Рецензия на «Люди. Иоганнес Р. Бехер. Мертвые деревья» (Психоделика Или Три Де Поэзия)

Ох, Алексей, сколько воды!:)
.
Из всего мне понравилось, лишь Ваше сравнение сонета с шахматами — всё партии получаются разными, хоть фигуры на доске одни и те же.
Вы правы и в сонетах так же.
.
Сонеты — это маленькие спектакли каждый раз с новым сюжетом.
.
Однако, драматичская схема для этих спектаклей всегда одинакова
— теза, антитеза, синтез и развязка..
Всё как в шахматах. Фигуры постоянны, а партии не похожи друг на друга.
.
Кстати, Алексей, Вы ничего не сказали о развязке.
Она обязательна!
После синтеза, (борьбы противоречий в первом терцете) должен обязательно идти вывод (во втором терцете), а иначе шахматная партия или спектакль не будет завершён.
.
А ещё в сонете необходимы интонационные различия.
Кажется Вы, Алексей, не особо знаете, что это такое.
Но всё просто.
.
Вспомните, какие имеются знаки препинания в конце предложений:
Точка — для повествовательного продложения, вопросительный знак для вопросительного предложениея, восклицательный знак после восклицательного предложения.
Эти три интонационных различия и должны окрасить катрены и терцеты в сонете. Причём полностью всю строфу!
Здесь допускаются вариации. Скажем:
1-катрен вопросительный,
2-й повествовательный,
1-й терцет (перелом) восклицательный
И 2-й терцет повествовательный.
Тогда сразу становится понятно почему не разрешён анжамбеман между строфами.
.
Итак:
Чтобы 14 грамотных строк 5-стопного ямба, при определённой заданной рифмовке и без повтора слов стали сонетом — необходимо:
1.драматическое построение — теза, антитеза, синтез и развязка
2.интонационные различия между строфами.
.
Вы поняли о чём я говорю, Алексей?

Чуйкова Светлана Владимировна   11.11.2022 18:54     Заявить о нарушении
И ещё.
Сонет, как любое стихотворение может понравиться или нет.
Я Вам просто приведу пример правильной драматической схемы, интонационных различий и где все прочие требования к сонету соблюдены.
.
Тогда в июле...
Чуйкова Светлана Владимировна

/французский сонет/

Июль блистал! Цвели вовсю ромашки,
Приятно пахло скошенной травой!
Синели небеса над головой,
Стрижи играли весело в пятнашки!

Так почему забегали мурашки,
И в сердце ощутила ритма сбой? —
То солнечный удар иль тепловой?
Но обречённо дрогнули кудряшки.

Ты шёл навстречу, улыбаясь ярко!
Как будто от любимого подарка,
Который в день рожденья получил!

А я кляла Фортуну за ловушку,
Где превращаясь в мягкую игрушку,
Сопротивляться не хватает сил.

Чуйкова Светлана Владимировна   11.11.2022 19:20   Заявить о нарушении
Светлана, пока в творческой командировке по городам и весям..
Коротко. Мне интересен с Вами диалог (именно как развернутая рецензия) по нескольким причинам: в целом Ваши сонеты написаны на хорошем уровне (1), чрезмерное (злоупотребительное) использование в написании сонетов вторичных признаков формы (которые можно обозначить как авторский стиль) не просто имеет право на жизнь, но и должен быть правильно описан.
====
огорчают Ваши ляпы (невнимательность)...
.
) очень смело сказать "Ох, Алексей, сколько воды!:) Из всего мне понравилось, лишь Ваше сравнение сонета с шахматами"... Не мое сравнение, а Бехера Иоганнеса..
.
И еще несколько цитат из действительно авторитетных мнений: "По мнению Бехера, сонет отражает основные этапы диалектического движения жизни, чувства или мысли от тезиса, т. е. какого-то положения, через антитезис, т. е. противоположение, к синтезу, т. е. снятию противоположностей. Именно наличием трех фаз диалектического развития и определяется, в частности, деление сонета на два катрена и терцеты. В классической форме сонета первый катрен содержит тезис, второй — антитезис, терцеты (секстет) — синтез. При этом, однако, Бехер справедливо оговаривается, что «в чистом виде эта схема редко встречается в сонете. Она бесконечно варьируется...» И далее: «Отношения между положением и противоположением бывают исключительно сложными, и, возможно, на первый взгляд — незаметными, так же как и снятие обеих противоположностей в заключительной части». Поэтому вряд ли оправданными могут быть «уточнения» некоторых теоретиков сонетного жанра, согласно которым синтез непременно должен осуществляться только в обоих терцетах, или, напротив, лишь в последнем терцете, или даже только в последней строке последнего терцета, называемой «сонетным замком».

Все основные требования сонетного канона прочно связаны с диалектическим характером этой поэтической формы и возникли в поисках наиболее совершенного способа воплотить диалектическое содержание. Но формы движения человеческой мысли, в которых реализуется ее внутренняя диалектика, бесконечно разнообразны; столь же разнообразны и способы передачи этого движения в сонете. Истинный поэт — не раб сонетного канона, а его властитель и покоритель. «Поэт, а не надуманные "правила", определяет, сколько строк или слов необходимы и единственно возможны в каждом отдельном акте поэтического творения»,— справедливо пишет один из авторитетных советских исследователей сонета К. С. Герасимов"

Психоделика Или Три Де Поэзия   11.11.2022 22:18   Заявить о нарушении
Алексей, у меня не все сонеты идеально выдержаны по схеме.
Но чтобы отступать от правил — их надо знать. Я за то, чтобы сохранять гармонию, а не разрушать её.
Подумайте.
Желаю Вам удачи в командировке.

Чуйкова Светлана Владимировна   11.11.2022 23:27   Заявить о нарушении
Авторы стоящие на "разных" позициях, в диалогах обязательно будут вскрывать проблемные места в современном творчестве и предмете обсуждения. Например, "поэтическая гармония" (а что это?) сложнейший бытийный, антропологический (психо-эмоциональный, сенсорный, оценочный, а главное — деятельностный(!), эстетический и нравственный феномен(!). Сонет(как и любой текст) оценивается не "в лоб/по канонам", или не только в узком смысле по таким признакам как: гармоничность, системность, структурность, функциональность, цельность, неаддитивность, воспроизводимость, идиоматичность (форм и содержания), герметичность и открытость смысловых структур, эвристичность, экспериментальность, энигматичность, комплетивность (языковая и смысловая), графичность, просодичность....но и в широком смысле
как результат поэтического познания(!)... а поэтическое познание не догма (как дедушка Ленин говорил о коммунизме), а руководство к действию.
) так что о диалоге?

Психоделика Или Три Де Поэзия   12.11.2022 07:37   Заявить о нарушении
Улыбаюсь!
О каком диалоге Вы говорите, Алексей? А это что?:)))
.
Я пояснила Вам свою позицию — я за классический вид сонета.
Его схема не требует изменений, поскольку совершенна!
Поэты должны себя, подгонять под каноны, оттачивая мастерство. А не ломать форму, которой более 400 лет.
Ломать — не строить.
.
Попытайтесь, Алексей, создать НОВУЮ твёрдую форму. Дайте ей название.
А сонет хорош, извините, и без Вашего вмешательства.
Лично я не вижу больше смысла утопать в демагогии о доказывать, что дважды два четыре.
Лучше за это время новый сонет напишу.:)
.
Удачи Вам, Алексей!

Чуйкова Светлана Владимировна   12.11.2022 13:24   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Психоделика Или Три Де Поэзия
Перейти к списку рецензий, написанных автором Чуйкова Светлана Владимировна
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.11.2022