Печальная свобода

Судьба раздавала страдания тягостных дней,
Они восходили к незримым дорогам печали.
И бросили все мы: повозки, дрова и коней —
Все то, что ценили всегда и собрали вначале.

К земным лабиринтам огня и воды подошли.
Упругой мембраной захлопнулся воздух за нами.
Страданье и чувственность где-то остались вдали,
Их тени сдавило булыжником и валунами.

Свет в небе топтался. Он больше не наш. Он ничей.
Гримасничал сумрак, так, словно сливался со мглою.
И хоть бы обрывок мерцания тусклых свечей,
И пусть под ногами холодные камни с золою!

Жестокость горда. Забывая о ней не спеша,
Мы силы теряли в замшелом колодезном склепе.
И дань отдавая рублем, нереальность гроша
Ценили тем выше, чем был он смешней и нелепей.

Постройкою ветхой на голом зыбучем песке
Казалось прошедшее с буднями, страхом и смехом.
Но не было места постылой залетной тоске
По чистым преградам и вымытым легким помехам.

Одна только тьма заполняла собой пустоту.
Усталый стук ног провожали подземные тропы.
Да в воздухе плыл, как на узком неверном плоту
За нами обломок мечтаний богатой Европы.

И вспомнились сосны на желтых крутых берегах,
Вечерняя тишь и наличники окон резные...
Так что этот путь, если лед в бело-синих снегах
Уже позади — и шелка паутины лесные?

Три двери внезапно разверзли пещерную плоть,
Открыв лоскутки непривычного нам небосвода.
Взывая к нему, мы неслись, чтобы мрак расколоть.
И робким рефреном звучало, как эхо: “Свобода!”


Рецензии
Очень интересно было познакомиться с Вашими стихами.
Изумительно утончённые творения. Однако, читая их, я обратил своё внимание на одну странность. Вот, к примеру, строфа:
К земным лабиринтам огня и воды подошли.
Упругой мембраной захлопнулся воздух за нами.
Страданье и чувственность где-то остались вдали,
Их тени сдавило булыжником и валунами.

Вы ничего на замечаете? Я-да. По каким-то
совершенно необъяснимым причинам здесь наблюдается явная утечка Вашей поэтической энергии. Взгляните на первые две строки:
К земным лабиринтам огня и воды подошли.
Упругой мембраной захлопнулся воздух за нами.

Вы чувствуете, сколько в них заложено энергии - таинственной, разящей, мощной!? Одно только слово "мембрана" чего стоит! Вы чувствуете, как почти конвульсивно замирает душа и напрягатся тело в ожидании слудующих строк!?
А Вы:
Страданье и чувственность где-то остались вдали,
Их тени сдавило булыжником и валунами.

Всё - напряжение улетучилось. Ему на смену пришли разочарование и лёгкое раздражение: "страданье и чувственность" - какие размазанные и истасканные обобщения! "Сдавило булыжником и валунами" - почему валунов много, а булыжник только один?
Вы понимаете меня? Странная параллель приходит на ум (да пусть она не покоробит Вас!): вместо обещанного кокаина (удовольствия от стихов-первая строфа) Вы подсыпали анальгин(вторая строфа). Подвох!
Или взять, к примеру, другую строфу:

Жестокость горда. Забывая о ней не спеша,
Мы силы теряли в замшелом колодезном склепе.
И дань отдавая рублем, нереальность гроша
Ценили тем выше, чем был он смешней и нелепей.

То же самое. Напряг - разочарование. Обещание - обман.
Хотите совет? Попробуйте работать над стихом так: сначала придумайте конец строфы, т.е. третью и четвёртую строчки, а потом уже её начало - первую и вторую. Мне думается, что этот способ предотвратит утечку бесценной поэтической энергии, которой оделили Вас Высшие Силы, и которая, как это ни прискорбно, до читателя так и не доходит.

Maxim Sosnin   29.10.2003 03:56     Заявить о нарушении
Во многом согласен. Однако Вы заметили одно из ранних моих произведений, которые я размещал ретроспективно. В дальнейшем мне в какой-то степени удалось избавиться от указанных недостатков.

Спасибо за внимательное ПРОчтение.

Влад Левковский Михаил Вечный   29.10.2003 10:15   Заявить о нарушении