Рецензия на «часть 1 - слова за смыслом...» (Футурсобрание)
Разве талант и умение теперь требуются от публики, а не от чтеца-писателя? Талант - штука редкая по определению, поэтому наивно ожидать, что публика - масса, будет обладать им в большей степени, чем творцы - единицы. А как же насчет умения чтеца-писателя вызывать резонанс у публики? Как насчет таланта выражения, таланта четко, точно и доступно формулировать свои мысли, желания, чувства? Не это ли мастерство и называется поэтическим даром? Что сложнее, добиться от публики понимания, или непонимания? По своему опыту знаю, что сложнее первое. Стоит автору немного зазеваться, и тут же появляются двусмысленности, темные места, в которые закрадываются побочные смыслы, которые автор и не думал туда помещать, и это здорово осложняет восприятие текста. Это получается само собой, без всяких усилий, часто вопреки усилиям этого избежать. А вот написать то, что ВСЕ читатели без исключения воспринимали бы одинакого, не просто сложно - невозможно, и здесь то и проявляется мастерство обращения со словом. Зов Далёкого Нигде 23.08.2010 02:03 Заявить о нарушении
здесь было обращение прежде всего к творцам - либо к тем кто хочет - стать творцом...
ведь нет просто публики... как и нет просто произведения... скажем от музыки скрябина или тем более стравинского, шёнберга, шнитке - никто ведь не требует - стать сходу близкой и понятной для всех поголовно водителей маршруток... ))) почему же вы думаете - что и в других областях творчества - всё должно непременно вот так сходу - становиться понятным и легко постигаемым для человека - не делающего абсолютно ничего - чтобы суметь подняться над простейшим детским "два притопа" - чтобы хотя бы попытаться почувствовать нечто - что и намного сложнее и ничуть н е м е н е е прекраснее - чем простой ритм и простая гармония?... к тому же - по секрету - ведь это бывает прекраснее и - н а м н о г о - н а м н о г о - б о л е е... ) и здесь речь шла как раз об этом - не оставаться пассивно резонирующим /согласно внутренней своей ёмкости/ - пустым сосудом... а напротив - быть /или становиться/ - инструментом - способным в глубине себя зазвучать в унисон с любой нотой - от высочайшей ноты флейты-пикколо - и до самых низких басовых регистров органа - когда за пределами слышимости - вибрации воспринимаются уже всем телом... при этом лёгкие воздушные /моцартовские/ мелодии - ничуть не отрицаются... ) просто есть и иные гармонии... впрочем ничто никому не навязывается... каждый сам решает - что ему слушать - будь то даже простенькие зомбические ритмы и мелодии попсы или шансона... ) моцарт же безусловно - гений... но и шёнберг - не меньший... просто каждому - своё... ) тем не менее - у каждого всегда есть возможность выбирать - оставаться вечно резонирующим лишь на определённые звуки пустым сосудом - или стать огромной миллионно-струнной - звучащей вселенной - откликающейся в ответ на звучание бесконечного множества близких и далёких - иных вселенных... так что - не публики ради - но читателя!... ))) спасибо Вам за высказывание!... ) Криспи 24.08.2010 17:40 Заявить о нарушении
Простите, но для человека, интересующегося литературой, ваши слова звучат очень наивно и банально. Вы смутно представляете себе значение понятий, которые используете, и этим выказываете себя в крайне комическом свете. "Сложным" ритм является не когда он неточный, рваный, одним словом, убогий - не потому что автору так хотелось - он и рад бы как Пушкин, ибо в глубине души понимает, что пишет плохо, но в силу своего никакого мастерства - не может. Ритм тогда сложный, когда он еще более математически - именно матиматически! - точен и педантически дотошен, чем в классике. Речь идет о смешении стоп, цезурах, усеченных строках, переплетенной рифмовке и т.д. И чем сложнее ритм, тем более точно он должен повторяться. Простой ритм может слегка варьироваться(посредством пиррихиев и спондеев, например), т.к. его автоматически выравнивает ритмическая инерция. Сложный ритм себе такой роскоши позволить не может. "Сложным" ритм бывает для автора, а не для читателя. Вот пример относительно сложного ритма: http://www.stihi.ru/2008/03/30/602 А вообще, подобные упоминания "простого ритма сразу выдают новичка. Все мыслимые и немыслимые виды ритма на сегодняшний день давно систематизированы и выстроены в иерархию. Есть классическая силлабо-тоника, вольный стих, дольник, ударник, акцентовик, верлибр, наконец. Все остальное - халтура, ибо ничего другого изобрести уже невозможно. Я, например, всему предпочитаю верлибр. Я не пишу метрических стихов в принципе, не использую ритм, но и не претендую на его наличие.
"и здесь речь шла как раз об этом - не оставаться пассивно резонирующим /согласно внутренней своей ёмкости/ - пустым сосудом... а напротив - быть /или становиться/ - инструментом - способным в глубине себя зазвучать в унисон с любой нотой" Другими словами, если написано плохо, нужно убеждать себя в том, что написано хорошо и что тебе нравится. Не спешите отрицать, вдумайтесь, именно это Вы здесь и сказали. Простите, но это уже совершенная чушь. Я стихи оцениваю по тому резонансу, который они у меня вызывают. Заставлять себя восхищаться образом, который не вызывает оз багажа ассоциаций ровным счетом ничего - бессмысленно и бесполезно, он все равно не понравится. А понимание образа отнюдь не тождественно его высокой оценки. Зачастую все как раз наоборот: понятрно, что автор пытался сказать, но никакого волнения это не вызывает, т.к. надумано, неточно, притянуто за уши. Медитация, о которой Вы говорили - это как раз пассивное восприятие. Слово "медитация", которое изначально можно перевести как "размышление" обозначает никакое не размышление, так это выглядит только со стороны, на самом деле медитация - очищение разума от всех мыслей, его молчание, прерывание внутреннего монолога. Зов Далёкого Нигде 24.08.2010 22:05 Заявить о нарушении
А это здесь при чем? Я говорил не о вкусах и предпочтениях, а о спектре возможных альтернатив. Чтобы понять, что именно для человека "свое", он должен, по крайней мере, знать, из чего он выбирает и каждому варианту уделить минимум внимания, дабы не изобретать велосипед. А называть "своим" то единственное, что знаешь, по меньшей мере поверхностно.
Зов Далёкого Нигде 24.08.2010 22:35 Заявить о нарушении
но что лучше -
"В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горстке – бесконечность И небо в чашечке цветка." или что-то о-ценивать?... ☺ а про медитацию - если бы Вы были чуть внимательнее - ведь и было сказано как про молчание /сознания/... ) кстати со сложностью ритма похоже Вы немного пошутили - можно было бы привести примеры и куда как более - из того же Бродского - не говоря уж о ком-то из современников... ) хотя стих и без этого - интересный конечно... сыпание же терминологией как и вообще псевдонаукообразие - по мне так ничего не значит... абсолютно... ) термины изобретают те - кто пытается объяснить увиденное необъяснимое... ) но там где начинается наука - нет жизни... анализ - разложение - и все попытки оживить затем куски вновь сложенного чего-либо - сходны с надеждами доктора франкентштейна... ) и вот это-то как раз и есть - нечто противоположное медитации - как методу восприятия стихов... Криспи 24.08.2010 22:56 Заявить о нарушении
Лучше - писать вещи, которые волнуют душу читателя без скидок на его принадлежность к тусовке способных "в глубине себя зазвучать в унисон с любой нотой", тогда отсутствие желаемого эффекта не будет нужно оправдывать недостатком таланта в читателе. А оценка произведений неизбежна, иначе какой смысл их читать? Что-то нравится, а что-то не очень, что то оценивается выше, а что-то - ниже.
Что касается Бродского, это Вы пошутили, ибо действительно сложных ритмов у него нет. Его варьирование кол-ва иктов - смешивание вольного стиха с тоникой, не есть сложность ритма, о которой я говорил, - скорее наоборот - освобождение этого ритма, но освобождение - это всегда претензия. Бродский эту претензию оправдывал в полной мере, на то он и Юпитер. Молчание сознания - это как раз и есть пассивное резонирование, без попыток "понять", "вникнуть". И при чем здесь метод восприятия стихов? Стихи могут восприниматься любым подзаборным Василием, который и не слыхивал ни о каких ямбах с хореями, и, тем не менее, волновать его - об этом я Вам и толкую. Но чтобы это произошло, нужно особенное мастерство, способное взбудоражить даже самое одеревеневшее сознание. А термины необходимы нам, простым смертным. Гении, Поэты, без всякой теории такого наворотят... а потом толком и объяснить то не смогут, как у них получилось, ибо не знают, все как бы выходит само собой, это и называется Великий Талант. Вы считаете себя таковым? Я себя - нет. Поэтому я понимаю, что мне, как и прочим не-гениям, чтобы постигнуть, нужны труд, ученичество, система. Зов Далёкого Нигде 24.08.2010 23:43 Заявить о нарушении
я этого не говорил... :))))
но ведь в любом случае согласитесь - универсально-берущие - так не бывает... ) одно - берёт за душу таксиста или скажем торговца - и совсем другое - музыканта или поэта... да и вообще - один и тот же человек - читая один и тот же стих - очень часто резонирует совсем по-разному - в зависимости от настроения, самочувствия и кучи прочих, прочих и прочих внешних и внутренних причин и факторов... /кстати - если будет время - перечитайте всё-таки статью - на этот раз как можно внимательнее - а лучше бы - ещё и без внутреннего монолога заведомого протеста... ;) там - как это ни странно - есть ответы на все высказанные Вами вопросы и возмущения/ ну а в общем - опять получается возврат к уже сказанному))) - что каждому своё... :) а далее - хау! - как говорят индейцы... ☺ Криспи 25.08.2010 18:39 Заявить о нарушении
Конечно же совершенство, универсальность недостижимы, но значит ли это, что к ним не стоит стремиться? Батай, к примеру, вообще называл поэзию "изваянием невозможного". Просто Ваша позиция направлена не на стремление к этому недостижимому, стремление безотчетное, безрезультатное и бессмысленное - такое, каким оно и должно быть, а наоборот, на оправдание собственного бессилия этого достигнуть, а это истребляет драгоценное чувства неудовлетворенности, недовольства своим творчеством, стремления к большему, которое как раз и толкает к самосовершенствованию, а ведь всем и всегда есть куда расти. И бессилие это свойственно всем, и не надо его стесняться.
Зов Далёкого Нигде 26.08.2010 03:34 Заявить о нарушении
"Чтобы ты вёл среди меня разъяснительную работу, а я рос над собой!"
Батистута 26.08.2010 11:35 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |