Дракон умер. Да здравствует... Дракон.

Людмила Шарга: литературный дневник

С того дня, как были написаны пьесы Евгения Шварца прошло более полувека. По ним были поставлены спектакли и сняты теле и кинофильмы, и что-то изменилось в людях с тех пор. Люди выросли. Наверное.
Хочется в это верить. Не могло не измениться.
И только ощущение восторга от мудрых, ироничных ярких – гениальных пьес Шварца неизменно.
Как он всё угадал… о нас и про нас, и о том, кто в нас, глубоко внутри, и о тех, кто снаружи. О наших страхах и соблазнах, о самом сокровенном нашем. О внешнем и внутреннем.
Вот оно – наше настоящее. Наша действительность, реальность. Наш дракон.
«Как такое могли пропустить «там». Как могли…, – недоумевала я, не веря своей удаче, прижимая к лихорадочно колотящемуся сердцу тёмно-синюю книгу – пьесы Евгения Шварца, выхваченную из рук уже расплатившегося, как оказалось потом, покупателя, на глазах у смеющегося продавца.
Книготорговец, гад, смеялся. Он знал, конечно, чем торгует.
Город был полон такими безумцами.
Шёл одна тысяча девятьсот восемьдесят восьмой год.
Пьеса «Дракон» была написана Шварцем в сорок четвёртом, «Тень» – в сороковом.
«Обыкновенное чудо» – в пятьдесят шестом.
И каждые «новые» мы, каждое новое поколение человека читающего задумывается: да ведь это же о нас сегодняшних. О времени, в котором живём.
О несчастных и счастливых, о добре и зле…
Вчерашний спектакль по пьесе Шварца «Дракон» в постановке Николаевского академического художественного русского театра на сцене нашего – Одесского русского театра меня покорил. И – восхитил. Но самое главное – он не разочаровал зрителя.
Нет, я не отношусь к завзятым театралкам, к этаким экзальтированным дамочкам, посещающим все премьерные и гастрольные спектакли, кричащими тоненько "браво", и знающими всю подноготную личной жизни каждого из труппы.
Я слишком осторожна и избирательна в отношении того, что называется «современный театр». И уж совсем не дружна с современной драматургией.
Чего-то мне в ней не хватает.
Или наоборот – чего-то в избытке.
Чего-то такого наносного, фальшивого, непереносимого мной.
Впрочем, случаются приятные исключения. Редко, но случаются.
Вчерашнее действо напомнило спектакль по пьесе Мартина МакДонаха «Калека с Инишмана», поставленный Пермским театром «У моста».
И потрясение от увиденного и пережитого.
Это был один из театральных фестивалей, кажется.
Шёл…две тысячи десятый год.
В воздухе ещё не пахло бедой.
Одесса была приветлива, открыта и прекрасна.


Злобная чёрная ярость не разливалась по венам особо одарённых и, видимо, хорошо оплаченных, откормленных и экипированных, упитанных индивидуумов.
Далёкая Ирландия оживала передо мной, плыли призрачные и опасные мечты о Голливуде, вслед за которыми хотелось плыть и плыть. Вернее, за калекой Билли… Это были его мечты. В трогательную ирландскую историю, рассказанную труппой Пермского театра, невозможно было не поверить.
Как и во вчерашнюю – о драконе.
Историю, которую я столько раз читала, что знаю наизусть целые монологи.
Я не ставлю перед собой цель, рецензировать спектакль – я не умею писать рецензии. Да и ни к чему это.
Я обыкновенный зритель.
Я аплодирую и спешу уйти, чтобы остаться наедине с собой, с чувствами, переполняющими меня.
Чтобы не расплескать нечаянную радость.
Или … досаду.
В данном случае – сожаление оттого что спектакль закончился.
Я даже не могу сказать, что именно мне понравилось более всего.
Сцены массовки, поражающие слаженной игрой всех актёров, где у каждого свой образ, свой характер.
Костюмы, как нельзя лучше говорящие о горожанах: одни только латки на коленях чего стоят.
Живые декорации, позволяющие мгновенно изменить пространство сцены.
Свет, конечно же.
Танец марионеток – одна из интереснейших находок режиссёра.
Некоторые имена я всё-таки назову. Просто не могу не назвать.
Итак, знакомьтесь:
Режиссёр-постановщик – Николай Кравченко, Заслуженный деятель искусств Украины, заслуженный деятель искусств России.
Художник-постановщик – Валерий Дикштейн, заслуженный работник культуры Украины.
Художник по костюмам — Ирина Хаитова
В роли Бургомистра – Василий Остафийчук, нар. артист Украины.
В роли Дракона – Сергей Лозовенко, засл. артист Украины.
Таким незабываемым стал для меня, да и для всех зрителей, уверена, вечер дня вчерашнего.
Всё самое лучшее происходит с нами спонтанно, неожиданно.
– Как и всё самое худшее, – изрекает мой супруг, показывая на часы, где минутная стрелка приблизилась к цифре двенадцать. – Восемь. Ты опоздала.
– Дай Бог, чтобы это опоздание было самым худшим, что может случиться с нами.
Что можно добавить к сказанному.
Ничего, пожалуй.
Кроме того, что на дворе – третье тысячелетье.
Идёт две тысячи шестнадцатый год.
Мы по-прежнему выращиваем драконов.
Возводим на трон. Изгоняем. Убиваем.
И снова выращиваем.
Похоже, это единственное, в чём мы преуспели.
Дракон умер. Да здравствует...Дракон.
И ещё.
В столичных «больших и малых императорских» театрах не часто можно увидеть такой спектакль.
Браво, Николаев.
Брависсимо.


p.s. Фотографии спектакля взяты с сайта http://theatre.mk.ua/…/36-2011-07-20-18-06-…/514-drakon.html



Другие статьи в литературном дневнике: