Звери

Я трачу свое время,
На глупых женщин, потоки слез...
Говорю сам с собой по утрам:
"Где, же теперь, те прекрасные звери
С которыми вместе мы шли сквозь мороз.

Их шкуры висят как ковры на стенах,
Их плоть подают в винном соку,
Их кровь наркоманы гоняют по венам,
Их лица я вижу в страшном бреду.

*******

Ведь я выжил из жизни, выпал в осадок,
Но надеюсь добраться хотя бы до дна,
И мускат моих мыслей так приторно сладок,
А реальность имеет привкус стекла.

Раскидал остатки любви по полкам,
Вылил совесть в граненый стакан
Мне б со смертью потолковать бы толком,
Но не сегодня, сегодня я пьян.

Находи себя и крошил в песок,
Рассыпал по стопкам, отмеряя сто грамм...
Засыпал в патрон и взводил курок...
Но в рот попадало лишь два грамма из ста.

*********

И вот я стучусь в незакрытые двери,
И за ними лишь запах вечно вянущих роз.
Но где же тепрерь, те прекрасные звери,
С которыми вместе мы шли сквозь мороз


Рецензии
ПО ЗАЯВКЕ

Уважаемый Stagger Lee.

Вы прислали заявки на два стихотворения, с Вашего позволения, я остановлюсь на этом стихотворении, поскольку оно кажется мне интереснее второго.

Если говорить о положительных сторонах стихотворения, то следует отметить, что Вы пытаетесь создать образную систему, определенный художественный мир стихотворения. Это приятно, поскольку художественный образ – одна из составляющих литературного произведения.

Однако в погоне за образной яркостью, за попыткой выразить свое состояние Вы часто закрываете глаза на не менее важные для литературные произведения вещи: на смысловую ясность, рифму, логичность повествования. Вообще, стихотворение напоминает песенный текст, что для меня не очень важно, поскольку я считаю, что песенные тексты также не должны быть ошибочными.

Для начала, обратите внимание: в первой строфе кавычки у Вас открываются, но завершения фразы как будто нет. Лица ПРЕКРАСНЫХ зверей лирический герой видит, оказывается, в СТРАШНОМ бреду – может, Вы и сумеете это противоречие объяснить, но читатель-то склонен идти по пути наименьшего напряжения фантазии, а в данном случае этот путь приведет его к выводу, что автор слегка запутался. Кстати, мы так и не узнаем, что же это были за звери. С одной стороны, не все же читателю объяснять, но с другой – автор все уши своими зверями прожужжал, столько всего странного о них наговорил, так возбудил любопытство, что мог бы уж и намекнуть на правильный ответ.

Две первые строфы второго отрывка рисуют наиболее реалистичную картину мира. Здесь можно было бы придраться к некоторым мелочам, но не будем этого делать: зачем компрометировать лучший отрывок (только в слове «пОлкам» выделите ударение, а то его могут прочитать как «полкАм»)? Но чуть только Ваша мысль ослабляет контроль за образами и чувствами, как последние вырываются на волю и устраивают полный беспредел (третья строфа второго отрывка). «Находил себя и крошил в песок» – то ли крошил себя на мельчайшие кусочки размером с песчинки, то ли крошил себя и остатки ссыпал в песок. Почему-то вся тяжесть выбора между возможными вариантами ложится на хрупкие плечи читателя. «Рассыпал по стопкам, отмеряя по сто грамм...» – мотив пьянства возникал в тексте и раньше, а значит сто грамм воспримутся все тем же негибким читателем именно в этом контексте. Собственно, в каком еще контексте могут восприниматься сто грамм? Но тут возникает вопрос: как сто грамм можно насыпать? Думаю, этот момент особенно неудачен, поскольку разрушает четкий стереотип, близкий и понятный большинству читателей. Развитие этого образа читателям, многие из которых «стограммами» мимо рта не промахиваются, также будет непонятно и даже враждебно.

В финале, как мне кажется, натянут «запах вечно вянущих роз» – образ несколько надрывный и одновременно карикатурный.

С уважением,
Дмитрий Коломенский.

Дмитрий Коломенский   14.05.2002 10:07     Заявить о нарушении