Поэтические аккорды. Сара Зельцер.

Петра Калугина: литературный дневник

Не могу удержаться, чтобы не поговорить о поэзии Сары Зельцер. Мне попалась в руки ее книга – не случайно, я давно ее хотела заполучить. Потому что читать стихи прекрасной «взбалмашной поэтки» в формате Стихиры, Фейсбука, Вконтакта – это одно. А взять в руки изделие искусства, артефакт, и ВКУСИТЬ поэзии этой девушки – совсем другое.
Я, пожалуй, не настолько искушенный в лит.критике человек, чтобы вот сейчас взять и с ходу высказать некую глубокую, и в то же время простую мысль, которую я хочу донести. Чувствую сама, что не смогу грамотно и убедительно ее оформить.
Попробую вот так зайти.
В один из дней мне было очень плохо. Физически. Накануне я выпила две бутылки вина, во время просмотра кино с любимым мужем.
И вот, в этом «обдолбанном», не самом лучшем состоянии, я отправилась в торговый центр. Купить продуктов и выпить кофе. С собой я прихватила книжку… именно Сары Зельцер.
У меня был выбор: еще несколько непрочитанных сборников довольно маститых, талантливых современных авторов ждали моего внимания. Но я-то понимала краем разума: мне будет трудно в них вникнуть, по крайней мере, сейчас. Мне будет «в лом» в них вникать. Мне будет – «напряжно».


Сарина же поэзия, крупная дрожь, роса, прозрачные капли музыки, охлаждающий благословенный компресс на лоб разметавшейся души – это то, что мне нужно. То, на что не больно будет смотреть глазам и не тоскливо-тягомотно-трудно вчитываться рассудку.


Я прочитала ее сборник в один присест. Взапой. Закрыла книжку и пошла домой.
Это вот такая поэзия, да. При желании в ней можно найти много всего. Что-то от обэриутов, что-то от символистов, можно найти следы влияния Бориса Рыжего; можно понять, что Сара очень юна и что Сара училась в лите. В нашем современном обшарпанном (теперь уже не только в прямом смысле слова), горьковско-горьком лите.
Да. Но главное свойство ее стихов – их идентичность охлаждающей повязке на воспаленный лоб. Их можно п р и л о ж и т ь к душе. Они действуют.
Кстати, прошу заметить: не к страдающей от похмелья «башке», а именно «к душе». Хотя из моей рецензии вполне может создаться впечатление, что – к «башке». Ан нет. Я вообще не пью, а если пью, то редко, и это был исключительный случай. Когда после выпитого захотелось «лечиться» литературой (и книжка Сары Зельцер в дамской сумочке очень поспособствовала этому желанию).


У Сары в поэзии тоже много всего этого. Люголь. Алкоголь. Некое приближение к маргинальному дну, «прикосновение к бездне» (не кокетливое, не игровое, вполне себе на полном серьезе, но все-таки тоже – словно заданное традицией, сконструированное; словно бы из страны «Лего»).
Не-сделанная, сразу и безоговорочно принимаемая, снимающая жар поэзия.
Абсолютно принимаемая, владеющая приемом Сара…
Я, может быть, и знаю, и вижу, где она «манипулирует» приемом, где топчется на одном месте, где пытается идти дальше… Мне, может быть, и понятны, и прозрачны ее способы воздействия на читателя. Да: видно и понятно. Прозрачно. Но – вот тут есть самый главный парадокс, являемый нам Поэзией – совершенно не скучно. Не предсказуемо, не ожидаемо, не самоповторно. (Хотя по фактическим признакам самоповтор налицо).
И когда есть возможность выбрать, какую книжку почитать из непрочитанных поэтических – я всегда первым делом выберу ее. Потому что – просто, потому что легко, потому что обо мне, потому что в кайф. Да, просто в кайф, в конце концов. Простите меня, недочитанные гандлевские…



Другие статьи в литературном дневнике: