Рецензия на «Звучит Кашмир» (Геннадий Модестов)

Привет, Гена!
Красивый этюд задумал! Но есть проколы в образной логике (я же говорил, что я вредный стал)! :)

Неизвестно Чья Тень   13.06.2012 00:30     Заявить о нарушении
Привет, Ник. Ты будто стесняешься писать мне под другим ником)) Так в чём прокол?)

Геннадий Модестов   13.06.2012 00:41   Заявить о нарушении
Нет, я же тебе объяснял, что под тем ником я уже должен буду обязательно критически подойти к тексту, потому что иначе то, что я декларирую в обзорах и на конкурсах, будет вступать в противоречие с моей рецензией. А с этого ника я могу просто передать привет старому товарисчу и побалагурить. :)
Если ты действительно хочешь, чтобы я попридирался в работу, так это запросто, только вечером (мне сейчас убегать надо).

Неизвестно Чья Тень   13.06.2012 11:33   Заявить о нарушении
Тогда до вечера)

Геннадий Модестов   13.06.2012 11:36   Заявить о нарушении
Хорошо, давай разберёмся. Помнится, на мои критические замечания по поводу одного твоего стиха ты ответил что-то типа того, что ты так видишь, а я мол, не в теме. То есть, отписался, фактически. На этот раз я отойду от своего правила не комментировать свои стихи и попробую донести смысл «зарифмованных случайных слов».
Начнём с того, что «Кашмир», для меня, по меньшей мере, представляет собой образец медитативной композиции, следовательно располагающей к определённым размышлениям. Тем более что прослушана ни одну сотню раз.
(Да, прислушиваясь к твоим замечаниям, я немного изменил пунктуационный рисунок стихотворения и изменил местоимение).

Начнём. Практически построчно.

Вселенная замыслила антракт
В бездарно развивающейся пьесе.

Здесь – апокалипсические ожидания, связанные с внешней (сдаётся мне, что больше умозрительной, чем реальной) угрозой глобального катаклизма.

Вернулся Бог из вечной мерзлоты,
Собрал в охапку свежие цветы
И вновь исчез, как раз к вечерней мессе.

Здесь – ожидания пришествия Создателя во всех его проявлениях (и кто-то же, ёлы палы, утверждает, что было оно, было…И продолжаются подношения, моления и тому подобные ритуалы. А если и было Пришествие, то его, как водится, никто и не заметил. Ой, что-то вроде изменилось. Нет? Ну, ладно, паства, бьём поклоны дальше.

Звучит «Кашмир», в душе покой и свет...
Над горизонтом клавиша «reset»
Оплавилась от близости Геенны.
Им преподносят гривы и хвосты.
И разрушают хрупкие мосты
Влюблённые и твари Ойкумены.

Разберёмся со вторым катреном.
Слушатель, в данном случае автор, испытывает умиротворение от музыки с одной стороны, но в силу беспокойства натуры, не перестаёт размышлять и тревожиться.

“клавиша «reset» - здесь, Луна. Именно с ней связаны планы ближайшей «перезагрузки» цивилизации, в плане энергетическом и экономическом.
«Геенна», соответственно, Земля в лице человечества со всеми её пороками и проблемами.
«Гривы и хвосты» - здесь: добро и зло, женское и мужское начало.

И разрушают хрупкие мосты
Влюблённые и твари Ойкумены.

В этих двух строчках звучит извечное двойственность в отношении между людьми, борьба противоречий, и склонность к разрушению, что свойственно и самым лучшему состоянию душевному (влюблённость) и худшему (терроризм, убийства и т.д)

Звучит «Кашмир», и вечности поток
Расходится под камушками строк,
С гримасой отстранённого смущенья.

Здесь размышление о том, что вечности (в её прямом значении) по большому счёту, плевать: есть мы или нет, но даже она готова принимать, сопротивляясь своему безразличию и скептицизму, негаснущие искры разума и творчества и (в данном контексте, поэтического)

У каждого мгновенья есть финал,
Я, кажется, всегда об этом знал,
Не предавая грустного значенья…

А здесь намёк на то, что первая попытка преодолеть постиндустриальный барьер, предпринятая современной развитой цивилизацией (западной) терпит катастрофическое фиаско. И мы являемся этому свидетелями…

Устроит ли тебя подобная расшифровка смыслов, Ник?..)

Геннадий Модестов   14.06.2012 11:33   Заявить о нарушении
вот мне показалось, что концовка смазана либо недоговорена, нет ее, нет завершающего аккорда, ну и что? -спросит читатель, а ты, Гена, как в этом всем существуешь? А Ник стал занудой и воображалой, помнится, тока тронь его, тока зацепи... :))) а щас сам такой :)))))

Валерия Суворова   15.06.2012 16:15   Заявить о нарушении
Привет , друзья! Да не воображала я! :)) Слишком много последнее время читал и осмысливал... Заворот мозгов! :)) В результате стал ворчливым и придирчивым (к себе, кстати, в первую очередь)!
Не буду спорить по мелочам, но главный принцип любого осмысленного творчества - прочитываемые образы, а не интерпретируемые позже автором.
Ген, ты действительно считаешь, что
"Звучит «Кашмир», в душе покой и свет...
Над горизонтом клавиша «reset»
Оплавилась от близости Геенны.
Им преподносят гривы и хвосты.
И разрушают хрупкие мосты
Влюблённые и твари Ойкумены." -
равно по смыслу и по картинке с
“клавиша «reset» - здесь, Луна. Именно с ней связаны планы ближайшей «перезагрузки» цивилизации, в плане энергетическом и экономическом.
«Геенна», соответственно, Земля в лице человечества со всеми её пороками и проблемами.
«Гривы и хвосты» - здесь: добро и зло, женское и мужское начало."

Неизвестно Чья Тень   15.06.2012 20:01   Заявить о нарушении
А кроме влюбленных и тварей, что никого не осталось (кстати, на Земле, что ли) - на этой Геенне? Кому они гривы и хвосты преподносят?
"Им" - это кто? А что здесь - "мосты" Как они в картинку вписываются и в чем заключается идея включения их автором в этот образ?

Неизвестно Чья Тень   15.06.2012 20:07   Заявить о нарушении
Лер, букетик респектов тебе!
Щас можешь придираться ко мне по-полной! Только рад буду! :))
Осознал, что умная дружеская критика - огромная помощь в осмыслении собственного творчества!

Неизвестно Чья Тень   15.06.2012 20:14   Заявить о нарушении
Все остальные свои объяснения, Гена, сам же сравни с написанным в тексте и подумай, равнозначна ли картинка и мысль, живущая у тебя в голове, с картинкой и мыслью, возникающей в сознании читателя.

Неизвестно Чья Тень   15.06.2012 20:37   Заявить о нарушении
Влюблённые и твари – две полярности. Вся строфа о полярностях. О добре и зле. Да, Геенна – это Земля. А в чём проблема? Не так что ли? Им – это гривы – Луне, хвосты – Земле. Где гривы – это вершки, добро, женское начало, хвосты – корешки, зло, мужское начало. Мосты – это очень своеобразный образ: по-поводу влюблённых, надеюсь не нужно вдаваться в подробности? И твари делают тоже самое, только именно взрывают при помощи тротила, например, или выводят из строя иные коммуникации. Ник, ты совсем не понял смысла этого стихотворения. Вообще. Это есть удачное, на мой взгляд, переосмысление (очень, конечно, сжатое) тезисов С. Переслегина. Он входит в питерскую группу прогнозистов. И своё непонимание не надо списывать на автора. Я не обязан быть понятым всеми. Хотя на тебя всё же надеялся. Знаешь, у меня бывают стихи неровные, понимаю. Но не в этом случае. Можешь усмехаться или нет. Можешь не понимать. Или делать вид, что не можешь. Собственно, могу тебе ответить примерно твоими же словами: значит, на данный момент, ты просто не попал в настроение. Действительно, напрягаться же надо при чтении, включать воображение. В конце концов, давай, предложи этот стих какому-нибудь критику. Это же сейчас где-то около тебя. Или нет? И потом, не надо равнять всех читателей под свою гребёнку. И читатели есть не только на Стихире.

Геннадий Модестов   15.06.2012 22:39   Заявить о нарушении
Ген, о чем стих приблизительно понятно. Так примерно я своим детям каляки-муляки расшифровывал - включал воображение. Но ты же не кроссворд сочинял? Я тебе о профессиональном подходе говорю, а это, в любом виде искусства - тщательная работа над формой. Ничего случайного, ничего такого, что может отвлечь зрителя (читателя) от твоей кардинальной мысли и создаваемой картинки. Когда ты пишешь "Над горизонтом клавиша «reset»", то читатель следует не за твоими мыслями(откуда он знает, что у тебя в голове?), а за твоими словами. Это есть первичный образный ряд - картинка, которая в совокупности с вызванными ею ассоциациями рождает смыслы. Для того, чтобы увидеть здесь луну, а тем паче понять связь её с планами энергетической и экономической перезагрузки цивилизации, необходимо помочь читателю какой-нибудь образной деталью. Такой, чтобы читатель идентифицировал небесный спутник земли с кнопкой «reset». Проведи эксперимент. Попроси рассказать твоих читателей (когда новое стихотворение напишешь), что они представляют, когда читают стих и о чём должно говорить то, что они представляют... Ты удивишься насколько разным будет восприятие твоих текстов...Потому что, повторюсь, то, что у тебя в голове не соответствует тому, что у тебя записано словами.
Я не в пику тебе. Я к тебе отношусь очень хорошо. Это идейный спор. :)

Неизвестно Чья Тень   16.06.2012 21:58   Заявить о нарушении
Дело не в том, есть ди критики вне стихиры. И не в том, кто тебя там похвалил, или поругал. Дело в здравом смысле, в правильном понимании поэзии, как вида искусства, дело - в осмыслении собственного творчества, в конце концов...

Неизвестно Чья Тень   16.06.2012 22:03   Заявить о нарушении
Ник, вот на этой спокойной и продуктивной ноте стоило бы и закончить наш идейный спор) Я и не говорил, что стих однозначно понятен и вопринимаем. Ты же знаешь, что на беду) свою, моя поэзия более интуитивная, ассоциативная, построенная на аллюзиях, которые бывают скрыты под несколькими слоями очевидных смыслов. И видимо частенько идёт в разрез с современным пониманием поэзии, как искусства. Ну, будем жить дальше))

Геннадий Модестов   17.06.2012 12:17   Заявить о нарушении
ох, вас бы к аудитории да на часок, вот и проверили бы себя :))))но на часок каждого, а не по одному стихотворению :)))

Валерия Суворова   17.06.2012 14:55   Заявить о нарушении
Ген, ассоциативное мышление - твой конёк и большой бонус тебе, как творцу.
Но (в смысле работы над худ.образом, в смысле образной логики), почитай Свищёва!
Лер, нас побьют камнями за нудные попытки осмысления собственного творчества! :) Читателям всё-равно, как это сделано.

Неизвестно Чья Тень   17.06.2012 20:37   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Геннадий Модестов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Неизвестно Чья Тень
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.06.2012