Перечитал с неожиданно большим интересом

Садовник Асечкин: литературный дневник

"ВСЁ ДАЛЬШЕ В СНЕГА"
__________________



САД — ГРУСТЬ


это
(быть может)
ветер
клонит — такое лёгкое
(для смерти)
сердце


1994


ДВА ЭПИЛОГА


1


Чистота тропинки
простота воды —


и такое небо — будто снится этой
выси — никому неведомая очень
— даже очень уж — другая
бедность ясная Земли —


в нас немного говорящей:


"пока мы в мире есть
дым — в трубах изб — играет"


2


Что-то тускло-белое больничное
в поле двигало скольжения
— дай нам Бог лечиться этой тишиной —
и дорога за окном как за воротами
угасала всё сырее и грустнее
"вот и весь" шепталось будто "путь земной"


1993-1994
Денисова Горка


ЛОВЛЯ ЛЕТА


Вдруг:


(долгое "что-то" из множества "вдруг") —


сад — как видение: яркий как кварц!
драгоценность дорожная —


искры — из сада по окнам — туманней в глубинах
по переулку телега светла
выше — лишь ветер где птицы и флаги! —


призрачен мост — не встревожена пыль — и
бревно горячо
и обходит река
два отдалённых тенистых села —


и вечереет... —


(и скрыто как сердце)


1995, август
Мордовия, проездом


ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ ДРУГА


К живописи Леонарда Данильцева


Будто приснился Бог — и вот вспоминается
складываясь в забытое Ви;денье (то распадаясь
то вновь начинаясь) из снега на давних холмах
и дорогах из детских одежд-говорений из лиц
зверей из улыбки-и-плача — рядом —
у порога друзей:
вас — дорогих: о, живопись, жизнь,
Недавнее-Невыразимое (прекрасное
как обед бедняков)


1996


ПОЛЯ ЭТОГО ЛЕТА


А.Х.


Даже и здесь
время как будто подрагивает — вновь обновляя
эти прощанья-поля —


(как народопрощанья) —


то длятся как зыбкая темень
(чем-то всё более
ранее — детства) —


то — спотыкаясь душевной неровностью
будишь в травах — как в памяти
чью-то ушедшесть —


(и травы выплёскивают
последние говорения) —


и шорох — скрипение (где-то там роет
некто подземный... нет: это ближе:
"это
сердце стареет") —


и потом — будто только что
открыли окно
на тропинку —


и облака над травами
делают вселенную... —
будто
двигаются — воздвигаются!
словно всё это
Строит-Распевает — подталкивающее Стройное
где-то


Дыхание —
и завершающее — так чтоб и нам притихать:
"далеко" — это только негромкое звучание
о родине дальней... (о да: как гимн...)
и это
сразу
давно


1997


ИЮНЬСКАЯ ЗАПИСЬ


Ко дню святого Тихона


И солнце — действительно — идёт уже тише
и птицы стихают
лишь соловей продолжает своё —
но уже прорываются
паузы
с редкими — вдруг — восклицаниями
вроде — как будто: "я?.. иль не я?" —
словно всё-таки — силясь
не впасть — в беспамятство


29 июня 1997


ИЗ СТРОК ВО СНЕ


И левою частью лица
косясь
честно и прямо
бледность — во сне — Шостаковича
жертвенностью — как треснувшей глиной
кричащая —


как будто — другу


17 апреля 1998 (к утру)


ДЕНЬ — К ВЕЧЕРУ


И они выплывают и устанавливаются,
учреждаются — эти Стога конца —
очередного
Тысячелетия (...условность
мгновения...) — и Закатного Солнца
великолепие
стойко — пока — пребывает — и вскоре
бессмертная Дороги Печать
въявь утверждается — зримо-и-
медленно: вечно — на окраине леса —
Сиять.


1998


СНОВА: ДОРОГОЕ НЕМНОГОЕ


Последним примет лес в воспоминаньях:
уронит — даст мне пятна мокрые
чтоб я с руками повозился как с вещами —


и будет: на такого смотрит
разрозненная родина (весь "край") —


несказанным продержится "прощай"
и всем пыланьем зелени тогда меня затопит —


и поле без меня тогда раскроется
чуть-чуть грустнее искриться в сияньях —


(так завершится — "был")


2001


НАРОД ЧТО ХРАМ


И души что свечи, зажигающиеся друг от друга.


6 января 2002, сочельник
с. Ромашково


К "КНИГЕ ДОЛГОГО ПРОЩАНИЯ"


Это братья мои ходят сквозь солнечный свет
и "Господи" говорят стены и поля поют
и дубы теплы — будто в них вещество благодарности
слышно как речь


да только вода уже рядом не имеет волн
и без свойства общения — травы
братья проходят мелькая по ведомству неотменимых
и мне в эту цепь не вскочить


3-4 мая 2002
Денисова Горка, лес


НАЧИНАЯ С ПОЛЯ


Весь день — повторение ветром
себя самого
с края — соседнего поля:


зримо — легко — широко! —


а здесь — средь крестьянских
строений
его спотыкания
всё глуше — как встреча
с "Кем-то" — души! —


без явности — без разделённости


1999–2000


ДАВНЕЕ


И в поле
плакали снопы — со влажными
и золотыми спинами —


склонившись над стеной
несжатой части ржи... —


светало
без перемены плача этого... —


был ровен — Мир.


2000


ПОЛЕ — БЕЗ НАС


Дорога всё ближе поблёскивает: будто поёт и смеётся!
легка — хоть и полная — тайн
словно всё более светится светом её
Бог — долго-внезапный!..
— о пусть не споткнётся — и пусть доберётся
до брошенной деревушки!
ласточки реют — светясь
словно воздушная — всё ближе над полем
веет — теперь уже чем-то "домашняя"
дорога — как шёпот!
как чьё-то дыхание
в дверь


март 2003


СНОВА — В СНЕГА


А вы запеваете — а я удаляюсь
постепенно в снега (как когда-то: фигурою
темнеющей в сумерках
где-то всё дальше) и сломанная доска выступает
там — средь развалин
в брошенной хижине (пели шептались
потом
плакали очень давно — а оказывается
для
счастья немало) и далее лес
словно
во сне
открывается — и вы запеваете
(хотя — и не надо бы
ибо ведь всё уже кончено)
вы продолжаете
(а ведь и без нас глубоко уже зреет
золотом поблёскивая
вечность)
вы продолжаете
всё приглушённее
петь


2003


ЗАВЕРШЕНИЕ ПОЛЯ


Л. Ю.


А там за мостом
завершающе-дальнее —


просто — "душа"! — будто что-то имея от нас
внутренне-зрящее —


вновь шевелящееся — памятью
от давних
флоксов... —


а временами — как будто
чем-то и ранее детства! —


и в нём (издалёка и издавна)
есть тихая та — умирающая
всегда
недавно


2002


ВСЁ ТО ЖЕ ПРОЩАНИЕ


Поля
входят
в дверь —


и руки его как пылающая надпись
там на коленях:


"я — прекращаю — движения" —


(и дождь во дворе — всё шире — всё более наискось
словно
отсюда
уносит его
к морю неведомому —


и холод — холод и дрожь!..) —


и душа будто бездна всё это проглатывает —


ведь
я тоже
горю
моим завершением —


будто в потрескивании
этого общения
шёпот — братский — читая:


о Боже! какое
горящее Единство! —


выход
(дыханием) —


только — в поля


2002


ПОСРЕДИ ПОЛЯ


А там
прощаются дороги — дороги прощаются:
вскидываются — оказываясь
в прошлом (невыразимо-родном)
в будущем (будто грызущем
в чём-то "своём" да укрыто-враждебном
жизнь
кричащую жизнь)


2001


СТРАНИЦА


И включается осени торжественное звучание: органное
сияние — подсолнухов.


27 августа 2002
Денисова Горка


ВНЕЗАПНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ


Собака бегущая сквозь рожь
будто при криках
всего — внезапного — детства
при
спускающемся солнце


2001


ЕЩЁ ОБ ОДНОМ ЛЕСЕ


Из этого лесочка,
наконец,
навсегда или надолго,
исчезли грибы.
Это шло постепенно,
лет тридцать.
И теперь, когда я вспоминаю,
их исчезновение, их "уход"
кажется одним-единым действием,
будто — затиханием
одного очень долгого оркестра,
одного долгого хора.


2003


ВСЁ БОЛЕЕ ИНАЧЕ НА ЗЕМЛЮ
(К картинам друга)


У. В.


В травы Земли постепенно входит
свечение воспоминаний художника —


благодарение как зыбкое движение
шепчет стояниями их — готовностью вот-вот всколыхнуться —


(дыхание мира — как ровный ветр) —


и возникают пространства всё более подобные высокому спокойствию
будто саровское говорение "стяжи дух мирен"
ветками рябит и сумерками светится —


на полотнах всё более высоко-земных


2004


ВЕЧЕР В ДЕНИСОВОЙ ГОРКЕ


Вокруг жердей и столбов
наших ворот и оград —


всюду — всё более — тишина... —


о дай же простую силу! —


такую — как ветка постукивает об ветку
вот — ставлю кружку на стол
сестра закрывает ворота
ветер снова усиливается —


и уже никуда нам не надо
солнце давно за холмом
и как травы просты и собранны
вокруг столбов ограды —


немного участвуя
слабым поблёскиванием
в затихании вечера


2003


СНОВА ПОЛЯ ПЕРЕД СНОМ


В шуме
в сиянии! —


всё чище — яснее — прозрачнее
реют — лишь эти просторы:


(будто — сквозь всё: сквозь леса — сквозь строения —
сквозь облака) —


только они: "разговаривают" — "дружат" —
"играют" — "грустят" —


"в общем" — ликуют! —


и необходимости — нет — "в подробностях"... —


словно и нам они шепчут
чтобы нам думалось ясно:


разве ("хотя бы") когда умирают — "подробности"
с собой забирают —


(уходят — чисто)


2003


БЕЗ НАЗВАНИЯ


И человек идёт по полю
как Голос и как Дыхание
среди деревьев, как будто ожидающих
впервые свои Имена.


2003


(с) Геннадий Айги



Другие статьи в литературном дневнике: