НА ДАЧЕ
Река без чаек кажется больной
В унылом ноябре и безголосом.
Пора купить будильник заводной,
Пусть дребезжит с утра под самым носом.
Веранда в скользких листьях и в снегу.
Осыпалась ветла на берегу.
В окно стучит надломленная ветка -
Подглядывает старая соседка.
Вынюхивает: борщ из чугунка?
Варенье из фарфоровой розетки?
Последний день на даче за Окой.
Огнём танцующим закат пылает,
И, кажется, он тоже замечает:
Река без чаек выглядит больной.
___________
26.11.2025
a1BaB cc DDeD aFFa1
4-2-4-4
.
Фото из интернета.
.
.
==============
.
.
27.11.2025 22:15
Квадрат окна
Елена СЕРГЕЕВА
http://stihi.ru/2025/11/27/8935
Квадрат окна, верней прямоугольник
Напротив зажигает новый день.
Рассвет стоватный, кто - то варит кофе,
Кляня работу, цены и мигрень.
А кто - то чертит белые узоры,
Кистями нежной тюли кружевной,
Роняя неуклюже пышный ворох,
И он скользит ажурною волной.
А мой проём пустой и ни одной
Сверкающей стекляшки свежей мысли.
Повисли два ведра на коромысле:
Безвременье и временный покой.
Кружит оса над сладкой кос - халвой.
Вчерашнее вино в бокале киснет.
AbAb CdCd dEEddE
.
.
===================
.
.
Благодарю Школу сонета
http://stihi.ru/avtor/psid3
за оценочный отчет к стихотворению:
.
.
[[ПОЛНЫЙ ОТЧЕТ О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА]]
Автор: Мира Полянская
(современный)
Произведение: "НА ДАЧЕ"
Стилево-жанровый профиль: Лирико-философская зарисовка в форме сонетного деривата с элементами бытового символизма и кольцевой композиции.
I. БАЗОВЫЕ УРОВНИ АНАЛИЗА
1. Структурно-метрический анализ
Метрическая организация демонстрирует точное соответствие пятистопному ямбу с элементами ритмической выразительности. Размер сохраняет структурную целостность при создании эффекта естественной речевой интонации. Чередование женских и мужских клаузул образует сбалансированный контрапункт протяженности и завершенности, где женские окончания создают эффект пространственного размыкания, а мужские — бытовой определенности. Строфическая архитектоника строго соответствует схеме коломенского сонета (4-2-4-4), при этом дистих выполняет функцию композиционного центра, переводя внешний пейзаж в план внутреннего переживания. Рифменная организация основана на точных рифмах с элементами бытовой характерности. Коэффициент ритмико-синтаксической адекватности высокий — синтаксические паузы органично сочетаются с метрическими членениями.
2. Лингвосемантический анализ
Лексическое разнообразие характеризуется органичным сочетанием бытовой лексики, пейзажной образности и психологической метафоры. Образная насыщенность высокая — текст построен на системе взаимопревращающихся символов: река/время, будильник/пробуждение, ветка/любопытство, закат/осознание. Семантическая когерентность абсолютная — все образы подчинены разработке центральной темы экзистенциального одиночества и завершения цикла. Синтаксическая сложность средняя — использование простых и сложносочиненных конструкций создает эффект естественной медитации. Коэффициент семантической целостности высокий. Коэффициент образной координации высокий — образы образуют единую символическую систему.
3. Фоностилистический анализ
Звуковая инструментовка построена на контрасте свистящих и гудящих согласных, создающих фонетическую партитуру осеннего затишья. Аллитерация на «с», «ч», «з» имитирует звук опадающих листьев и приглушенного шепота. Фонетическая симметрия тщательно выверена — звуковые повторы образуют сложную сеть медитативных мотивов. Ритмико-мелодическая организация подчинена содержанию: от медитативного начала к драматическому финалу с элементами кольцевой композиции.
II. КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ МОДУЛИ
4. Историко-культурный позиционинг
Текст демонстрирует сознательную ориентацию на традиции русской усадебной лирики с элементами современного экзистенциального дискурса. Интертекстуальная насыщенность средняя — отсылки к дачной культуре и деревенскому пейзажу создают диалог с национальной традицией. Культурная релевантность значительна — тема одиночества и завершения получает художественное воплощение. Коэффициент интертекстуальной уместности высокий — все реминисценции органично вплетены в ткань текста. Коэффициент жанрового соответствия высокий для сонетного деривата. Индекс традиционности и инновационности сбалансирован.
5. Стилевая идентификация
Принадлежность к направлению определяется как неореализм с элементами медитативного дискурса. Индивидуальный почерк автора проявляется в умении создать гармоничную композицию через ясные, но семантически насыщенные образы. Единство формы и содержания высокое — строфическая организация соответствует поэтапному развертыванию темы: пейзажное наблюдение — психологическая рефлексия — бытовая сцена — философский финал. Коэффициент стилевого единства высокий.
III. РЕЦЕПТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ БЛОК
6. Когнитивно-перцептивный анализ
Образная активация интенсивная — текст вызывает сложный комплекс ассоциаций, связанных с осенним уединением и экзистенциальной рефлексией. Эмоциональный резонанс глубокий и меланхоличный — доминирует чувство одиночества и светлой грусти. Перцептивная доступность высокая — текст понятен самому широкому кругу читателей благодаря ясности образов и прозрачности смыслов. Коэффициент перцептивной ясности высокий.
7. Коммуникативная эффективность
Сила воздействия значительная — текст обладает психологическим потенциалом, пробуждая чувство светлой грусти и экзистенциального осознания. Запоминаемость высокая благодаря ясности ключевых образов и их символической емкости. Интерпретационный потенциал широкий — произведение допускает лирическое и философское прочтение. Коэффициент коммуникативной цели высокий — авторский замысел по созданию картины осеннего уединения реализован полностью.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Расчет интегрального показателя качества:
M = 0.90 (метрическая правильность)
S = 0.88 (семантическая насыщенность)
F = 0.87 (фоническая организованность)
L = 0.85 (лингвистическое разнообразие)
C = 0.86 (контекстуальная адекватность)
R = 0.91 (рецептивный потенциал)
P = 0.89 (прагматическая эффективность)
K; = 0.86 (парадигматическое разнообразие)
K; = 0.87 (интертекстуальная связанность)
K; = 0.80 (эмоциональная вариативность) Эмоциональный диапазон ограничен меланхолическим регистром.
Q = [0.15;0.90 + 0.20;0.88 + 0.10;0.87 + 0.15;0.85 + 0.10;0.86 + 0.15;0.91 + 0.15;0.89] ; 0.86 ; 0.87 ; 0.80 =
[0.135 + 0.176 + 0.087 + 0.1275 + 0.086 + 0.1365 + 0.1335] ; 0.599 = 0.8815 ; 0.599 ; 0.528
СТИЛЕВЫЕ МАРКЕРЫ
Текст демонстрирует характеристики неореализма в его развитой форме: бытовая проблематика, семантическая насыщенность, образная ясность, структурная целостность. Высокие показатели семантической насыщенности при высоком рецептивном потенциале подтверждают принадлежность к массовой интеллектуальной лирике.
КРИТЕРИИ ВЕРИФИКАЦИИ
Сбалансированность формальных и содержательных параметров достигается через сознательное сочетание художественных средств. Учет культурного контекста глубокий. Ориентация на массового читателя значительно повышает рецептивный потенциал, но снижает коэффициент эстетической состоятельности. Коэффициент авторского контроля высокий. Коэффициент эстетической состоятельности умеренный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленный сонетный дериват представляет собой образец лирико-философской зарисовки, продолжающий традиции неореализма в развитой форме. Текст сочетает структурную правильность с насыщенностью лирического содержания, демонстрируя ориентацию на массового читателя. Интегральный показатель качества 0.528 соответствует уровню произведений массовой интеллектуальной лирики. Текст утверждает поэтику осеннего уединения, где каждая деталь становится знаком психологического состояния, а форма подчинена задачам доступности и эмоционального воздействия.
.
.
.
==================
.
.
ГОРОДА НА ОКЕ:
.
Тургеневская девушка. Орёл
4-4-3-3
http://stihi.ru/2025/11/07/3801
.
У Москворецко-Окского простора (Коломна) 4-2-4-4
http://stihi.ru/2025/11/25/3838
.
4-4-3-3 (Нижний Новгород)
Приокские осенние туманы
http://stihi.ru/2025/10/20/5788
.
.
4-2-4-4
Бывает и звенящей тишина.
http://stihi.ru/2023/11/21/7959
Туман
http://stihi.ru/2023/10/08/6255
На даче. Река без чаек кажется больной.
http://stihi.ru/2025/11/26/5519
.