Моё открытие Израиля

Гусарова Татьяна: литературный дневник

- Куда ты летишь? Там же бомбят! – отговаривали меня близкие от поездки в Израиль в самый разгар военного конфликта.
Но я не колебалась ни секунды, понимая, что в военном Израиле гораздо безопаснее, чем в мирной Москве (накануне девица-мажорка сбила на машине насмерть 4 человек, стоящих на автобусной остановке).
Самолет был полупустым – в очередной раз россияне поверили своим продажным СМИ. Но мы прилетели в спокойную, теплую, солнечную страну.
Не буду подробно рассказывать о том, что посмотреть в Израиле, где поесть и что купить. Этого полно в Интернете. Штрихами – о личных впечатлениях.
Первое, что меня поразило в Тель-Авиве – это обилие людей, бегающих за здоровьем. С раннего утра и до ночи по знаменитой набережной вдоль Средиземного моря бегает множество разновозрастных людей. Умиляют парочки, бегущие рука в руке. Стоит ли удивляться, что Армия обороны Израиля за считанные часы собрала десятки тысяч резервистов. Прим. * - боеспособных.
К услугам любителей здорового образа жизни - разбросанные по пляжу, набережной и городу площадки с различными тренажерами. И если в Москве такое удовольствие стоит немалых денег, то здесь – просто приходи и занимайся физическим развитием сколь угодно.
Специальные островки - огороженные участки по всему городу с различными приспособлениями для тренировок - созданы и для собак. Четвероногие общаются друг с другом, их хозяева, наверное, тоже. Поразило множество собак породы хаски. Все-таки страна не холодная, а собака сибирская.
Трудно представить, что Тель-Авиву чуть более ста лет (1909 год – год основания) и что построен он в пустынной каменистой местности, где не было ни кустика, ни травинки. Потому так трепетно относятся израильтяне к природе. По словам гидов, цветов здесь не рвут. А в школах есть праздник природы, когда каждый ученик высаживает деревце или кустик.
Вообще Тель-Авив (Холм весны) людям, привыкшим к стерильности европейских городов, покажется грязным и неустроенным. Рядом с шикарными высотными зданиями - остатки каменных низкорослых домов начала 20-го века, запущенных, с разбитыми окнами и выбитыми дверьми (их нельзя сносить сто лет, а вдруг появятся наследники?). На улицах можно увидеть кучи мусора. Или в кучах мусора какого-нибудь бомжа (по словам тех же гидов, не исключено, что с дипломом профессора в кармане). Богатые районы соседствуют с трущобами. Идешь-идешь среди неприглядных строений, секунда – и ты в раю: красивые здания, фонтаны, скамеечки, множество грейфрутовых деревьев, увешанных крупными плодами. И еще везде много-много кошек. А вот с самолета Тель-Авив – прекрасный белый город.
Говорят, что характер Тель-Авива сродни характеру еврея. А по мне так он сродни русскому человеку: такой же бессистемный, безалаберный, бесшабашный. Поэтому ощущала здесь себя как дома. Тем более, везде русская речь, это наши бывшие, прекрасные, доброжелательные люди. Да и заблудиться в Тель-Авиве невозможно: все пути ведут к набережной с прекрасными пляжами. И отель наш был маленьким, домашним, с вкуснейшим кофе по утрам, сытными завтраками и чаем-кофе-булочками на протяжении всего дня. Приятно было после длительных экскурсий вернуться в отель и насладиться горячим чайком с медом и вареньем.
Жемчужина Тель-Авива (хотя, учитывая наличие знаменитой алмазной биржей, уместнее сказать – бриллиант Тель-Авива) – старый Яффо, город, которому несколько тысяч лет, с его узкими улочками, каменными домами древней кладки, многочисленными художественными галереями. И – представьте себе – эти дома жилые! Интересно, каково это – жить в городе, основанном сыном Ноя, где жил Святой Петр, где камни знавали Наполеона и других могучих завоевателей, где стены домов увешаны картинами, где художников, поэтов и музыкантов несть числа на каждый квадратный метр, а туристов – и того более. А еще там растет «Парящий апельсин», апельсиновое деревце, растущее в огромном вазоне-апельсине, висящем на тросах. Посажено оно 16 лет назад и с тех пор так и растет, плодоносит. А если спуститься вниз по лестнице – ты у моря, в порту, где по субботам ближе к вечеру и воскресеньям галдит разноязыкая толпа людей, оккупировавших многочисленные кафе, а лучше сказать, нечто вроде таверн, рыбные рестораны. В кафе пьют кофэ, а здесь едят. Много и обильно. Шумно. В общем, общаются, едя. Или едят, общаясь. Израильитяне вообще постоянно едят. Так нам сказали гиды.
Для туриста поесть в Израиле дороговато. Минимум – 25 долларов. Это будет стоить второе блюдо. Мясо или рыбка. Правда, к рыбке принесут еще 10-12 салатиков (в небольших тарелочках). Но все равно – 800 р. за одну рыбку… Хотя, для кого как. К слову, средняя зарплата в Израиле – 2 тысячи долларов.
Проехались мы и по святым местам.
Вифлеем - Иерусалим
Переехав границу с Палестиной, сели в палестинский автобус, и направились в Храм Рождества Христова в сопровождении нашего палестинского же гида Ирины, родом с Украины. Очередь к месту рождения Иисуса была огромной, стоять часа 3-4. А ведь впереди еще Иерусалим. Не успеем засветло.
И тут кстати будет сделать отступление под названием «Не суди, да не судим будешь».
Накануне поездки в понедельник рано утром я отправилась в Покровский монастырь, надеясь, что очередь к Матронушке в будни будет поменьше обыкновенного. Увы… И, хотя моя сестра в этот день несла послушание прямо у мощей Матроны и могла меня провести к ней без проблем, я стала-таки в очередь и полтора часа выстояла на морозе, как и большинство людей. Однако немало ушлых дядек-теток пролезли в святое место без очереди. Их никто не останавливал и вслух не осуждал, но я, грешная, злорадствовала по полной: «Матронушка-то всё видит!»
Так вот, возвращаемся в Вифлеем. Наша гид, увидев очередь, быстренько разбила нас по 5 человек, обогнула толпу, сняла заградительную веревку, провела нас к входу в «пещеру» и дав напутствие: «Рассредоточьтесь, вы друг друга не знаете» - ушла за следующей пятеркой. И мы приложились к Вифлеемской звезде.
В Иерусалиме (столица Израиля, а то многие считают таковой Тель-Авив)) цель каждого туриста и паломника – Храм Гроба Господня, огромный храмовый комплекс с Кувуклией (это часовня, в которой находится Гроб Господень, только это не гроб в нашем понимании, а небольшое (на 3-4 человека) помещение, а в нем каменной плитой отмечено место, где Иисус был погребен, а затем воскрес), Голгофой, Камнем миропомазания, Пупом Земли, несколькими храмами (опять же, это не сооружения с крестами на куполах, а скорее, приделы храма) и т.д.
Начитавшись Т. Толстой про посещение Храма и сообщений в Интернете, особой благодати у этих святынь я не ожидала. Шум, гам, толчея. Все это можно видеть по ТВ ежегодно в Пасху. Но нам повезло: очередь к Гробу Господню была небольшой (видимо, сказывалась пятница) и относительно спокойной.
На вопрос, ощутила ли я благодать у этих святынь отвечу так: благодарность – да, но за благодатью лучше в какой-нибудь (а лучше свой, родной, куда ходишь постоянно) храм в Замоскворечье, или в Коломне, или … да мало ли храмов в России, где в тишине, без скопления народа можно зажечь свечу, поговорить в Господом, поведать ему о сокровенном, раскрыть душу. Где тихо и благостно. Тем паче у нас невозможно представить следующее: к Храмовому комплексу буквально примыкают торговые ряды, где чего только нет! А наш гид, плюс ко всему, повел нас к Стене Плача кратчайшей дорогой, так что буквально через минуту по выходе из Святого места мы очутились в мясных-рыбных рядах. Вы представляете себе таковые в конце торгового дня?! Особо чувствительные особы из нашей группы едва не лишились чувств от тех запахов и вида крови! Ну а что вы хотели? Для евреев и арабов Храмовый комплекс не святыня. Да и базар здесь существует тысячелетия.
Однако люди, совершающие паломничество к святыням Земли Обетованной, а не просто экскурсионные набеги, как мы, благодать действительно испытывают. Их водят в храмы и монастыри в иное время, когда нет толп туристов, и при этом они участвуют в богослужениях.
У Стены Плача ощущаешь что-то такое, что словами не передать. Концентрированная смесь горя, надежд и упований миллионов людей делает свое дело. Я вначале пожалела, что не взяла записочки своих знакомых, чтобы оставить в стене. А потом подумала-подумала: наверное, надо это сделать самому просящему. И постоять, прижавшись к камню. И поплакать. И попросить у Господа заветного чего-то. Или просто поблагодарить его. За то, что живы-здоровы близкие. Это главное. Рядом рыдали, страшно, в голос, обнявшись, две женщины. И подумалось, что по сравнению с их горем наши «занозы мелких бед» - это просто составная нашего счастья. Кстати, гид сказал, что записочки не выбрасывают и не сжигают. Их хранят в особом помещении, где находятся старинные священные книги, ставшие очень ветхими, чтобы их использовать. Наш гид, махровый атеист, бывший наш соотечественник, признал, что желания действительно сбываются, испытал на себе.
Галилея, Назарет, Капернаум
Недавно я проводила экскурсию по Симонову монастырю и думала, как обратиться к слушателям. Товарищи – не могу после того, как Юра Свешников рассказал этимологию этого слова (http://stihi.ru/2012/12/11/7350). Господа – не вполне уместно. И вспомнила, что в Израиле гиды обращались к нам «друзья мои». Здорово, да?
С гидами нам везло. Возможно, паломникам экскурсии проводят иным образом. А нас гид Елена старалась, что называется, поместить в эпоху. Например, при посещении в Назарете Храма Благовещения на месте, где Архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть, она говорила:
- Представьте себе, что к 13-14-летней девочке является некто и говорит: «Ты беременна и родишь Спасителя». Что делать бедной девочке-сироте, не знавшей мужчин! Ведь камнями забросают! И тогда Иосиф, вдовец, опекун Марии взял на себя роль ее мужа.
Или, указывая на гору, с которой назаряне хотели сбросить Иисуса, провозгласившего себя Мессией.
- Представьте себе, что мальчик, который ходил с вами в детский сад, потом в школу, потом до 30 лет работал рядом в мастерской вдруг заявляет, что он Спаситель. Поневоле покрутишь пальцем у виска.
Может, кому-то такой подход у материалу покажется кощунственным. Но мы прониклись, честное слово. И святые образы при этом ничуть не померкли.
Далее наш путь лежал на р. Иордан. Река небольшая. Правда, реальное место крещения Иисуса Христа находится не здесь, но вода-то одна. Окунались немногие, хотя народа было полно. И почему-то именно африканцев. Они взяли меня и мою подругу–блондинку под белы руки и, пока не сфотографировали на все свои 30 фотоаппаратов, не отпустили. А моя подруга сфотографировалась с колоритным батюшкой в белых одеждах, причем, на вопрос по-английски, откуда он прибыл, святой отец на чистом русском ответил: «Из Ульяновска».
Галилейское море – основной источник воды в Израиле. Это самый охраняемый объект Земли Обетованной. Нам показали трубопровод, поставляющий воду; вокруг колючая проволока, вышки охраны, люди с автоматами. Весь Израиль в эти последние дни ноября молился о дожде, которого не было очень давно. И – о чудо! – вечером на Тель-Авив обрушился ливень. Да с такой мощной грозой!
Капернаум. В его окрестностях есть райское место, созданное одним человеком. Одним не в смысле каким-то, а в единственном числе. Пришел в 80-е годы 20 века на берег Галилейского озера греческий монах Иринарх, ощутил здесь благодать и превратил разрушенный Храм 12 Апостолов, превращенный в коровник, и заброшенную окружающую территорию в прекрасный оазис, с плодовыми деревьями, цветами, павлинами. Добился средств через ЮНЕСКО, и теперь здесь прекрасная церковь с великолепными росписями, радостными, многоцветными. С необычными иконами, например, Иисус с душой умершей матери на руках. А содержит все это хозяйство сам Иринарх и его мать. Правда, приезжают иногда паломники, помогают Иринарху. Обычно он сидит в церкви. Но нам не посчастливилось – уехал по делам. Так что, если кто-то устал от суеты, хочет подумать о вечном, а заодно и помочь благому делу – вам сюда.
На протяжении дороги в Назарет мы видели богатые арабские поселения. Арабы живут здесь припеваючи, пользуясь всеми социальными благами государства Израиль.
Снова в Тель-Авив
На магазины времени жалко было. Как говорил незабвенный С.С. Горбунков, главное – посмотреть мир, а шуба подождет.
Но по Блошиному рынку походили, это своего рода тоже историко-культурный объект, который нельзя обойти стороной. Целые развала всякой древней всячины. Это как если бы у нас вы пришли на базар и увидели среди кучи дешевой бижутерии, платков-тканей колченогий табурет, или латунную пуговицу, или флакон от духов «Красная Москва», или старый засаленный халат, или дужку от круглых роговых очков, или ободранную книгу, или ржавый наперсток, или гнутую оловянную ложку. Ну как на чердаке у бабушки в деревне. Но только все их, израильское. Говорят, там можно найти шедевры. Наверное.
По вторникам и пятницам одна из улиц Тель-Авива превращается в Город мастеров, где художники, дизайнеры, скульпторы и народные умельцы выставляют свои произведения. И все это сопровождается музыкальным действом. Мы не попали туда, к большому сожалению. А значит, придется непременно прилетать в эту прекрасную страну еще раз.
Низкий поклон тем, кто отменил визы!




Другие статьи в литературном дневнике: