Венок сонетов

Венок сонетов - это твой венок.
Ведь ты - моя, прости банальность, муза.
Чудная форма нашего союза
Скорее не упрек нам, а урок.

Ты так проходишь плавно между строк,
Что слог в строфу как шар ложится в лузу,
Стихи легки, не чувствую их груза,
Не запасаю рифм удачных впрок.

Мне твоего довольно появленья,
И вот уже оно, стихотворенье.
В нем ты теперь останешься моей,

Веселой, нежной, страстной и желанной,
Всегда спешащей в суматохе дней,
Но в снах ночных бездумно постоянной.


I
Венок сонетов - это твой венок.
Хочу в него вплести твое я имя,
Чтобы оно созвучьями своими
Сонет покрыло словно ствол вьюнок.

Ствол без вьюнка коряв и одинок.
Пренебрежем же рифмами другими,
Их растворив в сирени сизом дыме
Душистом, словно губ твоих глоток.

Как краток он. Как скоротечно лето,
И как под стать им легкий строй сонета,
Где места лишним рифмам просто нет.

Сонет звенит. Он чужд истоме блюза.
И потому влечет меня сонет,
Ведь ты - моя, прости банальность, муза.

II
Ведь ты - моя! Прости банальность, муза,
Но сладко звать любимую своей,
И быть, пускай недолго, рядом с ней
На острове единственным, как Крузо.

Но шторм стихает, и мечта - медуза
Уходит в глубь, где цвет воды синей.
А осень роем золотых огней
Уже горит в проливе Лаперуза

И двигается к нам за шагом шаг.
До августа - неделя, день, мгновенье...
Осталось лето лишь в стихотвореньях

Да ворохе исчерканных бумаг.
И надо думать, для тебя обуза
Чудная форма нашего союза.


III
Чудная форма нашего союза...
А чем же она, собственно, чудна?
Ведь мы не можем донырнуть до дна
За два часа наполненного шлюза,

Не можем разорвать былого узы,
Не можем скрыться от видений сна,
Забыть не можем терпкий вкус вина
И сладкий вкус созревшего арбуза.

Не можем точно так же пренебречь,
Мы вспышками до боли редких встреч.
Не отдавай их в жертву укоризне,

И мы поймем, наверное, в свой срок,
Что общие мгновенья наших жизней
Скорее не упрек нам, а урок.


IV
Скорее не упрек нам, а урок
Пересеченье наших судеб с детства.
Когда нам холодно, порой мы, чтоб согреться,
Вновь ставим на огонь остывший грог.

И не грешны мы в этом, видит Бог,
Нам просто недосуг был оглядеться,
Мы к цели шли, не различая средства,
И почва уплывала из-под ног.

Но могут в ряд связать ориентиры
Невидимые до поры пунктиры.
Их имена - Планида, Фатум, Рок.

И именно, любимая, по этим
Пунктирам - гроздьям звуковых соцветий -
Ты так проходишь плавно между строк.


V
Ты так проходишь плавно между строк,
Что я порой заметить успеваю
Лишь тень твою, мелькнувшую по краю,
Уже переступившую порог.

Ни разу я догнать тебя не смог...
Ты поцелуй мне даришь, ускользая.
Он краток. Жду еще, прикрыв глаза, я,
Но губы ловят петербургский смок.

И рушатся основы мирозданья
Все кроме самой зыбкой - ожиданья.
Но логике рассудка вопреки

Кристаллы слов срастаются вдруг в друзу,
И так легко рождаются стихи,
Что слог в строфу как шар ложится в лузу.


VI
Что слог - в строфу! Как шар ложится в лузу
Ложится весь мой мир к твоим ногам,
И ходят звезды по иным кругам,
И сотни солнц, как зерна кукурузы

В початок собраны. Их вечность тащит юзом
К неведомым вселенной берегам
Назло всем в нас низвергнутым богам
И всем законам, нам внушенным ВУЗом.

А ты, галактик изменив пути,
Так трепетно нежна в моих объятьях,
Что явь принять за сон готов опять я.

Прости мне это, милая, прости.
Как цепь легка, бегущая из клюза,
Стихи легки. Не чувствую их груза.


VII
Стихи легки. Не чувствую их груза.
Слова стремятся на свои места,
Стремится как, естественно проста,
Два катета замкнуть гипотенуза,

Стремится как к заряду аркебузы
Огонь запала, предвещая взрыв,
Стремятся как, преодолев обрыв,
Сбегающие к Понту Сиракузы.

Витиеватых образов полна
Придуманная для тебя страна -
Ведь к этому сонет располагает.

Но я, как всякий истинный игрок,
Продуманных решений избегая,
Не запасаю рифм удачных впрок.


VIII
Не запасаю рифм удачных впрок.
Их черпаю в любом твоем движеньи,
Как воин храбрость черпает в сраженьи,
Как мудрость в завтра черпает пророк.

И мной владеет сладостный порок:
Соединять с тобой стихосложенье.
Ты - свет, стихи - твое лишь отраженье,
Стихи - река, ты для реки - исток.

Исполненный желанья и отваги
Губами губ или пером бумаги
Касаюсь я в надежде подчинить

Порывы страсти или вдохновенья.
Но мир нанизан на простую нить:
Мне твоего довольно появленья.


IX
Мне твоего довольно появленья,
И даже ощущенья, что оно
Необратимо, что вот-вот должно
Перерасти в касанье дуновенье,

Что остается лишь одно мгновенье
До окончанья титров и кино,
Потоком света распахнув окно,
Сомкнет пока разомкнутые звенья.

Картинками в волшебном фонаре
Мелькнут твои глаза, улыбка, губы,
И даже на пол сброшенная шуба

В несбыточно морозном декабре.
Пройдет полдня, ко мне вернется зренье,
И вот уже оно, стихотворенье.


X
И вот уже оно, стихотворенье,
Живет само. А ты живешь сама...
И сводит эта двойственность с ума,
И колет сердце холодок сомненья:

Стихи и ты - простое совпаденье?
Проходит лето, настает зима -
Природа так безжалостно пряма,
Она не признает нововведенья.

И все ж ее диктату вопреки
Тебя соединяю и стихи.
И если этот опыт удается,

То я природы делаюсь сильней,
И мир стихов, он не перевернется:
В нем ты теперь останешься моей.


XI
В нем ты теперь останешься моей.
В нем, в этом мире, круглый год июни.
Давай с тобой на одуванчик дунем,
И, может быть, нам станет вдруг ясней

В чем жизни смысл, и что нам делать с ней,
Давай чудес друг другу наколдуем,
Давай поймем на что мы негодуем
В настойчивой наивности своей.

Двум линиям в свободном их вращеньи
Дана одна лишь точка совмещенья,
Но, превзойдя каноны всех мерил,

По прихоти таинственной и странной
Тебя мне случай щедрый подарил
Веселой, нежной, страстной и желанной.


XII
Веселой, нежной, страстной и желанной,
Задумчивой, рассерженной - любой
Я восхищен и покорен тобой,
Как дон Жуан когда-то донной Анной.

Ты - драгоценный камень многогранный,
Днем - розовый, а к ночи - голубой,
Ты - грозный шторм и ласковый прибой,
Ты - ясный полдень и рассвет туманный,

Ты - сосен шум среди прибрежных дюн,
Ты - мир, в котором я беспечно юн,
Ты - город, где на каждом перекрестке

В мерцании неоновых огней
Невольно смотрят вслед тебе подростки,
Всегда спешащей в суматохе дней.


XIII
Всегда спешащей в суматохе дней
По ста своим делам разнообразным
Тебе мой пыл казаться должен праздным.
Со стороны, наверное, видней.

Но праздность - оболочка, а под ней
Сбоит перо и слово в строчке вязнет,
Горит огонь и языками дразнит,
То жарче становясь, то холодней.

Найдя тебя, лишился я покоя -
Наверно счастье у меня такое.
И я уже за то спалить дотла

Готов Эдем, пожертвовать нирваной,
Чтоб в яви дня разумной ты была,
Но в снах ночных - бездумно постоянной


XIV
Но в снах ночных бездумно постоянной
Мелодией ты входишь каждый раз.
В ней блики взглядов, отголоски фраз
Переплелись негаданно нежданно.

И каждый раз нова и первозданна
Мелодия, и вечный парафраз.
И диссонанс несовпаденья фаз
Звучит то с торжеством, то покаянно.

Мелодии несвойственны слова,
Поэтому она всегда права.
Но выразить мелодию словами

Тебе я этим летом дал зарок.
Оно прошло, оставив между нами
Венок сонетов. Это твой венок.


Рецензии
Несомненно одно - это Венок Сонетов!
Как там у Твардовского:"если так, тогда ты Воин!":))
Неужели у Вас найдутся силы написать еще один???
Я, после своего Венка год приходил в себя!
Успехов и Удачи. Леонид.

Клеон   14.03.2003 06:43     Заявить о нарушении
Уважаемый Клеон, спасибо за заглавные буквы В и С Венок Сонетов.Насчет следующего пока не задумывался, в основном потому, что нет толчковой темы. Хотя задача привлекает.
Почитаю Ваш -- может быть вдохновлюсь на следующий.
Спасибо. Успехов и вам. Анатолий

Верлухин   17.03.2003 01:41   Заявить о нарушении
Звук просто роскошный!!! Каждый сонет излучает тепло и звук! Но в терцетах Вы подвираете:) Ухом не слышно, но глаз цепляется:( Я надеюсь, что Ваш следующий Венок Сонетов будет Полным, т.е. с акростихом в магистрале. Спасибо за удовольствие! Ваш Леонид.

Клеон   17.03.2003 05:23   Заявить о нарушении
Уважаемый Леонид, Вы совершенно правы, критикуя отдельные терцеты. В свое оправдание могу только сказать, что, осваивая сонетный размер, я пользовался не энциклопедическими определениями, а сонетами М.Волошина. И я решил (наивно), что эта сбойка в одном из терцетов канонизирована. А самому то мне такая вольность очень даже мешала. Но идти против классика побоялся. Вот так.
С уважением, Анатолий

Верлухин   17.03.2003 15:45   Заявить о нарушении
Анатолий, а вы с Волошиным правы! Сбросьте мне свой адрес, и я отсканирую и перешлю Вам статью из поэтического словаря Квятковского. Там перечислены все формы сонетов.
kleopadla@mail.ru Леонид.

Клеон   18.03.2003 06:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.