Рецензия на «О характере стихов на этой страничке» (Игумен Паисий Савосин)

Отче, спасибо Вам за эту цитату Святителя Игнатия!
Очень было нужно прочитать именно это. Через Вас пришло. Благодарна Вам.
Искала у него одно высказывание... о страстности церковного искусства Западной Европы, и духовных причинах этой особенности католического миросозерцания. Давно когда-то читала об этом у него. И вот - не могу разыскать. Об аскезе писал - и разнице в подходе к духовности Востока и Запада. Может быть, Вам встречалось подобное у святителя Игнатия, может, в переписке, или в его аскетических трудах?

Акчурина Анна   16.08.2023 14:10     Заявить о нарушении
да, я помню эти мысли святителя - они и в письмах рассыпаны, и ещё где-то в сочинениях...
но всё же не могу не сказать, что святитель Игнатий, говоря, что вне Православия нет благодати, конечно, оказывается согласным со сщмч. Киприаном Карфагенским, но входит в противоречие с решениями Вселенских и прочих соборов
дело в том, что нужно смотреть, как решают Соборы принимать в Православие инославных, возвращающихся или переходящих из ереси
так вот, католиков не перекрещивают
и если они прошли конфирмацию, то и не миропомазуют, а только лишь через покаяние и отвержение ереси принимают
и нужно понимать, что это означает
так что... у о. Георгия Флоровского было интересное размышление о границах Церкви
можно посмотреть также, кто крестил, рукополагал в диаконы, пресвитеры, епископы, например, свт. Василия Великого... из чистых Никейцев тогда на свободе был только свт. Афанасий Великий, и тот в бегах, нет?

Игумен Паисий Савосин   16.08.2023 16:59   Заявить о нарушении
так что наблюдение и замечание о душевности искусства, произрастающего из католицизма, верно
но... вот как быть с импрессионистами, например? Клод Моне? он страстный или какой? Камиль Писарро?
так что... золотую середину дай нам Боже обрести )

Игумен Паисий Савосин   16.08.2023 17:03   Заявить о нарушении
а разность в аскезе, да, она есть, безусловно
и это во многом коренится в разной антропологии
у западных, если вдруг ничего не изменилось у них, грехопадение Адама и Евы понимается как просто лишение благодати - вроде того, что был человек одет, а стал раздет, и всё, а так он остался типа в естественном состоянии
но восточные отцы говорят, что в человеческом естестве произошла с грехопадением страшная трансформация, повреждение, в результате которого человек находится в состоянии неестественном
каковы выводы из этого для западных?
да вот хотя бы Фрейд, кто бы он ни был, атеист или верующий какой-то, н стоит на западной антропологии и понимает, что скрытые душевные движения, "подавляемые социумом", естественны
и потому уделяется им такое внимание психоанализом
но человек, стоящий на восточной антропологии понимает, что эти глубинные движения естественны... неестественному состоянию, падшему!
т.е. западный, переживая эмоциональное возбуждение, часто считает его происходящим от благодати, а прп. Серафим, к примеру, говорил, что теплота, возникающая в сердце при труде молитвы, ещё не от действия благодати, а лишь естественная, от согретости, как согревается человек при прочем труде, и даже умственном (как видно из рассказа аввы Дорофея о том, как он учился в академии Газы)
в общем, такие вот разности

Игумен Паисий Савосин   16.08.2023 17:13   Заявить о нарушении
и прп. Серафим говорил, что кто посчитает вот эту кровяную теплоту при молитве благодатной, наполовину в прелести
но кто понимает, что она лишь от труда, телесная, и всё, тот ничего, в порядке

Игумен Паисий Савосин   16.08.2023 17:15   Заявить о нарушении
вот такие тонкости

Игумен Паисий Савосин   16.08.2023 17:15   Заявить о нарушении
)))
Спасибо за такой развернутый ответ, Отче. Что до искусства светского, и, прежде всего - искусства упомянутых импрессионистов, - тут одним словом не скажешь. Судя по Игнатию, все, что от нас, имеет некую степень повреждения. Однако искусство, если оно не лишено созерцания Божественной красоты и мудрости, сознания закономерности устроения жизни - это тоже служение Богу. Мусульманские мыслители созерцание красоты природы как творения Вышнего приравнивают к одному из видов молитвы. В этом соглашусь с ними. Такие люди, как Саврасов, или Клод Моне, или Ренуар были преисполнены любви и благоговения перед мирозданием. Так что в целом их искусство соединяет нас с Творцом.

Акчурина Анна   16.08.2023 20:00   Заявить о нарушении
Но мне бы хотелось уточнить позицию Игнатия Брянчанинова по поводу именно церковного искусства двух конфессий. Он где-то говорил о том, что западные делатели принимают разгорячение крови за духовное проявление.
Вот я и решила спросить Вас, а вдруг Вам попадалось это высказывание - где именно его искать?

Акчурина Анна   16.08.2023 20:03   Заявить о нарушении
О коллизиях православности и уклонения от нее помню, да, период Вселенских соборов стал временем удивительных кульбитов... И очень многих жаль, тех, которые искренне не сознавали, что заблуждаются.

Акчурина Анна   16.08.2023 20:05   Заявить о нарушении
попадалось, да
я даже как-то хотел собрать эти высказывания его в некое учение о крови, т.е. некоей неупорядоченной эмоциональности (он, кстати, считал, что и у него самого "сильная кровь")
он стоял на словах ап. Павла: "плоть и кровь Царствия Божия не наследуют"
наиболее эти высказывания рассыпаны в письмах, саме больше собрание по диссертации о. Марка Лозинского

Игумен Паисий Савосин   16.08.2023 20:14   Заявить о нарушении
Спасибо большое! как жаль, что не знакома с этой работой...
Очень было полезно с Вами побеседовать, Отче!

Акчурина Анна   16.08.2023 21:59   Заявить о нарушении
Юрий, ходить и приставать и влезать в чужие разговоры - это как, хорошее, деликатное поведение?
и с чего бы мне хранить Ваши неуместные слова, словно драгоценность?
сами храните подобное, если хотите )
но Вас мне придётся заблокировать - как раз за неумение себя по-человечески вести

Игумен Паисий Савосин   17.08.2023 08:59   Заявить о нарушении
Удалила постороннюю реплику.

Акчурина Анна   17.08.2023 13:13   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Игумен Паисий Савосин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Акчурина Анна
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.08.2023