Хитопадеша
«Хитопадеша» — сборник басен на санскрите в прозе и стихах, составленный в XII веке н. э. Представляет собой независимое переложение более древнего сборника рассказов, басен и притч «Панчатантра», т. е. «Пятикнижие», предположительно сформировавшегося в эпоху Гуптов (II-VI вв. н. э.). Рассказы из этой книги разошлись по многим странам.
Одна из самых читаемых санскритских книг в Индии, «Хитопадеша» содержит короткие истории, кладезь нравственности и знаний, рассказанные будто бы животными животным и преподанные в виде поучений мудрецом Вишну Шармой избалованным сыновьям раджи. Басни из «Хитопадеши» написаны очень логично и просто и не надо делать много усилий, чтобы выяснить, какова их мораль. «Хитопадеша» была переведена на многие языки и была распространена по всему миру. Она очень популярна во многих странах и является одной из самых читаемых книг для детей. Даже в современном мире, она продолжает удивлять людей своей простотой, многие люди до сих пор вдохновляются её баснями.
Фрагмент сборника "Хитопадеша" в ритмах Феано впервые был опубликован на сайте
Индия.Ру в 2000 г. http://biblio.india.ru/open.php?category=tales&f=4
Редакция 2014 г.
Индия - далёкая страна.
В сказках же индийских - глубина.
Но совсем обычным языком
В них всегда ведётся речь о том,
Что зовётся мудростью, мой друг.
Ты же нарисуй смелее круг,
Да попробуй смысл его извлечь.
Круг - единство мысли, нити - речь…
Часть 1
На берегу реки из сказочной страны
Большое дерево росло. А к ночи птицы
Сюда слетались отдохнуть и подкрепиться,
Да рассказать друг другу сказки старины.
Однажды Ворон, по прозванью Легкокрылый,
Когда кончалась ночь, а месяц укрывался
Уж за вершиною горы, вдруг оказался
Над неким полем.
Опечаленный, унылый…
Он Птицелова разглядел, чей грозный вид
Его подобным богу смерти представлял.
И он раздумывал:
- Что случай предвещал?
Дурная встреча ведь о многом говорит…
Что день грядущий мне готовит? - и вослед
Он за Охотником зловещим полетел,
Борясь с предчувствием беды:
- Где тот предел,
Что отвратит меня от сотни тяжких бед?
Нам каждый день печалей тысячи грозят,
И сотни бед, но те угрозы - для глупца.
Ведь не коснутся беды эти мудреца. -
Подумал Ворон, устремляя вдаль свой взгляд.
А, между тем, Охотник рисовые зерна
Рассыпал в поле, а затем поставил сеть.
И стал уж на небо с надеждою смотреть:
- Придёт награда, если трудишься упорно.
А в это время Царь из свиты голубей,
Что Пестрой Шейкой назван был, увидел рис,
И свите так сказал: - Не стоит мчаться вниз,
А то от жадности поплатитесь своей,
Как было с путником, польстившимся однажды
На изумительный браслет. Он так увяз
В болоте том, что дряхлым тигром съеден враз…
И тут же голуби спросили:
- Друг отважный!
Как это было, расскажи! - А Царь в ответ:
- Легко в беду попасть, коль жадный дух объял.
Однажды видел я, как старый тигр стоял
На берегу с травою куша, дав обет…
Он омовение у озера свершал,
И говорил:
- Не хочет кто-либо из вас
Златой браслет из лап моих на этот раз?
И жадный путник мысль свою не удержал.
Подумал он:
- Когда удача - хорошо.
Хотя, когда успех сомнителен, не надо
За дело браться. От врага одна отрава.
От капли яда, что добавлена в вино,
Порою можно умереть. Но ведь всегда
Добыть богатство - дело риска! И добра
Ты не увидишь, не решившись на опасность.
А, коль останешься в живых, пожнешь приятность…
Но прежде надо бы проверить…
- Где браслет? -
Он громко тигра так спросил. Тот показал.
- Но почему ты людям ценность предлагал?
Как доверять тебе, коль враг ты нам навек?
Тот отвечал:
- Я омовенье совершаю
И раздаю прохожим милостыню, знай.
Коль я состарился, то старость уважай!
К тому же сказано, что жертва - путь до рая.
И повторение священного писания,
Даренья также, да и самоистязанье,
Затем правдивость и умеренность, терпенье
И нестяжательство для дароподношенья.
Вот разновидности пути. Всего их восемь.
Четыре первые, бывает, и свершают
Лишь для обмана, но вторые - возвышают
Людей великих, имена чьи в сердце носим.
Я нестяжателен, хочу отдать браслет
Тому, кто с лапы заберёт, хотя молва
Из тигров делает подобие врага.
Молва, что торная дорога, не совет…
А я читал закона книги, вот, послушай:
Как самому тебе твоя жизнь дорога,
Так и другим созданиям ценны их года.
Не назовёшь же нестяжательного врушей,
Когда решаешь: дать кому, иль отказать,
То ты поставь себя на место-то другое,
Дабы понять причину радости иль горя.
Я вижу, беден ты. Тебе хочу отдать.
И, кроме этого, в писанье говорится:
Тот дар, что дарится тобой из убежденья,
Что это следует дарить без достиженья
Ответных действий, тот воистину годится.
Прими златой браслет, но прежде омовенье
Сверши здесь в озере. Прохожий и поддался
На чары слова, и в болоте оказался…
Затем увяз и потерял совсем движенье.
А тигр ему:
- Теперь я вытащу тебя!
Не торопясь, он подошёл к нему, схватил…
А тот подумал на остатке слабых сил:
- Коль от природы зол, иначе и нельзя…
Пусть он писания священные читает
И Веды знает наизусть, без дела знанье -
Обуза лишняя, а мне - напоминанье,
Что я злодею зря поверил. Так бывает…
Ведь эти знания, как будто украшенья
На некрасивой иль обиженной судьбой.
Черта природы основная - быть собой.
Она господствует над всеми, без сомненья.
Прохожий думал так, а тигр его убил.
А следом съел. На том закончился рассказ.
И голубиный царь сказал на этот раз:
- О необдуманности вас предупредил.
Часть 2
Но Гордый голубь так воскликнул:
- Ах, о чём
Тут говорить? Все это мудрость стариков.
Коль вечно следовать за нею, то каков
Итог? Я голодом сегодняшним учён.
Ведь добывание и пищи, и питья
Сопряжено с заботой каждого. Итак,
Недопустимо нам бездействовать, чудак,
Иначе с голоду умрём, зевать нельзя!
А так же сказано: завистливый и вялый,
И недовольный, и сварливый - все несчастны,
И кто живёт за счет другого, безучастны -
Такими может управлять лишь голубь старый.
Услышав это, стая бросилась вся вниз.
И вот уж голуби на поле опустились,
Как будто десять дней до этого постились,
И тотчас начали клевать на поле рис.
А Птицелов уж тут верёвку дернул сразу.
И стая в сеть попалась… Голуби же те
Немедля кинулись на Гордого в тщете,
Ведь подчинились неразумному приказу…
А говорится: ты не стой в главе толпы.
Когда успех, получишь столько, как другие.
А неудача - так погибнешь. Вот тугие
Верёвки – сети. Царь вскричал:
- Вы не правы!
Благожелательный, и тот мог оказаться
В несчастье этом виноватым, а не он.
В беде же друг поможет, а не пустозвон.
Бранить несчастье нынче поздно. Может статься,
Что это признак вашей трусости. Теперь
Мы будем мужественны. Выход есть всегда!
Вот очень важные для жизни вам слова:
Шесть недостатков закрывают к жизни дверь:
Хотите счастья вы достигнуть на земле,
То побороть вы их должны, и не иначе.
Сонливость, вялость, трусость, злобу, вот задача,
А также мягкость, нерешительность в себе.
Итак, мы сделаем усилие совместно,
Да унесём с собою сеть. Ведь единенье,
Хотя б слабы мы были - жизнь и воскресенье -
Приносит счастье. Умирать же неуместно.
Соединение ничтожнейших вещей
Ведёт, конечно, к достиженью царских врат.
А нити тонкие сплетаются в канат.
А уж канат слона обвяжет до ушей.
И, вдохновлённые все разом, в небо взмыли,
Да с этой сетью полетели в облака.
Охотник видел сей побег издалека
И побежал за ними, сеть ведь утащили…
Но причитал он:
- Ишь, уносят мою сеть,
Объединившись, а поссорятся они,
То мне достанется за долгие труды!
Однако птицы всё ж сумели улететь.
Тогда уж голуби взмолились:
- Как теперь?
И царь ответил:
- Мать, Отец и друг - вот трое,
Что по природе вам помогут в каждом горе!
Другие тоже, но… имея всё же цель.
Так вот, мой друг, он Царь мышей. Живёт в лесу.
Его зовут все Золотистым. Он зубами
Разгрызть сумеет сеть. И голуби уж сами
К норе его летят, да с сетью навесу.
А Золотистый, вырыв множество ходов,
В любой норе мог от опасности укрыться.
Да потому-то и врагов он не боится.
Мышиный Царь - а не гнушается трудов.
Вот приземлились. И выходит Золотистый,
Да с Пестрой Шейкою здоровается. Вдруг
Он видит сеть, и уж в глазах его испуг.
Потом вопрос: - Что это значит, друг речистый?
А голубиный Царь в ответ:
- Не что иное,
Как воздаяние за прошлые грехи.
Болезнь, страдания, печали - пастухи
Деяний тел земных, живущих здесь в неволе.
И Золотистый разгрызать принялся сеть.
- Не делай этого, мой друг! Сначала их
Освободи пернатых, подданных моих!
Тот возразил: - Но почему, друг мой, ответь!
Ведь сил не хватит, чтобы всех освободить.
Пока что зубы целы, я спасу тебя.
А тот в ответ ему: - Спаси их для меня!
- Однако мудрость учит жизнью дорожить!
Богатство нужно сохранять на чёрный день,
Жену хранить ценой богатства твоего.
Себя - ценой жены. Богатства для того,
Чтоб выполнять закон, спасаясь от потерь.
- Ты прав, и правила житейские правы.
Однако я смотреть спокойно не могу
На то, что подданные ныне во плену.
И разве жертвы ради блага… не правы?
А кроме этого причина есть ещё:
Я с ними равен силой и происхожденьем,
И также внешностью и пёстрым опереньем.
Так чем я лучше, что я Царь? А сверх того,
Они мне служат без наград и воздаянья
И никогда не покидают. Их спаси!
Хочу ценою жизни славу обрести.
Ценою тела не достичь в миру признанья.
Меж добродетелью и телом - пропасть. Тело
Мгновенно гибнет, добродетель же живёт,
Покуда мысль о ней в сознании цветёт.
Мышиный Царь воскликнул:
- Ладно! Это дело!
Да за такую беззаветную любовь
К своим-то подданным заслуживаешь ты
Царём быть сразу в трех мирах. Прими дары.
И он разгрыз всю сеть! Тогда сказал уж вновь:
- Не упрекай себя за то, что в сеть попались.
Приманку птица видит, сеть не замечая.
Сильна судьба. Дела вершит, не различая.
Бывает слон, змея в ловушке оказались…
И мудрецы живут, известно, в нищете.
И даже птицы, что летают в небесах,
И также рыбы во глубинных-то морях….
Рок простирает руки жадные везде.
И после этого вся стая голубей
Поднялась в воздух и до дома полетела.
А Ворон вслед смотрел: - Так боги захотели.
И он сказал Царю мышиному:
- В моей
Нелёгкой жизни удивлялся я не раз.
Но ты, мышиный Царь, достоин всех похвал.
В тебе я будущего друга распознал.
Прими в содружество своё меня сейчас!
Услышав это, Золотистый из норы:
- Ты кто?
- Я Ворон! - Царь тотчас захохотал.
- Какая дружба? Ты когда-нибудь слыхал,
Что пожиратель с пищей дружат? Всё - тщеты.
Соединяет мудрый то, что может быть
Самой природою одобрено! А так
Из-за Шакала в сеть Газель попала! Факт…
- Так расскажи! - на это Ворон.
- Так и быть.
Ведь только Ворон спас её. Ты должен знать.
Иначе сказки перестанут сочинять…
Часть 3
Есть в стране Магадхе лес густой.
И зовётся он Чапакавати.
Издавна там дружат, словно братья,
Ворон и Газель, вот так, друг мой…
А однажды сытая Газель
Счастливо в лесу своём бродила,
Да Шакала видом раздразнила.
- Вкусно! - он подумал, севши в тень.
И решил в доверие войти.
- Здравствуй, друг, - сказал Газели вслух.
- Кто ты? - прошептал её испуг.
- Я Шакал, хитрее не найти.
Жизнь совсем безрадостна, грущу,
Но теперь я друга повстречал,
Ожил, хоть изрядно одичал.
Я сопровождать тебя хочу!
И Газель поверила ему.
Вот бродить по лесу стали вместе,
Будто для Шакала много чести,
Будто страх Газели ни к чему.
Только лучезарное светило
Между тем сокрылось за горой.
Друга привела Газель домой.
Ворон на суку сидел уныло:
- Друг, Газель! Да кто ж это с тобою?
- Вот, Шакал. Он дружбы нашей ищет!
Ворон услыхал, да как засвищет:
- Ты не дорожишь своей судьбою?
Доверять не следует прохожим.
В дом свой никого не допускай,
Коль не знаешь нрава. Выбирай
Очень осторожно, по похожим
Признакам. Узнай происхожденье,
А не то получится, как там,
На Вершине Коршуновой. Сам
Я свидетель были- злоключенья…
- Как же это всё произошло?
Так Газель с Шакалом вопросили.
Ворон стал рассказывать о были…
- Было то давным, давным-давно…
Часть 4
Никогда не заводи дружбы с тем, кого не знаешь,
кто он и каковы его привычки.
На берегу реки Бхагират, на скале,
Вершиной Коршуна что люди называют,
Стояло дерево, древнее не бывает,
До неба самого, а коршун жил в дупле.
Его прозвали Старый Буйвол. Волей рока
Лишился глаз он, ну, а птицы-то, соседи,
Его подкармливали дружно при обеде.
А он следил за их птенцами, но до срока…
Однажды Кот, что Длинным Ухом прозывался,
Пришёл полакомиться вкусными птенцами,
Когда в отлёте были птицы за горами.
И вот уж в самое гнездовье он пробрался…
Птенцы, предчувствуя погибель, закричали.
Услышав крик, вскричал и Коршун:
- Эй, кто здесь?
Остолбенел тут Кот, дрожа от страха весь,
Увидев Коршуна: - Пропал я… Час печали…
Я слишком близко подошёл, не убежать!
Так будь, что будет! Подойду ещё поближе.
И очень вежливо просил:
- Прошу, потише…
Привет тебе, мой господин! Позволь сказать…
А Коршун строго: - Кто ты? - Кот ему: - Я Кот.
- Так убирайся прочь, не то тебе конец!
- Сначала выслушай, прошу тебя, отец!
Послушай слово, а тогда и делай ход.
Ведь разве можно убивать, иль почитать
Всего лишь… глядя на моё происхожденье?
И согласился Коршун выслушать реченье.
И начал Кот свою уж сказку сочинять…
- Я у реки всегда свершаю омовенья,
При этом мяса не вкушаю никогда!
О вас повсюду одобрения слова
Я слышу в птичьих голосах и песнопенье…
Я доверяю птицам. Вас они все чтут,
Как знатока закона всех долин земли.
Я как к наставнику пришёл к вам издали,
И что же слышу, что меня вот-вот убьют!
Гостеприимство же велит являть закон,
Хоть даже враг приходит в гости. Даже дуб…
Того, кто рубит ствол умелой парой рук,
Не обделяет своей тенью. Даже он!
И хорошо известно в мире изреченье:
Траву для ложа, слово доброе и воду
В жилище добрых вы в любую непогоду
Всегда отыщете, и злому утешенье!
На это Коршун: - Здесь птенцы. Ты - мясоед!
Лишь потому сказал я так! - И снова Кот:
- Я изучал закон содружества, и вот
Такой труднейший на себя я взял обет.
Хотя закона книги все противоречат
Одна другой, но всё же сходятся в одном,
Что запрещение убийства сверх–закон!
А добродетельные - любят, словом лечат.
Один лишь друг, что называют добродетель,
За нами следует всегда, и после смерти,
Хотя другие погибают в круговерти
Времён движения, ты знаешь, благодетель!
Когда один другого всё же поедает,
Какая разница меж ними всякий раз?
Для одного - лишь удовольствие на час,
А для другого - смерть, минута иссякает!
И, коль представить то страдание, какое
Сам умирающий испытывает, то
Не то, что друга, но врага спасти должно!
Ещё одно послушай слово ты благое.
В лесу травою и плодами можно жить,
Зачем же грех великий будем совершать
Ради утробы… и друг друга поедать?
И этим Коршуна сумел он убедить…
Тот разрешил ему бывать в своём гнезде.
Прошло немного дней. Кот ел уже птенцов
В гнезде у Коршуна, когда, в конце - концов,
Лесные птицы закричали о беде.
Кто убежал, а птицы косточки в дупле
Нашли детенышей, и Коршуна… убили…
Ведь на него они, конечно, возомнили.
Газель, подумай же об этом в тишине.
Часть 5
Закончил Ворон свой рассказ. Тогда Шакал
Ему на это возразил:
- А как же вы,
Когда впервые повстречались, объясни!
Газель не знала ни того, что ты сказал,
Ни даже нрава твоего, происхожденья
Она не ведала! А дружба всё растёт!
Хотя… лишь мелкая душонка задаёт
Вопрос «он наш или чужой» при столкновенье.
А для высоких-то натур земля - семья.
И для меня Газель и ты, близки, поверь.
Давайте вместе жить, дружить втроём теперь.
И согласился с этим Ворон, хоть нельзя…
Так стали жить они уж вместе. По утрам
Все отправлялись по делам, куда хотелось.
Вот как-то раз, когда Газель на солнце грелась,
Шакал таинственно на ушко зашептал:
- О, друг, Газель! В лесу есть поле. Я туда
Ходил и видел, что засеяно оно.
Ростки взошли. Пойдём, не слишком далеко.
Да так и сделали. И каждый день она
Росточки сладкие на поле том съедала.
Хозяин поля заприметил воровство.
Расставил сети, как всегда заведено.
И вот Газель однажды в эту сеть попала…
Да так подумала:
- Кто в силах мне помочь?
Из сети бога смерти выручит лишь друг.
А, между тем, шакал бродил за кругом круг,
Да размышлял: - Газель убьют уже под ночь…
А кости с свежими остаточками мяса
Наградой мне за хитрость ныне и послужат.
Газель заметила Шакала:
- Тоже тужит…
И так с волнением к нему:
- К исходу часа
Меня хозяин поля, может быть, убьёт.
Перегрызи, друг, сеть, спаси меня скорей!
Ведь есть прекрасные слова среди людей:
- Познаешь друга ты в несчастье, он придёт.
Героя в битве познают, родных-то - в горе,
Жену – в потере же имущества, а честь -
В уплате долга. Слов благих не перечесть…
Сейчас не время сообщаться в разговоре.
Шакал взглянул - петля крепка - вот удружил
Хозяин мне, и очень ласково сказал:
- Сегодня праздник, и закон мне указал
Не грызть запретного. Верёвка-то из жил.
Не думай дурно обо мне, я на заре
К тебе назавтра возвращусь, спасу тебя.
Но до зари летал уж Ворон, да не зря!
Нашёл Газель и вот он рядом:
- Как тебе?
Да что случилося с тобою? - А Газель
Ему на это: - Наказание за то,
Что я не слушала, что другом речено.
- А где Шакал? - Стоит поодаль, неужель…
И ждёт он мяса моего! - Тут вскрикнул Ворон:
- Я говорил тебе, нельзя же доверять
Лишь потому, что сам не в силах обижать!
От злых опасность даже добрым, - молвил скоро.
А вслед Шакалу крикнул:
- Дерзостный злодей!
Ты покорил притворной дружбой, а когда
Пришла для друга превеликая беда,
То отступил. Предатель ты лесных зверей!
Так овод вьётся впереди, а жалит в спину,
Жужжит красиво и напевно, а потом
В незащищённое кусает он тайком.
И вновь Газели:
- Друг, тебя я не покину!
Ты притворись, что умерла, а вот тогда,
Как закричу я, ты вставай, стремглав беги!
Хозяин поля всё увидел издали,
Да так обрадовался: - Будет мне еда!
Он удивился, что Газель уже мертва,
И стал развязывать верёвку, сеть снимая.
А в это время Ворон крикнул, пролетая.
Газель вскочила и… была уж такова…
Хозяин тут же бросил палку при ответе.
Попал в Шакала да мгновенно и убил!
Ведь говорят, что тем, кто сильно нагрешил,
Грядет возмездие уже на этом свете.
И за добро, но и за зло оно грядёт
Спустя три года иль три месяца иль даже
Спустя три дня после деяния иль кражи.
Украсть доверие - вот грех, коль кто поймет…
Архив сказочных ссылок http://www.stihi.ru/2014/07/10/3656
Свидетельство о публикации №102032300305