Рецензия на «Радио Ностальжи 6 ЭК» (Психоделика Или Три Де Поэзия)
Вот, как раз хотела спросить тебя об этом. Вчера конкурсные сонеты читала, резало слух отсутствие этого: Существует правило, что если второй катрен кончается мужской рифмой, то первый терцет должен кончиться женской, и наоборот. Лена Оливвла 10.11.2022 10:13 Заявить о нарушении
А у Ахматовой
Тебе покорной? Ты сошел с ума! Покорна я одной Господней воле. Я не хочу ни трепета, ни боли, Мне муж – палач, а дом его – тюрьма. Но видишь ли! Ведь я пришла сама… Декабрь рождался, ветры выли в поле, И было так светло в твоей неволе, А за окошком сторожила тьма. Так птица о прозрачное стекло Всем телом бьется в зимнее ненастье, И кровь пятнает белое крыло. Теперь во мне спокойствие и счастье. Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил За то, что в дом свой странницу пустил. И в серебряных тропах много такого. А вот дистихи на женскую рифму после катрена на женскую вообще слух режут почему-то, тоже в конкурсных видела Лена Оливвла 10.11.2022 10:16 Заявить о нарушении
))) да... и продолжалась пытка апельсинами
. вчера с интересом посмотрел на обсуждение сонетов, на одном из интернет ресурсов (достаточно профессиональное) и там этот вопрос тоже возникал, поэтому просто копирую . Ольга Альттовская показала свой сонет и попросила о нем высказаться: . Уже витают запахи войны, И явственней знаменья небосвода: И мор, и цвет кровавый у луны, У рек, морей кроваво-красны воды. Опасны споры и тревожны сны, Затмение в сознанье у народа. Подспудно, как энергия волны, Взрастает зло, чтоб выйти на свобОду. Уже готово смерти подношЕнье. Лишь нужен повод, фраза лишь одна, Чтоб запустить процессы разрушенья. Бедою чаша лжи уже полна. Но в шаге до последнего решенья Ещё местами сонна тишина. . . ----------- ) первая рецензия показательная (анонима): Нет никаких сонетов. Это все выдумки. Есть поэзия и больше ничего. А сонет это или нет - это для графоманов. Бывает колбаса ливерная а бывает копченая. Как колбасу не назови - это все равно колбаса. Главное, что бы она была вкусная. Так же и в стихах - главное чтоб была поэзия.... (многих читателей тоже можноо соотнести в определениях с колбасой, например, брауншвейгская мк ближние горки))) ------------- отвечает Светлана Чуйкова . Сонет — это маленький спектакль. В нём должна прозвучать тема. И эта тема должна пройти следующие этапы: тетеза — в первом катрене, антитеза — во втором перелом и развитие в первом терцете развязка — во втором терцете. У Вас, Ольга, это отсутствует! Идёт обычное перечисление. И следовательно, сонет перестаёт быть сонетом. 2. Отстствуют интонационные различия между катренами! Т.е. если в первом катрене — повествовательные интонации, то во втором должны быть или вопросительные или восклицательные. Такое правило. К сожалению, оно не выполнено. 3. Нарушена схема построения: правильно — aBBa aBBa cDc DcD —(заглавными буквами указаны женские рифмы) Ваш сонет заканчивается мужской рифмой, а должен — женской. Посмотрите опять на схему: aBBa aBBa cDc DcD !! А у Вас — aBBa aBBa CdC dCd. В итальянском и французском сонете, если первая строка заканчивается мужской рифмой, то последняя должна закончиться женской. И наоборот. 5. В данной твёрдой форме не разрешено повторение слов, а у Вас повторяется слово "кровавый". Трижды "уже" и дважды "лишь" также не украшают текст. ------------------ потом идет следующая рецензия (Светлана Чуйкова) ------------------ Я покажу Вам как можно исправить сонет, но это лишь пример, чтобы Вы поняли, что такое теза и антитеза, и интонационные различия. В терцетах просто: попробуйте строки поменять местами, подгоняя под нужную рифму. . Уже витают запахи войны, Затмение в сознанье у народа. Подспудно, как энергия волны, Взрастает зло, чтоб выйти на свободу. Не потому ли так тревожны сны, И явственны знаменья небосвода, И мор, и цвет кровавый у луны, И у морей багрово-красны воды? Увы, готово смерти подношенье! И нужен повод, фраза лишь одна, Чтоб запустить процессы разрушенья! Бедою чаша мирная полна. Но в шаге до последнего решенья Ещё местами сонна тишина. ================ ) но... сонет начинается с мужской и на мужскую заканчивается (?) . и нарушается правило альтернанса ================ акцент делается на вторичные признаки.. с точки зрения читательского восприятия такие сонеты будут в последних строчках рейтингов (проводил эксперимент вживую) и именно такие подходы, к сожалению, добивают жанр. ================ разговор о сонете нужно начинать с истоков (потому что в жанре систеиатизированный и узаконенный бардак) и не спеша, козьими тропками... в день нынешний... Психоделика Или Три Де Поэзия 10.11.2022 11:38 Заявить о нарушении
у Ахматовой (и других поэтесс СВ) сонетов один два и обчелся... там правили балл светские львы. Согласись, если за всю жизнь написано (случайных) 3/4 сонета то сильно задумываться над... нет смысла.
..поэтому.. да и это тоже (бардак))) Психоделика Или Три Де Поэзия 10.11.2022 11:42 Заявить о нарушении
Чуйкова даже схему сонета неправильно написала, разве это критика?
На несколько "лишь" внимание обратила, на на рифму несвобода-свобода нет. Да и вообще это тоже все штампы Лена Оливвла 10.11.2022 12:07 Заявить о нарушении
Ты мне скажи про чередование, между катренами если рифмовка опоясывающая , то чередования быть не должно, но с началом терцета или дистиха - обязательно чередовать? Я это очень узнать хочу
Лена Оливвла 10.11.2022 12:09 Заявить о нарушении
))) рано еще...
. там возможны разные варианты... иногда aBBa aBBa c..... воспринимаются ужасно, т.к. или рифмы а и с (плохо стыкуются друг с другом) или слова в которых эти рифмы используются рядом не воспринимаются. . в логике: aBBa aBBa аВа ВаВ или aB BaaB BaаВ аВ аВ или aBBaaBBaаВ это часть должна по звучанию восприниматься монолитно, тогда правило альтернанса смещается только к употреблению между терцетами... т.е. по звучанию aBBaaBBaаВ = aBBaaBBacD . ) Психоделика Или Три Де Поэзия 10.11.2022 12:30 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |