Как опасно прелестное состояние для православного.

Галина Лебединская: литературный дневник

В святоотеческой литературе уже давно и много говорится о прелести духовной.
Прелесть – это славянское слово, "лесть" переводится на русский язык как "ложь". Прелесть означает самообман, самообольщение. Человек думает, что он идёт по правильному пути, а на самом деле идёт по ложному.
Мне часто приходится наблюдать в церкви, как многие прихожане (большей частью пожилые), всю жизнь ходившие в церковь, оказываются в сети дьявольской...
Им кажется, что они достигли некоего совершенства и что они вправе делать всем замечания...


Такое прелестное состояние возникает как следствие развития тщеславия в душе от крайнего самолюбия и уклонения от истинного покаяния.
Преподобный Григорий Синаит говорит об этом так: "Надо знать, что прелесть имеет три главные причины – гордость, зависть бесов и наказательное попущение."
Святые отцы различают два вида прелести: один из них происходит "от неправильного действия ума" – мечтательности (сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве); другой – "от неправильного действия сердца" – от ложных мнений (сочинение поддельных, благодатных ощущений и состояний)...
Одержимый вторым видом прелести, человек мнит о себе, составляет о себе "мнение", что он многого достиг, много знает, т. е. имеет многие добродетели и дары Святого Духа.
Святитель Игнатий Брянчанинов определял состояние прелести следующим образом: "Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы – в прелести."
Конечно, в той или иной степени: кто-то - в бОльшей, кто-то - в меньшей...
Мне это понятно, потому что каждый человек хочет быть лучше, старается...
Вот тут-то и что надо быть настороже, чтобы не попасть на бесовские удочки по тщеславию или гордыне.
Надо осознавать, что, как только нас начинают хвалить и нам приятно, это и есть признак того, что мы - в прелестном состоянии...
"Знание этого - есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести", - говорит тот же святитель.


Поэтому будем, православные, не думать о себе высОко, а думать до конца жизни,
подобно святым отцам, как о самом последнем грешнике и добывать смирение, и не ложное, а истинное...
Не будем забывать и о том, что не всякий, говоря "Господи, Господи!",
наследует Царствие Божие, но живущий по Любви и делающий добро во имя её.





Другие статьи в литературном дневнике: