Рецензия на «Заметки. Проза. Печорин» (Валерий Кувшинчиков)
Валерий, здравствуйте! Если не возражаете, я хотела бы, цитируя опять же классика, "высказаться по поводу прочитанного".) Итак. Во-первых, Лермонтов — не реалист. Он романтик. Это совсем другое литературно-художественное направление, со своими особенными критериями, спецификой, особыми изобразительными средствами, гораздо более условным языком и образным строем. Грубо говоря, "это вам не Лев Толстой".)) Но даже и у великого реалиста, Толстого, наличествует мощнейший метафизический контрапункт. Помните, чтобы далеко не ходить за примерами, из той же "Анны Карениной", повторяющийся сон Анны — старичка с всклокоченной бородой, работающего над железом? Его же она видит перед сАмой смертью. Вообще несколько наивно подходить к восприятию искусства как к восприятию реальности, "напрямую". Но это отнюдь не Ваша вина, Валерий, а лишь тенденция, привитая нашей средней школой с её уроками литературы, где вечно доминировали оценочные характеристики и чёрно-белая оценка персонажей, в категорической альтернативности бинарных оппозиций: "наш человек /не наш человек". "плохой / хороший". Вы не находите, что это прискорбно обедняет восприятие литературы, делая его несколько плоским, одномерным что ли... Литература это всё-таки искусство, а у искусства совсем другие задачи. Кстати, об оценочных характеристиках. И это как раз и будет моим "во-вторых". Из знаменитой баумгартеновской триады "Красота, Добро и Истина" как "трёх китов искусства" для Лермонтова как раз доминирующим приоритетом было ДОБРО. То есть столь же приоритетной, как и для Вас, уважаемый Валерий, для него была НРАВСТВЕННАЯ СТОРОНА МИРОЗДАНИЯ. Именно это было для Лермонтова наиболее интересным и важным. И, соответственно, занимала его именно дихотомия Добро и Зло, их столкновение, их борьба, сама арена их борьбы, её выявление — и бесконечное рефлексирование, часто мучительное, по этому поводу. Он обдумывал эту проблему в философском аспекте, художественно реализовывал в творческом, и, наконец, пытался художественно воплотить в своих произведениях метафизику Зла. Понимаете? - метафизику. Т.е., по сути дела, Вы оказались в данном случае даже не "не не так уж и неправы", а, можно сказать, угодили, казалось бы, в самое яблочко. "Что же тогда Вас не устраивает?" — спросите Вы меня, и Ваш вопрос будет абсолютно правомерен и логичен. Объясню.) И как раз мы подошли к моему "в-третьих". Романтизм, в отличие от реализма, - это концентрат, гиперболизация, всего — с перебором, с "лишком". Он не ставит перед собой задачи изображать "обыкновенных", "бытовых" людей. Кроме того, он изначально мировоззренчески трагичен, оперирует понятиями "рока", обречённости, фатума. Его образы всегда трагичны и обречены, они несут гибель и сами неумолимо несутся к гибели. И если Пушкин и Толстой были "аполлонистами", то Лермонтов воплощал (и в творчестве, и в жизни) высшую степень ДИОНИСИЗМА, стоял "бездны мрачной на краю" (в "Пире во время чумы" Пушкин изобразил именно такую фигуру; под влиянием раннего немецкого романтизма и ранний Гоголь писал своего печально знаменитого «Ганца Кюхельгартена», которого он потом так стыдился за наивное эпигонство и несамостоятельность). Кстати о птичках.) В романтизме если уж злодей — так злодей! Настоящий монстр, упырь, злыдень полнейший, а не наполовину. Чего же Вы хотите от Печорина? Чтобы он был хорошим товарищем, примерным семьянином и регулярно платил профсоюзные взносы в профсоюз "лишних людей" и вообще — по возможности переквалифицировался в Павку Корчагина? Так это Вы обратились не по адресу.(: )) ПЕЧОРИН — фигура ДЕМОНИЧЕСКАЯ. А сам Лермонтов? Конечно же, на нём лежит печать байронизма. А как же иначе? А Байрон-то кем был? Это ж просто мамадорогая, тушите свет. Но Лермонтов не зря сказал о себе: "Нет, я не Байрон, я другой!" И, вместо извечного символа западных романтиков — чёрного паруса — объявил своим символом... БЕЛЫЙ ПАРУС. /Потом он превратится в АЛЫЙ, уже у другого романтика другой эпохи — Александра Грина... Но я отвлеклась./ Итак, как было сказано выше, Лермонтова интересовала в первую очередь проблема столкновения ДОБРА и ЗЛА, их взаимоотношения, их борьба, их вечный спор и вечное соперничество. И именно эта тема становится главной и едва ли не единственной для всего его творчества. Причём как романтик, он решает её в романтическом ключе, интерпретируя как тему ДЕМОНИЗМА. Именно ТЕМА ДЕМОНИЗМА красной нитью проходит через всё его творчество, являясь главной и в "Песне про купца Калашникова", и в поэме "Мцыри", и, естественно, в "Демоне", и, что для нас сейчас особенно важно, - в "Герое нашего времени". И, к чести Лермонтова, на ставимый им же самим вопрос (этот пресловутый тезис из Гёте, который потом Булгаков возьмёт в качестве эпиграфа для "Мастера и Маргариты"): "Может ли та сила, что вечно хочет зла, совершать - хотя бы невольно, хотя бы случайно - благо?" он отвечает однозначно ОТРИЦАТЕЛЬНО. В частности, отвечает своим Печориным. Единожды впустив в себя зло, попустив ему угнездиться в себе — ты уже обречён впоследствии нести только горе и разрушение, только гибель и страдание, и самого себя тоже разрушишь окончательно. Зло порождает только зло, и ничего более. Впоследствии на тот же самый вопрос столь же однозначно ответил Достоевский. Лермонтов в этом смысле его предвосхитил. И, пророчески, в перспективе, он уже спорит с будущим Ницше - с Ницше, которого (после Достоевского-то!!) в Европе сочли пророком и сделали кумиром. Гёте допускал положительный ответ на такой иезуитский постанов вопроса (о возможности Зла приводить к Добру), а вот "нехороший человек" Лермонтов — нет! Не допускал. И весь смысл "Героя нашего времени" именно в том и состоит. Если бы Лермонтов хоть раз дал слабину и позволил своему Печорину привести хоть какую-то ситуацию к положительному результату (хотя бы для самого Печорина) — он позволил бы демоническому джинну выбраться из бутылки. А он вместо этого показывает его моральную деградацию и крах. Лермонтов беспощаден. И беспощадно справедлив. И бескомпромиссно правдив. Никакого приукрашательства. Никакого исправления злодея в управдомы, сусального взятия на поруки, и возрождения - омытого слезами раскаяния и лобзаниями любимой женщины - героя. Никаких компромиссов. Полное фиаско. Мрак и разочарование. Что заслужил — то и получи. Тем самым Лермонтов выполняет свою писательскую задачу, осознанно поставленную им перед самим собой. Причём инфернальность Печорина довольно жалкая, поизносившаяся, пообтрепавшаяся, это в общем-то шарж. Заметьте, Печорин действует уже по инерции, как механическая кукла. Он как бы "подсел на зло", и теперь от его воли уже мало что зависит, его цепко держит в руках его "хозяин". Зло пожирает своего носителя. _____________________________ Ну а то обстоятельство, что примитивные учебники вбивали нелепости в бедные головы учеников, недалёкая учительница заставляла писать в сочинениях шаблонные благоглупости "по циркулярам", спущенным ей из РОНО и министерства, — за это обстоятельство Михаил Юрьевич ответственности не несёт, и нечего на него серчать. Опять же, девочки во все времена влюблялись в плохих парней. Очарование зла, пресловутое. А поскольку мозгов у девчонок не много, то они ведутся и на шарж, и чаще всего так и бывает. Но мы — люди взрослые, умудрённые и убелённые, и нам надлежит копать глубоко и неспешно, и отделять зёрна от плевел, а овцЕЙ — от козлищ.)) Простите великодушно, что заняла столько Вашего времени.) С неизменной симпатией и поклоном — Забирова Ольга 22.06.2018 01:33 Заявить о нарушении
спасибо, спасибо, спасибо...::))
замечательный разбор... честно - даже задумался, что ответить на такую профессиональную рецку… Как бы это правильно назвать: вы меня положили на лопатки::)) Поэтому отвечу, постараюсь кратко... Во-первых не претендовал на что-то значимое, когда писал... Вот вашу рецензию определил для себя как эмоционально-профессиональную... В ней много эмоций... И в то же время вы применяете сложные понятия, как - метафизический контрапункт, инфернальный, дихотомия, метафизика, - мне пришлось даже в Гугл влезть, чтобы понять - говорим ли мы на одном языке::)) Я думаю, что разница в оценке Лермонтова, если она и есть, - это разница в угле зрения и выборе понятий, через которые мы пытаемся МЮЛ понять... Это просто разный взгляд... Вот честно, не воспринимаю литературу как реальность::)) Как способ, метод отражения того, что исследовал писатель... И в зависимости от талантливости - имеем Героя нашего времени, Раскольникова, Войну и мир, или 37 млн стишков на Стихи.ру и каких 1-2 млн текстов на Прозе.ру… Мне было интересно читать вас:)) Никакого желания спорить, или опровергать, честно::)) Просто здорово, как это вы написали::)) Мой подход к литературе - через философию, через познание обьекта через понятия...И эти понятия должны возникнуть в мозгах читателя, в этом цель искусства, в частности (кроме эстетического)… Если человек читает Каренину и думает о том, какая женщина Анна, какая любовь, какой Вронский, и т.п., это значит, что он ничего не понял... Но ведь людей миллионы... Не все и должны мыслить глубоко и философски::)) Когда читал вашу рецензию, то возникло ощущение, что вы писали как филолог-литератор... Поэтому и оценки у вас из другой области, наверное, из литературоведения или из истории литературы... (романтизм.. Добро и Зло...) Вот употребленное понятие "метафизика"... Мне кажется, что в него вы вложили смысл - потустороннее... Я не специалист.. Не исследователь... Я не знаю, просто не помню, где там у Толстого метафизические ( неземные?) образы отражены... Романтик ли Лермонтов? Не знаю... Но думаю, что такие писатели, как Лермонтов, писали, создавая в начале эмоциональный образ произведения, потом уже подключали разум и конструировали эмоциональную идею... Толстой - да, это Мозг, он, даже при некоторых его, как вы сказали, метафизических выплесках, работал умом... А понятие "метафизика", начиная с Аристотеля, так толком никем и не раскрыто... Игра слов на уровне философских понятий... Лермонтов — романтик, но он написал Героя... А значит - мыслил как реалист.. Без этого - никак... Я действительно не подхожу "к восприятию искусства как к восприятию реальности, "напрямую". Я пытался оценить то, что отображал и изучал Лермонтов в книге... А что такое - НРАВСТВЕННАЯ СТОРОНА МИРОЗДАНИЯ? По сути - это демагогия на темы, не связанные с жизнью... Занимала ли Лермонтова "дихотомия Добро и Зло, их столкновение, их борьба, сама арена их борьбы, её выявление — и бесконечное рефлексирование, часто мучительное, по этому поводу", или, как талантливейший писатель он старался отразить реалии мира - я не знаю... Если и обдумывать эту проблему в философском аспекте, или, как вы правильно заметили - "художественно реализовывал в творческом, и, наконец, пытался художественно воплотить в своих произведениях метафизику Зла", то, наверное, выражение "метафизика Зла" вообще не имеет конкретного содержания... "метафизика Зла" с точки зрения философии, как я ее дилетантски понимаю, абсолютный нонсенс... Но это только мое личное замечание, тут я не собираюсь ни утверждать, ни отрицать... Я не уверен, что "Его образы всегда трагичны и обречены, они несут гибель и сами неумолимо несутся к гибели"... Это Лермонтов толкает их к гибели( кстати - только Печорина и случайно - Грушницкого::)), Толстой Анну - под колеса... Но ведь это - художественный способ обострить восприятие и заставить читателя думать о проблеме... "ДЕМОНИЧЕСКАЯ" фигура, "байроническая" - это из области литературоведения... Я не знаю, действительно ли Лермонтова интересовала проблема столкновения ДОБРА и ЗЛА, их взаимоотношения, их борьба, их вечный спор и вечное соперничество, так как для этого у меня были другие определения и видение обьекта... Является ли Лермонтов единственным, уникальным писателем, который Добро и Зло исследует? Нет, конечно... Эта моральная, нравственная категория присутствует у всех писателей в разной форме... Так что спасибо вам, Ольга, даже не думал, что на мои Заметки можно так серьезно откликнуться::)) Валерий Кувшинчиков 22.06.2018 19:51 Заявить о нарушении
Метафизические образы у Толстого...
Однажды Вронский, уже после того, как Анна ему отдалась, заснул с мыслью о ней. "Он проснулся в темноте, дрожа от страха, и поспешно зажёг свечу..... - ЧтО такое страшное видел я во сне? - Да, да. Мужик-обкладчик, маленький, грязный, со взъерошенной бородой, что-то делал нагнувшись, и вдруг заговорил по-французски какие-то странные слова... Но отчего же это было так ужасно?"... - и ужас пробежал холодом по его спине." И во время следующего любовного свидания с Анной она говорит ему о своей скорой смерти. " - Я видела сон. - Сон? - повторил Вронский и мгновенно вспомнил своего мужика во сне..... Я вбежала в свою спальню... и в углу что-то повернулось, и я вижу, что это мужик со взъерошенной бородой, маленький и страшный.. Я хотела бежать, но он нагнулся над мешком и руками что-то копошится там.... Ужас был на её лице. И Вронский, вспоминая свой сон, чувствовал такой же ужас, наполняющий его душу. - Он копошится и приговаривает по-французски скоро-скоро..." _____________________________________________________________ Мережковский пишет об этом в книге "Толстой и Достоевский" (ч. 2, гл. 6). "Два человека видят сон, тождественный до таких мелких подробностей... и мы убеждаемся, что этот сон вышел из яви и снова войдёт в неё..." "Она хотела подняться, откинуться; но что-то огромное, неумолимое толкнуло её в голову и потащило за спину. МУЖИЧОК, ПРИГОВАРИВАЯ ЧТО-ТО, РАБОТАЛ НАД ЖЕЛЕЗОМ". Мужичок вырос до исполинских размеров... В смерти окончил таинственный мужичок... своё страшное дело над нею в железе... Христианский призрак до-христианского Бога и есть этот маленький Старичок со взлохмаченной бородой, который вечно работает над железом какой-то громадной машины..... Когда, при последней вспышке свечи, Анна заглянула наконец в лицо своего безобразного Мужичка и увидела то, чтО страшнее всякого лица человеческого или божеского - ... это и есть Оно - Чудовище, тёмное, глухое и немое... серое как железо, шершавое, паучье, похожее на огромного тарантула - Бог-Зверь, Бог-Дьявол..." Забирова Ольга 07.07.2018 18:51 Заявить о нарушении
метафизика, как вы называете, у Толстого - что это: художественный способ логически сформировать концовку романа (смерть Анны), подготовить сюжет и читателя, или показать нечто потустороннее? для чего Толстому нужен был этот сон?
может для того, чтобы показать обреченность их любви и союза? И Толстому это удалось, ведь мысль романа - есть обязательства (семья, брак, дети, общество), нарушение которых всегда чревато крахом для личности... ИЗНАЧАЛЬНО В ОТНОШЕНИЯ ВРОНСКИЙ-КАРЕНИНА был заложен негативный взгляд Толстого на ситуации, где люди потворствуют своим эмоциям...Еще на первых страницах романа в уста отца Кити вложена убийственная характеристика Вронского... И разве любовь руководит Вронским? Погоня... Себялюбие... мне так кажется... Валерий Кувшинчиков 12.07.2018 21:11 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |