Ян Парандовский

Ларинька Ларими: литературный дневник

"Из всех возможных фраз, - говорит Лабрюйер, - которые призваны выразить нашу мысль, есть только одна истинная. Не всегда найдешь ее в речи или в письме. А между тем она существует, и все, что не является ею, слабо и плохо и не удовлетворит человека высокого ума, желающего, чтобы его поняли". Вот в этом "человеке высокого ума" заключен каждый хороший писатель, а в желании, "чтобы его поняли", поэт единодушен с философом, а мысль с образом.
Образ - самый существенный элемент поэзии, быть может единственный, которому ничто не угрожает - ни время, ни поэтическая мода. Меняются течения и направления, темы и сюжеты, мотивы и настроения, меняются условности, определяющие выбор слов и версификацию, но образ остается всегда, в непосредственной ли форме, в метафоре ли, в сравнении. Образ - кровь поэзии.
Поэзию, которая пожелала бы жить только абстрактными понятиями, просто нельзя себе представить, она не существует вне образов, и качество последних предрешает и ее качество. Образ должен быть откровением, должен быть выражен свежими словами, должен выявлять то, чего ничей глаз до сих пор не замечал, должен быть полным, богатым, содержать как можно больше красок и очертаний при небольшом количестве слов. И как от камня, брошенного в воду, все шире расходятся круги, так и от поэтического образа должен расширяться круг наших мыслей, охватывая все большую сферу ассоциаций. Поэтический образ визуален, как и действительное изображение, написанное красками, но для поэтического образа единственным материалом служит слово, и от силы, меткости, выразительности, красоты употребленных слов зависит все.
Любовь к слову - трудная любовь. Зачастую слово не поддается и самой пламенной страсти влюбленного в него художника. Но его всегда побеждает терпение. "Два с половиной дня я потратил на одну фразу, где, по существу, дело шло об одном-единственном слове, которое мне было нужно, и я никак не мог его найти. Я поворачивал фразу на все лады, стараясь придать ей форму, в которой рисовавшийся мне образ стал бы видимым и для читателя, в таких случаях ut nosci 1 достаточно одного штриха, самого малого оттенка..." писал Виланд Мёрку. История поэзии благоговейно хранит воспоминания о сонетах, созревавших в умах авторов в течение нескольких лет, полных вдохновения, разочарований, отчаяния, подвергавшихся бесконечным переделкам, и в этих четырнадцати стихотворных строках выражалась длинная и драматическая легенда о любви, любви страстной и непреодолимой, к слову. Хосе Мария Эредиа 30 лет работал над сборником сонетов под названием "Трофеи". Арвер прославился одним-единственным сонетом, и о нем не забудут упомянуть ни в одной книге по истории французской литературы, даже в энциклопедических справочниках под фамилией автора цитируется стих, который каждый знает наизусть: "Ma vie a son secret, mon ame a son mystere..." "Есть у жизни моей свой секрет, у души моей есть своя тайна..."


http://detectivebooks.ru/book/9327462/?page=41


*Как играть так, чтобы сам Бог, Творец, наслаждался
вашей игрой на сцене большого театра Вселенной, и зрители
из соседних миров заворожено застывали в изумлении, от
вашей теплой души, которая растопит лед в любом сердце и
вызовет слёзы умиления и доброты, даже в самом холодном
человеке.*
*Как только человек отказывается от своего силового
разума, перестает пытаться понять Вселенную, Бога, законы,
а начинает их чувствовать, то начинаются чудеса. Во-первых,
у него раскрывается душа, и он начинает чувствовать
огромный прилив энергии, сил, счастья и здоровья. Во-
вторых, он начинает чувствовать, что он может любить, к
нему начинают тянуться все окружающие люди. Его
заболевания начинают исчезать прямо на глазах.
Если человек продолжает жить душой, он больше
никогда ничем не болеет, у него развивается любовь к Богу,
не в разуме, а изнутри его сердца. В нем проявляются новые
чистые духовные чувства, можно сказать так, что у него
развивается тело души. Его душа растет, становится сильной,
становится более чувственной.*


НИКОЛАЙ ПЕЙЧЕВ


http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2015/02/.pdf



Другие статьи в литературном дневнике: