***

Любовь Денисова 3: литературный дневник

Из эссе "Черный лебедь" Нассима Николаса Талебо-ливано-американского учёного, философа, статистика и публициста.
Талеб использует описание необычного взгляда итальянского писателя Умберто Эко на книги и чтение в качестве притчи о том, какими должны быть отношения у человека со знанием:
…В этом глубоко личном эссе я делаю наглое заявление, противоречащее многим нашим мыслительным привычкам. Оно заключается в том, что миром движет аномальное, неизвестное и маловероятное (маловероятное с нашей нынешней, непросвещенной точки зрения); а мы при этом проводим время в пустых светских беседах, сосредоточившись на известном и повторяющемся <…>. Я иду ещё дальше и (как это ни прискорбно) утверждаю, что, несмотря на прогресс и прирост информации — или, возможно, из-за прогресса и прироста информации, — будущие события всё менее предсказуемы, а человеческая природа и обществоведческие «науки», судя по всему, стараются скрыть от нас этот факт.
Эко коснулся любопытного отношения человечества с известным и неизвестным в своей книге «История иллюзий. Легендарные места, земли и страны», само существование которой является ещё одним симптомом нашей непреодолимой склонности к заполнению пробелов в «знаниях», даже если нам для этого приходится восполнять их силой воображения. Но Талеб убеждён, что единственно верный путь — постичь своё собственное невежество и принять его.
Давайте назовём такого антиучёного — того, кто сосредоточен главным образом на непрочитанных книгах и пытается видеть в своём знании не собственность, не сокровище и даже не средство самоутверждения — эмпириком-скептиком.
Быть эмпириком-скептиком для Талеба — не значит отказаться от попытки постичь этот мир. Быть эмпириком-скептиком — значит выстраивать совершенно новые отношения с миром, в которых ты перестаёшь быть игрушкой в руках неизвестных сил и становишься тем, кто каждую минуту готов встретиться с неизвестным и посмотреть ему в глаза без страха, присущего неподготовленному ученику на важном экзамене. И это умение гораздо важнее для каждого из нас, чем тонны книг, десятки ежедневных газет и сотни бессмысленных слов политиков:
Однажды мой парижский одноклассник, будущий романист Жан-Оливье Тедеско, изрек, убеждая меня, что не стоит бежать, чтобы успеть на метро: «Я не бегаю за поездами»…. Презирайте свою судьбу. Теперь я не бросаюсь бежать ради того, чтобы уехать по расписанию. Такой совет может показаться очень немудрящим, но мне он подошел. Научившись не носиться за поездами, я оценил истинное значение изящества и эстетики в поведении, почувствовал, что это я управляю своим временем, расписанием и жизнью. Опаздывать на поезд обидно, только если ты бежишь за ним! Точно так же не добиваться такого успеха, какого ожидают от тебя другие, обидно, только если ты сам к нему стремишься. Ты оказываешься над мышиными бегами и очередью к кормушке, а не вне их, если поступаешь в сответствии с собственным выбором.
<…>
Уход с высокооплачиваемой работы, если это твое решение, принесет больше пользы, чем заработанные деньги (такой поступок может показаться безумным, но я пробовал, получается). Это первый шаг к тому, чтобы набраться мужества и послать судьбу к черту. Ты обретаешь гораздо больше власти над жизнью, если сам выбираешь критерии.
<…>.
Труднее проиграть в игре, в которой сам устанавливаешь правила.
По материалам: Brainpickings



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.01.2023. ***
  • 28.01.2023. ***
  • 08.01.2023. ***