БЖ как член жюри Фестилавы

Люба Новикова: литературный дневник

Цитирую всё:
"Мы... присудили победу Дарье Зориной, Вячеславу Рассыпаеву, Роберту Кривошееву, Марии морозовой, Ирине Рыпке и Игорю Турову. Лично я поставила Демьяну высокую оценку: 8 из 10. Напротив моей графы комментариев написано: "очень технично". Считаю нужным расшифровать свою и без того высокую отметку по той схеме, по которой я провожу в Киеве мастер-классы.


Моя герменевтика разбора текста опирается на: концепцию поэзии как архетипа К.Г. Юнга (наличие в тексте общих универсальных образов, символизация частного до общечеловеческого); теорию поэзии как метафизической истины М. Хайдеггера с его Гельдерлином ("О сущности поэзии"), идею "слова, звучащего выше слов" (наличие подтекста в эстетической перцепции) Гауптмана,перекликающуюся с "аурой" В. Беньямина (эстетика общего восприятия), а также чисто технические рекомендации: Б. Гаспарова (внимание не только к идеям, но к объективной структуре текста, композиции, рифмовке, синтаксису), О. Мандельштама с его "Шумом времени" и Н. Гумилева с его "Жизнью стиха" (первый говорит о структуре как об архитектонике, второй - о сочетании субъективной эмоции и объективной рациональности). Методологией этих позиций является общее античное учение классической эстетики о 3 составляющих артефакта: poesis (неповторимый авторский стиль и замысел), mimesis (опора на общее культурное поле и законы жанра), techne (отделка, выделка, сноровка формы и презентации формы в подаче).


Исходя из этих методик, я публикую рядом стихи Демьяна Беляева и человека, которого он упомянул в письме, - Марии Морозовой (2 место). Для компаративного анализа. Поэзия - это не математика, тексты имеют разный размер, но все игроки были предупреждены, что при наличии короткого размера текстов можно читать больше трех - до пяти минут. Как читал Туров (3 место). Или один длинный и один короткий - Лина Федорченко (ничего не выиграла, хотя мой друг и знаменитость, так что корпоратив не канает). Видимо, господин Беляев невнимательно слушал. Впрочем, увеличение числа его текстов, если бы они все были такими же, наверное, только ухудшило бы оценки, но это моё частное мнение. Жюри, за работу. Будьте объективны, пожалуйста. Иначе за всё, что вы делаете или не делаете, отдувается куратор Бильченко. И еще: ваши фамилии я скрыла: кто что ставил - это не важно, подставлять людей под хайп я не намерена. Важны сами оценки. Свою фамилию я открыла. .


ДЕМЬЯН БЕЛЯЕВ (от меня 8 баллов из 10)


***
В скорой помощи поэт
Состоять внештатно
Должен и в метро билет
Получать бесплатно!


Ведь стихи, что на дому
Создал он однажды, –
Как стакан воды тому,
Кто иссох от жажды,


Хлеба белого кусок –
Тем, кто хочет кушать,
Или воздуха глоток –
Бледным от удушья!


Есть затем размер в стихах,
Чтобы удушенный
Мог вздохнуть поглубже – ах! –
И уйти, спасенный.


Что ж поэт не поощрен?
Дайте ему льготу –
Ведь осуществляет он
Важную работу!


***
«Невозможно это, невозможно!» -
Мне доброжелатели твердят;
Болтовней своей пустопорожней
Мне мостят они дорогу в ад.


«Невозможно это!» - слышу снова
Я одну и ту же дребедень.
«Невозможно» - лишь большое слово
Для прикрытья маленьких людей.


Так, наверно, легче – так ведь проще
Жизненную лямку дотянуть:
В упряжи плестись кобылкой тощей,
Проклиная мысленно свой путь!


«Невозможно» - неподъемной глыбой
Лег вердикт на хрупкое плечо.
«Невозможно». Ну а Вы могли бы
Заявить, что Вам-то – нипочем?!


И пускай от страха сердце стынет,
Лепеча, что дальше нет пути…
Воля есть, а значит – вызов принят;
Сил же невозможно не найти.


***
Есть квартира, машина,
дача да блондинка-жена
впридачу – вот оно, мещанское
счастье!


Ты достатка своего
не прячешь, улыбнулась тебе в жизни
удача; жизнь сложилась – по крайней мере,
отчасти.


Но судьба-то – непослушная
кляча, общий тонус что-то вдруг падать
начал, душно в евростандартной
квартире!


Пульс как бешеный туда-сюда
скачет, и душа твоя горько
плачет, все тоскует о потерянном
мире!


И такое чувство, что
гири привязали к ногам!
баммммммммммммм!


Есть квартира, машина,
дача и место на кладбище. А как же -
иначе?


Разбор.


Первый текст написан самым простым из всех возможных стихотворных размеров - трехстопным хореем. В его рамках фонетических сбоев - нет, есть только трудные синтаксические разрывы предложения между строками (1 катрен). Но это тот случай, когда наличие маршевой дроби techne никоим образом не спасает смысловую сторону: в тексте нет ни образности, ни философских обобщений, ни поэтической глубины. Есть только навязчивая назидательность и пафос - начало, превращающее искусство в гротеск, в "смешное возвышенное" (Кундера, Жижек).


Второй текст не больно разнообразит заданную тему. Трехстопный хорей меняется на пятистопный, та же тема самолюбования, о которой О. Мандельштам сказал, что она убивает провиденциального собеседника, продолжается с неукоснительной бравостью брежневской стенгазеты поэтического труда. "Для прикрытья маленьких людей" - слово сокращено искусственно, чтобы впихнуть его в размер, или, как говорил Роман Кухарук: "Не гвалтуйте мову, вона пручається!"


Третий текст. "Впридачу" вместо "в придачу" - я надеюсь, что это - опечатка, в противном случае, с таким знанием русского, наверное, не стоит идти на конкурс поэзии. Текст по смыслу - наиболее весёлый, но непонятно, зачем рифмовать "плачет-скачет" (глагольная рифма самого простого типа) и "в придачу - удача - дача" (вульгарная рифма почти однокоренных слов) - конечно, такие стихи можно писать на поздравительных открытках, но зачем их выдавать за поэзию? Ритмика неплохая, кроме откровенного выбивающегося из бравурно-маршевого ритма слова "кладбище", которое висит в просвете между словами, как нерифмующийся ляп с претензией на атонализм, а образность так и продолжает бродить где-то далеко от автора: ничего, кроме клишированных выражений недовольства жизнью, более не отмечается.


Морозовой я поставила 10 баллов. Моё единственное замечание к ней: в строке "Даже Иуде предлагали больше" следует для благозвучия поставить "Иуде даже предлагали больше", по силе доминируют 2 первых текста.


МАРИЯ МОРОЗОВА (2 МЕСТО)


Эпиграф:
«Господи, дождь идущий утри,
Я выходя из убера, забыл душу внутри...»
Оксимирон


***
День независимости. Желто-синее
осеннее равноденствие.
Ленты, флаги по первому плану.
На заднем - стихийное бедствие.
А на ленте фейсбучной стихи
про мужество, естество.
Но киборг из девяносто пятой
запретил поздравлять его.


Он говорил – я жду своей смерти,
как ждут ее ассасины.
А на том свете меня ждёт сын
погибший за Украину.
А я и так давно уже умер,
И как дробовик руками
Сжимаю баранку на службе «Убер»
Между Дарницей и Позняками.


И знаете, что – идите все к чёрту,
со словами - ваш сын – герой!»
Любому подвигу я предпочел бы
Чтобы он был живой».


Но, в прошлое весточку не докинуть,
не воротится время вспять.
Каждого третьего в радостном Киеве
мне хочется перестрелять.


Всюду слава, слава… Какая слава #лядь?
что с этой славой делать?
Моего сына звали Славой
Ему было двадцать девять.


Где теперь чадо моё синеглазое,
В степи под каким огородом?
Смотрел я вашего Сейтаблаева.
Фильм – дерьмо для уродов,
что ни сном, духом. Жуют попкорн
смеются как кошка рожает,
где в этом городе есть покой?
с водкой за гаражами.


с камнем на сердце. с веревкой как розга,
найденной на заре,
То ли повеситься на берёзе,
То ль утопиться в Днепре.


***
Пять гривен. И мечты уже уснули,
А лица превратились в миражи.
Пять гривен. Ровно столько стоит пуля,
А с нею – человеческая жизнь.


Пять гривен. И смотреть в глаза иконе,
Прощаясь с телом, ощущая дрожь...
Пять гривен... Ведь за это даже кофе
На сельской остановке не попьёшь.


Кровавый дождь смывает кожу с гримом,
И оголяет черепа нутро.
Спустится в ад – Аид берёт пять гривен.
Хотя за них не спустишься в метро.


Пять гривен пополам делили Польшу.
И Кеннеди сражали наповал.
Даже Иуде предлагали больше,
Хотя Иуда даже не стрелял.


Как-то неловко вдруг смотреть в лицо нам,
Тем, кто такие денежки отлил,
И пулей в спину подарил Немцову
Пять гривен. (в пересчёте на рубли).


Я не могу смириться с этой цифрой,
И формы пуль – округлы и грубы,
Напоминают литые из цинка,
Уменьшенные детские гробы.


Несу один из них, сквозь ливень гривен,
В сплошной стрельбе, стремящейся прервать
В моей ладони жизнь – одну из линий,
Чтобы посмертно всё же дать
мне пять.


ХЕЙТЕРАМ


Дух поэта – свободный, ничей,
Не о счастье он, а о правде,
Не оружье в руках палачей,
И не гимны на вашем параде,
Чтобы песнями услаждать
Чьи-то уши, целуя в мочки.
Слово – битва, а не благодать,
Так что нечего мироточить
И скулить, что не так, не то,
Вам читают, и этим бесят.
Не сидит на плечах пальто,
и душа под ним не на месте.
А мне радостно оттого,
Что с вас слово сбивает одурь,
Что живое оно естество,
А не мертворождённая ода.
Что такой мне был Богом дан,
(да и дьяволом, что лукавить), .
Нагонять на вас злобу – дар,
И любовь вам дарить на память.
И мешая одно с другим,
Так спаять это всё неразлучно,
Как сплетается чёрный дым,
С белым солнцем, что режет тучи,
и сливает в едино суть,
и любви, и войны, и муки,
я ж не котик какой-нибудь,
чтобы нравиться всем в фейсбуке.
- - - - - - -
Это из фейсбука.
Молодец. Грамотно. Изучу.
Настоящий поэтичекий гуру!
Может, ещё попаду на её мастер-класс в Киеве.



Другие статьи в литературном дневнике: