
Рассыпал  в  поле,  а  затем  поставил  сеть.
И  стал  уж  на  небо  с  надеждою  смотреть:
-  Придёт  награда,  если  трудишься  упорно.


А  в  это  время  Царь  из  свиты  голубей,
Что  Пестрой  Шейкой  назван  был,  увидел  рис,
И  свите  так  сказал:   -  Не  стоит  мчаться  вниз,
А  то  от  жадности  поплатитесь  своей,


Как  было  с  путником,  польстившимся  однажды
На  изумительный  браслет.  Он  так  увяз
В  болоте  том,  что  дряхлым  тигром  съеден  враз…
И  тут  же  голуби  спросили:
 
- Друг  отважный!
Как  это  было,  расскажи!  -  А  Царь  в ответ:

- Легко  в  беду  попасть,  коль  жадный  дух  объял.
Однажды  видел  я,  как  старый  тигр  стоял
На  берегу  с  травою  куша,  дав  обет…


Он  омовение  у  озера  свершал,
И  говорил: 
-  Не  хочет  кто-либо  из вас
Златой  браслет  из  лап  моих на  этот  раз?
И  жадный  путник  мысль  свою  не  удержал.


Подумал  он: 
- Когда  удача  -  хорошо.
Хотя,  когда  успех  сомнителен,  не  надо
За  дело  браться.  От  врага  одна  отрава.
От  капли  яда,  что  добавлена  в  вино,


Порою  можно умереть.  Но  ведь  всегда
Добыть  богатство  -  дело  риска!  И  добра
Ты  не  увидишь,  не  решившись  на  опасность.
А,  коль  останешься  в  живых,  пожнешь  приятность…


Но  прежде  надо  бы  проверить… 
-  Где  браслет?  -
Он  громко  тигра  так  спросил.  Тот  показал.
- Но  почему  ты  людям  ценность  предлагал?
Как  доверять  тебе,  коль  враг  ты  нам  навек?

Тот  отвечал: 
-  Я  омовенье  совершаю
И  раздаю  прохожим  милостыню,  знай.
Коль  я  состарился,  то  старость  уважай!
К  тому  же  сказано, что  жертва  -  путь  до  рая.


И  повторение  священного  писания,
Даренья  также,    да  и  самоистязанье,
Затем  правдивость  и  умеренность,  терпенье
И  нестяжательство  для  дароподношенья.


Вот  разновидности  пути.  Всего  их   восемь.
Четыре  первые,  бывает,  и  свершают
Лишь  для  обмана,  но  вторые - возвышают
Людей  великих,  имена  чьи  в  сердце  носим.


Я  нестяжателен,  хочу  отдать  браслет
Тому,  кто   с  лапы  заберёт,  хотя  молва
Из  тигров  делает  подобие  врага.
Молва,  что  торная  дорога,  не  совет…

А  я  читал  закона  книги,  вот,  послушай:
Как  самому  тебе  твоя  жизнь  дорога,
Так  и другим  созданиям  ценны их  года.
Не  назовёшь  же нестяжательного  врушей,

Когда  решаешь:  дать  кому,  иль  отказать,
То  ты  поставь  себя  на  место-то  другое,
Дабы  понять  причину  радости  иль  горя.
Я  вижу,  беден  ты.  Тебе  хочу  отдать.

И,  кроме  этого,   в писанье  говорится:
Тот  дар,  что  дарится  тобой  из убежденья,
Что  это  следует  дарить  без  достиженья
Ответных  действий, тот  воистину  годится.

Прими  златой  браслет,  но прежде  омовенье
Сверши  здесь  в  озере.  Прохожий  и  поддался
На  чары  слова,  и  в  болоте  оказался…
Затем  увяз  и  потерял  совсем  движенье.

А   тигр  ему: 
-  Теперь  я  вытащу  тебя!
Не  торопясь,  он  подошёл  к  нему,  схватил…
А  тот  подумал  на  остатке  слабых  сил:

- Коль  от  природы  зол,  иначе  и  нельзя…


Пусть  он  писания  священные  читает
И  Веды  знает  наизусть,  без  дела  знанье  -
Обуза  лишняя,  а  мне  -  напоминанье,
Что  я  злодею  зря  поверил.  Так  бывает…

Ведь  эти  знания,  как  будто украшенья
На  некрасивой  иль  обиженной  судьбой.
Черта  природы  основная  -  быть  собой.
Она  господствует  над  всеми,  без  сомненья.

Прохожий  думал  так, а  тигр  его  убил.
А  следом  съел.  На  том  закончился  рассказ.
И  голубиный  царь  сказал  на  этот  раз:
- О  необдуманности  вас  предупредил.




Часть  2




Но  Гордый  голубь  так  воскликнул: 
-  Ах,  о  чём
Тут  говорить?  Все  это  мудрость  стариков.
Коль  вечно  следовать  за  нею,  то  каков
Итог?  Я  голодом  сегодняшним  учён.

Ведь  добывание  и  пищи,  и  питья
Сопряжено  с  заботой  каждого.  Итак,
Недопустимо  нам  бездействовать,  чудак,
Иначе  с  голоду  умрём,  зевать  нельзя!

А  так  же  сказано:  завистливый  и  вялый,
И  недовольный,  и  сварливый  -  все  несчастны,
И  кто  живёт  за  счет  другого,  безучастны  -
Такими  может  управлять  лишь  голубь  старый.

Услышав  это,  стая  бросилась  вся  вниз.
И  вот  уж  голуби  на  поле  опустились,
Как  будто  десять  дней  до  этого  постились,
И  тотчас  начали  клевать  на  поле рис.

А  Птицелов  уж  тут  верёвку  дернул  сразу.
И  стая  в  сеть  попалась…  Голуби  же  те
Немедля  кинулись  на  Гордого  в  тщете,
Ведь  подчинились  неразумному  приказу…

А  говорится:   ты  не  стой  в  главе  толпы.
Когда  успех,  получишь  столько,  как  другие.
А  неудача  -  так  погибнешь.  Вот  тугие
Верёвки – сети.  Царь  вскричал: 
-  Вы  не  правы!

Благожелательный,  и тот  мог  оказаться
В  несчастье  этом  виноватым,  а  не  он.
В  беде  же  друг  поможет,  а  не  пустозвон.
Бранить  несчастье  нынче  поздно.  Может  статься,

Что  это  признак  вашей  трусости.  Теперь
Мы  будем  мужественны. Выход  есть  всегда!
Вот  очень  важные  для  жизни  вам  слова:
Шесть  недостатков  закрывают  к  жизни  дверь:

Хотите  счастья  вы  достигнуть  на  земле,
То  побороть   вы  их  должны,  и   не  иначе.
Сонливость,  вялость,  трусость,  злобу,  вот  задача,
А  также  мягкость,  нерешительность  в  себе.

Итак,  мы  сделаем  усилие  совместно,
Да  унесём  с  собою  сеть.  Ведь  единенье,
Хотя б  слабы  мы  были  -  жизнь  и  воскресенье -
Приносит  счастье.  Умирать  же  неуместно.

Соединение  ничтожнейших  вещей
Ведёт,  конечно,  к  достиженью  царских  врат.
А  нити  тонкие  сплетаются  в  канат.
А  уж  канат  слона  обвяжет  до  ушей.

И,  вдохновлённые  все  разом, в  небо  взмыли, 
Да  с  этой  сетью  полетели  в  облака.
Охотник  видел  сей  побег  издалека
И  побежал  за  ними,  сеть  ведь  утащили…

Но  причитал  он: 
-  Ишь,  уносят  мою  сеть,
Объединившись,  а  поссорятся  они,
То  мне  достанется  за  долгие  труды!
Однако  птицы  всё ж  сумели  улететь.

Тогда  уж  голуби  взмолились: 
-  Как  теперь?
И  царь  ответил:
-  Мать,  Отец  и  друг  -  вот  трое,
Что  по  природе  вам  помогут  в  каждом  горе!
Другие  тоже,  но…  имея  всё  же  цель.

Так  вот,  мой  друг,  он  Царь  мышей.  Живёт  в  лесу.
Его  зовут  все  Золотистым.  Он  зубами
Разгрызть  сумеет  сеть.  И голуби  уж  сами
К  норе  его  летят,  да  с  сетью  навесу.


А  Золотистый,  вырыв  множество  ходов,
В любой  норе  мог  от  опасности  укрыться.
Да  потому-то  и  врагов  он  не боится.
Мышиный  Царь  -  а не гнушается  трудов.


Вот  приземлились.  И  выходит  Золотистый,
Да  с  Пестрой  Шейкою  здоровается.  Вдруг
Он  видит  сеть,  и  уж  в  глазах  его  испуг.
Потом  вопрос:  -  Что  это  значит,  друг  речистый?


А  голубиный  Царь  в  ответ: 
-  Не  что  иное,
Как  воздаяние  за  прошлые  грехи.
Болезнь,  страдания,  печали  -  пастухи
Деяний  тел  земных,  живущих  здесь  в  неволе.


И Золотистый  разгрызать  принялся  сеть.
- Не  делай  этого,  мой  друг!  Сначала  их
Освободи  пернатых,  подданных  моих!
Тот  возразил:  -  Но  почему,   друг  мой,   ответь!


Ведь  сил  не  хватит,  чтобы  всех  освободить.
Пока  что  зубы  целы,  я  спасу  тебя.
А  тот  в  ответ  ему:  -  Спаси  их   для  меня!
- Однако  мудрость  учит  жизнью  дорожить!


Богатство  нужно  сохранять  на  чёрный  день,
Жену  хранить  ценой  богатства  твоего.
Себя  -  ценой  жены.   Богатства  для  того,
Чтоб  выполнять  закон,  спасаясь  от  потерь.


- Ты  прав,  и  правила  житейские  правы.
Однако  я  смотреть  спокойно не  могу
На  то,  что  подданные  ныне  во  плену.
И  разве  жертвы  ради  блага…  не  правы?


А  кроме  этого  причина  есть  ещё:
Я  с ними  равен  силой  и  происхожденьем,
И  также  внешностью  и  пёстрым  опереньем.
Так  чем я  лучше,  что  я  Царь?  А  сверх  того,


Они  мне  служат  без  наград  и  воздаянья
И  никогда  не  покидают.  Их  спаси!
Хочу  ценою  жизни  славу  обрести.
Ценою  тела  не  достичь  в  миру  признанья.


Меж  добродетелью  и  телом  -  пропасть.  Тело
Мгновенно  гибнет,  добродетель  же  живёт,
Покуда  мысль  о  ней  в  сознании  цветёт.
Мышиный  Царь  воскликнул: 
-  Ладно!  Это  дело!


Да  за  такую  беззаветную  любовь
К  своим-то  подданным  заслуживаешь  ты
Царём  быть  сразу  в  трех  мирах.  Прими  дары.
И  он  разгрыз  всю  сеть!  Тогда  сказал  уж  вновь:


- Не  упрекай  себя  за  то,  что  в  сеть  попались.
Приманку  птица  видит,  сеть  не  замечая.
Сильна  судьба.  Дела  вершит,  не  различая.
Бывает  слон,  змея  в  ловушке  оказались…


И  мудрецы  живут,  известно,  в  нищете.
И  даже  птицы,  что   летают  в  небесах,
И  также  рыбы   во  глубинных-то  морях….
Рок  простирает  руки  жадные  везде.


И  после  этого  вся  стая  голубей
Поднялась  в  воздух  и  до  дома  полетела.
А  Ворон  вслед  смотрел: -  Так  боги  захотели. 
И  он  сказал  Царю  мышиному:
 -  В  моей
Нелёгкой  жизни  удивлялся  я  не раз.
Но  ты,  мышиный  Царь,  достоин  всех похвал.
В  тебе  я  будущего  друга  распознал.
Прими  в  содружество  своё  меня  сейчас!


Услышав  это,  Золотистый  из  норы:   
- Ты  кто? 
- Я  Ворон!  -  Царь  тотчас  захохотал.
- Какая  дружба?  Ты  когда-нибудь  слыхал,
Что  пожиратель  с  пищей дружат?  Всё -  тщеты.

Соединяет  мудрый  то,  что  может  быть
Самой  природою  одобрено!  А так
Из-за  Шакала  в  сеть  Газель  попала!  Факт…
- Так  расскажи!  -  на  это  Ворон.
- Так  и  быть.

Ведь  только  Ворон  спас   её.  Ты  должен  знать.
Иначе  сказки  перестанут  сочинять…




Часть  3




Есть  в  стране  Магадхе  лес  густой.
И   зовётся  он  Чапакавати.
Издавна  там  дружат,  словно  братья,
Ворон  и  Газель,  вот  так,  друг  мой…


А  однажды  сытая  Газель
Счастливо  в  лесу  своём  бродила,
Да  Шакала  видом  раздразнила.
- Вкусно!  -  он  подумал,  севши  в  тень.


И  решил  в доверие  войти.
-  Здравствуй,  друг,  -  сказал   Газели  вслух.
- Кто  ты?  - прошептал  её  испуг.
- Я  Шакал,  хитрее  не  найти.

Жизнь  совсем  безрадостна,  грущу,
Но  теперь  я друга  повстречал,
Ожил,  хоть  изрядно  одичал.
Я  сопровождать  тебя  хочу!


И  Газель  поверила  ему.
Вот  бродить  по   лесу  стали  вместе,
Будто  для  Шакала  много  чести,
Будто  страх  Газели  ни  к  чему.


Только  лучезарное  светило
Между  тем  сокрылось  за  горой.
Друга  привела  Газель домой.
Ворон  на  суку  сидел  уныло:


-  Друг,  Газель!  Да  кто ж  это   с  тобою?
- Вот,  Шакал.  Он дружбы  нашей  ищет!
Ворон  услыхал,  да  как  засвищет:
- Ты  не  дорожишь  своей  судьбою?


Доверять  не  следует  прохожим.
В  дом  свой  никого  не  допускай,
Коль  не  знаешь  нрава.  Выбирай
Очень  осторожно,  по  похожим


Признакам.  Узнай  происхожденье,
А  не  то  получится,  как  там,
На  Вершине  Коршуновой.  Сам
Я  свидетель   были- злоключенья…


- Как  же  это  всё  произошло?
Так  Газель   с  Шакалом  вопросили.
Ворон  стал  рассказывать  о  были…
- Было  то  давным,  давным-давно…




Часть  4



Никогда  не  заводи  дружбы  с  тем,  кого  не  знаешь,
 кто  он  и  каковы  его  привычки.


На  берегу  реки  Бхагират,  на  скале,
Вершиной  Коршуна  что  люди   называют,
Стояло  дерево,  древнее не  бывает,
До  неба  самого,  а  коршун  жил  в  дупле.


Его  прозвали   Старый  Буйвол.  Волей  рока
Лишился  глаз  он,  ну,  а  птицы-то,  соседи,
Его  подкармливали  дружно  при  обеде.
А  он  следил  за  их  птенцами,  но  до  срока…


Однажды  Кот,  что  Длинным  Ухом  прозывался,
Пришёл  полакомиться   вкусными  птенцами,
Когда  в  отлёте  были  птицы  за  горами.
И  вот  уж  в  самое  гнездовье он  пробрался…


Птенцы,  предчувствуя  погибель,  закричали.
Услышав  крик,  вскричал и  Коршун: 
-  Эй,  кто  здесь?
Остолбенел  тут  Кот,  дрожа  от  страха  весь,
Увидев  Коршуна:  -  Пропал  я…  Час  печали…


Я  слишком  близко  подошёл,  не  убежать!
Так  будь,  что  будет!  Подойду  ещё  поближе.
И  очень  вежливо  просил: 
-  Прошу,  потише…
Привет  тебе,  мой  господин!  Позволь  сказать…


А  Коршун  строго: -  Кто  ты?  -  Кот  ему:  -  Я  Кот.
- Так  убирайся  прочь,  не то тебе  конец!
- Сначала  выслушай,  прошу  тебя,  отец!
Послушай  слово,  а тогда  и  делай ход.


Ведь  разве  можно  убивать,  иль  почитать
Всего  лишь…  глядя  на  моё  происхожденье?
И  согласился  Коршун  выслушать  реченье.
И  начал  Кот  свою  уж  сказку  сочинять…


- Я  у  реки  всегда  свершаю  омовенья,
При  этом  мяса  не  вкушаю  никогда!
О  вас  повсюду  одобрения  слова
Я  слышу  в  птичьих  голосах  и  песнопенье…


Я  доверяю  птицам.  Вас  они  все  чтут,
Как  знатока  закона  всех  долин  земли.
Я  как  к  наставнику  пришёл  к  вам  издали,
И  что  же  слышу,  что  меня  вот-вот  убьют!


Гостеприимство  же  велит  являть  закон,
Хоть  даже  враг  приходит  в  гости.  Даже  дуб…
Того,  кто  рубит  ствол  умелой  парой  рук,
Не  обделяет  своей  тенью.  Даже  он!


И  хорошо  известно  в  мире  изреченье:
Траву  для  ложа,  слово доброе  и  воду
В  жилище  добрых  вы  в  любую  непогоду
Всегда  отыщете,  и  злому  утешенье!


На  это  Коршун:  -  Здесь  птенцы.  Ты  -  мясоед!
Лишь  потому  сказал  я  так!  -  И  снова  Кот:
- Я  изучал  закон  содружества,  и  вот
Такой  труднейший  на  себя  я  взял  обет.


Хотя  закона  книги  все  противоречат
Одна  другой,  но всё  же  сходятся  в  одном,
Что  запрещение  убийства  сверх–закон!
А  добродетельные -  любят,  словом  лечат.


Один  лишь  друг,  что  называют  добродетель,
За  нами  следует  всегда,  и  после смерти,
Хотя  другие  погибают  в  круговерти
Времён  движения,  ты  знаешь,  благодетель!


Когда  один  другого  всё  же  поедает,
Какая  разница  меж  ними  всякий  раз?
Для  одного  -  лишь  удовольствие  на  час,
А  для  другого  -  смерть,  минута  иссякает!


И,  коль  представить  то  страдание,  какое
Сам  умирающий  испытывает,  то
Не  то,  что  друга,  но  врага  спасти  должно!
Ещё  одно   послушай  слово  ты  благое.


В  лесу травою  и  плодами  можно  жить,
Зачем  же  грех  великий будем  совершать
Ради  утробы…  и  друг друга  поедать?
И  этим  Коршуна  сумел  он  убедить…

Тот  разрешил  ему  бывать  в  своём  гнезде.
Прошло  немного  дней.  Кот  ел  уже  птенцов
В  гнезде  у  Коршуна,  когда,  в  конце - концов,
Лесные  птицы  закричали  о  беде.


Кто  убежал,  а  птицы  косточки  в  дупле
Нашли  детенышей,  и  Коршуна…  убили…
Ведь  на  него  они,  конечно,  возомнили.
Газель,  подумай  же  об  этом  в  тишине.




Часть  5


Закончил  Ворон  свой  рассказ.  Тогда  Шакал
Ему  на  это  возразил:
-  А  как  же  вы,
Когда  впервые  повстречались,  объясни!
Газель  не  знала  ни  того,  что  ты  сказал,


Ни  даже  нрава  твоего,  происхожденья
Она  не  ведала!    А  дружба  всё  растёт!
Хотя…  лишь  мелкая  душонка  задаёт 
Вопрос  «он  наш  или  чужой»  при  столкновенье.


А  для  высоких-то  натур  земля  -  семья.
И  для  меня  Газель  и  ты,  близки,  поверь.
Давайте  вместе  жить,  дружить  втроём  теперь.
И  согласился  с  этим  Ворон,  хоть  нельзя…


Так  стали  жить  они  уж  вместе.  По  утрам
Все  отправлялись  по  делам,  куда  хотелось.
Вот  как-то  раз,  когда   Газель  на  солнце  грелась,
Шакал  таинственно  на  ушко  зашептал:


- О,  друг,  Газель!  В  лесу  есть  поле.  Я  туда
Ходил  и  видел,  что  засеяно  оно.
Ростки  взошли.  Пойдём,  не  слишком  далеко.
Да  так  и  сделали.  И  каждый  день  она


Росточки  сладкие  на  поле  том  съедала.
Хозяин  поля  заприметил  воровство.
Расставил  сети,  как  всегда  заведено.
И  вот  Газель  однажды  в  эту сеть попала…


Да  так  подумала: 
-  Кто  в  силах  мне  помочь?
Из  сети  бога  смерти  выручит  лишь  друг.
А,  между  тем,  шакал  бродил  за  кругом  круг,
Да  размышлял:  -  Газель  убьют  уже  под  ночь…


А  кости  с  свежими  остаточками  мяса
Наградой  мне  за  хитрость  ныне  и  послужат.
Газель  заметила  Шакала: 
-  Тоже  тужит…
И  так  с  волнением  к  нему: 
-  К  исходу  часа


Меня  хозяин  поля,  может  быть,  убьёт.
Перегрызи,  друг,  сеть,  спаси  меня  скорей!
Ведь  есть  прекрасные  слова  среди  людей:
- Познаешь  друга  ты  в  несчастье,  он  придёт.


Героя  в  битве  познают,  родных-то  -  в  горе,
Жену  –  в  потере  же  имущества,  а  честь  -
В  уплате  долга.  Слов   благих  не  перечесть…
Сейчас  не  время  сообщаться  в  разговоре.


Шакал  взглянул  -  петля  крепка  -  вот  удружил
Хозяин  мне,  и  очень  ласково  сказал:
- Сегодня  праздник,  и  закон  мне  указал
Не  грызть  запретного.  Верёвка-то  из  жил.


Не  думай  дурно  обо  мне,  я  на  заре
К  тебе  назавтра  возвращусь,  спасу  тебя.
Но  до  зари  летал  уж Ворон,  да  не  зря!
Нашёл  Газель  и  вот  он  рядом: 
-  Как  тебе?


Да  что  случилося  с  тобою?  -  А  Газель
Ему  на  это:  -  Наказание  за  то,
Что  я  не  слушала,  что  другом  речено.
- А  где  Шакал?  -  Стоит  поодаль,  неужель…


И  ждёт  он  мяса  моего!  -  Тут  вскрикнул  Ворон:
- Я  говорил  тебе,  нельзя  же  доверять
Лишь  потому,  что  сам  не  в  силах  обижать!
От  злых  опасность  даже  добрым, - молвил  скоро.

А  вслед  Шакалу  крикнул: 
-  Дерзостный  злодей!
Ты  покорил  притворной  дружбой,  а  когда
Пришла  для  друга  превеликая  беда,
То  отступил.  Предатель  ты  лесных  зверей!


Так  овод  вьётся  впереди,  а  жалит  в  спину,
Жужжит  красиво  и  напевно,  а  потом
В  незащищённое  кусает  он  тайком.
И  вновь  Газели:
-  Друг,  тебя  я  не покину!
Ты  притворись,  что  умерла,  а  вот  тогда,
Как  закричу  я,  ты  вставай,  стремглав  беги!


Хозяин  поля  всё  увидел  издали,
Да  так  обрадовался:  -  Будет  мне  еда!


Он  удивился,  что  Газель  уже  мертва,
И  стал  развязывать  верёвку,  сеть  снимая.
А  в  это  время  Ворон  крикнул,  пролетая.
Газель  вскочила  и…  была  уж  такова…


Хозяин тут  же  бросил  палку  при  ответе.
Попал  в  Шакала  да  мгновенно  и убил!
Ведь  говорят,  что  тем,  кто  сильно  нагрешил,
Грядет  возмездие  уже  на этом  свете.


И   за  добро,  но и за  зло  оно  грядёт
Спустя  три  года  иль  три  месяца  иль  даже
Спустя  три  дня  после  деяния  иль  кражи.
Украсть  доверие  -  вот  грех,  коль  кто  поймет…






Архив сказочных ссылок http://www.stihi.ru/2014/07/10/3656
 
 


Рецензии