Зинаида Палайя - написанные рецензии

Рецензия на «Народное голосование. Сентябрь-2018» (Большой Литературный Клуб)

JAG «Юрмальское»
http://www.stihi.ru/2018/09/13/2266 отборочный тур для резидентов

АЛЕКСАНДР КРУПИНИН «Ежевика»
http://www.stihi.ru/2018/08/16/4846 отборочный тур для резидентов

ЛАНА ЮРИНА «Я просыпаюсь»
http://www.stihi.ru/2017/12/22/4238 отборочный тур для резидентов

РАДИО-АКТИВЕН «В прокуренной кухне»
http://www.stihi.ru/2010/08/24/93 отборочный тур (квота Ольги Ведёхиной)

ОЛЬГА БЕССНЕЖНАЯ «Частичка тишины»
http://www.stihi.ru/2018/09/13/8295 отборочный тур (квота Александра Евдокимова)

МАРИНА ЧИРКОВА «карандашом в сентябре»
http://www.stihi.ru/2018/01/03/4299 квота ГР за ведение рубрики «В гостях у...»

НАДЕЖДА КОГАН (ШЛЯХОВА) «Фонарный столб»
http://www.stihi.ru/2007/06/04-2517 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

ПОТАПОВА ПОЛИНА «в эфире только птицы...»
http://www.stihi.ru/2018/09/14/9137 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Зинаида Палайя   22.09.2018 21:40     Заявить о нарушении
Рецензия на «Сад» (Сергей Пагын)

Как же хорошо!Состояние "Божьей тени"...

Зинаида Палайя   18.09.2018 21:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Зинаида!

Сергей Пагын   19.09.2018 08:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Миниконкурс Про грибы и не только» (Литературный Фестиваль Рунета)

http://www.stihi.ru/2018/09/17/7563

Родным и друзьям, что остались в Москве

Благословенны щедрые дары
среди болот затерянного края,
где розовые дебри иван-чая
и зверобоя жёлтые костры,

где земляника меж густой травы
манит и дразнит алыми устами,
и руки брать её уже устали,
и не поднять склонённой головы.

Едва передохнёшь - уже её
сменяет черноглазая черника,
за терпкими созвездьями брусники
румяной клюквы время настаёт.

А о грибах чего уж говорить,
когда берутся только шляпки белых,
молоденьких, ядрёных, крепкотелых.
Ну как в таком обилии не жить?!

Но всех дороже чистая вода,
такой живой нигде вы не найдёте.
Когда случится лето на излёте,
вы приезжайте, милые, сюда.

Зинаида Палайя   17.09.2018 20:14     Заявить о нарушении
Хорошо у Вас. Принято.

Кот Учёный Для Лфр   18.09.2018 08:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «На запятках у времени» (Нина Баландина)

Интересный эффект: каждая строфа как отдельное стихотворение со своим особым настроением, вариации одной темы.
Последняя строфа - блеск!!!

Зинаида Палайя   15.09.2018 17:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Зинаида! Сейчас, по прошествии времени, уже не так все хорошо. Может
быть, сделаю покороче.

Нина Баландина   21.09.2018 19:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Какой закат-то розовый...» (Татьяна Айххорн)

Ну, наконец-то! А ведь я сегодня вспоминала Вас...
Танюша, как же мне созвучны Ваши стихи, особенно второй и третий.
Напишите мне в личку о своём житье-бытье.
Обнимаю

Зинаида Палайя   15.09.2018 17:00     Заявить о нарушении
Вы правы, Зиночка, порой стихи обладают убойной силой, ну если не в убой, то уж пробьют самое укреплённое укрытие. Мои родные говорят, что всё на моей странице неприемлемо депрессивное. А Вы увидели нечто ВАМ близкое и не удручающее.
С бо-о-о-ольшой благодарностью за понимание!
Ваша и ещё раз Ваша
Т.

Татьяна Айххорн   17.09.2018 15:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Юрмальская мозаика» (Jag)

"Защитник" безоговорочно лидирует (для меня). В конце такая замечательная аллюзия на Бытие! И строка об ангелах и Боге, конечно же, мне по душе.
А вот название, мне кажется, не совсем удачное: во-первых, не очкарик главный "герой"; во-вторых, первая строка вводит в недоумение словом "говорила" (ж.р.). И то, что потом ситуация проясняется, не спасает положение - недоумение уже случилось. Но с другой стороны, если заглавие изменить, исчезнет иронический оттенок.
Феликс не понял, что ЛГ - девочка (я-то знаю по прежним стихам, что речь идёт о вашей дочери). Думаю, что другие тоже могут не догадаться, а "песочный замок" понять в переносном смысле.
И ещё: два раза упоминать ос и жуков и ни разу - прочих букашек, последним обидно. Ну это скорее шутка.
Влад, мне кажется, ваши стихи изменились к лучшему - я имею в виду стиль.
Появилась свобода. А вы как ощущаете?
Вы заметили, что я перешла на обращение "вы" со строчной буквы? Это чтобы сбить официоз и придать нашему общению дружеский характер. Не возражаете?

Зинаида Палайя   13.09.2018 22:48     Заявить о нарушении
Феликс написал, что боится очевидных стихов.. я в общем-то тоже :) "Защитник" совсем не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. И вопрос не в том, кто главная героиня, это как раз очевидно любому человеку не слишком зацикленному на "любовной лирике". Вопрос в том, к кому относится название стихотворения. Ведь в стихотворении целых три защитника и одна защитница :) Девочка защищает все живое, мальчик защищает девочку, отец мальчика просто называет себя "защитником" - скорее всего он военный или что-то подобное, в тельняшке; наконец, отец девочки пытается защитить ее... от чего? может быть, от реальной жизни - недаром они строят замки из песка; может быть, от других "защитников"? я думаю, что название стихотворения относится именно к нему :)

очень рад, что вы считали "библейский" пласт, он там действительно есть..

и, конечно, я не против "вы" :)

Jag   14.09.2018 09:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Юрмальское» (Jag)

Хорошо, Влад. Особо - рифма "далёкое-малёк её".
А нитка какого цвета?

Зинаида Палайя   13.09.2018 15:38     Заявить о нарушении
красная, конечно :)
вообще это стихотворение не самостоятельное, а первая часть вот этого: http://www.stihi.ru/2017/11/02/4293
Вчера подал его на БЛК, но сказали, что это цикл, пришлось оставить кусочек.
спасибо, Зинаида Николаевна! Рад Вам

Jag   13.09.2018 15:41   Заявить о нарушении
А на какой руке?

Зинаида Палайя   14.09.2018 00:57   Заявить о нарушении
конечно, на левой, ближе к сердцу

Jag   14.09.2018 09:38   Заявить о нарушении
Вот, на что я наткнулась в Инте:
В соответствии с КАББАЛОЙ красная нить должна быть на левой руке. А тот человек, который будет завязывать нить должен читать молитву «Бен Портат», которая в переводе на русский звучит так: «Как рыбы на земле покрыты водой, и дурной глаз не имеет силы над ними, так не имеет дурной глаз силы над потомками Иосифа. Глаз, не позарившийся на то, что ему не принадлежит, не подвластен дурному глазу.»
Любопытно, не правда ли?

Зинаида Палайя   14.09.2018 15:07   Заявить о нарушении
да, любопытно :) у нас на работе одна сотрудница, моя близкая подруга, жаловалась на боль в суставе запястья, и ей все наперебой советовали повязать шерстяную нитку, обязательно красную; она так и сделала, но, кажется, не помогло.. а я все ее пытал, как по ее мнению нитка может помочь и почему она должна быть красной? я вообще в такие штуки не верю, вот сейчас, наверное, будем с Мартой спорить по поводу памяти воды, и не очень-то хочется, но вроде как надо - долг :) Зачем же ты взял эту нитку в свое стихотворение, спросите вы? вопрос закономерный.. я думаю, именно в силу ее бесполезности - бесполезно "забалтывать" боль, это может работать на короткой дистанции, в силу самовнушения, но не более

Jag   14.09.2018 15:28   Заявить о нарушении
Влад, поздравляю с шортом БЛК!!!

Зинаида Палайя   17.09.2018 10:03   Заявить о нарушении
Спасибо, Зинаида Николаевна! Ну пока это всего лишь лонг, вроде бы, но все равно приятно ☺️

Jag   17.09.2018 17:32   Заявить о нарушении
Я просто предвосхитила события.

Зинаида Палайя   17.09.2018 18:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «В гостях у Петры Калугиной» (Большой Литературный Клуб)

Здравствуйте, Таня! Очень рада возможности с Вами пообщаться. Вы, вероятно, знаете, что я не из обидчивых, поэтому прошу по всей строгости поэтических законов. Вашим мнением дорожу очень.
Лестница
http://www.stihi.ru/2018/08/12/2408

......Босая, в старой, поношенной юбке,
......засучив рукава до плеч,
......она мыла в сенях лестницу.
...................А. Чехов. В овраге

Древняя душа
только-только очнулась
внутри замызганного Я.
После долгой спячки,
засучив рукава,
она моет своё жилище.

Имя ему – память;
на стенах снимки –
выцветшие обиды.
Их почти не разглядеть,
но одна ноет,
словно набухший нарыв.

Вы, жены, судьбой битые,
товарки мои бесчисленные,
вы меня понимаете.
Дайте мне силы
сорвать, скомкать, сжечь
и умиротвориться, наконец.

…Ни дыма, ни гари;
ветер прощения лёгок и свеж.
Мытые окна – глаза мои –
простыми стали,
увидели главное:
лестница…
..........лестница
....................Иакова…


Зинаида Палайя   12.09.2018 16:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Зинаида!

Давно за вами наблюдаю, ещё с довремён моего редакторства на ЛФР питая к вашему творчеству повышенный интерес, в чем сейчас и признаюсь, пользуясь случаем. Наверное, что-то общее у нас есть, чем-то похожи... Доморощенные женские философы, искатели метафизики в предметах обстановки, во всех этих стенах-окнах, гардинах, закипающих чайниках, колеблемых стремянках и пляшущих пылинках в косом луче. Природа тоже имеется, и тоже с любовью и заботой «обставленная», обуюченная. Жильё души.
Не знаю, согласны ли вы с таким взглядом на вас как на автора или нет. Не спешите с ответом — вот вам пузатый бокал кальвадоса ( а мне второй), выпьем за женскую поэзию этот крепкий и терпкий «мужской напиток».

По этому конкретно стихотворению (верлибру с вишенкой рифмы, венчающей концовку).
Изящно, женственно, метафизично. Древняя (вечная) душа очнулась внутри преходящего, условного «Я», подлежащего полному разрушению и рассасыванию в пространстве.
«Я» — это иллюзия, это накопленные за земную жизнь «фотографии» памяти, развешанные по стенам временного обиталища.
Душа — не «Я».
Уже сам этот постулат — повод для безмерного огорчения. Ведь что бы ни продолжило путь после моей смерти — это буду не «Я». Какая мне радость в бессмертии Души, если она — не «Я»?

С точки зрения христианского учения и большинства других религий, согласно которым душа — это и есть подлинное «Я» человека, ваш стих, Зинаида, это нечто смущающее ум, если не сказать еретическое )).
С другой стороны, у вас много религиозной, теософской лирики, и в ней много именно _поисков_ бога, а не _бунта_ против него.
Здесь, в этом стихотворении, тоже — поиск, а не вызов и не бунт. Ключевой образ, лестница Иакова — это обращение к христианской символике, причём созерцание этой лестницы приравнено к чуду, к божьей благодати.
Отношение лг к христианской религии, к богу трактуется однозначно: это вера. Вера, смирение, радость пребывания в самой этой системе координат... Осталось только утолить жажду познания маленького ненысытного любознательного базарова, сидящего внутри лг и порывающегося препарировать: «Я», душа, тело, память, сердце, мозг... Это такая Лаборатория внутри Храма, и именно там рождается ваша поэзия (не утверждаю, лишь предполагаю)).

Это были довольно общие слова, теперь совсем-совсем конкретно по тексту.
В первой строфе возникли противоречивые чувства по поводу определения «замызганный».
«Замызганное Я»... очень уж самоуничижительно, самокритично. Я бы остановилось на более нейтральном «захламлённом». Много хлама, который надо бы выкинуть. «Выкинуть хлам из дома и старых позвать друзей», как в песне у Иванова.
А «замызганный» по отношению к своему «Я» это слишком жестко, резко, тренинг прямо какой-то.

Снимок-нарыв, ноющий на стене дома-«Я», показался мне вначале слишком сюрреалистичным для этого стиха, но потом я поняла, что именно так здесь и надо.

Но главное, чем удивил стих (и благодаря чему он для меня состоялся как поэзия очень высокого уровня) — это парадоксальная смена ракурса, с которого лг видит себя и свою жизнь в конце стиха, после свершившегося «прощения».
Одна-единственная часть дома вдруг оказывается вне его — лестница, которую лг видит из окна. То есть это выход за некие рамки личности с ее внутренними «интерьерами», вырастание из границ, обнаружение себя вне «Я» с его стенами-полом-потолком. Часть смертного и тленного «Я» вдруг оказывается лестницей между землей и небом, то есть частью чего-то бессмертного и нетленного, существующего всегда. Лестницей Иакова.
Чудо как компромис между Храмом и Лабораторией. Именно чудо в его христианском понимании, призывающем разум смиренно и возрадованно _принять_, а не копаться пинцетиками логики, медицины и пр. наук.

Вот такие мысли вызвала у меня ваша поэзия (этот стих и другие, прочитанные на странице).
На технической стороне именно этого текста подробно не останавливалась, с нею тут всё в порядке. А вот от соблазна пофилософствовать с человеком, мыслящем в близком и интересном мне направлении, не удержалась.

Петра Калугина   13.09.2018 15:43   Заявить о нарушении
Таня, с удовольствием принимаю ваше предложение пофилософствовать за бокалом «мужского напитка» на тему, интересующую нас обеих и, надеюсь, не только нас.
Стихи эти о пробуждении души в человеке, в его Я, которое есть личность со всем «хламом», приобретённым за земную жизнь. «Душа по природе своей христианка» (Тертуллиан). А человек живёт и не догадывается об этом. Известно выражение "нет души». Личность есть, а душа спит. Но наступает момент, и она просыпается. Это чудо у каждого происходит по-своему. У меня – через картину заката над Волгой, когда возникла мысль: «Это слишком профессионально, чтобы быть случайностью.» Бог открылся мне как Художник.
Из трудов св. Отцов известно: чем ближе они становились к Богу, тем бОльшими грешниками они себя считали. Вершина смирения: «Все – святые, один я грешник». ЛГ максималистка и прежде всего по отношению к себе. «Замызганное Я» – это трезвый взгляд на саму себя. Труд по «отмыванию» памяти длится десятилетиями, до самой смерти. При этом (моё предположение) Богу мы интересны как творческие личности, ищущие, порой сомневающиеся, набивающие шишки и постигающие Божественные истины на своём опыте, зачастую трагическом. В этом, как мне кажется, глубинный смысл борьбы Иакова с Ангелом, в память о которой навсегда осталось у Иакова увечье ноги.
Последняя строфа - это момент перед смертью. Вспоминается свидетельство В. Жуковского о последних мгновениях жизни Пушкина: "...он подал руку Далю и, пожимая ее, проговорил: "Ну подымай же меня, пойдем, да выше, выше... ну, пойдем!"
Таня, ваша интерпретация финала так хороша, что я свой бокал ковальдоса пью за ваше здоровье. А за «вишенку рифмы, венчающей концовку» – особое спасибо.
Да, чуть не забыла. О снимке-нарыве. Анна Корнет так обосновала своё НЕТ:
«Соединить "снимки-выцветшие обиды" с "набухшим нарывом" пыталась, но не получилось.»
Радуюсь, что мои попытки найти более реалистическое решение этого метафизического феномена не увенчались успехом.

Поклон от всего сердца.

Зинаида Палайя   14.09.2018 16:19   Заявить о нарушении
Зинаида, бесконечно рада, что вам пришлись по вкусу моя интерпретация и мой кальвадос.:)
И вообще рада, что согласилась вести эту рубрику этой осенью. Такие знакомые авторы так по новому открываются!

Петра Калугина   17.09.2018 11:02   Заявить о нарушении
//«Я» — это иллюзия, это накопленные за земную жизнь...//
итак, "я" неразрывно с т.н. душой? или душа настолько вне "я", что "я" окончательно и бесповоротно одиноко, рождаясь и умирая только на миг старости, когда мы оборачиваемся на пустоту? и тогда зачем душа, зачем её неведомое сияние, которого всё равно не достичь несчастному глупому "я"? таким образом, чёрт с ним, с "я", с ним всё ясно, разговор о душе, стоит ли она всей этой канители.
так рассуждает доморощенная женская философия)
кстати, классно рассуждает)
Петра своими размышлениями словно обогащает поэтическую руду, облучает её нейтронами своего поэтического опыта, стараясь придать им настоящую радиактивную опасность. физики, молчать, это была метафора)
но что же скажет на это доморощенная мужская философия?

когда мы берём некое обычное стихотворение некого обычного поэта в отрыве от всего его творчества, ну представим что такое бывает, ведь примерно этим я и занимаюсь уже полгода на блк, так вот, когда я начинаю читать неизвестный мне доселе поэтический текст неизвестного автора - его читает "я".
этому "я" вечно чего-то не хватает, оно всегда скептично, закомплексовано, брюзжит по всякому поводу.
"я" устало от людского нытья, однообразия обыкновенных слов и обыкновенных страстей, "я" во во всём узнаёт себя, свою непроходимую посредственность и ординарность.
нет, говорит "я", не то, всё не то, всё это глупость и суета, лучше смотреть на спящего кота, чем читать очередные средние стихи.
это происходит чаще всего, изо дня в день, с неотвратимостью парового молота, но иногда...
но иногда вдруг происходит нечто странное: появляется какой-то смутный дискомфорт, или будто внутри дрогнула какая-то струна, о которой ты не подозревал, и её звук содрогнул тебя своей неслыханной чистотой, или тебя вдруг ослепило - так ослепляет змея посреди тропы, так ослепляет иногда поэтическая строка.
и в это странное мгновение "я" замирает. оно будто бы исчезает. оно теряет своё одиночество, на это мгновение оно освобождается от страданий, и значит само "я" растворяется в чем-то другом, теряя свои очертания.
что же происходит в этот момент?
доморощенная мужская философия утверждает, что в этот момент просыпается душа.
с помощью усердных тренировок её можно пробуждать в разных обстоятельствах, но сейчас мы о чтении стихов.
так вот, "я", этот одинокий поводырь - не одиноко и не столь несчастно, но оно всегда замирает, когда оборачивается как орфей, и просыпается эвридика, его душа, и на разум обрушивается страх потери.

стихи мне показались слишком короткими для такой огромной темы, не хватает хотя бы парочки сверхточных обжигающих слов, иначе можно сказать что мне не хватает в этих строках индивидуальности.
но почитал ваши размышления с огромным удовольствием.

и да, этот ваш кальвадос - фигня какая-то) в прошлом году наделал сидра и кальвадосов-шмальвадосов, литров сто... почти всё раздал, не понравилось.
щас из терновника делаю портвейн и кагор, тоже небось фигня какая-нить.
короче, на будущее если что, мне что-нить попроще, можно односолодовый ирландский виски)

Шердж Шер   18.09.2018 13:17   Заявить о нарушении
Шердж Шер, как же хорошо вы написали об этой дихотомии “я”—душа, орфей—эвридика, прямо вот захотелось всё отложить и заняться поисками философского камня, или хотя бы порассуждать в духе Кастанеды о точке сборки, о пути воина и об огнях на рогах у смерти. Хотя это немного из другой области, но это мне ближе; в моем случае тропинка рассуждений о душе и теле неизменно сворачивает туда.
У лир.героини Зинаиды Палайи тропинка «христианская», ее разговоры о душе тесно связаны с религией, с верой как таковой. Здесь наши с ней пути расходятся. Но не как две правды, а как две истины. Правды противоборствуют, истины способны мирно и гармонично сосуществовать и дополнять друг друга. Их вообще может быть великое множество, в то время как правда всегда настаивает на том, что она одна.
Мне почему-то кажется, что вы тоже не самый набожный на свете человек. Но при этом чувствующий мир как нечто многомерное; даже не как мир, а как взаимопроникаемые (взаимо-непроникаемые; проникаемые в одностороннем порядке) миры. В это нет необходимости верить, это просто ощущается как естественное положение вещей.

Взять двух скептиков. Спросить у них: как вы думаете, инопланетяне существуют? Один ответит: «Я доверяю только своим глазам/ научным фактам/ новостям на 1-м канале. Инопланетян не существует, они фантастика — до тех пор, пока никто не доказал мне обратного».
Второй ответит: «То есть, во вселенской бесконечности и за ее пределами, и за пределами того, что за ее пределами, и за пределами запределов — мы одни? Знаете, эта гипотеза выглядит слишком уж фантастично. А я слишком большой скептик, чтобы верить в подобную чушь, кстати совершенно недоказуемую».
Мне кажется, вам тоже свойствен такой вот скептицизм_от_обратного. Как и мне.

Почему я вдруг ринулась проводить параллели, сравнивать себя и вас? Да вот, опять наткнулась на россыпь комментариев в Курилке, где вы говорите о Стругацких, и меня опять поразила точность совпадения: я то же самое могу сказать про Стругацких! Про своё отношение к их книгам, сквозь которые никогда не могла продраться, до того мне было скучно и муторно! Почему-то я никогда не удосуживалась дать себе в этом отчёт (что мне дико скучно и муторно), списывала несудьбу прочтения на разные обстоятельства: голова болит, думаю не о том, шрифт мелковат, фейсбук отвлекает... ладно, потом прочитаю обязательно, надо прочитать, другим-то нравится!
Наконец-то я поняла, что мне это не понравится уже никогда. Прочтя ваши комменты в курилке))

И да, ваш односолодовый ирландский виски — вот он. Держите! (__)

Петра Калугина   18.09.2018 18:05   Заявить о нарушении
Дорогой Шерж, рада Вас видеть (читать) на поле моей рецензии. Взаимоотношения человека и Бога - ключевая тема моего творчества. Многие стихи мои посвящены разным сторонам этой проблемы, вплоть до личного разговора "на Ты". В цикле стихов "О БОГЕ" их более шестидесяти. Диалог этот происходит постоянно, и конца ему не предвидится. Естественно, что мои постоянные читатели, знакомые хотя бы с основами христианства, что называется, "в теме", и с полуслова понимают эти тексты, насквозь пронизанные библейскими аллюзиями. Исчерпать эту тему в одном стихотворении невозможно, и добавление "парочки сверхточных обжигающих слов"(с) вряд ли поможет. Индивидуальность всех христиан растворяется в индивидуальности одного земного человека, носившего имя Иисус Назарянин. Это похоже на взаиморастворение друг в друге влюблённых. По большому счёту на таком уровне - отдельных личностей, как таковых, не существует, есть одна "коллективная душа", и символ этого состояния - "лестница Иакова". Попытка как-то "приземлить" лиргероиню сделана в эпиграфе, на который почему-то никто не обратил внимания.
С благодарностью за интерес

Зинаида Палайя   18.09.2018 19:34   Заявить о нарушении
да, природа моего скептицизма примерно такова.
я вообще заметил, Петра, что вы очень ясно чувствуете людей.
и как же это прекрасно, когда нравящаяся тебе поэт не только симпатична и талантлива, но имеет и сходный вкус к размышлению)
кастанеду я бы сделал тотемным божеством ордена странствующих поэтов) у него часто натыкаешься на неожиданные пассажи о поэтах, чуть ли не единственных из обычных людей, обладающих знанием, а то и бОльшим знанием, чем сами люди знания) но всерьёз он меня потряс, когда я прочёл у него совершенно огненную притчу о путешествии в икстлан, рассказанную кажется доном хенаро. это наверное самая яркая и утешающая притча о человеческом пути, если не считать платоновского "федона", "записок у изголовья" сэй-сёнагон и телефонной книги)

а выпивку пока не буду, спасибо.
а то очень быстро начну нести не вполне уместные комплименты)
Зинаида, не бейте меня сильно, что нафлудил тут, я помню что вы добрая и снисходительны к таким пронырам как я) и потом, я тоже за вами давно слежу!)

Шердж Шер   18.09.2018 19:40   Заявить о нарушении
ой, пока писал, появился комент Зинаиды.
я обратил внимание на эпиграф, как можно пройти мимо чехова, можно сказать прямого воплощения скептицизма)
но мне сразу показалось, что эпиграф имеет очень формальный оттенок, за сильную схожесть с сюжетом стихов.
потом Петра попыталась интерпретировать текст через более широкое, чем сугубо христианское, понимание пути души, введя равноценную природу "я", и сделала это столь славно, что почти купился на аутентичность её трактовки.
но сейчас вижу: нет, текст сугубо контекстный, и вернулось первоночальное ощущение "случайного совпадения" эпиграфа.

Шердж Шер   18.09.2018 19:54   Заявить о нарушении
Ах ты Боже мой! Для Вас, Шерж, "сугубо христианское" синоним узкого, для меня же это - синоним бездонной глубины. Для того, чтобы принять это, недостаточно прочесть пять томов "Добротолюбия". Нужна личная встреча с Богом. И пока её не случится, разговор будет подобен общению глухих.
Однако с уважением

Зинаида Палайя   18.09.2018 20:18   Заявить о нарушении
ненене, Зинаида, я не это имел ввиду!
"сугубо христианское" - это значит нечто специализированное, для комментирования чего у меня нет достаточной базы.
как если бы речь шла о высшей математике и гипотезе пуанкаре) хотя бывало, я и об этом спорил с профессиональными математиками, не без успеха между прочим) но касаемо веры, я готов ретироваться на манер заблудшего в космосе астероида, ибо абсолютно не готов анализировать монотеистические сакральные тексты, чувствуя несомненную опасность делать это и глубоко уважая верующих людей.
у меня есть очень близкий друг, ещё с армии, который уже почти тридцать лет живёт в штатах. так вот, он истинный католик от рождения, знающий о христианстве всё, как и об античности вообще, читающий источники в оригиналах, исключая арамейский разумеется. часто консультирует меня по каким-то тонкостям, и только с ним я позволяют себе иногда подискутировать, и даже подтрунивать над ним до белого каления) так вот, за долгие годы общения с ним я уже запутался, как сам отношусь к вере, но жёстко усвоил бессмысленность и пагубность каких-либо споров на эту тему.

Шердж Шер   18.09.2018 21:08   Заявить о нарушении
Андрей Битов на вопрос - думает ли он, что после смерти Я сохранится? - ответил:
"Нет, конечно. Ведь Я - это не более, чем мозоль от трения души о мир".
Какой наглядный образ, вызывающий желание очистить душу от "мозоли" - не правда ли?

Зинаида Палайя   20.09.2018 19:49   Заявить о нарушении
думаю, что "я" возможно сохранить, продлить в путешествии души.
религии предлагают нивеллировать "я", сделать его прозрачным и невесомым, очистить от всякого "греха", чтобы появился шанс пройти небесную таможню.
это очень простая гармоничная "технология", не только прекрасно поддержанная верой и сакральными текстами, но и очень логично обоснованная платоном.
однако мы слишком зациклены на "я", на страдании и страхе, и ничего не знаем о душе, о своей эвридике, почему она избрала именно это "я" и хочет ли она не расставаться со своим орфеем?...

Шердж Шер   20.09.2018 21:32   Заявить о нарушении
Можно очистить «я» от грехов, отряхнуть от земляной пыли памяти, delet’нуть имя-пол-возраст, стереть родственные связи (как говорил Павич, «умереть — значит, перестать быть чьи-то сыном», а заодно и отцом, племянником, бабушкой). С этим всем ещё можно смириться. Но есть такой момент, ключевой для «я», это момент осознания себя. Если эта «опция» аннулируется и некому станет быть «я», то вот это уже чистое и стопроцентное небытие, я щитаю)) Вот его не хочется )

Петра Калугина   22.09.2018 16:59   Заявить о нарушении
В православии грехи "стираются" исповедью и соборованием. Даже забытые. И ещё существуют так называемые "воздушные мытарства" для души. Чёрные и белые ангелы борются за душу умершего, предъявляя соответственно его злые и добрые дела. В католичестве - чистилище.
Мне кажется, нашей дискуссии произошла подмена личности и души. В христианском учении о человеке и душе есть понятия дихотомии (тело-душа) и трихотомии (тело-душа-дух). Но не хочется здесь подробно разбирать эти нюансы. Лучше, чем в специальной литературе, я об этом не скажу. Но уже хорошо, что я сейчас нырнула в эту тему, чтобы уточнить, есть ли в христианстве понятие личности (Я), и не говорим ли мы об одном и том же.

Зинаида Палайя   22.09.2018 20:28   Заявить о нарушении
А вот о стирании родственных, как и духовных, связей после смерти в христианстве не говорится. Напротив, умершие молятся о живых и наоборот. Описано много случаев явления душ умерших родным, друзьям и пр. В конце концов, не на пустом же месте
возникли сюжеты, подобные явлению отца Гамлета. Авторитет Шекспира для меня непререкаем.

Зинаида Палайя   22.09.2018 20:40   Заявить о нарушении
Да, умершие родственники какое-то время приходят, но вполне возможно, это только «след» личности. Пока кто-то тебя помнит и любит, или пока ты не отомщен, то да, тв ещё Вася Иванов, ушедший в мир иной в возрасте 47 лет, чей-то дядя и папа. Но когда эти связи стираются и умирают, то и ты уже свободен от васиивановости, продолжаешь путь дальше в непознаваемом космосе.

Петра Калугина   22.09.2018 23:53   Заявить о нарушении
я бы очень осторожно употреблял такую форму: "христианское учение о человеке".
есть корпус сакральных текстов, есть отдельный космос апокрифического материала, а также бесчисленные миры, объявленные ересями. помимо этого ещё есть теософские исследования и течения с непонятным статусом, например орден тамплиеров или теософия сведенборга.
т.е. "христианство" - это невероятно многомерное явление, в котором в принципе нет единого "учения о человеке".
если и можно из "христианства" вывести некие универсальные основы единого учения, то это как раз "учение о душе".
поэтому христианство и столь успешно в категориях веры, это очевидно.

нет никакой подмены.
мы не знаем что такое душа.
догадываемся, надеемся, обосновываем, верим наконец, но не знаем.
мы не знаем даже что такое разум, где граница между разумом и скажем телом, мы вообще мало что знаем.
но мы точно знаем что такое "я".
и мы точно знаем, что "я" - это не совсем душа, не совсем разум и не совсем тело.
я это я.
может быть это единственное, что мы знаем абсолютно точно об этом мире.
и вот из этого постулата собственно происходит любое размышление о человеке. никакой подмены.

Шердж Шер   23.09.2018 00:31   Заявить о нарушении
О Шердж! У моего «я» от ваших слов захватывает дух... и душу...

Петра Калугина   23.09.2018 01:19   Заявить о нарушении
//Если эта «опция» аннулируется и некому станет быть «я», то вот это уже чистое и стопроцентное небытие, я щитаю//
Петра, представьте, что вы в аэропорту проходите посадку на самолёт.
вы сдали чемодан в багаж, оставили при себе сумочку.
представили? отлично.
и вот, проходите значит вы процедуру, и тут вам говорят: покажите содержимое сумочки.
вы открываете её, достаёте всю эту вашу милую бабскую чепуху вперемешку с мобильником, деньгами, документами...
и вам говорят: извините, всё это нельзя в самолёт.
вы изумлённо хлопаете глазками: чтооо?!
но вам спокойно продолжают: сумочку тоже нельзя, раздевайтесь.
но как же так, ещё пытаетесь протестовать вы, но уже понимаете, что от вас не отстанут, вариантов нет.
вы снимаете верхнюю одежду и умоляюще смотрите: достаточно?
нет, отвечают вам, давайте поживее.
вы дрожащими руками снимаете майку, потом джинсы, и остаётесь в одном нижнем белье.
вам стыдно как никогда, вас бьёт озноб и единственная мысль, что не заставят ведь раздеться полностью.
но вам говорят: пожалуйста, надо снять всё, здесь такие правила, самолёт не взлетит, пока вы не разденетесь полностью.
и вот этот ужас и есть возможно наше "я".
мораль: надо тщательно продумывать содержимое чемодана, возможно в багажном отделении не такие жёсткие правила)

Шердж Шер   23.09.2018 01:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вариации тьмы. 2» (Ночной Дозорный)

Очень хорошо, Максим! Мне это ближе, понятнее... и так зримо.

Зинаида Палайя   12.09.2018 16:31     Заявить о нарушении
Рад, Зина! Спасибо!

Ночной Дозорный   12.09.2018 21:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Всё прозрачней, всё светлее» (Сергей Пагын)

Ветром осени деревья
все зачитаны до дыр.

Замечательно!!!

Зинаида Палайя   10.09.2018 16:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Зинаида!

Сергей Пагын   11.09.2018 08:44   Заявить о нарушении