*Сказка Папоротников цветок* Цикл*Записки палео-психолога*

(По мотивам этнографических сборов)
***********************************
С давних времен идет поверье, что в Купалу-ночь , кто найдет папоротников цветок, тому откроется талант искать клады Земные.
**********************************
В заброшенной, умирающей деревушке на реке Сухоне жил-был старый дед во сто лет, а может и поболе. А там, кто его знает?… Да, он и сам-то забыл,сколько годков по Земле-матушке ходит.
Привела меня в эту деревеньку дорога этнографа-искателя… Чего ищу? Порой сама не знаю. Может быть гонит в дорогу неуёмное желание понять, зачем я сама брожу по этой Земле, откуда и куда иду в этом Мире…

Поцокивает сверчок в такт потрескиванию пламени, раскрашивая ритмом песнь огня… Сине-рыжие всплески лижут черную, усыпанную искрами-светляками кольчужку поленцев…
Очертания стен расплываются, сознание уплывает в сказочный таинственный мир… И только былинный окоющий голос деда ведет меня через соплетания слов в глубь загадки…

- Говоришь, папоротников цветок? Эхе-хе-хе, девка…Чё люди боломутяца, не пойму?… Всё куды-то несёть их… Чаво несёть? Сами не ведоют… Глаза зажмурють и на пролом по дурелому на Купалу… Всё ищуть цветок-то папоротников, сокровишша-клады Земны …
Эхе-хе-хе… найти-то яво, конешно, не просто дело, цветок-то тот… Лес дрямучий, дорога не близко… Да и дороги-то нетути…
А в лесу том заповедном болота сосучие…, верье всяко разно – загрызёт, не выплюнет, одни косточки белы по кусточкам-то розметат… В хате-то сидючи, куды лучча, в тепле-то , да за самоварчиком с блинцами…
Вот я и говорю: не кажный хоробрости-то набереца, да по дурелому лесному за цветком-то полезет…
Ну, а коль пошёл уж, дык чё тут говорить-то? Возвернуца никак незяааааа… даааааааа…. Погибель случица могёт…
Так от, сквозь дурелом-то кода продерёсся, коль не сгинешь, то откроеца тебе поляна – вся в ягодах, да грибах и зверушек всяких видимо-невидимо, и рыбёха в ручьях плещет – лови–не хочу… Оголодашь, а съешь чаво – помрёшь…
От и выбирай…
Поляна - не поляна, вся папоротником-то усеяна, а идтить надоть, назад возврату нетути…
Дурелом пройти, хоть и хитро дело, и одёжа розодрана, и болячки по телу-то горять,  эт ещё пол дела пройти, а вот по поляне-то надоть пухом покатица, шоб ни одну веточку-то не сломать…, ни одно семечко не проронить…
Ты листик-то поднями осторожно, глянь-ко: видишь семечки под листом-то у папоротника? То не семечки, то души человечьи – не оброни, не затопчи ни одно, само упадёть, коды срок выйдеть. Не тобой сажено, не тобой собрано, да сброшено будет-то…
Коль пройдёшь неслышно, Духом, лучом светлым ту поляну , ни одно семечко не обронишь, листочка не зотопчешь, ягодки не испробуешь, как совсем темно станет, вспыхнет тот Цветок Папоротников, огнём в час смерти-рождения…
Да у кажного человека свой дурелом-то лесной, да звери зверючие, да поляны ягодны, да свои-то сокровишша Земли-матушки… Кажному-то свой час смерти-рождения, да свой Цветок-то Папоротников…
Вот оно как, девка…

…Протянула руку и подбросила поленце посуше – вспыхнули, заплясали Огневухи, и на миг единый показался мне Цветок мой Папоротников…
********

Купала лето 1992 г. деревенька на реке Сухонь.


Рецензии
Читал многое. Очень хорошо. Рад, что нашел Вас.
Кстати, почему Рось? Ведь, если уж в совсем седую древность, то, кажется, правильнее - Рысь, и Вы должны были это почувствовать - с Вашим пониманием русского языка и обычаев предков.

Репин В.   03.07.2002 11:34     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание. Сказка еще не доработана, как и многое другое. Но я всегда выбрасываю на стихирь первый вариант, а потом работаю. РОСЬ - потому что я занимаюсь именно периодом, когда это была Рось и Россы ))) Я палео-психолог, занимаюсь психологией древней русской культуры. В частности традицией язычества - скоморохов-афеней. Так что с языком приходится сталкиваться вплотную ))) Почитайте Эльдара : http://www.stihi.ru/author.html?eldar
всего доброго. Чуть-чуть освобожусь, приду к Вам на страничку в гости )))

Рось   03.07.2002 22:32   Заявить о нарушении
Почему то нас называют рУсскими, то рОссами, то рАсенами?
Может быть, у называвших, чьи летописи сохранились (греки, арабы, римляне, варяги) - просто НЕ БЫЛО нужной буквы?
Казахи называют русских "орыс". Рыс - хищник семейства кошачьих, жолбарыс - тигр (жол - дорога, тигр у казахов - проходной зверь, мог появляться только из плавней Арала);
орыслан - лев, барыс (ба, бо - больший, богатый, даже божественный) - барс, леопард. Барсовой шкурой укрывался в непогоду гомеровский Ясон (человек племени ясов или асов - как Вам удобнее), барсовой шкурой, как попоной, покрывал своего коня Святослав, о барсе на гербе Пскова писал Алексей Михайлович: "на земли - рысь..." (не рысь, а барс - хвост длинный, но мог ли ошибиться человек, понимавший в охоте гораздо больше нас?); барсы на двойном троне Петра I и Ивана, барсовые вальтрапы кавалергардов Екатерины;
До сих пор в Белоруссии русское имя, не объясненное толком нашими учеными , звучит очень понятно и просто: Барыс (божественный барс - родовое имя, принимаемое царями болгар так же, как родовое /тотемное/ имя крымских ханов - собака)...
Вот почему - Рысь было бы точнее, чем Рось.
Кстати, о дальней родне: на мозаиках этрусков (этноса русов? греч.) изображены молодые барсы или гепарды - охотничьи кошки (может быть, отсюда рысь, как аллюр коня - вровень с поисковой скоростью гепарда?)

Репин В.   04.07.2002 12:48   Заявить о нарушении
Интересно, интересно ))))) надо покумекать над сиим фактом ))))) Есть еще один вариант: МаРУСя и более раннее МаРЫСЯ, что означает : Мать сыра Земляь - богиня Земля идущая от Макоши )))
Спасибо за интересный рассказ

Рось   06.07.2002 00:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.