Рецензия на «Октябрьский конкурс 2013. Вторая попытка» (Редакция Журнала Окна)
В старом доме... http://www.stihi.ru/2013/06/06/7338 В старом доме - плюшевые коврики, Скатерть с бахромой, горшок герани… Треснувший стакан на подоконнике Радугой расцвечивает грани. Дачный инвентарь – лопаты с тяпками – Грудой свален в маленькой кладовке. Пчелы медитируют над грядками, И белье трепещет на веревке… Там, где детство пузырями мыльными Вышивает платьица из ситца, Стрекоза звенит в полете крыльями, Чтобы на мгновенье с небом слиться. Тает вертолетик в небе маленький Под лучами дремлющего солнца… Старый дом причудливой мозаикой В тысяче фасеток остается. Татьяна Шкодина 2 07.07.2013 16:42 Заявить о нарушении
Заявка принята. Первую оценку с небольшим обоснованием Вы ставите себе сами. Также Вы можете заранее отвести одного из редакторов.
Внимательно отнеситесь к 10 и 45 пунктам наших правил. Редакция Журнала Окна 07.07.2013 17:11 Заявить о нарушении
Спасибо, отводов не будет. Поставлю "4", основание - этот стих принес мне одно "да" на БЛК)
Татьяна Шкодина 2 07.07.2013 17:44 Заявить о нарушении
2 балла
Татьяна, я вижу проблемы такие... Очень часто авторы, которые берутся за тему детства и всяческих воспоминаний о прошлом, впадают в излишнее сюсюканье и умиление. А это выражается, прежде всего, в лексике. И вы не избежали таких привычных деталей, используя слова: коврики, маленькой, платьица (естественно, из ситца, а как иначе?), вертолетик, опять же - маленький. И все эти плюшевые коврики, герань и прочее настолько въелись в стихи, что кочуют из текста в текст... А про стрекозу с её фасетками кто только не писал. Поверьте, у меня уже от этих фасеточных стрекозьих глаз... у самой уже в глазах рябит.)) Одним словом, не вижу никакой новизны в стихотворении, более того, одни штампы. Останавливают взгляд лишь пчёлы, медитирующие над грядками, хотя лучше бы они медитировали над садовыми цветками. А ещё точнее, находясь в цветках в состоянии покоя, а не зависая над ними. Ольга-Верн 14.09.2013 21:38 Заявить о нарушении
Оль, может, и сюсюканье, но детали другими быть не могут - с натуры писалось:) Куда денешься, если так оно и было: плюшевые коврики (с оленями!)), вонючая герань на подоконниках (я в детстве ее терпеть не могла)) и ситцевые платья (других летних платьев в магазинах просто не было в те времена, я даже помню расцветки "в цветочек"). И стрекоз было видимо-невидимо (вымерли они сейчас, что ли? почти не встречаю...). Садовые цветы у бабушки имели место быть, но в очень малом количестве - в бедной станице предпочитали огороды. А еще были магазины с пустыми полками (только банки зеленых помидоров и соль)), хлебный магазин, в который хлеб привозили один раз в день (и он немедленно весь раскупался), мороженое только по большим праздникам (1 и 9 мая)... А в доме - граненые стаканы, железные кровати и алюминивый рукомойник. Вода (в колодце) и туалет (крытый соломой) - во дворе.
И всю эту "прелесть" вспоминаю с такой, блин, ностальгией! Хочется туда снова, хоть на минуту, ан нет... Даже дома уже не существует - развалился от старости после смерти бабушки. И меня (той) нет, и эпоха уже другая. И мороженое уже так не радует - невкусное оно какое-то, в детстве был совсем другой вкус! Оля, при всем желании не могу я назвать коврики - коврами, детские платьица - платьями, а стрекозу - вертолетом))) Не хочу врать. Это мое детство. Татьяна Шкодина 2 15.09.2013 03:25 Заявить о нарушении
Татьяна, так это понятно, что у многих было похожее детство.
Как тогда говорили? "Новая историческая общность - советский народ". Общность, общество, общественное, общее... одно большое общежитие и коммунальная квартира. И песни, и мысли. Отсюда и стихи, как под копирку. Авторы даже не понимают: а что такого? А такого - километры. А хочется чего-нибудь "с лица необщим выраженьем". Для стихов это было бы интереснее. Если ностальгировать, то можно выделить одну-две яркие детали и развернуть их в метафору. Ну и достаточно для обозначения того времени. Смотрите сами: у вас половина стихотворения - перечисления. Они вас умиляют, но это не значит, что читатель (я, например) разделит с вами эти восторги. Ну ладно хоть вы во второй части дали разворот - от дома к стрекозе (полёт, воздух, пространство). И как бы замах такой на вечность - мол, дом старый, а в глазах стрекозы остаётся... типа память, надежда... и т.д. Мы не умрём.:) Но я о лексике. Лучше было бы обойтись без сюсюканья. Эта картинка - глазами взрослого, с ностальгическими соплями, простите. А если бы вы писали от лица ребёнка, для которого мир огромен, а не маленький и стрекоза - вертолёт-вертолётище, и дом-домище... ну я утрирую, конечно, но мысль понятна? А то прям мыльные пузыри, действительно. Это всё взрослые родители виноваты, когда говорят с детьми, сюсюкая: платьице, вертолётик... и держат потом своих детей в таких, условно, "пелёнках" до седых волос. А потом читаешь стихи какого-нибудь седовласого автора и видишь там в полный рост дождинки, слезинки, волосинки и прочую сентиментальную хрень. А все потешки и гуканье до 3-х лет должны быть. А после - нормальная литературная речь. Вот бы ещё лучше уйти от линейности текста, заданной сразу... Я же вам написала про штампы. Так неудивительно - жизнь тогда была у всех заштампованная, все же, как гайки с болтами. Вот отсюда такое непонимание стихов, люди просто пишут свои мемуары-воспоминания, причём, одинаково и хотят, чтобы это было здорово. А это здорово в кругу друзей, как перебирание старых фотографий. Вы поймите, что для конкурса это маловато. Здесь нужно такой разворот дать, с фантазией может быть... К примеру, можно было начать стихотворение с тех же ковриков, если уж они так милы сердцу и представить оленей живыми, ЛГ с ними играет или сшибает с них рога:), герань ту же как-то обыграть. Ну чтобы уйти от слишком заметных перечислений. Это хорошо, что вы ещё вовремя остановились. А то бывает автора так понесёт, что он ностальгирует аж на 40 строчек. А в финале выдаст лабуду типа - как жаль, что не вернуться в детство. И что? Всем жаль. Не вернуться. Общее место. Вы хоть к стрекозе ушли, хотя она слишком баянистая. Тем более, сравнение её с вертолётиком. Про фасеточные глаза молчу уже, где их только нет. Кстати, коммент ваш гораздо живее и интереснее стихотворения вышел. Там видно ваше отношение к этим "прелестям", а в тексте "причудливая мозаика". Но она совсем не причудливая вышла. И уж если говорить о слове "медитирует", то оно совсем из другого времени - из сегодняшнего больше. А тогда и слов-то таких не знали. Ассоциативный ряд искажается. Ольга-Верн 15.09.2013 04:35 Заявить о нарушении
А мне тоже нравятся Ваши комменты, Ольга) Они не дают мне расслаблятся, а наоборот, дают "пенделя", без которого мне трудно "расти над собой"))) Спасибо, Вы заставили меня задуматься)
Татьяна Шкодина 2 15.09.2013 11:23 Заявить о нарушении
пардон за опечатку в слове "расслабляться" - быстро печатаю, теряю иногда буквы)
Татьяна Шкодина 2 15.09.2013 11:24 Заявить о нарушении
три балла
Ольга-Верн уже все сказала - спасибо ей. Только мне кажется, поэты никогда не слышат замечания. Или слышат, но не соглашаются. И это здорово. Меня например испугало бы - если б Таня, согласно кивнув головой, взяла и бы написала что-то типа: ,,а она ты знаешь жила негромко собирала мысли слова дела собирала марки с волнистой кромкой собирала счастье не собрала.,, Потому что это - будет уже не она. Это только Антон Прозоров мог так написать. Но у него своя жизнь и своя боль - ибо поэзия - это боль, не правда ли? Как и у Тани - своя. И я не понимаю, как это можно совершенствоваться - читая наши комментарии? Мы что - истина в последней инстанции? Да и нет ее - истины. То есть она есть - но для каждого своя. Для каждого - внутри. Только время и только боль могут научить чему-либо. А оценки наши - отражение субъективного читательского мнения - не больше. Но и не меньше. Ведь только читатели решают - какому стихотворению жить, а какому умереть. Просто есть такие стихи, строчки которых не забываются, и их хочется повторять и повторять, и повторять. Главное - остаться самим собой - а стихи, если суждено, они придут. Лада Миллер 15.10.2013 02:29 Заявить о нарушении
Здесь очень интересно находиться. С удовольствием прочитал комментарии Ольги и Лады, и ответы Татьяны.
Мне кажется, что в стихе больше рифмованных воспоминаний о детстве, чем поэтики. Всё же оценку поставлю руководствуясь первым впечатлением - 4 балла. Дядя Игорь 15.10.2013 03:37 Заявить о нарушении
3 балла
Полностью согласен с Ольгой. Добавлю: точнее было бы сказать "радугой расцвеченные грани" у стакана... не сам он расцвечивает свои грани... Геворк 15.10.2013 09:48 Заявить о нарушении
Поставлю 3.
Не согласен с Геворком насчет стакана. Стакан, точнее его грани, свет преломляет и создает радугу, а значит Таня "правее". Валерий Мотев 16.10.2013 14:37 Заявить о нарушении
Складненько, но абсолютно не трогает...
4 балла Редакция Журнала Окна 20.10.2013 04:20 Заявить о нарушении
Стих размещён в рейтинге
http://www.stihi.ru/2011/02/09/877 Редакция Журнала Окна 22.10.2013 07:48 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |