Вербохлест

Незабудка Кубанская: литературный дневник

Вербное воскресенье — древний языческий праздник Вербохлест


Сегодня в православном мире отмечается вербное воскресенье, когда по древней традиции православные христиане приносят ветки распустившейся вербы в храмы для освещения.


Наблюдая за этим процессом доверяющие Библии христиане не могут найти сходство данной традиции с библейским повествованием о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим.


Как известно, в момент въезда Спасителя люди постилали на Его пути одежды и пальмовые ветви. Но нигде в Библии нет Божьего указания святить ветки пальмы, и тем более вербы.


Вызывает смущение и тот факт, что в этот день в народе есть древний обычай бить друг друга освященными ветвям верб, а также посещать кладбища, что не имеет библейского основания.


Исследование корней вербохлеста приводит к дремучему язычеству. После крещения Киевской Руси церковь христианизировала языческое вербное воскресенье, связанное с обрядом оплодотворения.


Язычники считали, что чем больше детей, тем больше пахарей и воинов. В этот день они совершали обряд "вербохлест" — парни хлестали по ногам девушек прутиками вербы, а те радостно визжали.


Так у примитивных язычников происходило символическое оплодотворение первыми вторых. Вербохлест не имеет никакого отношения к въезду Христа в Иерусалим, потому что вербы в Палестине не растут.


Подробнее http://biblepravda.com/page.php?id=1830#ixzz3WQJbh9kR
.


На улицах вовсю продаются веточки вербы к Вербному воскресенью, но праздник этот, многие, не понимая происхождения этого слова, называют «ВЕРБОХЛЕСТ».



Вербохлест
Дело в том, что церковь после крещения Руси упрятала смысл этого языческого праздника под покрывало праздника, связанного с прибытием Иисуса в Иерусалим на осле. Тогда его приветствовали его последователи пальмовыми ветвями, крича «Осанна!», ибо вербы в Палестине не растут.
А древнее языческое Вербное воскресенье связано с языческим обрядом оплодотворения, ибо наличие множества детей, выраставших сильными взрослыми людьми, спасало племя от вымирания или гибели от рук врагов.



Чем больше детей, тем больше пахарей и воинов. Обряд этот – «вербохлёст»: парни хлещут по ногам девок прутиками вербы, а те радостно визжат.


Так происходило символическое оплодотворение первыми вторых. В те времена отношения полов не считались чем-то греховным (как у христиан), а воспринимались как божественный акт.


Верба по сию пору является значимым растением в русской народной культуре. В языческой традиции она ассоциируется с быстрым ростом, силой, гибкостью, плодородием. Это связано с тем, что верба раньше других растений выпускает почки. Дерево вербы символизирует весну; считалось, что она передает здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.


В начале весны наши предки отмечали праздник Вербохлест. В этот день люди легонько хлестали друг друга, детей, а также домашний скот веточками вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез», «Хвора в лес, а здоровье в кости». Таким образом они изгоняли зимние болезни и хвори. Детям приговаривали: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка.


В Словакии до сих пор существует обычай хлестать друг друга вербой, также парни в эти дни поливают девушек водой; всё это – отголоски обрядов плодородия.


Также веточки вербы украшались лентами и ставились в красный угол в качестве оберега; считалось, что она может защитить дом от молнии



Другие статьи в литературном дневнике: