Безмятежность Музы Виталия Бабича

Любовь Сушко
Безмятежность Музы Виталия Бабича


Продолжение. Начало: http://stihi.ru/2025/08/19/1378
https://ridero.ru/books/vysota_1/  книги В.Бабича  на Ридеро


Так много было сказано о философии, поэтике, лирике Виталия Бабича, но чувствую, что остаются ещё очень и очень важные темы, без взгляда на которые мы многое упускаем, не замечаем, увы.

И одна из таких тем, конечно, Муза поэта. Писать впечатляющие стихи без вдохновения, без той вечной спутницы Демиурга, невозможно,
Кстати, о демиургах размышляет в своей рецензии И. Царёв:
«Само слово «демиург» греческого происхождения и возникло во времена, когда бал на Земле еще правил «Зевс и со товарищи». О Сатане тогда и слыхом не слыхивали. Естественно, что с развитием человечества старые слова меняли информационную нагрузку и тональность восприятия, особенно когда становились именами собственными и начинали отождествляться с героями их носившими. Но, если вы обратили внимание, я пишу слово «демиург» с маленькой буквы. У меня это не демоническое имя, я использую слово в его первоначальном основополагающем смысле – «творец и ремесленник». И мне хотелось бы, чтобы его воспринимали именно так :)».
Игорь Царёв, 04.01.2004

Когда я вижу как ИИ сочиняет стихи, иногда и очень ровные и даже симпатичные, то чувствую, что там нет души – той самой Музы, о которой пел Владимир Высоцкий:

И всё же мне досадно, одиноко:
Ведь эта Муза – люди подтвердят! –
Засиживалась сутками у Блока,
У Пушкина жила не выходя.

Конечно, наш бард лукавил, его Муза проводила с ним, ой, как много времени, если вспомнить, сколько он смог написать и спеть. И присутствие её просто необходимо, с этим не поспорить.
Тут ещё нужно привести определения Дара, который может быть только у поэта и человека, но не у ИИ, и дар так же неразрывно связан с Музой творца. Вот что писал об этом И. Царёв, говоря о поэте Михаиле Анищенко:
«Дар – это нелёгкая доля. Он, как раскалённый уголь на ладони. Да, гонит прочь тьму, но и обжигает, и приносит нестерпимую иногда боль. И так печально устроен этот мир, что судьба Поэта, как правило, только и начинается после смерти носителя Дара. И потому именно сейчас так важно каждое слово об Анищенко. Чтобы не дать тьме забвения завалить, затоптать тот свет, который вложил Михаил в свои строки».
Игорь Царёв, 09.12.2012

Очень важно, чтобы мы успели, рассмотрели ещё при жизни тех, кого любят Музы, у кого есть Дар.
А что же у Виталия Бабича? Как обстоят дела с Музой и Даром?
Смею предположить, что ей с ним легко и даже весело порой бродить по тихим улочкам, многовековым лесам, подолгу оставаться у берегов Минского моря, любоваться красотами закатов и рассветов, размышлять о счастье и душе, полёте и безмятежности.
Главное состояние для этой темы, и для его Музы я обозначила бы словом «Безмятежность» – великолепное состояние души, когда и пишется, и дышится легко, и всё получается. Только в этом состояние и рождаются настоящие стихотворения, и делаются открытия.
Вот и стихотворение с таким названием появилось в сборнике «Высота» (https://ridero.ru/books/vysota_1/).

Безмятежность

Безмятежность воскресного дня
Опускается бережно в очи...
Снова в сердце – источник огня,
И потушит его лишь тишь ночи…

Воскресенье растает к утру
Тёплым дождиком иль лёгким ветром,
И, проснувшись, на мир посмотрю
Обновлённым и чувственным спектром…

Безмятежность потом пропадёт
В понедельника темпах, стараньях,
Но… её тот воскресный полёт
Будет мне как второе дыханье…

18 августа 2019
28 апреля 2025

Это состояние поэт сравнивает с воскресением – днём отдыха, и оно так сильно, что его хватит даже на всю следующую неделю. И конечно, именно в этот день без творчества и без Музы не обойтись. Думаю, помогает поэту и то, что он обращается к прозе, переключает и на неё свое внимание.
И могу свидетельствовать, что это тот редкий случай, когда и проза, и поэзия одного автора на равных, они дополняют друг друга и одинаковы хороши.
Но ведь даже у Бориса Пастернака так не получалось, и его знаменитый роман «Доктор Живаго» был прозой поэта, как об этом любят говорить критики. Уж слишком разные это жанры, и каждый из них требует от автора полной самоотдачи.
Пожалуй, редкий пример такого творческого равновесия есть у Владимира Набокова в его «Даре», хотя это повествование о поэте, и стихи там появляются органично.

Следующее стихотворение Виталия Бабича я воспринимаю как монолог Музы, обращенной к автору, её напутствие, хотя, скорее всего, это внутренний монолог поэта. И всё-таки в данном случае голос Музы звучит и органично, и немного иронично.

Горы нерождённых книг

Чем ниже горы нерождённых книг,
Тем выше степень творческих деяний,
А посему пиши. Пиши, старик!
Без лени, суеты и оправданий.

Не стать тебе уже, браток, Шекспиром,
И до Булгакова не каждый дорастёт,
Но будешь чист перед Творцом и Лиром,
Который вдохновенью путь даёт.

25 мая 2016

О том, что талант нельзя закапывать в землю, давно стало общим понятием, но смысл его как-то стирается, а вот автору удалось найти незатёртые обороты речи, напоминающие, почему всё-таки надо писать, вопреки всему:

Но будешь чист перед Творцом и Лиром,
Который вдохновенью путь даёт.

Казалось бы, что проще и понятнее, но только когда вот к таким строчкам обратишься, всё как-то становится на свои места.
О том, что и самому поэту, и его Музе помогает музыка, я говорила много раз, и в его сознании, и в душе ей достаётся больше места, чем у многих из нас, но в этом сборнике есть необычное стихотворение о музыке и Пианисте, многое объясняющее.

* * *
Играет Мендельсона пианист:
«Фантазии» финал – для виртуозов.
Парит Фантазия!.. Эмоций чистый лист
ПРЕображён в
ПРЕкрасочность узоров.
ПРЕподнятость!
ПРЕловкость!
ПРЕуспех!..
Весь мир теперь – лишь танцы клавиш этих,
Их философия объединяет всех,
Пока кружит Фантазия по свету...

На новый круг!
Пусть Мендельсона дух
С творением своим сольётся снова!..
Пусть вся планета превратится в Слух,
А каждый звук – нам открывает Слово!..

Не хватит слов, чтоб выразить восторг,
Мы дарим пианисту чувств букет!
Он честно выполнил свой музыкальный долг.
А ведь ему всего двенадцать лет.

19 марта 2015

Стихотворение и само по себе шедеврально, да ещё Мендельсон, а не Штраус или Шопен, как мы привыкли; да ещё его «Фантазия», да так играет, что в душе возникает восторг у слушателей. И я верю автору, потому что слышала этого пианиста, правда, он исполнял Брамса, а не Мендельсона, но всё-таки.
И теперь могу открыть тайну: «Фантазия» звучала часто и в доме Виталия, и на концертах, и на конкурсах, и на телевидении (https://www.youtube.com/watch?v=cNSm_qWrPso&t=52s), потому что этот пианист – Богдан Бабич, он сын нашего поэта.
И любители такой музыки, и профессиональные музыканты высоко оценят это стихотворение, и надолго запомнят финальные строки:

Не хватит слов, чтоб выразить восторг,
Мы дарим пианисту чувств букет!
Он честно выполнил свой музыкальный долг.
А ведь ему всего двенадцать лет.

Подобная ситуация вспоминается опять же с Борисом Пастернаком, когда с утра в его доме на первом этаже звучала музыка, и это играла его матушка, которая была пианисткой. Но здесь всё-таки случай особый – становление юного таланта, гордость отца, возможность первым услышать, как рождается юное дарование. Многим ли выпало такое счастье?
Стихотворение такого плана единственное в книге «Высота», потому особенно радостно, что оно там есть» и созвучно названию этого сборника.
Муза – музыка – поэзия, в которой преобладает Безмятежность, хотя конечно, много и иных красок, поэт использует всю их палитру.
И его Муза не такая уж ветреная дама, как принято считать, она не чужда и философии в самом её глубинном смысле.

***
Размышляя о прекрасном и далёком,
Через путанные чувства пробираясь,
Разве чувствуешь себя ты одиноким,
Дух свой, как ребёнка, развивая?

Мысли ткань тонка – не обрываешь,
Будь ты хоть в Стамбуле, хоть в Париже.
И чем искреннее радость миру даришь,
Тем прекрасное-далёко ближе…

Август 2016

Конечно, в данном тексте звучит мотив известной песни «Прекрасное далёко», но и здесь у автора совсем другой контекст.

Разве чувствуешь себя ты одиноким,
Дух свой, как ребёнка, развивая?

А всё потому, что мы снова должны вспомнить о волхвах, об их возвращении в мир, о тех знаниях духовных, которые они нам несут.
Почему славян так ненавидели европейцы и пытались уничтожить и морально, и физически? Потому что изначально была заложена душа именно в наших народах, и она никуда не делась.
Вспомните классический пример: почему немец Штольц тянется к Обломову, от которого ему нет никакой пользы и выгоды?  Да потому что там есть то тепло, те чувства, которых он был лишён с самого детства. И только в зрелом возрасте начинает понимать, что это такое.
Мы часто в суматохе забываем о главном, пытаемся не думать, не чувствовать, но это ничего не меняет.
Поэт опять же вспоминает о загранице – о Стамбуле (восток), Париже (запад). Чем мы отличаемся, когда попадаем в иную среду? Всё той же душевностью, теплотой для многих странной, но такой притягательной.

И чем искреннее радость миру даришь,
Тем прекрасное-далёко ближе…

Оказывается, все люди в этом прекрасном нуждаются, только не все пока понимают, что же это такое на самом деле, это нельзя потрогать, но можно почувствовать и погреться немного в лучах чужого тепла и света.
И эта теплота, душевность, конечно же, в первую очередь растворена в природе, во временах года – в данном случае это начало осени – сентябрь, который часто бывает теплее и солнечнее августа. А ведь когда-то не только март (оживление природы), но и сентябрь (время сбора урожая) считался у славян началом нового года, и в этом есть своя логика для людей, живущих по законам природы.

Прощанье с тёплым сентябрём

Не бросить взор, а окунуться
В покой вечерней красоты
Пред тем, как холода сомкнутся
Над стаей сброшенной листвы…
Ловить прекрасные мгновенья
На высоченном берегу!
И вновь сплетать стихотворенья
В нирване, а не на бегу...

Всю жизнь свою окинуть взглядом,
Как перед Господом стоя,
И этим трепетным обрядом
Насытить весь остаток дня,
И… вслед за чайкой потянуться
К небесной заводи мечты…
Не бросить взор, а окунуться
В покой вечерней красоты!

21 сентября 2018

Ну с кем может быть там, в том измерении поэт? Конечно, со своей Музой. В легендах древних греков эти спутницы Аполлона сами выбирали себе поэтов, и ни купить, ни обольстить их было невозможно.
Вот и сегодня, на фоне всех пишущих стихи, многие, наверное, душу свою продать готовы за то, чтобы Муза заглянула, не уходила как можно дольше. И есть те счастливцы, к которым она приходит сама.
И вовсе не за красивые глазки дарят им вдохновение, чувство полёта, чувство меры, уникальные тексты, которые очень трудно принять пишущим, потому что в глубине души ты прекрасно понимаешь, что так написать не сможешь, хоть сто лет пиши, ничего не получится. Легенда о Моцарте и Сальери родилась не на пустом месте.
Моцарт нужен был для того, чтобы боги могли с нами разговаривать.
И опять же вспоминается старый славянский миф о том, как черти сделали волка из глины, но оживить его не смогли, что только не делали, волк не оживал. Они отправились к богу всего живого Велесу, и тот вдохнул в него душу.
Такого глиняного волка может сделать талантливый стихотворец, но вдохнуть в него душу может только Муза, тогда творение и звучит, и живёт, и дышит…

* * *
Текут и жизнь, и время, и судьба,
Объединяясь в быстрые потоки.
Вчерашних мыслей тёплая вода
Уже несёт прохладные истоки.
Сказалось ли влиянье октября
(вчера в домах включили отопленье!),
Иль ты, себя немножко не любя,
Не в каждом новом дне ждёшь День рожденья?

А в это время осень-водопад
Уносит листья тихою рекою…
Кто каждому этапу жизни рад,
Не упускает что-то дорогое…

5 октября 2018

Это октябрьское стихотворение как раз из тех оживлённых Музой, звучащих и дышащих. Оно особенно контрастно и важно сегодня, когда мы уничтожаем природу (и душу свою), и она нам за это мстит жестоко, беспощадно. Такого количества потопов, пожаров, землетрясений не было давно. И если кто-то спасёт наш мир, то именно поэты – непонятные, старомодные, но вот такие стихи творящие. Пусть это голос вопиющего в пустыне, но ведь кто-то должен его услышать, расслышать, не все же настолько глухи.
Ну и теперь образ самой Музы, о которой мы уже столько успели сказать, она есть собственной персоной в стихотворении сборника «Высота».

* * *
Очарованный снегом, затишьем,
В медитации словно большой,
Я играюсь со четверостишьем,
Образ Музы – за каждой строкой…

Для меня Она – Снежная Фея
В эти скользко-январские дни.
Я, наивный, Её не согрею
Тёплым звуком душевной струны.

Но… надеюсь, Её взор увидеть
В светлом образе Дамы своей…
Воплощайся! Так важно предвидеть
Средь зимы счастье солнечных дней!

Очарованный снегом, затишьем,
В медитации… или во сне
Я сливаюсь со четверостишьем,
С каждым днём приближаясь к Весне…

13 января 2019

У Александра Блока был цикл «Снежная дева», сводивший с ума и дев прекрасных, и критиков, потому что они не могли понять, кто же там за этой маской скрывается. В своё время по этому циклу я защитила дипломную работу, и могу утверждать, что получился многослойный образ – этакий коктейль из Снежной королевы, Клеопатры, Кармен или просто цыганки – сила, которая возвращает нас из зимы в весну.
У Виталия есть намёк на тот сложный мир: его Муза – Снежная Фея, лёгкая и прекрасная, опять же это дух скорее, чем живое существо.

Воплощайся! Так важно предвидеть
Средь зимы счастье солнечных дней!

И видится та пляска, но не цыганки, а именно Феи – Прекрасная дама, да, но без этого рокового влияния Снежной королевы, без убивающих страстей Клеопатры, без знойной цыганки, все это нашему поэту чуждо от природы, зато почти сказочный танец Снегурочки приблизит весну. И эта Снегурочка из славянских мифов не растает в объятьях Ярилы, именно она подарит нам весну и тепло. И случится это потому, что волхвам не была чужда поэзия, но им были чужды эти заграничные страсти, возникшие ещё в мифах древних греков. Вся греческая мифология – это история бесконечных страстей и жестокостей.
Муза и Душа в большей мере – синонимы. И в «Высоте» есть стихотворение, к Душе обращённое. Не сомневаюсь, что иностранцы, если бы им пришлось переводить такой текст, вообще не поняли бы, о чём там речь, ведь нет у них в словарях такого понятия, как душа.

* * *
Душа, будь спокойна, мудра
И с улыбкой
Встречай новый день и любые преграды,
Чтобы потом не пришлось над ошибкой
Корпеть день и ночь очищения ради.

Душа, будь прозрачна, легка,
А защита
Укрепит простор над твоим ореолом!
Тебе вся Вселенная наша открыта
За свежим дыханием, взглядом и словом…

19 января 2019

Финалы в стихотворениях Виталия часто уникальны даже на фоне великолепного текста. Здесь же особенный финал, со вселенским выводом.

Тебе вся Вселенная наша открыта
За свежим дыханием, взглядом и словом…

Тело наше – песчинка малая; там, где «Миры летят, года летят» (А. Блок), оно тленно, оно умирает и исчезает, но остаётся ДУША, для которой открыта вся Вселенная, она бессмертна, она остаётся в вечности и возвращается в этот мир. Можно отказываться верить в то, что после нас что-то остаётся, но рано или поздно мы в том всё равно убеждаемся, и хорошо тем, кто понял это в середине пути, а не в последний час, им легче живётся в этом мире. Пусть судьба поэта начинается не после его ухода, а при жизни – разве это не справедливо!?!
С Музой и лирическим героем нашего поэта говорить можно бесконечно долго, и новые темы и открытия возникают. А ведь только при анализе, при ближайшем рассмотрении они видны, а когда просто листаешь книгу, многое ускользает, увы, стихотворения не терпят обычного прочтения.
И для финала этой статьи я выбрала стихотворение не просто светлое, наполненное оптимизмом, а то, в котором есть кредо автора, его отношение к миру и жизни прописано чётко и однозначно. Путь души – нашей самой загадочной субстанции – освещает счастье. И более того, всё это происходит в настоящем времени (здесь и сейчас).
***
Мы ищем на ощупь любовь.
Мы жизнь проверяем на пробу.
Средь истин-иллюзий-узлов
За здравие терпим хворобу.

И Бога каждый из нас
По-своему близость познает.
А счастье?.. Лишь Здесь и Сейчас
Оно путь души освещает.

На грани и яви, и снов
В день новый глаза открываем…
На веру мы примем любовь,
На стойкость судьбу испытаем.

23 февраля 2019

И вот эта формула – путь души освещает счастье – лично с этим я сталкиваюсь в первый раз. Классиче6ская литература основана на страданиях: страдает автор, страдает герой, страдает весь мир, мятежный парус просит бури, и мы до такой степени с этим сжились, что не знаем ничего иного. Красота мир не спасает, доброта кажется слабостью – мы заходим в тупик. А ведь на самом деле выход есть всегда – быть счастливым здесь и сейчас и хранить свет своей души, ну и душ тех, кто рядом, естественно, тоже.
Вот какой я мудрой стала, но исключительно после того, когда познакомилась с творчеством Виталия Бабича. И не могу не послать каждому из нас такое его пожелание. Оно точно лишним для нас для всех не будет.

Твой легкокрылый день

Пусть
легкокрылый день опустится на плечи!
И нежная сирень цветущий аромат
Развеет на сердца, улыбки, взгляды, речи…
И свежесть… просто так... всем дарит… невпопад…

Пусть
в небе облака молитвенно витают,
Кружится тишина сквозь дымку суеты!
И… радуясь всему, что мир твой окружает,
Из дома – в новый день – с улыбкой выйдешь ты…

23 мая 2019