О целях и задачах поэтического искусства

О целях и задачах поэтического искусства

Вы будете смеяться, но их нет… просто не существует, а еще точнее – не должно существовать. Есть лишь призрачные и весьма туманные смыслы искусства. Оные и составляют его сущность, выражаясь общепринятым языком, - начало. Нашей задачей и будет определение общих, а не конкретных (контекстных) смыслов не всякого искусства, но искусства поэтического, ибо есть существенная разница (в том числе и методологическая) в определении сущностей различных видов искусств.
Итак, будем исходить из неоспоримой, как мне кажется, посылки о том, что акт поэтического творчества (как и вообще любой созидательный акт) персоналифицирован.  Но с другой стороны, результат любого созидательного действия теряет всякий симпрактический смысл (о теории симпрактических и теоретических аспектах культур см. сборник статей «Три подхода к изучению культуры», МГУ 1997, стр. 93-126) в отвлечении о познающего его субъекта. Так как работа наша имеет узкую направленность, для простоты будем считать познающим субъектом человека как такогого, т.е. его восприятие произведения искусства на личностном уровне, оставляя за бортом осознанное логическое восприятие с позиций строго научных, систематических или же критических. Исходя из этого, сформулируем и объект нашего исследования: соотношение авторских смыслов, заложенных в поэтическом произведении и смыслов, вкладываемых в тоже самое произведение его реципиентом.
Схематически мы можем представить себе это следующим образом: акт творчества --> посредник --> реципиент. На каждой из трех этих стадий есть свои корректирующие аспекты. Коротко отметим их, дабы предвосхитить вопрос о шумовых флуктуациях в искусстве, который неизбежно возникает (надеюсь рассмотреть его в отдельной работе, т.к. он чрезвычайно интересен). Итак, на первой стадии это весь микрокосм, который, собственно, и побуждает к акту творчества; он же и обусловливает закладываемые в произведение смыслы плюс заданность внешней среды. На второй стадии следует особенно выделить способ передачи информации, т.е. ее носитель. Для нас он строго определен – некоторая стихотворная форма. В наших общетеоретических изысках не играет роли конкретизация данного понятия (значение формы, ритмы, уровня реализации поставленных задач я также планирую рассмотреть в отдельной работе). Зато наиболее важными становятся корректирующие аспекты на третьей стадии, стадии восприятия, т.к. рассмотрев процесс реципиирования искусства, мы сможем хотя бы условно отметить, к чему следует стремиться современной поэзии, т.е. ее смысл как таковой. Итак, основными будем считать две следующие группы корректирующих аспектов: внутренне заданные параметры микрокосма и внешние макропараметры среды (в первую очередь, социокультурные), оказывающие влияние на процесс интерпретации вообще любой информации (стоит оговорить, что процесс познания произведения искусства будет неизбежно иметь информационный аспект, а следовательно, обладать характеристиками информационных процессов). Базовым является то, что набор аспектов, влияющих на криэйтора и реципиента, совершенно одинаков, различаются же только его сущностные характеристики, или параметры. А вот отсюда уже напрямую и возникает персоналифицированность восприятия искусства разными субьектами, т.е. личностями.
Что же значит для нас все вышесказанное? А то, что могут существовать всего лишь две базовые тенденции в искусстве: курс на унификацию творчества и выработку концепции подавления шумовых флуктуаций, т.е. способа донесения персоналифицированной информации до реципиента наиболее полно с наименьшими изменениями. Унификация в таком случае будет иметь две совершенно разных формы: примитивизацию и абстракционирование. Первый путь я сразу отметаю, ставя своей задачей развитие второго направления. Это не цель, не задача поэтического искусства, но его подлинный смысл. Концепция же  подавления шумовых флуктуаций применима в прозе (особенно публицистике) и еще более в научных работах (для этих последних она и есть единственно возможный метод), но не подходит для поэзии, музыки и т.п. А вот в живописи, пожалуй, оба подхода одинаково интересны и сильны, но это не имееет прямого отношения к нашему исследованию.
Вернемся к поэзии, а точнее уже к абстракционированию в поэзии. Я специально сделал терменологическое разделение и не стал использовать понятие «абстрагирование», т.к. оно имеет конкретный смысл отвлечения от реалий, а от это аспекта я хочу освободиться, т.к. и реалии можно передавать методом абстракционирования. Сам же этот метод в поэзии имеет вот какое прикладное значение: создание образа (в более широком смысле – целого произведения), имеющего задачей своей являться посредником между двумя микрокосмами, но постольку поскольку мы рассматриваем его в рамках унификационного направления, то можно выделить еще более узкую и специфическую задачу, а именно, формирование семантического ядра произведения, которое могло бы вербально восприниматься любым субъектом не вызывая отторжения. Вот мы и пришли к этому новому смыслу поэтического искусства, смыслу унификации и вербализации. А все, что может быть отвергнуто микрокосмом реципиента, должно быть выведено из семантического ядра и являть собой весь потенциальный текст произведения, а в более широком распространении и культуры в целом.
Напоследок вернемся к вопросу о необходимости освобождения от конкретизации целей и задач искусства. Ответ напрашивается сам собой: да потому, что это загоняет любое искусство в рамки идеи, а следовательно, делает его несвободным! А разве этого мы желаем для своего творчества? – Конечно нет! Мы ведь веками стремились освободиться от програмности творчества, его идеологизации, и это возможно путем метафизической унификации и полнейшей вербализации искусства.


P.S. Конечно в таком маленьком исследовании (а то кто бы читать стал?) невозможно подробно изложить тему во всех тонкостях, поэтому дана лишь общая модель, можно сказать, скелет проблемы. Если этот опус вызовет отклик читателей и интерес к проблеме, то я с удовольствием продолжу разработку прикладных аспектов, а так же сопряженных тем. Спасибо всем, кто нашел в себе силы дочитать до этого места. Жду Вашей реакции, уважаемые читатели!


Рецензии
Для Юрия Ракиты.

>Не смешиваете ли Вы здесь теоретическую дисциплину с нормативной?

Не побоюсь признаться, смешиваю порой, но, слава Богу, еще не путаю. Знаю, что так не стоит делать, но, как Вы выразились, «нельзя энтузиазм убивать накорню». Я не претендую не то что на истинность, но даже на непогрешимую научность моей методологии.

>Чего, собственно, Вы хотите добиться в результате данной работы?

Я уже где-то говорил, кажется, что все это вообще субъективизм чистейший. Целью было поставлено обоснование метода, который я хочу попытаться развить, т.е. метафизической унификации. Не идет речи о его пропаганде или навязывании, т.е. нормативным он может стать для меня, всем же здесь присутствующим я его просто отдаю на растерзание с конкретной целью - получить максимально возможное количество разнообразных мнений и осмыслить замечание куда более серьезных теоретиков (Ю.Р., например), дабы потом основываясь на них можно было бы совершенствоваться.

Спасибо!

Юрий, я приношу извинения, но пока нет никакой возможности сесть и внимательно вникнуть в Ваши труды – работой по горло завалили, но обещаю сделать это в ближайшее время.

С уважением,

Кирилл Борода   12.01.2001     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.