Утро девяностых годов

(записки программиста)

Уместно, действуя по схеме,
дать предисловие к поэме -
в ней не ищи конкретной даты,
одним лишь часом в ней объяты,
случайной россыпью примет,
не год, не два, а больше лет...

1.Hello, world!

Будильник! Здрасьте, вот те на!
Hello, world!* Привет, страна!
А мы как будто и не спали
всю ночь, и кот на одеяле
лежит, как гиря, на ногах…
О, ёлки – палки, ох и ах!
Пора проснуться, ты усёк?
Уж извини меня, Васёк…

* Hello, world! - традиционный вывод на экран
в программах типа "Моя первая программа"

И так который год подряд.
Не зря в народе говорят,
что тяжела и неказиста
про жизнь простого программиста…

С утра не сложен алгоритм –
была бы цель и был бы ритм.
Сильна привычка многих лет:
неувядаемый Gillette,
Mоccona, Rama, Blend-a-med…
Не обойтись нам без примет
цивилизованной эпохи,
они…ну, как у Васьки блохи,
куда же денешься от них?

Тут иностранных слов одних
вполне хватает на словарь,
а то ли дело было встарь,
когда не лезла в ум реклама,
но жизнь по-своему упряма,
она меняется, но всё же
мне слово русское дороже.

Я рад, что русское словцо
в рекламе нашей на лицо,
и Мила милая вполне
мила доверчивой стране,
а с ней и тридцать три коровы,
да будут все они здоровы!

Жить плохо без рекламных пауз,
когда в стране творится хаос,
и беспорядка через край -
тут в самый раз рекламный рай…

И мы сейчас, почти по теме,
объявим паузу в поэме,
на полчаса не до поэм –
сейчас побреюсь и поем.

Но в телевизор - хоть бы глазом:
жить веселее раз за разом.
Куда же движется страна,
сказал бы кто, хотя б спьяна,
иль стрезву вымолвил словечко.
Ведь жаль простого человечка,
кто не успел наворовать.
Куда ж идём, святая мать?
Какой такой нас крутит бес?
Но тишина идёт с небес…

А вот мы Ваську не спросили:
открой нам истину, Василий!
Но только хруст стоит окрест,
а Васька слушает, да ест,
вот облизнулся плутовато.
Жива бессмертная цитата!
С утра весьма полезен вискас,
соображает наша киска-с!

2.Выходим в мир

А между тем, легко и быстро,
закончен завтрак программиста,
Василий! Где ты там? Пока!
Вот к выключателю рука,
замок, ключом два поворота,
(все машинальная работа!)
выходим в мир и вот оно,
пошло любимое кино,

за кадром кадр, в привычной гамме:
вот лифт, по фене и по маме
расписан вдоль и поперек,
(хоть кто бы дельное изрёк!),
подъезд, обшарпан и печален,
рекламой шустрою завален,
как листопадом, и ко всем
забита в ящик «Экстра – М»…
Крутой замок, стальная дверь,
как раз та самая, что зверь,
железный лязг – и мы в пути,
и на часах без десяти…

А на дворе, понятно, осень,
когда затасканная «просинь»,
к нам в рифму просится в строку,
но мы, понятно, начеку,
у нас в уме другие рифмы:
не напоролись бы на риф мы -
у нас в такое время года
бывает острая погода -
в такое время наверху
всё выясняют, кто есть who.

Скучна рутинная дорога
и впечатлений здесь не много.
Куда ни глянь – одни палатки,
и до чего ж иные хватки,
когда кругом полно растяп!
Вот мне палаточку хотя б,
но не дано, но не умею
такую вывернуть затею.

И хоть не чужды мне азарты,
но не везёт…К примеру, в карты –
вот провалиться мне на месте-
как только козыри не крести-
я обязательно дурак!
Тут надо волю бы в кулак,
а у меня все сантименты,
увы, не мне ловить моменты,
и я, в дерзаниях упрямых,
ловлю жучков** в своих программах.

** ловить жучков - исправлять ошибки в программе

3.Кругом приятные всё лица

А впрочем, вот уже метро.
Спешит в подземное нутро
и на работу прёт столица.
Кругом приятные всё лица…

Про всех попробуй расскажи!
Но есть иные типажи,
вполне достойные пера,
хотя уходит та пора,
когда рука к перу спешила -
не то перо, не те чернила,
и в нашей нынешней культуре
рука спешит к клавиатуре…

Признаюсь, чтоб разговориться,
любые мне занятны лица.
Порою чтение лица,
что простака, что мудреца,
дает такие впечатленья,
что хоть сейчас в стихотворенье…

Но это – тихая охота,
тут нужен взгляд, почти как фото,
ведь неудобно, вперив взгляд,
смотреть с пяток секунд подряд
на незнакомое лицо,
да и оно, в конце концов,
быть может, и не безопасно,
вы это знаете прекрасно:
бывает вдруг – глаза в глаза -
тут сразу жми на тормоза
и отводи подальше очи
куда – нибудь. Вот так, короче,
бросай, как будто невзначай,
короткий взгляд, и примечай
всё то, что нужно для поэта
в чертах случайного портрета.

Смотреть же можно без конца
в обличье матери, отца,
ребёнка, женщины любимой –
секрет, понятно, объяснимый.

Я в этом странном виде чтенья
свои имею предпочтенья.
Приятно, коль у мужика
физиономия крепка
и на лицо и ум, и воля,
и нету зла – чего же боле?

Но больше женские портреты
меня влекут. В них есть секреты,
в них неразгаданная тайна
живет, дразня необычайно…
Порой улыбка этих лиц
вдруг ослепит тебя, как блиц -
и ты влюбляешься мгновенно,
настолько всё в них совершенно.

4.Камея

И вот смотрите - в самом деле,
в вагон походкою модели
она вошла: лицо – камея,
любуюсь, внутренне немея,
от небывалой красоты –
какие дивные черты!

Какой шедевр! Не сам ли Бог
нарисовать его помог?
Богиня, что там! Видно сразу,
уж вот на ком не скучно глазу!

Спокойный взгляд и непременно
лицо чуть–чуточку надменно,
но понимаешь - это маска,
и пред тобой – живая сказка.

Вот дрогнут губы, если нужно,
и улыбнётся рот жемчужно.
У этих сказочных камей
сердца совсем не из камней...

5.Дюймовочка

Нектаром будто бы пахнуло -
в вагон дюймовочка впорхнула -
румяны щёчки, вздёрнут носик,
и как земля такую носит!
В таком изящнейшем калибре
летать бы надо, как колибри.
Вот покачалась, но слегка,
как стебелёк от ветерка,
рукой придерживаясь за
высокий поручень. Глаза
свои огромные раскрыла,
чему–то улыбнулась мило,
невольно вспыхнула чуток,
как будто радостный цветок,
смущённый взор потупив ниц,
вот встрепенулась, взмах ресниц,
шажок изящный для разгона
и - упорхнула из вагона,
зелёным пёрышком блестя.
Лети, прелестное дитя!…

6.Забавен к лицам интерес

Забавен к лицам интерес…
Но мчится дальше наш экспресс,
и тут, что в сторону, что прямо-
куда ни глянь - кругом реклама!
того попей, того поешь,
как зарастить кудрями плешь,
того нюхни, того курни
и среди этой болтовни
предупреждающий Минздрав
диалектичен и лукав.
Всё так и дышит вдохновеньем,
и едешь ты, томим стремленьем,
сейчас же, спрыгнув на ходу,
купить всю эту ерунду…

Пора бы снова бросить взгляд
на человеческий парад,
кругом идут такие клипы,
и всё в натуре, всё без липы.,
без репетиций, без фанеры,
живые, яркие примеры
того, что в нашей жизни ново
и что старо – бери любого:
вот точно  –  менеджер, ну, или,
он брокер***  – тоже  не дурак,
пахучий бомж, невзрачный киллер**** ,
уже с работы,  вроде как,

студент с наушниками, некто
с большим запасом интеллекта
и словарём, весьма богатым,
как между прочим, сыплет матом,
пиджак напяливши бордовый –
вот этот точно русский новый!

*** Наш брокер, скажем для ремарки,
    вполне бы мог на иномарке,
    но у него сегодня пьянка
    и в гараже грустит баранка,
    вот он и едет без руля,
    чтоб не бояться патруля.

**** Отдать убийце полстроки
     мне было явно не с руки,
     но, согласись, читатель наш -
     не мной придуман персонаж,
     да и контрольную стрельбу
     я вместе с ним видал в гробу.

Вот дальше - мама с малышом,
пацан (понятно, с калашом)
солидно едет в детский сад.
С таким (в виду имея детку)
я хоть сейчас готов в разведку.

Вот сочный кадр - нынче в моде
пивка попить при всём народе:
с утра пораньше из горла
в себя залил – и все дела.

Смотреть на вздёрнутый кадык
не всем приятно будет, дык,
не попить в вагоне пива
как будто даже не учтиво…

Но мы судить не станет строго
о тех, с кем сводит нас дорога…

Вот лица беглого портрета
людей метро, и я здесь где-то,
сейчас найду – да вот он я!
Такая дружная семья…

Про всех писать я не смогу,
я остаюсь у них в долгу,
и пусть меня простят все те,
кто в повседневной простоте
несёт свой крест несуетливо,
кто рассуждает не болтливо,
кто не подвластен чувству злому,
кто строг к себе, терпим к другому,
в ком есть достоинство и такт,
в ком доброта жива - не факт,
что их осталось очень много,
пусть будет доброй им дорога…

7.Люблю я новую игру

Что мы – читающий народ –
я подтвержу, молва не врёт.
Хоть не читальный это зал –
вагон метро, но я б сказал,
читают всё ж, по крайней мере
шуршат газетами в партере.
А вот стоячий пассажир –
ему ловчей другой ранжир,
ему удобней pocket book,
поскольку места нет для рук.
И там и сям почти одна
мадам Маринина видна…
Сам в электронной жизни этой
я редко пользуюсь газетой,
боюсь нарваться на избыток
расхожих истин, тем избитых.
Да и, признаюсь, детектив
читать не очень я ретив.

Люблю я новую игру:
покликал мышкой, точка ru…
О, сердцу милая картина! –
затрепетала паутина,
довольный вздох, счастливый всхлип,
и я надолго в ней залип.
Но всё ж толковую газету
предпочитаю Интернету,
когда в критический момент
мне нужен факт и аргумент.

Я по дороге вместо прессы
блюду другие интересы:
порой в уме пишу программы
иль сочиняю эпиграммы.
В метро стихи писать полезно –
вот рифма вдруг сама полезла,
журчит поток ассоциаций,
пишу я просто, без новаций,
и не тяну из слова жил,
как Бог на душу положил,
так в строчку я вставляю слово,
держа размер – и всё готово...

8.Станция Ирина

Подземка крутит виражи.
Вот тормозятся витражи,
глядясь мозаично – старинно,
ну, здравствуй, станция Ирина!
Я так зову, отбросив прозу,
вот эту станцию-занозу...
Улыбка губ, смешливый нос –
вот все, что в памяти донес
я до сегодняшнего дня.
Ирина! Ты прости меня,
в уме иное теребя,
я забываю про тебя
порой, и зыбкие черты
уходят в темень пустоты…
Бывает, станцию твою
в упор совсем не узнаю
и снова пролетаю мимо.
Вот так все в жизни повторимо
и безвозвратно, вместе с тем…

И вот нежнейший мрамор стен
поплыл назад, мелькнув картинно
уходит станция Ирина,
уж так я звать ее привык.
Разбег в туннель, прощальный крик,
и снова ты умчалась прочь,
и стук колес, и в окнах ночь…

9.А в переходе нежно скрипка

Теперь пора сойти с кольца,
иначе не видать конца
сим поэтическим изыскам,
рассказ и так затянут с риском.
И вот в туннель, в круженье дня,
уходит поезд без меня…

А в переходе нежно скрипка,
скрипачка, юная улыбка,
не ошибусь – играет чудно,
и смело, даром, что прилюдно,
и я к другому серебру
своих добавил за игру.

Вот жизнь устроена хитро –
теперь пили себе в метро,
об этом даже разговору
быть не могло в иную пору…
Но вот в метро поёт смычок,
как неожиданный сверчок.

Вот ход времён куда нас вверг,
но вот уже вперёд и вверх
везёт нас лестница живая.
Уклад застойный изживая,
кругом рекламные щиты
призывно смотрят с высоты.

Такой заманчивый букет,
мой Бог, чего тут только нет!
Льёт через край из полной чаши,
и всё оттуда, всё не наше,
хотя сказать уже спешим –
за исключеньем небольшим.
Вот жизнь пошла! Мы это любим,
опять окно в Европу рубим,
и только щепки относи,
и так всё время на Руси…

10.А что вверху?

А что вверху? - куда как плохо! -
и тут во всю звучит эпоха -
кордоны, танки, канонада
и всё как будто так и надо.

Где одиночные, где залпы,
война в стране – я так сказал бы...

Бои, захваты, штурмы, взрывы,
иных уж нет, а те всё живы...

Снова мы за  ратным делом,
снова в бой бросаться  нам,
снова лупим мы по белым,
понимаешь, по домам…

Нас бес подталкивает к бою,
мы с мирной жизнью не в ладу,
одна беда идёт с другою
и кличут новую беду.

Мы что ни сделаем – всё в минус,
великий Боже, вразуми нас!
Прошу своей нескладной лирой -
Всевышний разум! Инсталлируй
свою программу бытия
по новой! Может быть, и я
смогу помочь исправить глюки…
Смотрю - воспряли божьи руки
и перст божественный к Reset
в раздумье тянется. О, нет! -
кричу Ему я с новой силой -
прости нас, Боже, и помилуй!

10.Et cetera

Братоубийственный салют –
и на работу едет люд,
и танки двинулись на штурм,
и как вместить такое в ум?

И мне пора явить заботу -
не опоздать бы на работу!
Мне здесь примерно метров сотня,
вот переулок, подворотня,
и в нужный час, без трёх минут,
я на работе тут как тут…

Близка к концу моя поэма,
всё остальное – не проблема:
привычно втискиваю чресла
в свое вертящееся кресло,
врубаю Pentium 600,
система грузится, и вот
сейчас любимый Си плюс плюс****** ,
с утра к которому стремлюсь,
раскроет окна на экране.
Две пятерни подняв заранее,
беру на клавишах аккорд,
теперь пора ввести Password…

О, сердцу милая игра!
И я набрал: Et_ceterA…

***** Си плюс плюс (С++) -
популярный язык программирования

1992 – 1997


Рецензии
Вот это ДА!!! Браво, Александр! Узнала Вас, совершенно, с другой стороны поэтической! Здорово!!!
С праздником Вас!
Мои самые добрые пожелания на многия лета!

Тина Колычева   23.02.2018 17:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Тина, за поздравление и добрые пожелания!

Александр Карцев   23.02.2018 20:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.