Рецензия на «Октябрьский конкурс 2013. Вторая попытка» (Редакция Журнала Окна)

В старом доме...
http://www.stihi.ru/2013/06/06/7338

В старом доме - плюшевые коврики,
Скатерть с бахромой, горшок герани…
Треснувший стакан на подоконнике
Радугой расцвечивает грани.

Дачный инвентарь – лопаты с тяпками –
Грудой свален в маленькой кладовке.
Пчелы медитируют над грядками,
И белье трепещет на веревке…

Там, где детство пузырями мыльными
Вышивает платьица из ситца,
Стрекоза звенит в полете крыльями,
Чтобы на мгновенье с небом слиться.

Тает вертолетик в небе маленький
Под лучами дремлющего солнца…
Старый дом причудливой мозаикой
В тысяче фасеток остается.

Татьяна Шкодина 2   07.07.2013 16:42     Заявить о нарушении
Заявка принята. Первую оценку с небольшим обоснованием Вы ставите себе сами. Также Вы можете заранее отвести одного из редакторов.

Внимательно отнеситесь к 10 и 45 пунктам наших правил.

Редакция Журнала Окна   07.07.2013 17:11   Заявить о нарушении
Спасибо, отводов не будет. Поставлю "4", основание - этот стих принес мне одно "да" на БЛК)

Татьяна Шкодина 2   07.07.2013 17:44   Заявить о нарушении
2 балла

Татьяна, я вижу проблемы такие...
Очень часто авторы, которые берутся за тему детства и всяческих воспоминаний о прошлом, впадают в излишнее сюсюканье и умиление.
А это выражается, прежде всего, в лексике.
И вы не избежали таких привычных деталей, используя слова:
коврики, маленькой, платьица (естественно, из ситца, а как иначе?),
вертолетик, опять же - маленький.
И все эти плюшевые коврики, герань и прочее настолько въелись в стихи, что кочуют из текста в текст...
А про стрекозу с её фасетками кто только не писал. Поверьте, у меня уже от этих фасеточных стрекозьих глаз... у самой уже в глазах рябит.))
Одним словом, не вижу никакой новизны в стихотворении, более того, одни штампы. Останавливают взгляд лишь пчёлы, медитирующие над грядками, хотя лучше бы они медитировали над садовыми цветками. А ещё точнее, находясь в цветках в состоянии покоя, а не зависая над ними.

Ольга-Верн   14.09.2013 21:38   Заявить о нарушении
Оль, может, и сюсюканье, но детали другими быть не могут - с натуры писалось:) Куда денешься, если так оно и было: плюшевые коврики (с оленями!)), вонючая герань на подоконниках (я в детстве ее терпеть не могла)) и ситцевые платья (других летних платьев в магазинах просто не было в те времена, я даже помню расцветки "в цветочек"). И стрекоз было видимо-невидимо (вымерли они сейчас, что ли? почти не встречаю...). Садовые цветы у бабушки имели место быть, но в очень малом количестве - в бедной станице предпочитали огороды. А еще были магазины с пустыми полками (только банки зеленых помидоров и соль)), хлебный магазин, в который хлеб привозили один раз в день (и он немедленно весь раскупался), мороженое только по большим праздникам (1 и 9 мая)... А в доме - граненые стаканы, железные кровати и алюминивый рукомойник. Вода (в колодце) и туалет (крытый соломой) - во дворе.
И всю эту "прелесть" вспоминаю с такой, блин, ностальгией! Хочется туда снова, хоть на минуту, ан нет... Даже дома уже не существует - развалился от старости после смерти бабушки. И меня (той) нет, и эпоха уже другая. И мороженое уже так не радует - невкусное оно какое-то, в детстве был совсем другой вкус! Оля, при всем желании не могу я назвать коврики - коврами, детские платьица - платьями, а стрекозу - вертолетом))) Не хочу врать. Это мое детство.

Татьяна Шкодина 2   15.09.2013 03:25   Заявить о нарушении
Татьяна, так это понятно, что у многих было похожее детство.
Как тогда говорили? "Новая историческая общность - советский народ".
Общность, общество, общественное, общее... одно большое общежитие и коммунальная квартира. И песни, и мысли.
Отсюда и стихи, как под копирку. Авторы даже не понимают: а что такого? А такого - километры.
А хочется чего-нибудь "с лица необщим выраженьем". Для стихов это было бы интереснее. Если ностальгировать, то можно выделить одну-две яркие детали и развернуть их в метафору. Ну и достаточно для обозначения того времени. Смотрите сами: у вас половина стихотворения - перечисления. Они вас умиляют, но это не значит, что читатель (я, например) разделит с вами эти восторги. Ну ладно хоть вы во второй части дали разворот - от дома к стрекозе (полёт, воздух, пространство). И как бы замах такой на вечность - мол, дом старый, а в глазах стрекозы остаётся... типа память, надежда... и т.д. Мы не умрём.:)
Но я о лексике. Лучше было бы обойтись без сюсюканья. Эта картинка - глазами взрослого, с ностальгическими соплями, простите. А если бы вы писали от лица ребёнка, для которого мир огромен, а не маленький и стрекоза - вертолёт-вертолётище, и дом-домище... ну я утрирую, конечно, но мысль понятна? А то прям мыльные пузыри, действительно. Это всё взрослые родители виноваты, когда говорят с детьми, сюсюкая: платьице, вертолётик... и держат потом своих детей в таких, условно, "пелёнках" до седых волос. А потом читаешь стихи какого-нибудь седовласого автора и видишь там в полный рост дождинки, слезинки, волосинки и прочую сентиментальную хрень. А все потешки и гуканье до 3-х лет должны быть. А после - нормальная литературная речь.
Вот бы ещё лучше уйти от линейности текста, заданной сразу...
Я же вам написала про штампы. Так неудивительно - жизнь тогда была у всех заштампованная, все же, как гайки с болтами. Вот отсюда такое непонимание стихов, люди просто пишут свои мемуары-воспоминания, причём, одинаково и хотят, чтобы это было здорово. А это здорово в кругу друзей, как перебирание старых фотографий. Вы поймите, что для конкурса это маловато. Здесь нужно такой разворот дать, с фантазией может быть... К примеру, можно было начать стихотворение с тех же ковриков, если уж они так милы сердцу и представить оленей живыми, ЛГ с ними играет или сшибает с них рога:), герань ту же как-то обыграть. Ну чтобы уйти от слишком заметных перечислений. Это хорошо, что вы ещё вовремя остановились. А то бывает автора так понесёт, что он ностальгирует аж на 40 строчек. А в финале выдаст лабуду типа - как жаль, что не вернуться в детство. И что? Всем жаль. Не вернуться. Общее место. Вы хоть к стрекозе ушли, хотя она слишком баянистая. Тем более, сравнение её с вертолётиком. Про фасеточные глаза молчу уже, где их только нет.
Кстати, коммент ваш гораздо живее и интереснее стихотворения вышел. Там видно ваше отношение к этим "прелестям", а в тексте "причудливая мозаика". Но она совсем не причудливая вышла. И уж если говорить о слове "медитирует", то оно совсем из другого времени - из сегодняшнего больше. А тогда и слов-то таких не знали. Ассоциативный ряд искажается.

Ольга-Верн   15.09.2013 04:35   Заявить о нарушении
А мне тоже нравятся Ваши комменты, Ольга) Они не дают мне расслаблятся, а наоборот, дают "пенделя", без которого мне трудно "расти над собой"))) Спасибо, Вы заставили меня задуматься)

Татьяна Шкодина 2   15.09.2013 11:23   Заявить о нарушении
пардон за опечатку в слове "расслабляться" - быстро печатаю, теряю иногда буквы)

Татьяна Шкодина 2   15.09.2013 11:24   Заявить о нарушении
4

Синельникова

Редакция Журнала Окна   14.10.2013 01:47   Заявить о нарушении
три балла

Ольга-Верн уже все сказала - спасибо ей.

Только мне кажется, поэты никогда не слышат замечания.
Или слышат, но не соглашаются.
И это здорово.
Меня например испугало бы - если б Таня, согласно кивнув головой, взяла и бы написала что-то типа:
,,а она ты знаешь жила негромко собирала мысли слова дела собирала марки с волнистой кромкой собирала счастье не собрала.,,
Потому что это - будет уже не она.
Это только Антон Прозоров мог так написать.
Но у него своя жизнь и своя боль - ибо поэзия - это боль, не правда ли? Как и у Тани - своя.
И я не понимаю, как это можно совершенствоваться - читая наши комментарии? Мы что - истина в последней инстанции? Да и нет ее - истины. То есть она есть - но для каждого своя. Для каждого - внутри. Только время и только боль могут научить чему-либо.
А оценки наши - отражение субъективного читательского мнения - не больше. Но и не меньше. Ведь только читатели решают - какому стихотворению жить, а какому умереть. Просто есть такие стихи, строчки которых не забываются, и их хочется повторять и повторять, и повторять.
Главное - остаться самим собой - а стихи, если суждено, они придут.

Лада Миллер   15.10.2013 02:29   Заявить о нарушении
Здесь очень интересно находиться. С удовольствием прочитал комментарии Ольги и Лады, и ответы Татьяны.
Мне кажется, что в стихе больше рифмованных воспоминаний о детстве, чем поэтики. Всё же оценку поставлю руководствуясь первым впечатлением -
4 балла.

Дядя Игорь   15.10.2013 03:37   Заявить о нарушении
3 балла. Ольга - молодец!

Grafomanka   15.10.2013 06:00   Заявить о нарушении
3 балла
Полностью согласен с Ольгой.
Добавлю: точнее было бы сказать "радугой расцвеченные грани" у стакана... не сам он расцвечивает свои грани...

Геворк   15.10.2013 09:48   Заявить о нарушении
"0"
альбомное

.

Владимир О.Сергеев   15.10.2013 13:25   Заявить о нарушении
четыре(4) балла

Архив Журнала Окна   15.10.2013 16:21   Заявить о нарушении
Поставлю 3.
Не согласен с Геворком насчет стакана. Стакан, точнее его грани, свет преломляет и создает радугу, а значит Таня "правее".

Валерий Мотев   16.10.2013 14:37   Заявить о нарушении
3 балла

Рябинушка   17.10.2013 15:20   Заявить о нарушении
пять баллов

Аня Глянченко   19.10.2013 10:26   Заявить о нарушении
Складненько, но абсолютно не трогает...

4 балла

Редакция Журнала Окна   20.10.2013 04:20   Заявить о нарушении
Рейтинг по 24 оценкам 80 баллов

Редакция Журнала Окна   22.10.2013 07:46   Заявить о нарушении
3балла

Анда   22.10.2013 10:30   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Редакция Журнала Окна
Перейти к списку рецензий, написанных автором Татьяна Шкодина 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.07.2013