Рецензии на произведение «Покаянный канон св. Андрея Критского»

Рецензия на «Покаянный канон св. Андрея Критского» (Евгений Шушманов)

Долго не решалась написать отзыв. Титанический труд, ничего не скажешь.Каким же аналитическим умом надо обладать , чтобы посягнуть на такое. Читала, затаив дыхание, боялась нарушить восприятие. Вы открылись в новых тонах, более глубоких. Богат ,несказанно, Ваш духовный мир.... Наша греховность не даёт мира душе, стремится к очищению, к покаянию... но выразить это так высокопарно, как Вы - высшая степень совершенства. Каждая строка вызывает шквал эмоций... Каждое слово примеряешь к себе и , как ни странно,"словно на меня и шили". Всё до мелочей до боли знакомо, родное, что ли ... я имею в виду познание всей мерзости греховности и нет желания сильнее, нежели смыть с себя всю эту грязь и не сыскать более сильного покаяния, нежели Вами изложенное. Ваш труд достоин самой высокой оценки и похвалы. Его должен знать каждый православный христианин.

Елена Голополосова   05.05.2017 19:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Лена за отзыв....
Стихи по религиозным источникам, действительно, писать очень тяжело, хотя "Канон" я написал за 5 дней - как-то удачно выбрал размер и вписался в тему.
Перекладывая реальную молитву или псалом на язык поэзии, можно наткнуться на 2 подводных камня - это или автоматически пересказывать словами с рифмой текст первоисточника или же пороть полную отсебятину, иногда вставляя похожие слова из первоисточника. Делая из молитвы стих, очень тяжело поэтизировать первоисточник, чтобы остался и смысл, и дух, и логика изложения, в которых легко бы угадывался первоисточник и в тоже время, вновь написанное имело бы свое стихотворное лицо... Тяжело.... Я трижды приступал к 103-му псалому и... не осилил, ждёт своей очереди...
Поэтому приятно осознавать то, как верно вы поняли стих и меру, а точнее, безмерность того напряжения, которое было в него вложено...
Спасибо.
С уважением, Евгений.

Евгений Шушманов   10.05.2017 16:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Покаянный канон св. Андрея Критского» (Евгений Шушманов)

Читал со вниманием. Старался вникнуть в смысл произведения. Ни к рифме, ни к размеру, ни к темпу его претензий нет. Всё - в лучшем виде. Но, дочитав до конца, я благополучно забыл начало. Не дано атеисту усвоить религиозный канон, особенно покаянный плач. Не в качестве саморекламы, но только в попытке совместить в виртуальном пространстве наши мысли: http://www.stihi.ru/2011/07/04/4798. С уважением.

Израиль Рубинштейн   28.04.2017 10:08     Заявить о нарушении
Спасибо за мнение.
Чтобы понять смысл стихотворного Канона, однозначно, перед этим надо прочитать подлинный текст и ... м.б. даже пару-тройку раз, т.к., Вы правы, людям атеистической ориентации "въехать в тему" (как сейчас говорит молодёжь) бывает крайне непросто.
Впрочем и перекладывать его в стих - тоже титанический труд, чтобы стих не получился голой тавтологией , зеркальным повтором подлинника, а нес отличительные черты восприятия современного автора и являлся форматом поэзии, а не текста, прочитанного со шпаргалки.
Покаянный канон можно описать как покаянный плач, раскрывающий всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. По мнению Автора Канона - Андрея Критского, каждая человеческая душа — единственная и неповторимая — проходит путем испытаний и всегда стоит перед выбором. Примеры из Священного Писания, приводимые в Каноне, не просто «аллегории», как думают многие люди, считающие поэтому, что Великий Канон чересчур перегружен именами и происшествиями, не относящимися к ним. Люди спрашивают, зачем говорить о Каине и Авеле, о Соломоне и Давиде, когда проще было бы сказать: «я согрешил»? Они не понимают, что самое понятие слова грех в библейском и христианском предании имеет глубину и насыщенность, которых «современный человек» просто не в силах понять, и что поэтому исповедание им своих грехов глубоко отлично от настоящего христианского раскаяния. Действительно, та культура, в которой мы живем и которая образует наши современные взгляды, в сущности просто исключает понятие греха.Потому что грех это, прежде всего, падение человека с неизмеримой духовной высоты, отказ его от своего «высокого призвания». Но какое значение это может иметь для культуры, которая не знает и отрицает эту «духовную высоту», это «призвание» и оценивает человека не «сверху», а «снизу», — для культуры, которая если и не отрицает открыто Бога, то фактически вся, сверху донизу, материалистическая и потому рассматривает жизнь человека только с точки зрения материального благополучия, не признавая его высокого, трансцендентального призвания? В ней грех рассматривается главным образом как естественная «слабость», происходящая в основе от социального неустройства и поэтому исправляемая лучшей социальной и экономической организацией. Поэтому современный человек, если он и исповедует свои грехи, но уже не раскаивается в них. В зависимости от того или иного понимания им своих «религиозных обязанностей», он либо формально перечисляет свои прегрешения и нарушения обрядовых правил, либо же говорит с духовником о своих «проблемах», ожидая от религии своего рода терапии, лечения, которое вернет ему счастье и спокойствие. Ни в том, ни в другом случае мы не видим раскаяния, потрясения человека, который, узрев себя как образ неизреченной славы, сознает, что он изменил этому «образу», запятнал и отверг его своей жизнью; нет раскаяния как печали о грехе, исходящей из самой глубины человеческого сознания, как желания вернуться, как отдачи себя Божьему милосердию и любви. Вот почему недостаточно просто сказать: «я согрешил». Эти слова приобретают свое подлинное значение и действенность только тогда, когда грех воспринят и пережит во всей его глубине и горести.
Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить грех и тем самым привести к раскаянию.
Надеюсь, Израиль, я хоть как-то и что-то смог Вам пояснить в этом произведении.
Открою еще один свой секрет: я взялся за эту специфичную (с точки зрения обычного читателя-обывателя, ждущего и любящего коротенькие стихи про березку и рябину из детства), интеллектуально тяжёлую образную тему, что проверить самого себя - Могу ли я писать серьёзные вещи, держать на протяжении всего изложения логическую нить (не забывая к финалу начало стиха), смысл, неповторяемость слов, ювелирную точность рифм, не вступающую в противоречие со смыслом - вот цель - измерить свой масштаб, потенциал, профессиональность и готовность к серьёзным произведениям, без оглядки на кичевый вкус большинства... Я не могу утверждать, что всё мне удалось на 100%, но всё равно я очень рад, что я его написал...
Всего Вам доброго...
С уважением, Евгений.

Евгений Шушманов   28.04.2017 11:17   Заявить о нарушении
Благодарю, Евгений, за попытку достучаться до моего понимания "Канона". Повторюсь, что к технике стиха у меня нет претензий. Меня смущает другое: сколь страшны должны быть прегрешения кающегося, чтобы он издал такой вопль? С кем по греховности он должен сравниться: с Торквемадой, с Иваном Грозным, с Борисом Годуновым, наконец? Мне, с моими мелкими бытовыми грешками, так рыдать, по меньшей мере, стыдно. Не люблю фальшивить. Да и не было нужды, пока. С уважением!

Израиль Рубинштейн   28.04.2017 15:37   Заявить о нарушении
Мне представляется, что в данном случае речь не идёт о степени греховности, которую каждый смертный может измерить сам себе линейкой или взвесить на весах. Речь, скорее, о глубине искренности веры и искренности своего покаяния в любом преступлении десяти заповедей. И коль это молитва, выполненная в подлиннике "белым стихом" (а возможно, на греческом - и стихом), обращённая к пастве для воздействия на их подсознание (читай - совесть), то, естественно, что отдавая дань творческой традиции она имеет право нести в себе элементы усиления воздействия в виде драматичной гротескности и мы, зрители, читатели 21 века, конечно, можем воспринимать её не так, как воспринимали её в 7-8 веке н.э.
И касается это произведение, не только незамутненных грехами и неблаговидными делами, но и большинство тех, у кого обязательно в шкафу стоит чей-нибудь скелет. А посему, не будем так строги - не судите и не судимы будете.
С уважением, Е.Ш.

Евгений Шушманов   28.04.2017 16:09   Заявить о нарушении
Да я не сужу. Я примеряю на себя сие прокрустово ложе. Не получается. А на тему совести у меня тоже есть кое-что. Разумеется, атеистическое. Не сочтите за труд: http://www.stihi.ru/2013/02/25/10561.

Израиль Рубинштейн   28.04.2017 16:19   Заявить о нарушении