Конкурс на досуге - 185. Задание

Маллар Ме
 Дорогие друзья! И снова ПЯТНИЦА, и снова здравствуйте!

  Одной из целью этого проекта является обмен опытом между участниками, когда мы учимся замечать достоинства, что удачно получилось. Чем больше находим, тем выше ставим оценку. Всякие недоработки можно доработать, а вот удачный формат и ракурс  раскрытия темы, использование средств художественной выразительности и много чего другого могло бы просто пройти незамеченным. Но подмечено, благодаря участию в нашем проекте, участники начинают более складно писать, формировать чётко мысль. Всё не проходит бесследно. А почему? Потому что мы продолжаем учится. А у кого? Разве бывает так, что кто учит и сам учится? Конечно, так и происходит! Помните забавное шутливое выражение учителя "Другим объяснял и сам понял"? Только прошедший День студента нам всем в помощь!

            Итак, объявляется тема 185 конкурса На досуге:

                Docendo discimus

              УЧА, УЧИМСЯ  / Уча других, учимся сами/
                ___________________________________   
                \Доцэ’ндо ди’сцимус/

         Источник латинской фразы: Сенека, Письма к Луцилию
            
  На этой неделе были два события "День студенчества" и 100 лет со дня смерти вождя пролетариата В.В. Ленина (21 января 2024 года). Вспомним его известную фразу "Учиться, учиться и учиться".

     После подписания в 1755 году императрицей Елизаветой Петровной указа об учреждении Московского университета «Татьянин день» стал праздноваться сначала как день рождения университета, а позднее и как праздник российского студенчества. С 2005 года день 25 января в России официально отмечается как «День российского студенчества».

  В связи с этим вполне уместно вспомнить и другие хорошо известные, ставшие крылатыми, фразы, и не только:

 - Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. \Александр Сергеевич Пушкин\
   -  Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться./Сенека Луций Анней (Младший)/
 - Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился во младости.      /Екатерина II\
 - Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.    /Леонардо да Винчи/
 - Только для созидания должны вы учиться!       /Фридрих Ницше/
 - Легко в учении — тяжело в походе, тяжело в учении — легко в походе.  /Александр Васильевич Суворов/
 - Учатся у тех, кого любят.    /Иоганн Вольфганг Гёте/

   Последнее высказывание приоткрывает дверцу понимания нашей цитаты, которая имеет двоякое направление обучения: кто учит, тот и сам учится. Чему он может учиться? Здесь наших педагогам-профессионалам больше известно, чему они могут учиться у своих учеников. Терпению, наверное, в первую очередь. Сложная профессия. Жизнь не стоит на месте, учитель - есть связь поколений, передающий свой опыт и знания, но он и сам учится, чтобы идти в ногу с прогрессом. А самое главное он учит и учится сам человечности, потому что без неё всё становится уже неважным и теряет интерес.

  «Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится. Как только он перестает   учиться, он перестает быть учителем» К.Д.Ушинский

 Век живи - век учись! Добавим - даже если твоя профессия учить других. Но и в семье родители тоже учителя своим детям, с самых первых дней жизни они начинают передавать навыки своим чадам, потому что человек - это не животное, как лошадь - встала и пошла. Человека надо учить, и его надо любить, чтобы в ответ тоже получить любовь.
 
    - Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребенка.  /Владимир Федорович Одоевский/

 - На нашем пути бывает период, когда мы учим других тому, что знаем сами, затем, однако, приходит пора, когда учишь тому, чего и сам не знаешь. \Ролан Барт/

  Последнее высказывание любопытно тем, что когда-то наступает осознание того, теория в отрыве от практики всегда остаётся теорией. А любая практика обогащает и учит чему-то ещё. Не потому ли обученные студенты после распределения на месте работы начинают учиться как будто заново. А что он делал все эти годы, посвящая так много времени теориям и законам, которые ему не всегда пригодятся? Развивался. Он учился учиться, потому что после окончания учёбы ему придётся учиться всю жизнь и в разных отраслях, чтобы быть успешным в жизни, чтобы не потерять уважение и справляться с различными задачами, которые диктует жизнь. В конце концов, уча других и учась сам, человек приходит к мудрости. Печально, что не со всеми к старости это происходит...

 Неудивительно, что эта тема наводит на глубокие раздумья и стихи представляются из жанра философская лирика. Возможно как-тто и по-другому подойти к затронутым вопросам, но пока остановимся на том, что было уже написано:

               ***
                /Александр Пушкин/
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
                1829

    Истинная мудрость
                /Николай Некрасов/
        (отрывок)

Не всё постигнул ум надменный,
Не всё светло для мудреца,
Есть много таин во вселенной,
Ключи которых у творца.
От жажды знанья плод не сладок,
О, не кичись, средь гордых дум,
Толпой бессмысленных догадок,
Мудрец! пред богом прах твой ум;
Твои открытия случайны.
Тебе поверил ли эфир
Свои божественные тайны,
Свою судьбу сказал ли мир?
Дала ли жизнь тебе способность
Постичь хоть самого себя,
Ясна ль очам твоим загробность,
Дно моря светло ль для тебя?
Понятны ль дивные явленья
В природе неба и земли,
Пути планет, миров движенья,
Буран, что топит корабли,
Утроба гор, что родит злато
Иль мещет пламень и пожар?
Всезнанья жаждою богатый,
Ты угадал ли тайну чар,
Во сне тебе дающих крылья?
В себе ты понял ли, скажи,
Боренье силы и бессилья,
Ничтожность тела, мощь души?
А своенравная судьбина,
С которой бедственна борьба,
...


 La faillite de la science
                /Вячеслав Иванов/
        Вл. Н. Ивановскому

Беспечный ученик скептического Юма!
Питали злобой Гоббс и подозреньем Кант
Твой непоседный ум: но в школе всех Ведант
Твоя душа, поэт, не сделалась угрюма.

Боюся: цеховой не станешь ты педант.
Что перелетная взлюбила ныне дума?
Уже наставник твой — не Юм — «суровый Дант»!
Ты с корабля наук бежишь, как мышь из трюма.

В ковчеге ль Ноевом всех факультетов течь
Открылась, и в нее живая хлещет влага?
Скажи, агностик мой, предтеча всех предтеч:

Куда ученая потянется ватага?
Ужели на Парнас?. Затем что знанья — нет!
Ты бросил в знанье сеть и выловил — сонет.


                ***
                /Николай Заболоцкий/
Во многом знании — немалая печаль,
Так говорил творец Экклезиаста.
Я вовсе не мудрец, но почему так часто
Мне жаль весь мир и человека жаль?

Природа хочет жить, и потому она
Миллионы зерен скармливает птицам,
Но из миллиона птиц к светилам и зарницам
Едва ли вырывается одна.

Вселенная шумит и просит красоты,
Кричат моря, обрызганные пеной,
Но на холмах земли, на кладбищах вселенной
Лишь избранные светятся цветы.

Я разве только я? Я — только краткий миг
Чужих существований. Боже правый,
Зачем ты создал мир, и милый и кровавый,
И дал мне ум, чтоб я его постиг!
                1957

*
   Друзья, вам предоставляется возможность поделиться чему мы можем учить и одновременно учиться. Тема предполагает разный подход. Поэзия имеет разные жанры. Определитесь, пожалуйста, когда вдохновение придёт к вам.

***

    Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не из чувства долга, а по внутренней потребности, которое ведёт к чувству удовлетворения, когда получите в рифму желаемое. А если не совсем так, Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

ВНИМАНИЕ!!!

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.

   ВНИМАНИЕ: любителям ЛОГАЭДОВ!!! Помните, что логаэд - строгий метр. Ведущая при не соблюдении заданного ритмического рисунка может не принять стихи на конкурс!!!

   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  3. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение! И не думайте, что такая похвала будет лицемерием! В стихах каждого найдётся своя изюминка!
______________________

Иллюстрация: Художник Leach, Ethel Pennewill Brown

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова