Рецензия на «У этой статуи есть характер» (Сан-Торас)

Санто, примите искреннюю благодарность за одну из лучших Ваших "версий", явленную в этом произведении. Вы дали и интереснейшую информацию, и эмоции, ибо вложили в слово огонь благородной, неравнодушной души.

Сложно отзываться продуманной рецензией, когда разворошены чувства: острая жалость к Вольтеру, возмущение непроходимой глупостью, неблагодарностью и толстокожестью людей к нему (и другим гениям), горечь и тоска от неумолимой краткости человеческой жизни и нелепости мироустройства. Зачем человек приходит в этот мир, растет и расцветает физически, духовно и интеллектуально? – чтобы вскоре стать похожим на «ветхий пергамент» и уйти?..

До слез грустно читать.
//«…Никто никогда не лепил статую с человека в таком состоянии».
Это письмо Вольтер написал восемь лет назад! А когда увидел работу Пигаля сказал всего одно слово: «Обезьяна». Санто//

// «Вскоре Вольтер поднялся с кресла и поклонился скульптору:
— Прощайте, Фидий, — пойдем умирать!..». Санто//

Какая чудовищная несправедливость: величие духа и дряхлеющее, слабеющее тело…

Тихий ужас – история с поездкой мертвеца… Вспомнился и убитый Пушкин, его тайная переправа и запрет церемоний по случаю гибели «солнца русской поэзии»…

// «Особенно удивило его то, что долго разглядывал статую один живописец сказал, что глаза Вольтера прекрасно инкрустированы драгоценными камнями!
Гудон от изумления задохнулся…» (Санто)//

Тут не только Гудон задохнулся – слов нет от таких «экспертов»…

Еще раз спасибо, Санто, за этот рассказ, дающий пищу уму и сердцу, затрагивая лучшие струны души.

С уважением и теплом,

Анна Витальевна Коростелева 1   05.10.2017 10:58     Заявить о нарушении
"Какая чудовищная несправедливость: величие духа и дряхлеющее, слабеющее тело…"

___УЙ, не говорите, Аннушка - ужасно, но мне кажется, когда человек окружен
уважением, благодарностью за свой вклад в культуру - эту ветхость плоти
все же легче перенести, а если еще и хула в спину... так жаль Вольтера!
Когда я читаю того, или иного гения, углубляюсь в него, он мне
становиться родным, понимаете? Я люблю его и мне больно осознавать ту
несправедливость, неблагодарность, которую он пережил...
Я часто говорю об этом, возможно потому, что пропускаю через себя не только произведения выдающихся людей, но и их судьбы, биографии и меня буквально пронзает сострадание - такая чудовищная жестокость, тупость, несправедливость, что дрожь охватывает.
Я чувствую, что испытывал Достоевский, когда его вели на расстрел, читал о чем он думал, стоя у стены перед дулами ружей - я сам стоял с ним у этой стены!
Я чувствую какую муку испытывал Пушкин, раненный в живот, ... как мало могли облегчить ему эту страшную боль в то время. Что пережил он, глядя на детей, жену зная, что полон сил, покидает их навечно... И все из-за этих проклятых козней НЕБЛАГОДАРНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, зависть, злость, мерзость людская!
Какой-то тупорылый иезуит смел терзать Вольтера, смел считать его недостойным даже ямы в земле! Гнал с родины, распоряжался его жизнью и смертью!
Кто этот ничтожный червь? Кто он - рядом с величием мудреца?!
Даже имени нет, чтобы проклясть! И мне еще дороже Антуан Гудон,
за то что он создал, запечатлел его в мраморе, сохранил прекрасный облик для нас, не покривив перед реализмом, сумел гением своим ПРОЗРЕТЬ момент величия в одряхлевшем старце и я испытываю Благодарность и бешусь за то, что ему мешали, препятствовали, давили, не понимали, ведь этот труд, этот поиск и без того мучителен, а тут еще и ВРЕДЯТ примитивные души - ВРЕДИТЕЛИ!
А Вольтер? - и без того страдал от возраста, слабости, болезни, так его еще гнобили и кто? Те - кто волоса его не стоят!
Я посылаю им плевок презрения через века!
Никогда этих негодяев не клеймят, привыкли будто издевательство над гением - норма, а подлецов надо клеймить!
Я знаю, что чувствовала Марина когда писала предсмертную записку, когда
ломались чайные позвонки в петле...
Какой слабоумный идиот сказал что самоубийство - это трусость?!
Самоубийство - это акт величайшего мужества и непереносимой боли.
Да, - подлецов надо клеймить ! Потому что трагические судьбы великих людей повторяется из века в век и происходит это из-за безнаказанности!
Даже здесь, на сайте, некое мелкое ничтожество - пыли из под Цветаевских ног не стоящее, проявилось своим гнилым нутром в гнилом стишке и проглотили - толстокожие авторы, ибо безнаказанность плодит подоночность.
Но такой кровопийцы как Россия, по отношению к своим гениям в мире нет,
а ведь это характеризует людей!
Все же, Аннушка, как не мучили Вольтера, но он дожил до 84 лет, Гудон его изваял на последнем году жизни, самому скульптору было 40 и прожил он до 87 - это в то время, когда жизнь человеческая была короче. Леонардо дожил до старости и Микеланджело и Тициан прожил больше ста лет - и это средневековье - инквизиция,
а у нас? - бульдозерные выставки в 20 веке: одного художника в тюрьму, другого в психушку, третий сам удавился... Остальные гордятся своей культурой и своими загадочными душами, настолько черствыми, что когда я защищал Марину от убогой моли, то остальные считали, что я нападаю на какую-то рифмоплетскую тлю
- да ее в упор не вижу!
Просто сам факт этой низости непереносим. А людям не стыдно, не совестно живут в грязном поле и хоть бы что! - Значит, такова их цена - у кого есть совесть, ум и талант, тот не промолчит, видя как топчут душу русской поэзии:

Тверже камня краеугольного,
Клятвой смертника на одре: —
Да не будет вам счастья дольнего,
Муравьи, на моей горе!
МЦ.


Сан-Торас   05.10.2017 12:45   Заявить о нарушении
Сложно отвечать на Вашу пламенную речь, Санто, ибо и во мне кипят те же чувства.

Глубоко погружаться в жизнь выдающихся людей, пропуская через себя их боль, их трагедию, страдая от чудовищной несправедливости к ним, - слишком тяжко… И то, как жестоко Вас гнетет и мучает эта кровоточащая тема, не заметно лишь толстокожему. Другое дело: что толстокожим делать в творчестве? Вопрос риторический…

Как можно гнобить гения? Или как можно добивать слабого, беззащитного?.. Для меня это за пределами понимания, ибо даже недругу протяну руку и помогу подняться, если он упал и лежит под градом стрел. Заметила у нас другую тенденцию – это даже не относится к гениям: когда человек на коне (при должности, полномочиях) – люди захлебываются от подобострастия. Но лишь только удача отворотилась от него – все, как псы, получившие команду «фас», набрасываются на жертву – каждый считает своим долгом пнуть раненого связанного волка - того, кто ничего плохого им не делал. Стадный инстинкт - вкупе с завистью к чужому благополучию (даже бывшему).

А если это еще и одаренная личность – тут уже зависть в квадрате – не только к успеху, но и к таланту. А захотят они чужих успехов и талантов вместе с СУДЬБОЙ гения - с его мытарствами? вместе с ТРУДОМ его до самозабвения…

Нет, все алчут только чужих сливок. Завидуют им, пользуются ими, ненавидя того, кто их произвел.

Согласна с Вами: самоубийство – не трусость. Чтобы судить кого-то, надо пройти его путь в его обуви… А в случае с Мариной Цветаевой – большой вопрос: а было ли это самоубийством? Слишком мощным нравственным стержнем она обладала - такой стержень ломают вместе с жизнью...

А Бог с вами!
А Бог с вами!
Будьте овцами!
Ходите стадами, стаями
Без меты, без мысли собственной
Вслед Гитлеру или Сталину… (с)
М.И. Цветаева

Анна Витальевна Коростелева 1   05.10.2017 13:48   Заявить о нарушении
Чем глубже познаёшь, тем больше сострадаешь!
Здесь, Аннушка, эссе об убийстве Марины Цветаевой http://www.stihi.ru/2013/11/03/5455

Сан-Торас   05.10.2017 14:24   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку, Санто. Нелишне перечитать это произведение (читала в начале нашего знакомства). Сожалею, что до сих пор не оставила отзыв на работу Татьяны Костандогло. Тяжелая, глобальная тема...
Убеждена так же, как Вы: только признание чудовищных грехов прошлого и искреннее покаяние в них - путь к светлому будущему.

Анна Витальевна Коростелева 1   05.10.2017 16:39   Заявить о нарушении
Извините, Санто, мой сдержанный тон – тема слишком горькая – просто сейчас нет моральных сил на новые погружения.

Когда много лет назад погрузилась в трагедию Есенина, мир померк, ходила в завесе слез, как в тумане, тщетно пытаясь постичь непостижимое: как такая, вгоняющая в оторопь, жуть возможна? Как Земля продолжает вращаться и люди спокойно живут, радуются, провозглашают себя ценителями поэзии и конкретных поэтов, будучи совершенно безразличны к их искалеченным судьбам, отнятым жизням (в расцвете лет и творческих сил), искаженным и оплеванным биографиям, к потоку помоев на могилы тех, кто давно заплатил «за всё, в чем был и не был виноват»…*
(*Фраза С.А. Есенина - «Собаке Качалова»).

М.И.Цветаеву открыла значительно позже, найдя в ней не только огромного поэта – истинного в моем понимании поэзии, но и большого человека, удивительно близкого мне по духу.

Читая работу Т.Костандогло, обратила внимание на поразительное сходство трагических финалов наших поэтов серебряного века: бесприютность, загнанность в угол, попытка бегства, ловушка, уход (где якобы никто не виноват) и посмертная хула…

Анна Витальевна Коростелева 1   05.10.2017 17:14   Заявить о нарушении
Прочел у Татьяны из переписки, смотрите какие стихи, Аннушка:

Д. П. - 16
Михаил Анищенко-Шелехметский
ЦЕРКОВЬ. 1871.

По Артуру Рембо

Когда опять здесь стадо соберется,
Глаза и юбки низко опустив,
Из-за кулис божественных прольется
Из века в век заученный мотив.

Опять зажгут заплаканные свечи
И на земле забытые рабы
Начнут клонить измученные плечи,
Начнут крестить безжизненные лбы.

И так всегда – зареванные бабы
Суют детей раскрашенным богам,
Юродивые ползают, как крабы,
Грозя каким-то призрачным рогам.

Пропахшие прокисшими супами,
Старухи деревянные до пят,
За смрад души, изъеденной клопами
За все, за все Христа благодарят.

За все, за все – за слезы и увечья,
За слепоту, за пролитую кровь,
За немоту, за проруби злоречья,
За веру, утопившую любовь.

И так всегда – от века и до века.
Кромешный ад ликует неспроста.
Я не нашел живого человека
У бледных ног распятого Христа.

Одни попы, качая животами,
Плывут в дыму придуманного дня.
Дорога в ад – усыпана цветами,
Растущими из вечного вранья.

Вблизи от храма птицы не летают,
Не пьют жуки студеную росу.
Здесь даже с кленов листья опадают
На две недели раньше, чем в лесу.

Сан-Торас   05.10.2017 22:06   Заявить о нарушении
// Я не нашел живого человека... (с)//

//Дорога в ад – усыпана цветами,
Растущими из вечного вранья.(с)//

Очиститься от вековых нагромождений лжи - глядишь, и дорога другая явится...

Анна Витальевна Коростелева 1   06.10.2017 05:52   Заявить о нарушении
Тонкое наблюдение, Аннушка, Вы как всегда - в цель!
Такое впечатление, что гвозди можно делать из этих людей:))

Сан-Торас   06.10.2017 06:08   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сан-Торас
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анна Витальевна Коростелева 1
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.10.2017