Ч. 2. Книга Знаний. 8. 2. Природоведение

серия "ИГРА в ИНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ"

роман "КНИГА ТАЙНЫХ ЗНАНИЙ"

Часть 2. Книга Знаний

День ВОСЬМОЙ
ГЛАВА 8.2. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Мы спускаемся в холл после завтрака, чтобы отправиться вместе с РАМ в далёкий монастырь, который находится где-то высоко в горах.

Внезапно я понимаю, что не могу отыскать свои очки. Солнцезащитные. Утром, вернее, ночью и до восхода Солнца, конечно, они ни к чему, но на обратном пути, когда из гор возвращаешься, Солнце светит уже вовсю, и очки оказываются очень даже кстати, поэтому обычно я брала их с собой. Спрашиваю Свету:

— Когда мы встретились сегодня утром в горах, у меня очки были?

— Да нет… вроде, — задумчиво произносит она.

Я поднимаюсь в номер и пытаюсь разыскать пропажу — тщетно. С грустью спускаюсь обратно.

— Саш, ты не помнишь, я с очками была сегодня в горах или без?

— Не помню точно. Вроде без. А что?

— Не могу найти… Скорее всего, на Книге Знаний их оставила.

— Дафна, не расстраивайся, твои Сальваторе Феррагамо, хоть и красивые, но уже прошлогодние. Найдётся тебе Каменная Стена, и будет у тебя ещё сто таких, нет, даже лучше!

Я не то чтобы очень расстроилась. Просто у меня всего одни солнцезащитные очки, и они мне очень нравились. Саша предложил прилюдно выложить на стол содержимое моей маленькой сумки. Собственно, кроме кошелька и фотоаппарата, в ней ничего не обнаружилось.

— Ну ладно, остались на Книге, значит, так надо, — выдохнула я.

— Зато, Алис, сколько они там, в Книге, всякого интересного прочитают!!! — с улыбкой произнесла Света.

— Дафна, стоп… Ты же рассказывала нам про дематериализацию! Вот тебе и случай, чтобы применить знания на практике!

— Саш, пользоваться Знанием с эгоистичной целью неправильно.

— Алис, но ты же можешь попросить Книгу вернуть тебе очки?

— Могу, наверно.

— Вот и попроси, Книга же тебя слышит! Пойдёшь завтра в горы и найдёшь их там, нетронутыми.

— Там сильный ветер, Свет.

— Дафна, попроси, тебе говорят! Упрямая, как баран!

Я вздохнула и мысленно обратилась к Книге Знаний с такой вот мелочной просьбой.

Несколько часов в автобусе — до ущелья с неизвестной горной речкой, потом — вдоль по нему до площадки. Дорога всё время уходит вверх. На площадке автобус останавливается. Мы покидаем его в живописном месте, со всех сторон окружённом горами, горами, горами — несчётное количество вершин, куда ни глянь.

Поднимаемся вверх по канатной дороге. Где-то далеко внизу остаётся священное озеро Майи. То там, то здесь в нижних горах на разных уровнях виднеются одинокие монастыри. Кажется, мы забрались на самое Небо. Но мы оставляем канатку и поднимаемся вверх по узкой тропинке, пешком, след в след. Нам попадаются огромные камни, на которых разноцветными красками начертаны неизвестные письмена. Покорив очередную высоту, мы выходим к огромному Озеру. Со всех сторон — горы дымчато-голубого цвета. На отдельных вершинах лежит снег. Горы идут друг за другом, образуя цепочки, и чем дальше, тем призрачней они выглядят. Какое волшебное место! Моё сердце вздрагивает. Подхожу к РАМ и осторожно спрашиваю:

— На обычном семинаре, когда Вы нас отводите к озеру, где мы очищаем лёгкие, это, случайно, не к этому?

— Да, а что?

— Я была здесь. Именно в этом месте.

РАМ улыбается, поворачивается ко всем и говорит:

— Это священное Озеро. В нём нельзя купаться, но можно пить воду.

Мы окунули руки в воду, умыли лица, пообщались с Озером каждый о своём. Местные жители принесли РАМ только что испеченные лепёшки — хлеб для нас и для обитателей монастыря на горе.

— Сейчас мы пойдём в монастырь, который отсюда ещё не виден, след в след по подвесному мосту, огибающему скалы вдоль озера. Пакет с хлебом некоторое время должен нести каждый из вас, чтобы вложить свою энергетику в хлеб — приобщиться к нашему маленькому дару монастырю. Я иду первой, потом передаю пакет тому, кто идёт за мной, затем он — следующему. Последний возвращает хлеб мне.

Мы вступаем на подвесной мостик. Он такой узкий, что вдвоём идти по нему невозможно. Слева — скалы, мы касаемся их руками. Они то выступают в Озеро, то отступают от Него, и мостик извивается змеёй. Скалы в некоторых местах свисают так низко, что даже мне, метр и пятьдесят восемь сантиметров, приходится нагибаться, чтобы пройди дальше. Справа и под нами — огромное священное Озеро, окружённое множеством гор, уходящих вдаль. В призрачную дымку тумана. В Иную Реальность. За последним поворотом, там, где мостик заканчивается, но начинается отвесный подъём в гору по тропе, РАМ останавливается.

— Как вы думаете, что это за деревья? — спрашивает она, касаясь рукой стволов, растущих прямо из Озера.

Мы задумались, каждый высказал своё предположение. Я обратила внимание на бросающуюся в глаза деталь: кругом — вода. Выше, вдоль тропы, — травы и цветы. И другие деревья утопают в зелени. А деревья у мостика — почти засохшие и без листьев.

— Это осины, — сказала РАМ загадочно. — Каждый, кто идёт в монастырь, должен очиститься. Осина забирает на себя негативную энергию прохожих, поэтому так и страдает, в отличие от соседей других пород. Каждому из вас нужно прикоснуться к стволу осины рукой и поблагодарить дерево за его помощь.

— Ё-моё, да это ж… осиновый кол! — восклицает Света.

— Вот сейчас и выяснится, кто у нас тут… ЦАП! И буль-буль-буль, — тихо произношу я, повернувшись к Саше.

— А ты сама-то не боишься, Дафна? — так же тихо произносит он.

— Остаться в этом монастыре навсегда? — улыбаюсь я.

— Ты опять за своё?!

Мы поднимаемся к теперь уже виднеющемуся, но ещё высоко, вернее, далеко от нас, монастырю. По дороге я думала, не окажется ли он тем самым монастырём, где я бывала во время медитаций. Но теперь понимаю, что нет. Мой — тоже высоко-высоко, на самой высокой горе, над всеми мыслимыми и немыслимыми горами. Чтобы добраться до здешней горы с монастырём, нужно пройти по подвесному мостику над Озером, а до моего монастыря — над Бездной по тонкой призрачной нитке.

Чем ближе мы поднимаемся к монастырю, тем отчётливей знак Инь-Ян на его стене.

— Мужчина и женщина? — спрашивает Света.

— Инь — символ женской пассивной силы, Ян — мужской и активной. Но в каждом из нас есть и то и другое, и мужчина, и женщина, только в разной пропорции. Например, «шакти» в Индии — это, в том числе, женская сила, женский принцип в богах мужского пола. Инь — энергия воды, её должно быть больше в женщине, Ян — огня, соответственно, в мужчине. При нарушении гармонии возникают проблемы. А вообще это две космические энергии, которые присутствуют во всём, что есть вокруг нас, две стороны одной медали, китайский символ двойственности и единства противоположностей. Дуальность мира, которой на самом деле нет.

— Как это нет?

— В Иной Реальности дуальности не существует, поэтому задача человека — стремиться к гармонии в сочетании двух противоположностей.

— А что ещё можно отнести к Инь и Ян?

— Инь — земля и тень. Луна. Долины. Всё круглое, овальное. Зима, ночь. Внутренний мир человека, интуиция, эмоциональное восприятие. Пассивность. Влажные и тёмные помещения. Глубина, холод. Лунный камень, лазурит, аквамарин, розовый кварц. Запах ромашки, ванили, герани, лаванды, мяты. Правое Полушарие мозга. Сырые продукты без термической обработки. Также: пшеница, помидоры, картошка, морковка, огурцы, грибы, молоко, сметана, масло растительное, сладкие фрукты, орехи, мёд, зелёный чай, куриное мясо, например. Любая материя в отличие от Духа.

— Значит, Ян — это Небо?

— Да, Небо, Дух. Свет. Огонь. Пустыни. Горы. Лето. День. Жара. Солнце. Всё острое, твёрдое. Активность, движение, знание. Тёплые и светлые помещения. Рубин, гранат, чёрный турмалин. Запах имбиря, розмарина, корицы, розы. Левое Полушарие мозга. Рациональность. Творчество. Пища с термической обработкой. Гречка, рожь, рис, лук, чеснок, капуста, вся зелень, бобовые, говядина, свинина, соль, чёрный чай, кислые фрукты. Свет, как средство поддержания жизненной энергии ЦИ, воплощение Ян — Духа.

— Получается, всё в мире можно разделить на Инь и Ян?

— Да, можно. Например, людей на экстравертов и интровертов поделить. Но, опять же, желательно не делить, а сочетать. Тем более ещё Карл Густав Юнг сказал, что нет ни сто процентных экстравертов, ни интровертов. Плохо Инь без Ян, и наоборот. Они должны быть вместе. Если слишком много энергии Инь, человек постоянно находится в депрессии, вялость испытывает, ничего кушать не желает. А если агрессии в человеке много, значит, перебор с Ян.

— И что тогда делать?

— А что при пожаре делают? Тушить надо. Огонь — Водой.

Мы дошли до входа в монастырь и поднялись по ступеням к главному храму.

— Этот мужской монастырь называется монастырём тысячи Будд, — произнесла РАМ. — Когда зайдём в храм, вы увидите слева красные колонны, на которых — тысяча золотых изображений Будды. Здесь же монахи отвечают на вопросы пришедших к ним за советом по Книге Перемен. Но мы советоваться не будем, потому что Книга очень сложная, желательно слушать толкование на родном языке.

К нам подошёл старенький монах, они с РАМ давно знакомы. Она передала ему наш скромный дар — хлебные лепёшки. Монах жестом пригласил нас войти в храм. Света зафоткала монаха и внезапно протянула мне фотоаппарат со снимком:

— Как тебе, Алис?

На только что отснятом кадре над головой монаха красиво разлетаются в стороны языки пламени. Монах тем временем выдал каждому семинаристу по три свечи. Мы загадали по желанию. Монах специальным образом зажёг наши свечи.

Когда мы вышли из храма и подошли к чану с благовониями, РАМ взяла одну ну очень-очень большую свечу, по размеру скорее похожую на длинную водосточную трубу. Мы молча повторили свои желания. РАМ зажгла свечу и поставила в чан.

— А теперь пусть Звук передаст ваше желание в Небо, — улыбнулась РАМ, указав на отдельно стоящую колокольню, расписанную в тибетском стиле.

Ударив в колокол трижды специальной волшебной палочкой, мы отправились в долгий обратный путь к площадке, где нас ждал автобус. По дороге Света решила не тратить времени зря.

— Послушай, та осина меня поразила. Я помню, был какой-то народ, на деревьях специализировался. Они даже гороскопы древесные составляли. Расскажи что-нибудь про них?

— Кельты, один из самых воинственных народов в Европе.

— Бородатые воины, которые на арфах играли и из металла всякие штучки красивые изготавливали?

— Это романтическое представление о кельтах, возникшее в эпоху Кельтского Возрождения в конце XVIII-го века. Хотя металл они действительно умели красиво обрабатывать, и до сих пор кельтский стиль употребляется при описании различных украшений со специфическими завитками. Есть даже такое понятие — кельтский крест. Когда будете в Ирландии, в сувенирных магазинах много кельтского увидите. Но не всё столь красиво, как их украшения, и не так романтично, как в рассказах. Кельты в своё время разграбили Рим. Римляне звали их галлами, что в переводе означает «белокожие». Потом собирались разграбить храм Аполлона в Дельфах, но внезапно разразилась гроза, и вождь кельтов принял знак за плохое предзнаменование. Кельты были довольно кровожадными, отрезали головы противникам, вешали коням на шеи, а потом прибивали у входных дверей в дом или консервировали в кедровом масле. Гордились срубленными головами и не променяли бы их на мешок с золотом, равный голове по весу.

— Почему именно головы?

— Они были убеждены, что Душа живёт в голове. Считали отправленные ими на Тот Свет Души. Гай Юлий Цезарь в письмах к Римскому Сенату о Галльской войне рассказывал о человеческих жертвоприношениях кельтов. Историк Плиний Старший описывал случаи каннибализма.

— Ты их читала?

— Я читала письма Цезаря о Галльской войне. И Сенату. И жене — тоже. Я имею в виду жену Цезаря.

— Тогда?!

— Нет, в этой жизни, на уроках латыни в Академии.

— А где кельты жили?

— Они шли с севера во всех направлениях, захватывая соседние территории, смешивались с местными племенами. Чистых кельтов, наверное, уже и не осталось. Те, кто называют себя кельтами, — люди, перенявшие их культуру и стиль, в том числе в одежде. Хотя многие европейские слова происходят именно от кельтских. Например, Париж — от кельтского племени паризиев, Галич — от слова «галлы».

— Кельты эти города построили?

— Кельты не строили городов вообще. У них были только поселения. Не то чтобы они не могли или не умели строить городов. Они просто не хотели. Им природа была ближе. А вот Стоунхендж, например, по одной из версий является магическим местом кельтов, где те поклонялись Солнцу.

— Получается, они относились к природе лучше, чем к людям?

— Думаю, у своих соплеменников головы они сгоряча не рубили. Но природа — в частности, деревья и цветы — очень многое для кельтов значили. Интересно, что у них существовал целый пантеон богов, и не так давно какая-то британская комиссия признала поклонение кельтов духам природы — религией. А в основе религии лежала идея реинкарнации, но не эзотерическая, а экзотерическая.

— А в чём разница?

— Я уже говорила… Экзотерическая — это когда Вы, Света, вернее, Ваш Дух, в следующий раз может оказаться, например, в теле дерева, цветка, камня или животного. Эзотерическая говорит, что обратно в низшие царства не возвращаются, только на ту же самую ступень или ещё выше.

— Понятно. Идея реинкарнации кельтов мне не по Душе!

— У кельтов большим влиянием пользовалась закрытая жреческая каста друидов. Именно они заведовали вопросами религии, высшей судебной власти и образования. Ещё друиды являлись хранителями мифологических поэм, да и сами считались поэтами. Носили длинные конусообразные шляпы, отдельные экземпляры которых, выполненные в золоте, найдены при раскопках в Европе.

— Странное слово «друиды». Оно что-то значит в кельтском языке?

— Многие гадали: от «дуба» или от «ведать»? Искали однокоренные слова в разных языках. В греческом, например, близкое к ним слово — «дриады», то есть нимфы, которые живут в деревьях. В результате решили, что друиды — это «весьма учёные». Я бы сказала так: видящие, знающие посредством общения с Природой, в частности, с деревьями. Природоведением друиды занимались. Кто-то танцует и знает, кто-то общается с деревьями и знает. Логично, потому что в основном друиды обитали в дубравах, имели тесную взаимосвязь с растительным миром и использовали в своих ритуалах, в первую очередь, дуб. Он считался друидами, да и всеми кельтами вообще, мировым древом.

— Значит, друиды общались только с дубами?

— Нет. Со всеми общались.

— А как?

— Подходили к дереву, задавали вопрос и получали ответ… Они практиковали общение путём изменения ритма дыхания. У нас бы сейчас сказали, что друиды «входили в состояние транса», замедляя дыхание, расслабляя тело, закрывая глаза. Освоение основного способа состояло из трёх этапов. Вначале ученик должен был дышать так, чтобы один его вдох длился ровно три удара пульса, и один выдох — три удара. Дышать таким образом нужно не менее часа. Второй этап — «дыхание прозрения», всё то же самое, только замедляли дыхание уже на четыре удара пульса. Опять же, дышать не менее часа. В этом состоянии друиды могли заниматься психометрией, то есть брать в руку любой предмет и рассказывать о нём всё. Руку другого человека, например.

— А они могли читать будущее по ручьям, рекам, по воде?

— Могли, как и все остальные видящие или знающие. И по Воде, и по Огню. Только с «движущихся объектов считывать сложнее, чем со статических. Зависит от уровня видящего.

— Хорошо, понятно, а третий этап дыхания?

— В пять ударов пульса. Учеников приводили дышать на кладбище, клали на могилы, чтобы в изменённом состоянии Сознания считывать информацию о жизни усопшего. В таком же состоянии общались с деревьями, слышали ответы богов в шелесте листвы. Считалось, чем старше дерево, тем оно разговорчивее, и ещё лучше, если оно растёт в Месте Силы. А совсем хорошо, если дерево с дуплом. Тогда в отверстие помещали два камешка, которые оставались там уже навсегда, и отмечали дерево личным знаком, чтобы оно помнило о своём хозяине.

— Мостик связи устанавливали?

— Да, верно, подстройка шла. Друиды задабривали своё дерево: подносили ему вино, мёд и зажигали перед ним благовония. Особый процесс был связан со сбором омелы. Её использовали не только для предсказания будущего, но и для врачевания. Отбирали подходящую на шестой день Луны. У дерева совершали жертвоприношение под торжественную трапезу. Приводили двух белых быков со связанными рогами. Жрец, весь в белом, забирался на дерево и срезал омелу золотым серпом в белый плащ. Быков приносили в жертву под хвалебный гимн богам.

— И как потом омела использовалась?

— По-всякому, потому что после этого ритуала она считалась даже противоядием любого яда.

— У тебя дед, случайно, не был друидом в прошлой жизни?

— Вполне возможно. Я уже думала об этом. Он был очень спокойным, как друид. Друиды учились замедленному дыханию не только для магических целей — оно приносит и душевное, и физическое спокойствие. Летом дед бродил со мной по лесам, да и на даче у нас был огромный сад. Деревьев и кустарников, я думаю, около ста. Дед за ними ухаживал, каждый день что-то доброе для них делал. Они его любили. Интересно, что и фамилия у него была древесная — Липатов.

— Ничего себе, как здорово!

— Кстати, он всегда ходил с посохом, как настоящий друид, и даже меня научил мастерить себе посох.

— А друиды должны иметь посох?

— У многих магов есть жезлы, а у друидов символом мага являлся посох. Каждый должен изготовить его себе сам из своего дерева, то есть из того, которое почувствует своим. Сначала надо поговорить с деревом, объяснить ему, для чего срубишь ветку, задобрить, сделать для него что-то приятное или хорошее. Если дерево даст тебе разрешение, то срезанную ветку надо сразу обработать.

— Как?

— Ножиком, например. Можно даже разные символы на посохе выгравировать. Дед учил меня всяким магическим знакам. У друидов посохам давали имена. Фактически это был некий аналог волшебной палочки, сила которой зависела от её владельца.

— А у тебя было своё дерево?

— Не только на даче. В городе я часто залезала на дерево и созерцала прохожих сверху. Я была такой маленькой, что меня никто не замечал в ветвях.

— Да ты и сейчас маленькая, как дриада, не зря тебя Сашка называет Дафной! А что друиды про деревья думали?

— Они не только про деревья, но и про кустарники и цветы думали. Думали, что имеют Душу. Каждый — свою собственную. Имеют чувства, реагируют на всё, что причиняет боль или радость. У каждого дерева и цветка, как и у человека, есть собственный характер, достоинства и недостатки. Каждое нуждается в определённых условиях для жизни и роста. Поэтому после тщательных многовековых наблюдений за деревьями и цветами друиды уже настолько хорошо знали их природу, что связывали то или иное дерево или цветок с определённым типом людей. Так и появились древесные и цветочные гороскопы.

— Их двенадцать, как Знаков Зодиака?

— Нет, в древесном гороскопе год делится на два периода по восемнадцать отрезков-деревьев в каждом, первые восемнадцать повторяются во втором периоде. Например, мой сын и Рэй отмечают дни рождения в противоположных Знаках Зодиака, но являются одним и тем же деревом. Мы с дедом родились в один день, а мама и французская бабушка праздновали дни рождения через полгода после нас, но мы все четверо — одно и то же дерево.

— А какое ты дерево?

— По сегодняшнему гороскопу — рябина.

— Ты родилась весной, а они — осенью, но дерево — одно?

— Потому что в основе данного гороскопа — положение Солнца относительно Земли, то есть насколько Солнце в данный отрезок времени от неё отдалено. А для дней зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и летнего равноденствия существуют ещё четыре дерева.

— Отлично, теперь расскажи про каждое, что оно значит у друидов?

— Нет, Света, я не буду этого делать.

— Почему?

— Каждый должен получить эту информацию сам.

— В Интернете?

— Неужели Вы думаете, что нынешние гороскопы содержат знания друидов второй половины первого тысячелетия до нашей эры? Тайные Знания передавались друидами устно. Категорически запрещалось что-либо фиксировать. Ученики должны развивать в себе память, чтобы запоминать информацию на слух, и уметь подключаться ко Вселенскому Компьютеру, а ещё лучше всего…

— Но я не умею подключаться ко Вселенскому Компьютеру, только к обычному!

— И не нужно, Света. Я прочитала гороскоп «друидов», но не хочу им пользоваться в жизни. Там написаны общие фразы, много глупостей и мало правды.

— Приведи пример.

— Хорошо, я приведу примеры из однажды вычитанного. Если Вы родились под деревом «А», будете внушать окружающим мысль о любви, то есть Вы обаятельны и привлечёте внимание противоположного пола. Получается, все остальные, рождённые под другими деревьями, должны быть исключительно страшными? Если Вы родились под деревом «Б», Вы любите запах духов. А остальное население земли — нет? Если бы это было действительно так, вся парфюмерная промышленность давно бы уже вымерла. Тот, кто родился под деревом «С», нелёгок в общении. Со мной, например, тоже нелегко общаться, но я родилась под другим деревом, совсем не «С». Смелые и сильные — под деревом «Д», чувствительные — ещё под каким-то там деревом. Например, про одно дерево написано, что люди, рождённые в период с… по…, — невысокие. Но я знаю людей из этого периода — очень высокие, даже чрезмерно. Разве процитированное — не глупость? Не может такого быть, чтобы все родившиеся под одним деревом оказались исключительно низкого роста. Или все — очень умными. Или все — поэтами или писателями. Очевидная ерунда. Ум есть у каждого человека, но развит он в разной степени. Поэты и писатели рождаются под всеми деревьями. В общем, если отбросить то, что может относиться и к людям с другими датами рождения, Вы поймёте, как мало информации даёт сегодняшний «гороскоп друидов». Да и характеристики его основаны только на местоположении Солнца относительно Земли в момент рождения человека. А все остальные планеты не учитываются. Но дело здесь даже не в планетах.

— А в чём?

— Надо сначала хорошо изучить и прочувствовать деревья. Потом автоматически, даже не зная даты рождения того или иного человека, Вы вдруг поймёте, что он — Яблоня, например. То же самое с цветами и цветочными гороскопами. Не нужно привязывать даты рождения к определённому дереву или цветку. В любом случае деревьев в гороскопе, как и цветов, — ограниченное количество. Типов людей — множество. Зачем загонять свой разум в рамки стандартных гороскопов? Есть ещё гороскопы животных, но и животных в мире намного больше, чем двенадцать. Если Душа не рождённого пока ещё человека будет похожа на дерево, которого нет в «гороскопе друидов», ей вообще не воплощаться?

— Ты хочешь сказать, что всё это — ерунда?

— Нет, я хочу сказать, что друиды абсолютно правы, и каждое дерево действительно имеет определённый характер и Душу, как и цветок. Только они были правы и в том, что Знание не передавали письменно. Сейчас кругом — сплошные штампы, чтобы люди, не думая и не учитывая других факторов, проецировали прочитанное на себя и близких. Я чувствую душу определённых деревьев и цветов, и когда беседую с незнакомым человеком, не зная даты его рождения, понимаю, что он — Кедр. Информация всплывает из моего Подсознания, которое в своё время заложило образы и соответствующие характеристики определённых деревьев и цветов. Я никогда ничего не записывала, я только чувствовала. Какая мне разница, какого числа родился тот или иной человек, если я вижу его Эдельвейсом, например? Либо я вижу образ цветка, либо сразу знаю, что он — Эдельвейс. А не наоборот: сначала — дата рождения, а потом вешаем штамп «Фиалка». А человек на самом деле на 90% — Эдельвейс, и лишь на 10% — Фиалка.

— Я не понимаю, как это происходит.

— Сначала информация по наблюдениям за цветами, деревьями, животными собирается и накапливается в виртуальном блокноте Подсознания. Там прописывается некий образ: что конкретно для Вас, Света, значит данное дерево, цветок или животное. Когда Вам нужно лучше понять незнакомого человека или того, чьей даты рождения Вы не знаете, достаточно недолго пообщаться или понаблюдать за ним, как Ваше Подсознание вытащит из сундука нужный образ — знак, который поможет вспомнить или считать заложенные Вами в него характеристики.

— Как сложно-то всё… Проще узнать дату рождения и прочитать гороскоп! Разве нет?

— Проще, но надо помнить: человек может родиться под знаком Фиалки и Яблони, а изменить себя до Эдельвейса и Кедра. Важна не дата рождения человека, которая лишь предполагает наличие в нём неких предпосылок на момент его рождения, а то, кем он является сейчас. Изучайте деревья и цветы. Тогда древесные и цветочные гороскопы, как и даты рождения людей, интересовать Вас абсолютно перестанут.

— А как можно узнать деревья?

— Пообщаться с ними, понаблюдать, почитать информацию о них, вплоть до легенд. Людям лень тратить на это время. Вообще к Природе надо быть ближе. Природоведение — это Знание. У каждого к Знанию — свой Путь. В Японии, например, очень широко распространено выращивание миниатюрных копий деревьев в горшках — карликовое растениеводство. Там оно называется «бонсай». Это искусство возникло ещё до нашей эры в Китае, потом перебралось в Японию. Вначале выращивали такие деревья буддийские монахи. По китайской легенде, один император потребовал воссоздать в своём дворце миниатюрную копию империи, включая реки и горы. Так и появились миниатюрные деревья. Хотя, возможно, корни бонсая — в даосизме. Даосы считали, что, создав объект в миниатюре, можно сконцентрировать его магическую силу и управлять ею. Есть ещё и японская сказка. Однажды богатый человек инкогнито путешествовал в горах, забрался в дикую местность, замёрз сильно и набрёл на бедную хижину самурая. Хозяин радушно принял гостя и решил его обогреть, но не было ничего, что можно было бы бросить в огонь, кроме старинного, передававшегося из поколения в поколения бонсая. Самурай принёс в жертву самое дорогое, что у него было. За что богатый человек его потом отблагодарил и взял к себе во дворец.

— Почему дерево?

— В Буддизме дерево и его ветви считаются ритуально чистыми, там существует культ дерева Боддхи, под которым Будда достиг просветления. Есть буддийская святыня, которая представляет собой дерево за каменной оградой. Именно оно послужило прообразом бонсай. В Буддизме весь мир — это сад Будды, в котором растёт Дерево Жизни. Правитель Сада, садовник, — главное лицо во Вселенной. Раньше бонсаем занимались исключительно представители власти. Сейчас, выращивая бонсай, японцы чувствуют себя могущественными, как императоры.

— Это специальные маленькие деревья?

— Нет, обычные. Маленькими они становятся после специального ухода — подрезки, например. Но соотношения размеров корневой системы в горшке и наземной части соответствуют пропорциям взрослого дерева, как оно есть в природе. Много стилей придумали люди для деревьев в горшках, помимо обычного прямого. «Наклонный ствол» под определённым углом к горизонтали, каскадный или полукаскадный стиль веток, имитирующих рост у водоёмов или в горах, «стиль учёных мужей» с минимальным количеством веток, «корень на камне» или «растущий на камне в расщелинах», «скрученный ствол», «стиль метлы», «дерево, растущее на болоте» и так далее.

— А какого они размера?

— От крошечных до огромных — больше метра. Но средние деревья — обычно до сорока сантиметров.

— Так их только подрезают? А как всякие формы придают?

— Много методов и способов. Можно использовать медную или алюминиевую проволоку, как бы направляя ветки в нужную сторону. Это называется «лигатура». Иногда подвешивают специальные грузики, чтобы создать изгибы. Прищипывают, чтобы ограничить рост побегов, или просто подрезают.

— Они должны расти на улице или дома?

— Многие деревья нужно сначала растить в комнате, а потом перенести в сад. Бонсай может находиться и внутри дома, если получает достаточно света. Нужно смотреть по каждому дереву отдельно, в каких условиях ему комфортнее. Клён или сосна, например, могут расти и в комнате, и во дворе, но у них есть период сна — спячки, нельзя её прерывать. Японская чёрная сосна — наружное дерево, но может жить и в холодной комнате, ещё лучше — в особом холодильнике. На самом деле нет полностью «внешних» деревьев. Все холодоустойчивые после их перемещения в тепло акклиматизируются через некоторое время. Кстати, деревья живут дольше человека, в них закладывается мудрость многих поколений.

— А в чём смысл?

— Вы общаетесь с деревом, наблюдаете за ним, учитесь друг друга понимать. Сначала Вы как бы представляете некий образ, как оно будет выглядеть. Потом приступаете к реализации, но не сами по себе, а совместно с деревом. Это сотрудничество и компромисс. Дерево может далеко не всё, что хочется человеку, оно, скорее, погибнет, — вы должны понять друг друга. Например, Вы с помощью проволоки просите дерево наклониться вправо. Дерево откликается и послушно наклоняется или отказывается. Один человек написал про бонсай книгу «Медленная скульптура». Но и дерево в процессе ваяния одновременно изменяет человека.

— А человека-то как дерево может изменить?

— Когда созерцаешь красивое или природное, наступает чувство покоя, тревоги и стрессы уходят прочь. Гармонизируется внутренняя энергия. Деревья имеют силу и мудрость, которую могут передать тому, кого посчитают достойным. Человек стремится к самосовершенствованию и творчеству, пытается выразить своё внутреннее во внешнем при помощи дерева. И ещё: бонсай, в отличие от других форм творчества, например картины, музыки или стихотворения, никогда не бывает завершён.

— У меня на это сил нет… И времени… Совсем!

— У Вас нет желания.

— Ты хочешь сказать, что все должны выращивать бонсай?

— Нет, Света, я хочу сказать, что при желании каждый из нас может научиться языку общения с Природой. У каждого — свой Путь к Ней. Мне было бы сложно деревья подрезать и миниатюризировать. Пусть лучше растут себе вволю. Я с деревьями общаюсь в своём саду летом. Или в лесу.

В этот момент РАМ остановилась у Озера, подождала, пока все семинаристы собрались, и произнесла:

— Сейчас мы зайдём в гости к местным жителям. Весной они уезжают из города и живут здесь в палатках до поздней осени, чтобы находиться поближе к Природе. Они нас чуть-чуть подкормят, а после мы отправимся в обратный путь.


Рецензии