Рецензии на произведение «Покаянный канон св. Андрея Критского»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Долго не решалась написать отзыв. Титанический труд, ничего не скажешь.Каким же аналитическим умом надо обладать , чтобы посягнуть на такое. Читала, затаив дыхание, боялась нарушить восприятие. Вы открылись в новых тонах, более глубоких. Богат ,несказанно, Ваш духовный мир.... Наша греховность не даёт мира душе, стремится к очищению, к покаянию... но выразить это так высокопарно, как Вы - высшая степень совершенства. Каждая строка вызывает шквал эмоций... Каждое слово примеряешь к себе и , как ни странно,"словно на меня и шили". Всё до мелочей до боли знакомо, родное, что ли ... я имею в виду познание всей мерзости греховности и нет желания сильнее, нежели смыть с себя всю эту грязь и не сыскать более сильного покаяния, нежели Вами изложенное. Ваш труд достоин самой высокой оценки и похвалы. Его должен знать каждый православный христианин.
Елена Голополосова 05.05.2017 19:36 Заявить о нарушении
Стихи по религиозным источникам, действительно, писать очень тяжело, хотя "Канон" я написал за 5 дней - как-то удачно выбрал размер и вписался в тему.
Перекладывая реальную молитву или псалом на язык поэзии, можно наткнуться на 2 подводных камня - это или автоматически пересказывать словами с рифмой текст первоисточника или же пороть полную отсебятину, иногда вставляя похожие слова из первоисточника. Делая из молитвы стих, очень тяжело поэтизировать первоисточник, чтобы остался и смысл, и дух, и логика изложения, в которых легко бы угадывался первоисточник и в тоже время, вновь написанное имело бы свое стихотворное лицо... Тяжело.... Я трижды приступал к 103-му псалому и... не осилил, ждёт своей очереди...
Поэтому приятно осознавать то, как верно вы поняли стих и меру, а точнее, безмерность того напряжения, которое было в него вложено...
Спасибо.
С уважением, Евгений.
Евгений Шушманов 10.05.2017 16:50 Заявить о нарушении
Читал со вниманием. Старался вникнуть в смысл произведения. Ни к рифме, ни к размеру, ни к темпу его претензий нет. Всё - в лучшем виде. Но, дочитав до конца, я благополучно забыл начало. Не дано атеисту усвоить религиозный канон, особенно покаянный плач. Не в качестве саморекламы, но только в попытке совместить в виртуальном пространстве наши мысли: http://www.stihi.ru/2011/07/04/4798. С уважением.
Израиль Рубинштейн 28.04.2017 10:08 Заявить о нарушении
Чтобы понять смысл стихотворного Канона, однозначно, перед этим надо прочитать подлинный текст и ... м.б. даже пару-тройку раз, т.к., Вы правы, людям атеистической ориентации "въехать в тему" (как сейчас говорит молодёжь) бывает крайне непросто.
Впрочем и перекладывать его в стих - тоже титанический труд, чтобы стих не получился голой тавтологией , зеркальным повтором подлинника, а нес отличительные черты восприятия современного автора и являлся форматом поэзии, а не текста, прочитанного со шпаргалки.
Покаянный канон можно описать как покаянный плач, раскрывающий всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. По мнению Автора Канона - Андрея Критского, каждая человеческая душа — единственная и неповторимая — проходит путем испытаний и всегда стоит перед выбором. Примеры из Священного Писания, приводимые в Каноне, не просто «аллегории», как думают многие люди, считающие поэтому, что Великий Канон чересчур перегружен именами и происшествиями, не относящимися к ним. Люди спрашивают, зачем говорить о Каине и Авеле, о Соломоне и Давиде, когда проще было бы сказать: «я согрешил»? Они не понимают, что самое понятие слова грех в библейском и христианском предании имеет глубину и насыщенность, которых «современный человек» просто не в силах понять, и что поэтому исповедание им своих грехов глубоко отлично от настоящего христианского раскаяния. Действительно, та культура, в которой мы живем и которая образует наши современные взгляды, в сущности просто исключает понятие греха.Потому что грех это, прежде всего, падение человека с неизмеримой духовной высоты, отказ его от своего «высокого призвания». Но какое значение это может иметь для культуры, которая не знает и отрицает эту «духовную высоту», это «призвание» и оценивает человека не «сверху», а «снизу», — для культуры, которая если и не отрицает открыто Бога, то фактически вся, сверху донизу, материалистическая и потому рассматривает жизнь человека только с точки зрения материального благополучия, не признавая его высокого, трансцендентального призвания? В ней грех рассматривается главным образом как естественная «слабость», происходящая в основе от социального неустройства и поэтому исправляемая лучшей социальной и экономической организацией. Поэтому современный человек, если он и исповедует свои грехи, но уже не раскаивается в них. В зависимости от того или иного понимания им своих «религиозных обязанностей», он либо формально перечисляет свои прегрешения и нарушения обрядовых правил, либо же говорит с духовником о своих «проблемах», ожидая от религии своего рода терапии, лечения, которое вернет ему счастье и спокойствие. Ни в том, ни в другом случае мы не видим раскаяния, потрясения человека, который, узрев себя как образ неизреченной славы, сознает, что он изменил этому «образу», запятнал и отверг его своей жизнью; нет раскаяния как печали о грехе, исходящей из самой глубины человеческого сознания, как желания вернуться, как отдачи себя Божьему милосердию и любви. Вот почему недостаточно просто сказать: «я согрешил». Эти слова приобретают свое подлинное значение и действенность только тогда, когда грех воспринят и пережит во всей его глубине и горести.
Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить грех и тем самым привести к раскаянию.
Надеюсь, Израиль, я хоть как-то и что-то смог Вам пояснить в этом произведении.
Открою еще один свой секрет: я взялся за эту специфичную (с точки зрения обычного читателя-обывателя, ждущего и любящего коротенькие стихи про березку и рябину из детства), интеллектуально тяжёлую образную тему, что проверить самого себя - Могу ли я писать серьёзные вещи, держать на протяжении всего изложения логическую нить (не забывая к финалу начало стиха), смысл, неповторяемость слов, ювелирную точность рифм, не вступающую в противоречие со смыслом - вот цель - измерить свой масштаб, потенциал, профессиональность и готовность к серьёзным произведениям, без оглядки на кичевый вкус большинства... Я не могу утверждать, что всё мне удалось на 100%, но всё равно я очень рад, что я его написал...
Всего Вам доброго...
С уважением, Евгений.
Евгений Шушманов 28.04.2017 11:17 Заявить о нарушении
Израиль Рубинштейн 28.04.2017 15:37 Заявить о нарушении
И касается это произведение, не только незамутненных грехами и неблаговидными делами, но и большинство тех, у кого обязательно в шкафу стоит чей-нибудь скелет. А посему, не будем так строги - не судите и не судимы будете.
С уважением, Е.Ш.
Евгений Шушманов 28.04.2017 16:09 Заявить о нарушении
Израиль Рубинштейн 28.04.2017 16:19 Заявить о нарушении