О, даёт Михаил Эпштейн!

Уменяимянету Этоправопоэта: литературный дневник

Текстуальные империи
О писательском максимализме


http://magazines.russ.ru/zvezda/2009/1/ep15.html


отрывки


Понятие империи включает в себя обширную территорию, сильное единоначалие, но главное — многоразличие этносов, ее составляющих.


В этом смысле уместно говорить и о текстуальных империях, создаваемых писателями, мыслителями, исследователями. Признаки текстуальной империи: большой объем и высокое качество написанного, а главное — разнообразие тех жанров и/или дисциплин, которые охватываются творчеством данного автора.


Эту предельную фигуру мира письмен так и можно обозначить: автор-император, имперавтор.


Текстуальная империя — это особый тип самоорганизации жизни как непрерывно простирающегося текста, который переступает границы жанров и дисциплин. Далеко не всякий гений строит свою текстуальную империю. Шекспира, Сервантеса, Мольера, признанных величайшими писателями, нельзя отнести к имперавторам, поскольку они работали в ограниченном жанровом диапазоне. А вот Вольтер, который значительно уступает им как художник, безусловно, может считаться одним из самых могущественных имперавторов в истории литературы: поэт, прозаик, философ, сатирик, энциклопедист, публицист...


Имперавтор — это особая фигура в истории письма, которую следует отличать не только от “создателя шедевров”, но и от “создателя метадискурса”.


Есть ли какая-то закономерность в появлении текстуальных империй? Заметим, что возникать они стали только в Новое время, и первый его поэт, Данте, может считаться и первым строителем такой империи…


В разрывах больших политических масс, скрепляя их символически, рождаются текстуальные массы. Как будто одна и та же сила движет созданием разноуровневых империй, компенсируя разрушение царств земли созданием царств письма.



Другие статьи в литературном дневнике: