Рецензия на «Люди. Иоганнес Р. Бехер. Мертвые деревья» (Психоделика Или Три Де Поэзия)
Ох, Алексей, сколько воды!:) . Из всего мне понравилось, лишь Ваше сравнение сонета с шахматами — всё партии получаются разными, хоть фигуры на доске одни и те же. Вы правы и в сонетах так же. . Сонеты — это маленькие спектакли каждый раз с новым сюжетом. . Однако, драматичская схема для этих спектаклей всегда одинакова — теза, антитеза, синтез и развязка.. Всё как в шахматах. Фигуры постоянны, а партии не похожи друг на друга. . Кстати, Алексей, Вы ничего не сказали о развязке. Она обязательна! После синтеза, (борьбы противоречий в первом терцете) должен обязательно идти вывод (во втором терцете), а иначе шахматная партия или спектакль не будет завершён. . А ещё в сонете необходимы интонационные различия. Кажется Вы, Алексей, не особо знаете, что это такое. Но всё просто. . Вспомните, какие имеются знаки препинания в конце предложений: Точка — для повествовательного продложения, вопросительный знак для вопросительного предложениея, восклицательный знак после восклицательного предложения. Эти три интонационных различия и должны окрасить катрены и терцеты в сонете. Причём полностью всю строфу! Здесь допускаются вариации. Скажем: 1-катрен вопросительный, 2-й повествовательный, 1-й терцет (перелом) восклицательный И 2-й терцет повествовательный. Тогда сразу становится понятно почему не разрешён анжамбеман между строфами. . Итак: Чтобы 14 грамотных строк 5-стопного ямба, при определённой заданной рифмовке и без повтора слов стали сонетом — необходимо: 1.драматическое построение — теза, антитеза, синтез и развязка 2.интонационные различия между строфами. . Вы поняли о чём я говорю, Алексей? Чуйкова Светлана Владимировна 11.11.2022 18:54 Заявить о нарушении
И ещё.
Сонет, как любое стихотворение может понравиться или нет. Я Вам просто приведу пример правильной драматической схемы, интонационных различий и где все прочие требования к сонету соблюдены. . Тогда в июле... Чуйкова Светлана Владимировна /французский сонет/ Июль блистал! Цвели вовсю ромашки, Приятно пахло скошенной травой! Синели небеса над головой, Стрижи играли весело в пятнашки! Так почему забегали мурашки, И в сердце ощутила ритма сбой? — То солнечный удар иль тепловой? Но обречённо дрогнули кудряшки. Ты шёл навстречу, улыбаясь ярко! Как будто от любимого подарка, Который в день рожденья получил! А я кляла Фортуну за ловушку, Где превращаясь в мягкую игрушку, Сопротивляться не хватает сил. Чуйкова Светлана Владимировна 11.11.2022 19:20 Заявить о нарушении
Светлана, пока в творческой командировке по городам и весям..
Коротко. Мне интересен с Вами диалог (именно как развернутая рецензия) по нескольким причинам: в целом Ваши сонеты написаны на хорошем уровне (1), чрезмерное (злоупотребительное) использование в написании сонетов вторичных признаков формы (которые можно обозначить как авторский стиль) не просто имеет право на жизнь, но и должен быть правильно описан. ==== огорчают Ваши ляпы (невнимательность)... . ) очень смело сказать "Ох, Алексей, сколько воды!:) Из всего мне понравилось, лишь Ваше сравнение сонета с шахматами"... Не мое сравнение, а Бехера Иоганнеса.. . И еще несколько цитат из действительно авторитетных мнений: "По мнению Бехера, сонет отражает основные этапы диалектического движения жизни, чувства или мысли от тезиса, т. е. какого-то положения, через антитезис, т. е. противоположение, к синтезу, т. е. снятию противоположностей. Именно наличием трех фаз диалектического развития и определяется, в частности, деление сонета на два катрена и терцеты. В классической форме сонета первый катрен содержит тезис, второй — антитезис, терцеты (секстет) — синтез. При этом, однако, Бехер справедливо оговаривается, что «в чистом виде эта схема редко встречается в сонете. Она бесконечно варьируется...» И далее: «Отношения между положением и противоположением бывают исключительно сложными, и, возможно, на первый взгляд — незаметными, так же как и снятие обеих противоположностей в заключительной части». Поэтому вряд ли оправданными могут быть «уточнения» некоторых теоретиков сонетного жанра, согласно которым синтез непременно должен осуществляться только в обоих терцетах, или, напротив, лишь в последнем терцете, или даже только в последней строке последнего терцета, называемой «сонетным замком». Все основные требования сонетного канона прочно связаны с диалектическим характером этой поэтической формы и возникли в поисках наиболее совершенного способа воплотить диалектическое содержание. Но формы движения человеческой мысли, в которых реализуется ее внутренняя диалектика, бесконечно разнообразны; столь же разнообразны и способы передачи этого движения в сонете. Истинный поэт — не раб сонетного канона, а его властитель и покоритель. «Поэт, а не надуманные "правила", определяет, сколько строк или слов необходимы и единственно возможны в каждом отдельном акте поэтического творения»,— справедливо пишет один из авторитетных советских исследователей сонета К. С. Герасимов" Психоделика Или Три Де Поэзия 11.11.2022 22:18 Заявить о нарушении
Алексей, у меня не все сонеты идеально выдержаны по схеме.
Но чтобы отступать от правил — их надо знать. Я за то, чтобы сохранять гармонию, а не разрушать её. Подумайте. Желаю Вам удачи в командировке. Чуйкова Светлана Владимировна 11.11.2022 23:27 Заявить о нарушении
Авторы стоящие на "разных" позициях, в диалогах обязательно будут вскрывать проблемные места в современном творчестве и предмете обсуждения. Например, "поэтическая гармония" (а что это?) сложнейший бытийный, антропологический (психо-эмоциональный, сенсорный, оценочный, а главное — деятельностный(!), эстетический и нравственный феномен(!). Сонет(как и любой текст) оценивается не "в лоб/по канонам", или не только в узком смысле по таким признакам как: гармоничность, системность, структурность, функциональность, цельность, неаддитивность, воспроизводимость, идиоматичность (форм и содержания), герметичность и открытость смысловых структур, эвристичность, экспериментальность, энигматичность, комплетивность (языковая и смысловая), графичность, просодичность....но и в широком смысле
как результат поэтического познания(!)... а поэтическое познание не догма (как дедушка Ленин говорил о коммунизме), а руководство к действию. ) так что о диалоге? Психоделика Или Три Де Поэзия 12.11.2022 07:37 Заявить о нарушении
Улыбаюсь!
О каком диалоге Вы говорите, Алексей? А это что?:))) . Я пояснила Вам свою позицию — я за классический вид сонета. Его схема не требует изменений, поскольку совершенна! Поэты должны себя, подгонять под каноны, оттачивая мастерство. А не ломать форму, которой более 400 лет. Ломать — не строить. . Попытайтесь, Алексей, создать НОВУЮ твёрдую форму. Дайте ей название. А сонет хорош, извините, и без Вашего вмешательства. Лично я не вижу больше смысла утопать в демагогии о доказывать, что дважды два четыре. Лучше за это время новый сонет напишу.:) . Удачи Вам, Алексей! Чуйкова Светлана Владимировна 12.11.2022 13:24 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |