О стихотворных размерах Частичка вдохновения Полин

Светлана Искорка: литературный дневник

О стихотворных размерах Частичка вдохновения
Полина Ганина http://www.stihi.ru/2012/03/23/9870


Уже выставляла эту статью на другом сайте, где большинство поэтов-молодые.
К ним и обращала свои слова. В целом, думаю, прочитать это не повредит никому.


Словесное изящное искусство,
Властитель судеб, разума и чувств.
Ты разбудить собою властно чувство-
Прекраснейшее из мирских искусств.
***
Каждый человек (не только творческий, такова уж наша суть) часто испытывает непримиримые сомнения: как выразить свою мысль. Как облечь содержание в форму? И начинает часто глодать зависть к тому, у кого острый язык, бойкое перо, кто способен на лету выдать вескую и емкую фразу. Таких людей, что ни говори, не так уж много. И еще меньше их становится оттого, что мы сами себя ставим в жесткие рамки: мысль должна быть ясна и интересна, понятна и доступна для тех, кому ее предстоит услышать или прочитать, она должна возвышать нас в собственных же глазах, более того, мы стремимся к тому, чтобы высказать абсолютно истинное суждение — боимся ошибиться. Спорить можно сколько угодно, приводить любые доводы, но каждый в большей или меньшей степени полностью соответствует человеческой амбициозности и привычке сомневаться.
Все это сказано не в упрек и не в оправдание, я сама такая — что уж тут скрывать?— боюсь общественного мнения, боюсь допускать ошибки, боюсь насмешек со стороны даже и тех, кто не превосходит меня. В общем, самый обычный человек. Я, возможно, очень плавно подошла к проблеме, и позвольте мне еще немного автобиографически помедлить:
Это было, если считать от прожитого, совсем недавно. Я занималась в группе, напоминавшей литературный кружок, но нас было 3 или 4 человека всего лишь. Обстановка была более чем доверительная, интимная. (Согласитесь, выложить свои стихи в интернет порой проще, чем прочитать их родным или самым близким друзьям) Огромный плюс нашего маленького сообщества и печально покинувшей нас Татьяны Борисовны состоял в том, что каждый мог открыто осудить, по каким-то статьям раскритиковать чужое творение и услышать такую же критику о своем. (Разумеется, если к тому был повод) юношеский максимализм… Каюсь, поначалу было страшно обидно слышать упреки в адрес своих стихов. Но сказано было так: «Считаешь себя поэтом? Творцом? Властителем слова? Так вот и будь любезна управиться с этим словом так, как подобает Поэту». Эти слова запали мне в душу, до сих пор, видя язвительные комментарии под своими стихами (Бог миловал, нечастое явление), вспоминаю их и появляется стимул совершенствоваться. Каждому хотелось бы пожелать понять это, но, как говорится, это сугубо личное дело каждого.


А теперь непосредственно уже к проблеме: умение управиться со словом поэту дано от природы, но часто он зацикливается на однажды успешно прозвучавшем. Приходилось видеть не только такие комментарии, но и видеть воочию, это такие стихи, которых с десяток склей в одно-по ритму, размеру, даже содержанию — не отличишь, где конец одного и начало другого. Не осуждать! Нет, не осуждать нужно, а помогать. Иногда (мое опять-таки личное чувство) жалко бывает смотреть, как сам себя загоняет в рамки однообразности одаренный человек.


***
Потому и хочу представить небольшой (крошечный) литературоведческий материальчик. Будьте уверены, в этом я кое-что да смыслю:
Стихотворные размеры
Вы думаете, их немного? Их огромное множество, один интереснее и необычнее другого. Но начнем все же с основы.
Итак…
(_ — безударный слог
/ — ударный слог)


Ямб ( _ / )
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.


Хорей ( / _ )
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя..


Дактиль ( / _ _ )
Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять.
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!


Амфибрахий ( _ / _ )
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.


Анапест ( _ _ /)
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.


***
Дольник (реже-паузник) — очень интересный и функциональный по своему строению вид стиха. Совпадает здесь в строках только число ударных слогов, а безударные — полностью в вашей воле.
Пристань безмолвна. Земля близка.
Земли не видно.Ночь глубока.
Стою на серых мокрых досках.
Буря хохочет в седых кудрях.
И слышу,слышу,слышу,будто кричу:
"Поставь в море на камни свечу!"


Газель-еще один редкий, но интересный способ написания стиха, в нем рифмуются только две первые строчки (a), та же рифма сохраняется и далее по схеме: «aa, ba, ca, da»
Европейская имитация этого изначально восточного размера имеет другую, но похожую схему: «ab, cb, db, eb»


Дионисова отрада
Красный пурпур винограда,
Темнокосный плющ — другая,
Третья — ты, царица сада.
И тебе, Киприда, розе
Нежной — нег богиня — рада.


Спондей — стихотворный размер, в котором ударения ставятся на слабой доле стиха, в строке строго два ударения.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.


Пиррихий — стихотворный размер, в котором умышленно допускается пропуск логического ударения на сильном(долгом) слоге в двухсложных размерах — ямбе или хорее.
Но, непонятною не трогаясь мольбой,
Своим властителям лишь улыбались девы,
И с пляской чуткою, под чашей голубой,
Их равнодушные сливалися напевы.


Гекзаметр — изначально античный размер стихосложения, представляющий собой шестистопный дактиль, 1-4 стопы (слоги) которого могут быть заменены спондеем. Не буду углубляться в античный и европейский гекзаметр, он для нашей речи не сликом подходит. Остановлюсь на русском его виде: / __ / __ / __ I / __ / __ /__ (I-цезура, разбитие на полустишия, на этом месте делается логическая пауза.)
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;
Старца великого тень чую смущенной душой.


***
Далее идут твердые, более сложные размеры. Представлю тоже схемы и примеры.
Самый романтичный размер — сонет. Это твердая форма, представляющая собой четырнадцать строк, написанных преимущественно пятистопным или шестистопным ямбом, группированных по схемам (вы вольны выбрать любую):
abba, abba, ccd, ede
abba, abba, cdc, dee
abba, abba, cdd, ccd
abab, abab, cdc, cdc
abab, abba ccd, eed


Раскрыл нам Дельвиг таинства cонета,
Чей трудный шифр был Тредиаковским дан,
И принял Пушкин кованый чекан
Для строгих дум о подвиге поэта.
С тех пор игра квадранта и терцета
Манит певцов гиперборейских стран,
Стих Ронсара вьется, как аркан,
У Каролины Павловой и Фета.
Его размерам царственность придав,
Венок сплетает пышный Вячеслав
Строфой, чей лад торжественно роскошен.
Бальмонт и Брюсов чтут канон его,
И хищный облик тезки своего
Обводит им Максимильян Волошин.


Терцет-размер, предусматривающий строфу из трех стихов. Либо все они рифмованы, либо два рифмованы а третий-нет. Терцет — частый структурный элемент твердых форм, но может использоваться и самостоятельно.
Катрен — четверостишие, имеющее любой из способов рифмовки: aabb, abab, abba, aaba, aaaa.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,
— И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...


Рондель — очередная твердая форма. Схема: АВbа+аbАВ+аbbаА. (A и B — повторяющиеся строки)
О розе амброзийных нег
Не верь поэта баснословью:
Забудь Киприды ризу вдовью,
Адониса живой ковчег.
Что, древле белая, как снег,
Она его зардела кровью, —
О розе амброзийных нег
Не верь поэта баснословью
Завиден пастыря ночлег.
Зови богиню к изголовью;
О ней мечтай, — пронзен любовью, —
Из волн ступающей на брег,
О розе амброзийных нег.


Рондо — (тем, кто музыкой занимался, будет знакомо) Этот способ стихосложения легко представить как торт с прослойкой. Несколько коржей и одна повторяющаяся начинка. Схема проста: аавва+аввР+аавваР, Р-нерифмованный рефрен, повторяющий начальные слова. Допуская вольность, поэты позволяют себе менять порядок стихов в части aabba, но это нежелательно.
В начале лета, юностью одета,
Земля не ждет весеннего привета,
Не бережет погожих, теплых дней,
Но, расточительная, все пышней
Она цветет, лобзанием согрета.
И ей не страшно, что далеко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что не даром плакал соловей
В начале лета.
Не так осенней нежности примета:
Как набожный скупец, улыбки света
Она сбирает жадно, перед ней
Не долог путь до комнатных огней,
И не найти вернейшего обета
В начале лета..


Монорим— стихи, построенные на одной рифме (aaaa)
Напишем, братцы, монорим,
Как по дороге ехал Зим.
Был результат непоправим:
Я умер, Зимом задавим.


Терцины — форма цепных строф, расположенных в порядке: aba, bcb, cdc, ded... yzy z. Один из наиболее функциональных размеров, особенно хорошо пригодных для крупных форм.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!...


Наконец, триолет, имеющий схему не такую сложную по сравнению с другими: AВaAавАB, большими буквами опять-таки обозначены повторяющиеся строки.
Воскрес красавец триолет.
Опять повесою и франтом.
Кто помнит, сколько ему лет?
Воскрес красавец триолет
Он вечно молод. Он корнет.
Он не украшен аксельбантом.
Воскрес красавец триолет.
Опять повесою и франтом.


***
Напоследок позволю себе напомнить о существовании видов рифм:
Мужская — с ударением на последнем слоге (часто оканчиваются на согласный)
Женская — с ударением на предпоследнем (часто оканчиваются на гласный)


***
Вот, собственно, все то немногое, вдохновившее меня саму на эксперименты со слогом, что я смогла наскрести на просторах интернета и собственной литературы. Оговариваюсь, пользовалась источниками информации, ибо в верности собственной памяти не могу быть уверена — попыталась из многого и непонятного сделать мало и понятно. Надеюсь, вам это поможет в творческих исканиях. Успехов!



© Copyright: Полина Ганина, 2012
Свидетельство о публикации №11203239870



Другие статьи в литературном дневнике: