смерть Кокто в пальто Палей

Михаил Просперо
http://stihi.ru/2025/06/16/4507

...в 1932 году между Жаном Кокто и Натали Палей вспыхнул роман. Жан был гомосексуалистом, и Натали стала единственной женщиной в его жизни. В царственной принцессе-манекенщице Кокто привлекала сила духа, совершенная красота, точность и острота суждений, а также умение понимать. Роман влюблённых продолжался несколько месяцев и закончился весьма трагично.

Палей от него забеременела, но была вынуждена пойти на аборт. Па некоторым данным, такое требования выдвинула Мари-Лор де Ноай (покровительница Кокто). Она боялась, что из-за Натали потеряет свою власть над Жаном.

Полагаю, скорее после убийства своего подобия чувствительный Кокто расстался с княжной и окончательно возненавидел всех женщин. Его многолетний партнёр-любовник Жан Маре писал в своих воспоминаниях, что режиссёр не выносил даже случайного прикосновения женского.

В фильме Кокто «Орфей» милосердная и прекрасная Смерть имеет черты Палей - ведь она окончательно убила в нём мужчину. Кокто так сказал об этом персонаже: «Смерть — самая элегантная женщина в мире, потому что она занимается только собой».

...но, может быть, их совместные занятия только собой и не предполагали собой для принцессы из рода Романовых такого рода продолжение рода ...?
*


...любила, убила, забыла -
какая-то ложь

кот черный в доме Кокто
резиновые перчатки

...эскорт, нет, спорт, за что же аборт -
о женщина-нож

смерть носит розовое пальто
принцессы внучатой

...Россия, мессия, ужасная сила -
колючая брошь

весло Харона хлюпает под мостом
как плеть со свинчаткой


*
Некоторые особенности образа Смерти в интерпретации Кокто:
Это молодая утончённая женщина, принцесса загробного мира.
Одета по последней моде в розовое платье и манто.
Работает с помощью приборов, чётко и слаженно, но процесс «умирания» в её руках подчинён схеме и лишён какого-либо романтического или возвышенного ореола.
Надев резиновые перчатки (деталь, всегда связанная у Кокто со смертью), осуществляет невидимую страшную работу.
На судилище, куда её и Эртебиза вызывают за нарушение долга и забвение законов «зоны», она отважно признаётся в своей любви к Орфею.
В финале, достигая вершин трагизма, Принцесса Смерти просит помочь ей в мятежном деле возвращения Орфея к жизни.
Роль Принцессы Смерти исполнила Мария Казарес (на фото)

http://stihi.ru/2025/06/17/4186