Птаха. Пикник у Висячей скалы.

Жиль Де Брюн: литературный дневник

Из всего списка коротких сериалов я посмотрела пока только "Пикник у Висячей скалы", шесть серий по часу. Сюжет: четыре девушки пропали во время пикника, одну нашли, трех нет (это сразу в титрах сказано с первого кадра, так что не спойлер). Ожидала мистического триллера или викторианского детектива (книгу-первоисточник не читала). Получила... нечто странное.
Таймлайн там задан как 1900 год, и основной смысл сюжета, как я поняла по некоторым моментам, в противопоставлении ломающей системы викторианского воспитания и внутренней свободы личности, которая доходит до крайних форм протеста. Девушки, которые не хотят подчиняться условностям социума, просто пропадают для него. В данном случае - в прямом смысле. Но в сериале все как-то пошло не так из-за акцентов. За небольшим исключением герои сексуально девиантны, что не редкость для учебных заведений без доступа противоположного пола. Но в фильме их слишком много. Из трех девушек одна спит с учительницей, другая позволяет страстно любить себя малолетней воспитаннице, единственный привлекательный мужской молодой персонаж вздыхает по своему кучеру, верующая воспитательница бегает с деревянным дилдо, украденным из чужого сундука. На мой взгляд, сексуальные перверзии далеко не единственная форма проявления свободы личности, но авторы сериала не то забыли, не то не знают других форм, поэтому девицы вместо сочувствия вызывают раздражение. Единственное, что мне ужасно понравилось, это Натали Дормер, играющая директрису пансиона. Вот она там реальная леди, хотя в сериале иронией сценария она как раз-таки аферистка и беглая подруга преступника, а в прошлом и малолетняя блудница (говорят, в книге этого не было). Но как бы то ни было, умение держать спину прямо и сохранять самообладание, когда твой мир рушится и подступает безумие, она великолепно показала, я любовалась ею весь фильм и даже пожалела, что серий всего шесть. Остальной сюжет тупейшим образом инверсировал по отношению к задумке - девушки вместо целостных личностей демонстрируют "играй, гормон" и "моему ндраву не препятствуй", а корсеты и палки пансиона вместо символов порочной системы воспитания выступают единственной силой, способная удержать этих кобыл в узде и спасти от падения в пропасть. Но кобылы считают себя гордыми скакунами, предпочитающими смерть седлу, то есть, простите, замужеству. В общем и целом, если бы не Дормер, смотреть не на что, про трудных подростков у нас и получше снимали.
А вот фильм Уира совершенно о другом. Он о том, что среди людей встречаются "ангелы Ботичелли" и им не место среди смертных, так уж природа расположила вещи. Не живут ангелы в семьях с фермерами или джентльменами, не рожают детей, не заводят приемов и лошадных выездов, не носят чулков и ботинок. Они проходят сквозь жизнь окружающих людей и исчезают, оставляя о себе память, легенду, миф или просто любовь. Девушки там действительно совсем юные, на границе с детством и волшебными мирами воображения. От закрытости в четырех стенах и пустых пространств дикой природы вокруг школы некоторые из них являются стихийными магами и друидами, которые идут на зов не то матери-земли, не то отца-неба. Скала - место силы, в данном контексте магнетической, останавливает часы, вызывает припадок сонливости у людей, и объединенными усилиями девочки проходят щель в скале и пропадают. И если для мистически настроенных личностей вознесение ангела - событие, то для реальной школы с реальными ученицами и платой за обучение это финансовый крах и конец всего. Фильм красив как рассвет.


04.11.2018



Другие статьи в литературном дневнике: