Невероятная Высота Виталия Бабича

Любовь Сушко
Невероятная Высота Виталия Бабича

Весной этого года я проанализировала книгу «Новизна» – первый сборник стихотворений поэта и писателя из Белоруссии (г. Минск) Виталия Бабича.
Уже в то время был почти готов и второй сборник его стихотворений, получивший название «Высота».

https://ridero.ru/books/vysota_1/

 И теперь очень любопытно сравнить первую и вторую книгу.
Я говорила о том, что в «Новизне» не было проходных стихотворений, хотя мы все этим грешим, какие-то тексты переоцениваем, с какими-то просто не хочется расставаться, а то, что не нравится сегодня, завтра может показаться прекрасным – такое бывает. Но Виталий так тщательно работает над своими творениями, он всё-таки редактор с многолетним стажем, поэтому с ним подобного не случилось в прошлый раз, первый блин, к нашей радости, не оказался комом.
Мне очень хотелось, чтобы в моём восприятии две книги не смешались, чтобы прошло какое-то время между знакомством с первым и вторым сборником. И как поэт любит подчёркивать время года, когда творятся стихи, так и для меня это оказалось в разные временные промежутки. Бал март – весна, теперь август – почти осень, и я снова углубилась в его поэтический мир. И признаюсь честно, немного в нём утонула. Реальность написанного превзошла ожидания…
Но прежде всего надо дать слово самому автору, уж ему ли не знать, как и что изменилось, ведь всё равно лучше автора никто не знает и не оценит свои произведения, а мы только можем согласиться или высказать собственное суждение по поводу. Слово автору

В этот второй сборник я включил стихотворения, сотворённые мной в 2015-2019 годах. Теперь «Высота» стала логическим и лирическим продолжением «Новизны», причём за эти 5 лет было написано больше, чем за предыдущие 10. Почему?.. Просто всегда желанная мною, порой непредсказуемая, но бесконечно очаровательная и слегка капризная Поэзия чаще и дольше сопровождала меня на перекрёстках и перевалах жизни:

Набирая Высоту,
В неизведанные Выси
Мы отправили Мечту,
Сами в суете зависли…

А когда мечту встречать
Через месяц мы решили,
Не смогли её узнать –
Лишь одни Надежды были…

Значит, новую Мечту
Мы отправим в Счастья Космос,
Только держим Высоту
Неизменно: до и после!..

12 апреля 2025
(совпало с Днём космонавтики:)

Такая вот получилась история. То, что тексты расставлены по датам их написания, – очень любопытная тенденция, и мы можем понять, что и как изменялось в мировоззрении автора. А изменилось очень и очень многое.
Я сразу же выделила несколько тем, которых не касалась в прошлый раз, и в первую очередь это тема времён года, ведь к ним автор так трепетно относится. И постепенно я поняла, что это не просто время жизни, это отношение наших древних волхвов и славян к каждому из времён года, к его тонким особенностям, понимание цикла как периода жизни с его особенностями и со своей прелестью.
В отдельной статье я попытаюсь показать подобное отношение поэта 21 века к древнему ощущению мира. Здесь больше каких-то личных текстов, позволяющих говорить о переменах во взглядах лирического героя, здесь проступает его величество Минск, любимый и родной город нашего поэта. Минск играл важную роль в романе «Шахматный дуэт», и мы успели познакомиться с его сакральными местами, улицами, площадями и даже метро, – город там один из героев повествования и очень важный герой, а вот в лирике Виталия его почти и не было.
Здесь есть любимый образ пространства, в котором существует герой, и это бесконечность между небом и морем, недаром сборник называется «Высота», и будет ещё немало открытий чудных, которыми так щедро делится с миром наш автор.
Ещё одно явление стоит отметить. Я писала накануне пьесу и статьи о творчестве Ф.М. Тютчева с его невероятно глубокими философскими мотивами, и дивилась тому, насколько много всего этого невероятного мироощущения и у В. Бабича. Хотя могу предположить, что не настолько глубоко Виталий знаком с лирикой нашего гения, просто это живёт и дышит в нём, совпадает, витает в воздухе среди его образов, тем, мотивов. Могу утверждать всё это потому, что мы много общались именно в контексте его творчества, и это не мои догадки, это его стиль и образ мыслей. Он так чувствует, он так пишет, но тяготение к золотому веку, от которого мы все сегодня так далеки, в нём всё время прослеживается.
Второй сборник тоже живёт и дышит новизной, но на высоте он оказался невероятной. И когда его просто читаешь, это не так заметно, а вот когда начинаешь вчитываться, то захватывает дыхание от того уровня, который нам задаёт поэт.

* * *
Мгновенья радости и Вечность неделимы,
Их связь хрупка, тонка – едва ли уловима…

Мы снова эти нити разрываем,
Бежим за жизнью. Но от Жизни убегаем…

В мгновеньях счастья Вечность блеск свой отражает,
И в зеркалах таких все беды меркнут, тают...

След истины. Дорога. Бесконечность.
Свет в вышине, а с ним – Мгновенновечность…

Ноябрь 2015

То, что как журналист и словесник Виталий не только чувствует прекрасно, но и дарит нам новые слова и смыслы, в этом ничего удивительного нет, а вот когда эти смыслы наполняются философским звучанием, да ещё с мифическим контекстом, и не только контекстом, но и мировосприятием, это уже совсем другое дело.
Соотношение мгновения и вечности, отражающиеся в зеркалах и обычных, а прежде всего в зеркалах вод, – это привычное состояние поэта. Он выбирается на природу, много времени в минуты отдыха там проводит, размышляет, философствует, сочиняет не только стихи, но и музыку, и это идёт оттуда, с высоты, на которую поднимается его душа, а ещё из прошлого, далёкого прошлого – связь с ним просматривается всё яснее…
К сожалению, чаще всего, мы всё это утрачиваем, вписываясь в среду и суматоху большого города, принимая его ритм. С Виталием этого не происходит. Это его нормальное состояние жизни, оно и отражается в стихах. Он из тех, кто живёт, как дышит, и пишет так, как видит и чувствует.

В мгновеньях счастья Вечность блеск свой отражает,
И в зеркалах таких все беды меркнут, тают...

В новом сборнике он способен отделять сиюминутные огорчения, печали от радости бытия. Только потому для него открывается большее:

Свет в вышине, а с ним – Мгновенновечность…

Вечность в течении времени, возможность отстраниться от минут и часов и оказаться в ином пространстве…
Помнится, когда-то в детстве мне это удавалось, а потом как-то всё изменилось и растворилось, и пропало. А он смог сохранить в себе эти ощущения, и они прекрасно отражены в его поэтике. В том же «Августовском цикле» такого уже далёкого от нас 2016 года:

* * *
Река. Теченье. Скорость. Время.
Стремимся. Бегаем. Бежим...
Душа – делитель и дилемма.
Мы к ней и от неё спешим.

Теплее! Ближе! Интересней!..
Я для тебя. Ты для меня.
Наполнишь сердце новой песней
И прозвучишь в мотивах дня...

Ночь. Утро. День. И... бесконечность
Мерцает. Светится! Горит...
Ты слышишь, как смеётся Вечность
Или о чём-то говорит?!

Я слышу только, как застыли
Мгновенье, Время, Тишина...
И, кажется, что мы не жили
Ещё всецело и сполна.

Это тоже о способности управлять временем, не слышать и не чувствовать его ход, а потому обманывать его течение. Но если есть такие ощущения, то мы можем почувствовать не только миг, но и Вечность.

Я слышу только, как застыли
Мгновенье, Время, Тишина...

А не этого ли добивался Мефистофель от своего спутника, к нему приставленного доктора Фауста? Помните, какая там коронная фраза?
Хождения по мукам героя закончатся, если он воскликнет: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!». И что только Мефистофель не творит, какие испытания не посылает, но… профессор, постигший все науки, никак не может понять красоту и восторг жизни, и тем самым остановить время, чтобы шагнуть в вечность.
У Виталия Бабича это получается где-то в середине пути, а может быть ещё раньше, если верить хронологии творений. Через несколько дней у него будет юбилей, но если верить датам написания стихотворений, то и 10 лет назад он прекрасно умел это делать.
Боюсь даже представить, что есть в стихотворениях после 2019 года, которые ещё не оформлены в поэтические сборники, вероятно, дух захватывает.
Он и сам и в этом, и в следующем стихотворении отмечает, обращаясь к читателю, своему собеседнику, что мы с тобой ещё не жили, что всё впереди, всё только начинается.

***
А мы с тобой ещё не жили
На чистой, радужной планете...
Или об этом позабыли
В бурлящей, ветреной су;те?

Мы не изведали улыбок,
Что сотни судеб согревают,
И наш с тобой мешок ошибок
Нередко путь отягощает.

Мы выше неба не взлетали
И звёзд друг другу не дарили.
Не оттого ли мы теряли
Так часто то, что находили?

Но, к счастью, крылья не сложили.
И с пряником не съели кнут.
Мы на процентов тридцать жили,
А семьдесят?.. Ещё нас ждут!

Август 2016

О том, что наш автор оптимист в любой самой сложной ситуации, мы знали и раньше, но перечитайте эти лёгкие и великолепные строки, они заряжают невероятной энергией.
Оказывается, взлететь можно и выше неба, и подарить друг другу звёзды, да мало ли что ещё можно сделать в нашей невероятной жизни, если душа крылата и наполнена оптимизмом.

Времена суровы, и как говорил наш классик, их не выбирают, но поэт должен стремиться к гармонии и нам дарить именно гармонию, чтобы потом и он, и мы могли воскликнуть «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!», и не мучить своим брюзжанием ни себя, ни тех, кто рядом.
А беда наша и состоит в том, что не пошли мы по Пушкинскому пути гармонии, нам Лермонтов с его Демоном-разрушителем оказался дороже. И путь разрушения и вечной грусти завёл нашу прекрасную литературу в тупик. Как говорил кто-то из критиков о ней, родимой, наше будущее литературы – это прошлое. И так хочется, чтобы кто-то опроверг это утверждение.
И мы всё ещё на этом пути остаёмся, уверенные: то, что у Пушкина не получилось, а у нас-то точно получится. И только немногие смельчаки решаются повернуться к Пушкину лицом и идти по его светлому пути, и даже уходящей, но  любимой женщине написать:
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Это как раз про Виталия Бабича, и подобные по сути строки есть уже в его «Новизне», а в «Высоте» они царят и оставляют надежду. Но одно из самых сильных стихотворений этого периода, на мой взгляд, звучит так:

* * *
Мы её давно назвали Смертью,
А она напарник верный Жизни.
Вы ей чаще, как пророку, верьте –
И спокойно-чинной, и капризной.

Мы её боимся, дразним, гоним.
И стакан воды ей не подали б.
А она, как старый добрый клоун,
Безобидно жмёт судьбы педали.

Снова Жизни «прожитой» сплетенье
Ловко презентует Смерть для Судей…
Не сбежать. Не спрятать ни мгновенье.
Лишь узнать: какой Жизнь дальше будет…

27 февраля 2018

Если бы я жила в контексте православия, то, наверное, восприняла бы эти строки по-другому. Но именно сегодня я пишу книгу о рождении славянских богов, о том, как и чем они отличаются от тех же греческих, и потому прекрасно, лучше многих понимаю, что до нас хочет донести поэт.
Морена и Жива – две совершенно равных богини, они живут в гармонии и одна без другой не может существовать. Уберите Морену, как Сизиф убрал Танатоса, и… на земле наступил хаос, люди перестали умирать, и весь античный мир готов был рухнуть. Это Зевс приказал срочно найти и вернуть на землю бога смерти, чтобы спасти свой мир.
Но наша богиня мудра и прекрасна, она приходила к человеку, который должен был покинуть этот мир, чтобы он успел что-то исправить, чтобы попросить прощения у близких, и спокойно шагнуть за черту мира. И рядом с ней уходить было бесспорно легче, чем в страхе, одиночестве, пустоте. Потому наши далёкие предки не боялись смерти, они воспринимали её спокойно, без истерики и паники.
А человек, стремящийся к гармонии, только так и может думать и воспринимать мир.
Вообще, от стихотворения к стихотворению в этом сборнике для меня всё чётче прорисовывается образ древнего нашего мудрого волхва, постигшего тайны вечные и обречённого возвращаться в мир, чтобы поведать нам о главном.
О том, что Виталий Бабич – именно такой тип поэта-чародея, будет видно дальше, как только мы обратимся к стихотворениям о временах года, о природе, которая для него, как известно, храм. И храм в самом лучшем понимании этого слова.
Кстати, капища древних богов всегда были в заповедных лесах, а вовсе не шумных городах. И люди туда приходили именно затем, чтобы отрешиться от мира, побыть наедине с собой, и подумать о Вечном. Именно это Виталий всё время и делает. Древняя память живёт в его светлой душе.
Оттуда он и приносит в наш мир свои невероятные по сути стихотворения. Свобода – главное состояние души и для человека вообще, и для творца в особенности. Никакие оковы, никакие кандалы не могут лишить его свободы прежде всего внутренней, свободного полёта души на той самой невероятной высоте.

* * *
Дышу тобой, с тобой, моя Свобода!
Пытаюсь глубже разглядеть себя
Под ярким освещеньем небосвода,
Под тенью убегающего дня.

А если впрыгну в сеть самообмана,
Придёт на помощь удалой дуэт –
Лихая Правда, что груба и пьяна,
Да Истина – её трезвее нет.

И буду дальше жизнь пускать по кругу:
По циферблатам дня, недели, года...
И больше доверять тебе, как другу,
Дыша тобой – собой, моя Свобода…

31 июля 2018

А в современные измерения времени и пространства такой поэт не вписывается и вписываться не собирается, и это замечательно; было бы печально, если бы он стал одним из нас. Хороших поэтов немало и в наше время, но есть уникальные, неповторимые – те, рядом с которыми дух захватывает

* * *
Текут и жизнь, и время, и судьба,
Объединяясь в быстрые потоки.
Вчерашних мыслей тёплая вода
Уже несёт прохладные истоки.
Сказалось ли влиянье октября
(вчера в домах включили отопленье!),
Иль ты, себя немножко не любя,
Не в каждом новом дне ждёшь День рожденья?

А в это время осень-водопад
Уносит листья тихою рекою…
Кто каждому этапу жизни рад,
Не упускает что-то дорогое…

5 октября 2018

Продолжение  здесь:
http://stihi.ru/2025/08/21/3843