Конкурс на досуге - 204. Задание

Маллар Ме
Друзья! И снова пятница,  пора начинать!

   Только что закончился знаменательный день, когда вся интеллигентная часть человечества вспоминала великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. И мы не на досуге уделим ему своё внимание. Знал ли Пушкин латынь? Праздный вопрос. Тогда это было частью образования. Но любил ли? Нам предстоит убедиться, что говоря сам о себе по данному вопросу, гений несколько лукавил... 

   Итак, объявляется тема 204 конкурса На досуге:

                Vox et praeterea nihil —

                ПУСТОЙ ЗВУК И БОЛЕЕ НИЧЕГО
                ____________________
 
     Это эпиграф, взятый А.С. Пушкиным из текста Овидия к рукописи своего стихотворения-оды «Клеветникам России». Стихотворение-ода А. С. Пушкина опубликовано в 1831 году и написано в связи с польским восстанием 1830—1831 годов. Непосредственным поводом для его создания стали призывы некоторых депутатов французского парламента[фр.] к вмешательству в военные действия против русской армии на стороне польских повстанцев.

   Источником латинского эпиграфа послужил излагаемый Овидием в «Метаморфозах» (III, 356— 399) миф о нимфе Эхо, иссохшей от неразделенной любви к прекрасному Нарциссу:

   Extnuant vigiles corpus miserable curae, Adducitque cutem macies et in a;ra sucus Corporis omnis abit. Vox tantum atque ossa supersunt. Vox manet: ossa ferunt lapidis traxisse figuram

   (Истощают несчастное тело бессонные заботы, худоба стягивает кожу, все соки тела уходят и воздух. Остаются только голос и кости. Голос продолжает существовать, а кости, говорят, приняли образ камня).

    Легко понять, почему этот эпиграф оказался снятым в печатном тексте стихотворения: здесь всякая ассоциация с любовным сюжетом «Метаморфоз» была бы крайне неуместна.

   Но согласитесь, подобный приведенный пример творческого использования латинского текста с полной убедительностью показывает, что высказанная Пушкиным в «Опровержении на критики» самооценка, касающаяся его познаний в латинском языке  («с тех пор, как вышел из Лицея, я не раскрывал Латинской книги и совершенно забыл латинский язык»!), не соответствует действительности и в известной мере может быть сопоставлена с аналогичным его высказыванием о своем французском языке (письмо к Е. М. Хитрово от 20 июня 1831 г.).

   Многие другие примеры говорят не только о широкой начитанности в латинских текстах, несомненно выходящей за круг авторов, включенных в лицейскую программу, но и о творческом подходе в использовании цитат.

   Но вернёмся к нашей цитате.

Пустой звук обычно употребляется в пренебрежительном значении - лишённые всякого значения, смысла слова, ничего не значащие высказывания. Например:

"— Своя хата, своя семья! Эти слова не были для него пустым звуком. Он постоянно думал о своём маленьком дворе с садиком и колодцем" (С. Бабаевский. Кавалер Золотой Звезды).

 Есть слово "пустозвон" - так говорят о людях. Болтун, пустомеля.

   Но эти значения употребляются в разговорном стиле. Не всегда применимо для поэзии. Попробуем найти что-то более возвышенное у классиков о том, когда остаются только звук и более ничего, и потому, выходит, что звук оказался пустым...

                Звуки
                /Федор Глинка/

Порой в полночной тишине
В глухой, безлюдной стороне
Я слышу песнь, я слышу звуки —
И сердцу сладостны они,
Как детства золотые дни!
От них стихают сердца муки.
Незримый тенор! твой напев
Сквозь душу с роскошью проходит,
Как ясный взор невинных дев.
Не знаю я, отколь приходит
Сей глас, как отзыв горних стран;
Но с ним целенье скорбных ран;
Он сладостно питает думу.
Молчат светила в вышине,
Леса наземные без шуму;
Но в сей безгласной тишине
В глухой безлюдной стороне,
Скрестя на грудь в покое руки,
Я слышу песнь, я слышу звуки!..

Опять они! всё те же звуки!
Там, где-то там, в туманной мгле,
Белее снега чьи-то руки
На звонком движутся стекле, —
И жизнь и песни под перстами!
Вон — там, незримыми устами,
О чем-то чудном говорят.
Сдается мне, поют про тайны
Плывущих в синеве миров,
О мятежах земли случайных,
О дивном жребии веков:
Возвышен голос сей и важен!
Как в ясном хрустале вода,
Он чист — и сладостно-протяжен,
Как чувство радости, когда
Мы, после долгия разлуки,
Пред девой милою сидим
И молча в очи ей глядим.
Опять они! всё те же звуки!..

Когда погаснут все огни
И стихнут голоса в многоглагольном граде,
Я слышу в тишине — опять они!
Как челн в волнах — душа в отраде…
О чем поют, не знаю сам,
Но с песнью сей — як небесам!
Звучите ж вы, чарующие звуки!
Целите ж вы души скорбящей муки!
В часы святой, полночной тишины,
Отвеяв дня тоскливого заботы,
Вы так светлы, как луч луны,
Скользящий с ясной позолоты.
                1828

 ***
             /Александр Пушкин/

Мне бой знаком — люблю я звук мечей;
От первых лет поклонник бранной славы,
Люблю войны кровавые забавы,
И смерти мысль мила душе моей.
Во цвете лет свободы верный воин,
Перед собой кто смерти не видал,
Тот полного веселья не вкушал
И милых жен лобзаний не достоин.
                Апрель 1820

        Звуки
                /Михаил Лермонтов/

Что за звуки! неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! что за звуки! жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают
Все, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки,
Образ милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне.
И опять безумно упиваюсь
Ядом прежних дней
И опять я в мыслях полагаюсь
На слова людей.

                ***
                /Евгений Баратынский/

Что за звуки? Мимоходом
Ты поешь перед народом,
Старец нищий и слепой!
И, как псов враждебных стая,
Чернь тебя обстала злая,
Издеваясь над тобой.

А с тобой издавна тесен
Был союз Камены песен,
И беседовал ты с ней,
Безымянной, роковою,
С дня, как в первый раз тобою
Был услышан соловей.

Бедный старец! слышу чувство
В сильной песне… Но искусство…
Старцев старее оно;
Эти радости, печали —
Музыкальные скрыжали
Выражают их давно!

Опрокинь же свой треножник!
Ты избранник, не художник!
Попеченья гений твой
Да отложит в здешнем мире:
Там, быть может, в горнем клире,
Звучен будет голос твой!

           ***
             /Александр Блок/

Приближается звук. И, покорна щемящему звуку,
Молодеет душа.
И во сне прижимаю к губам твою прежнюю руку,
Не дыша.

Снится — снова я мальчик, и снова любовник,
И овраг, и бурьян.
И в бурьяне — колючий шиповник,
И вечерний туман.

Сквозь цветы, и листы, и колючие ветки, я знаю,
Старый дом глянет в сердце мое,
Глянет небо опять, розовея от краю до краю,
И окошко твое.

Этот голос — он твой, и его непонятному звуку
Жизнь и горе отдам,
Хоть во сне, твою прежнюю милую руку
Прижимая к губам.
                2 мая 1912

   ***
                /Осип Мандельштам/

Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной…
                1908

          ***
                /Анна Ахматова/

И жесткие звуки влажнели, дробясь,
И с прошлым и с будущем множилась связь.
                Осень 1960

  Отрывок из стихотворения Иосиф Бродский "Полдень в комнате"

X
Я был скорее звуком, чем —
стыдно сказать — лучом
в царстве, где торжествует чернь,
прикидываясь грачом

в воздухе. Я ночевал в ушных
раковинах: ласкал
впадины, как иной жених —
выпуклости; пускал

петуха. Но, устремляясь ввысь,
звук скидывает балласт:
сколько в зеркало не смотрись,
оно эха не даст.
*

  Давайте и мы творчески подойдём к использованию латинской цитаты или её значения. Это даёт широкий простор для фантазии и самовыражения. И прошлый опыт показывает, что разнообразный подход к раскрытию темы только обогащает... Посмотрим, что получится на этот раз. Но огромная просьба не уходить в политические вопросы, помните об ограничениях, изложенных в правилах. Всех, кто не в состоянии сдерживать свои чувства в этом отношении, уже давно нет в нашем проекте. Тема не окажется провокационной, если найти правильный к ней подход, и тогда поэтическое слово не будет пустым звуком, оно дойдёт до нужного восприятия читателя, не оттолкнув его... И ещё... Цитата показанная в иллюстрации, несмотря на её актуальность сегодня - не тема, а всего лишь упоминание об источнике фразы в таком виде, как она показана в задании.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

 Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.

   ВНИМАНИЕ: любителям ЛОГАЭДОВ!!! Помните, что логаэд - строгий метр. Ведущая при не соблюдении заданного ритмического рисунка может не принять стихи на конкурс!!!

   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  3. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение! И не думайте, что такая похвала будет лицемерием! В стихах каждого найдётся своя изюминка!
______________________

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова